Обзор Broken Sword: The Angel of Death
Жанр: adventure
Разработчик: Revolution Software\Sumo Digital
Издатель: THQ
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: серия Broken Sword, The Da Vinci Code, Dreamfall: The Longest Journey.
Минимальные требования: Pentium 4 1.4 GHz, 256 MB RAM, 128 MB Shader model 1.1 compatible video card, 2.6 GB free hard drive space
Рекомендуемые требования: Pentium 4 1.7 GHz, 512 MB RAM, 128 MB Shader model 1.1 compatible video card, 2.6 GB free hard drive space Официальный релиз: 12 сентября 2006 года
Подводить итоги года пока рановато, но уже сейчас можно спокойно судить — 2006 на адвенчуры выдался урожайный, только не будем говорить о качестве того, что оказалось в магазинах, многое из этого ждали с нетерпением и даже с каким-то завидным трепетом. Что-то не получилось, что-то не дотянуло даже до анонсированного своего уровня, не говоря уж о мечтаниях самих геймеров. С началом осени, жаркой поры в игровом мире, мы наконец-то сможем насладиться тем, что так давно ждали, — буквально возрождение одной популярнейшей квестовой серии в виде Broken Sword: The Angel of Death.
Сломанный клинок
Первая часть серии BS, называвшаяся Broken Sword: The Shadow of the Templars, в свое время (до неприличия давно) произвела много шума. Сейчас найти ее на прилавках в каких-нибудь сборниках фактически невозможно. Раритетом является и вторая часть Broken Sword: The Smoking Mirror — сиквел пускай и был встречен положительно публикой, но свою порцию критики все же получил. Правда, некоторую роль в этом сыграл колкий юмор игры. И вот настало новое тысячелетие, эпоха шутеров и консолей, квесты на грани вымирания, а публика ждет третьей, объявленной заключительной части — Broken Sword: The Sleeping Dragon. Пожалуй, по шуму вокруг себя эта часть превзошла как вторую, так и первую, ибо то, что геймеры увидели, оказалось совершенно не похожим на BS, чуждым, попахивающим халтурой. В тот момент мало кто не вспоминал родственников Чарльза Сесила, геймдизайнера серии. А все из-за чего? Переход в 3D, прошедший не лучшим образом, исчезновение point-and-click, однообразный геймплей и некоторые другие моменты сильно рознили "заключительную" часть с остальными. Вот так, то, что намечалось стать апофеозом, стало болезненным фиаско. Но такой поворот событий дал возможность Сесилу продолжить сериал — надо же исправлять положение, не пропадать же пускай слегка очерненному, но все-таки уважаемому брэнду!
"You are crazy!"
Anna Maria
Предсказуемость не есть хорошо, а когда она превращается в нечто похуже, то нужно грызть ногти или делать ноги. Фиаско Broken Sword: The Sleeping Dragon оказалось не только неожиданным и чуть ли не фатальным в судьбе серии, но также в судьбе вечно неунывающего нашего Джорджа Стоббарта, голубоглазого блондина с Калифорнийского побережья. Теперь он у нас всего лишь мелкий-премелкий клерк, проживающий в мрачном дождливом Нью-Йорке, и нет никаких предпосылок того, что Джордж сможет выбраться из этого дна. Впрочем, он не унывает, благо, воспоминаний прошедших бурных лет ему хватит надолго.
Разработчики просто жаждали создать реалистичную картину вокруг. Думали, ребяточки, опять веселая сказочка на ночь будет? "Джордж Стоббарт против инопланетных пришельцев"? Или "Джордж Стоббарт раскрывает план вселенского заговора?" Куда уж! На драконах и марсианских хрониках сейчас далеко не уехать, народ любит что-нибудь горяченькое, огнестрельное и "шоб крови-и-и побольше". Итог всех этих хождений по мукам таков... …Однажды утром вбегает в офис к Джорджу красивая (других не держим) блондинка и начинает лепетать всякую интригующую несуразицу про какие-то манускрипты, заговоры, ну а в следующую секунду в офис, вслед за ней, врывается банда головорезов — и понеслась пурга-кочерга неоригинальностей. Не подумайте, сюжет не шаблонный в целом, но его "позвоночник", костяк, как говорится, состоит если не из кричащих, то, во всяком случае, известных штампов разных лет. Оригинальничать надо уметь, но и применять шаблоны — тоже. Разворачивающееся на глазах представление полно поворотов, на которые когда-то вешали ярлыки "неожиданный". Теперь абсолютно никакого удивления, да и вообще какой-либо реакции не вызывают. Ну вот, что удивительного в том, что нас после бурной ночи, с раскалывающейся головой, в постели (одного, заметьте!) застает местная полиция и кидает в последующий час за решетку? "Было" — мысленно отмечаем галочкой. Или пришедших к нам на выручку переодевшихся старых друзей? "Было" — вновь галочка. Да, даже эта завязка, с "неожиданно" свалившейся на голову девушкой и погоней за ней — старо как мир.
Сюжет — словно мозаика, причем элементы получившейся картинки из разных наборов. Картинка сменяется картинкой, сцена — сценой, и в результате выходит блюдо, которое и винегретом назвать сложно. Еще недавно мы противостояли итальянской мафии, час спустя о ней уже забыли, ибо у нас новая напасть — церковь. Куда-то летим, бежим, элементы мозаики складываться в общую целостную картину не желают — и вдруг конец, сумбурный и туманный.
"А клюшкой по лбу не хочешь?"
Возвращать на рынок Broken Sword примерно в том виде, в котором игроки видели его в последний раз, было бы верхом глупости, и никакого авантюризма иль риска здесь и близко бы не было. В работе над четвертой частью разработчики не поперлись вновь в темный лес, пытаясь нечто "новое в жанре" привнести, а вернулись, слава хлеборезке, к традициям классических квестов от третьего лица.
Пропавший в так и не признанной The Sleeping Dragon point-and-click был-таки возвращен. Но как в старые добрые времена обходиться одной только мышкой при прохождении уже не удастся. И дело не в том, что девелоперы внедрили боевую систему (ее в игре нет и помине, так что можно вздохнуть). Игроку не надо злостно махать клинком, драться на кулаках — все "успокоения" мешающих нам особ будут происходить по старинке интеллигентно. Однако, вместо TPS, в игру были имплантированы элементы легкого стелса. Причем операция проводилась явно специалистами, не перепутавшими "печень" с "легкими". Тем не менее, примерно треть игрового процесса занимают действия, которые с квестом совершенно ничего общего не имеют. Например, долгое выжидание, пока караульный отойдет на безопасное для нас расстояние и деликатно отвернется, чтобы мы успели добежать во-он до того прохода, в тенек. А чтобы не словила нас за шиворот монашка, на глаза которой мы попали секунду назад, приходится скоренько перелезать на соседний балкон, через перила. И таких моментов наберется многовато. Иногда от этого устаешь, что, впрочем, не является признаком несбалансированности геймплея.
Стелс стелсом, но ведь мы видим перед собой преимущественно квест (есть те, кто не видит?). Разработчики рассмотрели жалобы на огромное количество ящиков и задачек, с ними связанных, в предыдущей части BS, при этом, правда, выразились, что считали эти загадки с ящиками весьма интересными. "И все-таки они впихнули" — вот что приходит на ум в самые первые (!) минуты игры, еще не успели мы выйти из первого помещения — лови, квестер, гранату! То есть, ящик. Радует одно, встречаются данные квадратные и прямоугольные объекты хоть и частенько, но относительно виденного в The Sleeping Dragon, конечно, маловато будет.
Уровнем сверхъестественной сложности головоломки, что почти ежеминутно обрушиваются на голову игрока, похвастаться не могут. Есть места, которые вгоняют в ступор, но сложность они представляют лишь в том случае, если игрок невнимателен. С точки зрения логики задачки в большинстве правильны, так что до любого решения можно додуматься.
Инвентарь обширный, и причина не в том, что игроку придется бегать и собирать урожай из черствых буханок, ножей и фотографий — просто вещи не исчезают даже после использования. Важной штуковиной за пазухой будет тяжелая клюшка для гольфа. Конечно, не гравиган, но пользу тоже приносит немалую: хочешь — вместо лома будет, хочешь — предметом заговаривания собеседника. Столь же часто придется пользоваться PDA — именно им, ненаглядным, не только записываются все наши приключения, но и взламываются самые разнообразные сервера, от национальных библиотек до компьютеров Ватикана! Сложность хака выше, чем наблюдавшаяся в Dreamfall (там вообще отсутствовала какая-либо сложность), но трудностей в прохождении не создает.
Диалогов не так много, как в квестах давности, допустим, десятилетней, но больше, чем в предшественнице. Жаль, на литературность они не претендуют: в основном простые предложения, легкие для понимания даже тем, кто плохо владеет английским.
"Кто облажался?! Я облажался?!"
Если стелс в квесте считать следствием, то первопричиной является здешняя трехмерность. Забудьте о красивых, завораживающих "задниках", о шедевральных пейзажах за спиной героя! Это никому теперь не нужно, всем подавай HDR, сглаживание и угловатые модели. Скажем сразу, не томя, графику BS4 хорошей, приемлемой и другими мягкими словечками обозвать не получится. Положение спасает одноплатформенность проекта Чарльза Сесила. Так как разработка велась исключительно для PC, проблем в виде некачественного порта, размытых и никчемных текстур избежать удалось. Тем не менее, графически The Angel of Death от того же Dreamfall далеко и не ушла. Текстуры четче, но не радуют глаз, полигонов на человеческих моделях чуток больше, и все же не хватает для того, чтобы не проклинать угловатость персонажей, цветовая гамма немного помягче — жаль, встречаются локации совсем уж бедные на красочность. Сам же стиль скорее мультяшный, чем реалистичный.
Ролики — конечно, сработанные на движке — радуют режиссурой, движения камеры плавны, ракурсы неплохи, но не настолько, чтобы встать и зааплодировать. Другое дело — анимация. Если в роликах все прописано, четко и умело выполнено, то в обыкновенных геймплейных диалогах из какой- либо анимации присутствуют едва заметные потуги мимики. Получается разговор каких-то андроидов сборки типа made in China. Деревянность компенсируется приятной, право слово, озвучкой (чего стоят только реплики самого Джорджа!).
Когда в какой-либо игре встречаются так называемые "бонусы", просто невозможно не улыбнуться этому ребячеству. И ладно это были бы великолепные зарисовки, какие-то любопытные картиночки, так нет же, всунут опять какого-нибудь хлама — наслаждайтесь, мол, ребятки.
Кстати, еще одним из предпринятых девелоперами способов растянуть игровое время стала возможность почитать исторические заметки. Материалы, доступные игроку, ни глубиной, ни размерами своими не покорят, но почитать было бы полезно, к тому же это тесно переплетается с игровым процессом.
Радости
Возвращение к традициям серии.
Хорошо сбалансированный, без "пробелов" игровой процесс.
Качественное озвучивание и хороший юмор.
Гадости
Скудная, местами даже отсталая графика.
Малоинтересный, насквозь проштампованный сюжет.
Оценка: 8
Вывод: В эпоху, когда балом правят такие амбициозные проекты, как Fahrenheit, сюжет о спасении мира красавцем-блондином — это уже неактуально и способно задеть только в мастерски поданной истории, которой storyline четвертой Broken Sword, увы, не является. Перед нами неплохая адвенчура славных кровей, но на что-то большее, чем рейтинг "просто хорошо", не претендует.
Берлинский Gosha