Обзор Blasphemous

on октября 4, 2019 - 12:19

Жанр: метроидвания.

Разработчик: The Game Kitchen.

Издатель: Team17 Digital Ltd.

Платформы: PC, Xbox One, PlayStation 4, Switch.

Минимальные системные требования: Win 7 64, Core 2 Duo E8400 или Phenom II x2 550, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 260 или Radeon HD 4850, 4 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Win 10 64, Core i5-750 или Phenom II x4 945, GeForce GTX 650 или Radeon HD 5770.

Возрастной рейтинг: 18+.

Мрачный и жестокий мир, насквозь пронизанный религиозностью крайне еретического толка — безнадежной надеждой, что бы это ни значило, на искупление. Мир увядающий и в этом своем увядании вызывающе эстетский — настолько, что в нем даже картины оживают и начинают охоту на главного героя. А ему, Кающемуся, между тем еще идти и идти — чтобы в конце концов стать одним из многих, кто прошел тот же путь до него напрасно, или же воистину подарить исстрадавшемуся миру надежду. Вот он впервые преклонился перед алтарем сохранения, и вот за следующей дверью его уже поджидает босс, хранитель Братства безмолвной печали. Души здесь осквернены, повреждены — и кто знает, не намеренно ли Его Святейшество преграждает путь к тому месту, откуда ересь пошла, и где все можно было бы исправить? Кающийся вступает на Священный Путь…

Проклятие

Неверно было бы сравнивать Blasphemous с Dark Souls, пусть такое сравнение, при первом взгляде на игру, как будто и напрашивается само собой. Если уж на то пошло, то Blasphemous ближе к жанру платфомер, чем экшен, хоть экшена в ней и более чем достаточно. Да и играется она, по сравнению с «Темными душами», не столь хардкорно, пусть ритм, бывает, и лихорадит, попадаются игровые отрезки очень сложные, причем, как ни странно, к боссам это относится в меньшей степени. Вообще, эту главную проблему Blasphemous — какую-то недоделанность и недокрученность, что ли, очень многих механик стоит обозначить прежде всего. Еще и потому, что эту по-настоящему хорошую игру и правда портит очень многое: образно говоря, с уровня «почти отлично» буквально сталкивает на уровень «в целом хорошо, но как-то не дотянули».

Обзор Blasphemous

Взять тот же платформинг. О том, что за некоторые платформы зацепиться можно, а за некоторые нет, узнаёшь исключительно опытным путем. После того, как упал на какие-нибудь шипы, погиб и возродился у ближайшего активированного алтаря. Вместе со всеми ранее уже приконченными противниками, разумеется, что не то чтобы плохо само по себе — но плохо потому, что причиной незапланированного респауна стало нелепое геймдизайнерское решение. К таковым, с пометкой «сомнительное», отнесем и переизбыток стен, по которым Кающемуся приходится взбираться, используя меч на манер альпенштока. И опять-таки, дело не в самой этой механике в чистом виде. Проблема в том, что в такие моменты нас вполне могут атаковать, а одновременно ударить по врагу и потом воткнуть меч чуть повыше герой не способен. Усложняют такое скалолазание и тайминги: по другую сторону стены, например, враг регулярно бьется об нее как таран, и это скидывает нас вниз — приходится изучать алгоритмы движения противника, а потом действовать как можно скорее. В общем, значительная часть таких эпизодов проходится натурально мучительно, вот только вряд ли в том смысле, о котором думали разработчики, затевая брутальный по духу проект.

В Blasphemous не обошлось и без багов, неприятных до крайности. Приходилось, скажем, сталкиваться с платформами, на которые не запрыгнешь — очень мило, когда ты в конце коридора, и обратно никак иначе не вернуться. Приходилось проваливаться в текстуры, после чего волей-неволей загружать сохранение. Но, конечно, главный «хит» — вот так вот загрузившись, обнаружить, что нажитое непосильным трудом (увеличение здоровья, склянки) исчезло без следа, что параметры эти откатились к начальным показателям. Сейчас вроде как пофиксили, но почему на этот вопиющий ужас жаловались и через две недели после релиза — решительно непонятно.

Обзор Blasphemous

Что еще раздражает сверх меры, так это беготня. Система быстрого перемещения создавалась, такое ощущение, в последний момент: телепортов мало, расположены они бестолково. Это при том, что в игре, в лучших традициях метроидваний, возвращаться на уже пройденные локации приходится не раз и не два. Справедливости ради, многие смежные локации соединены лифтами, чтоб из одной в другую не окружным путем; между двумя особо отдаленными точками есть канатная дорога. Но вот именно продуманной системы быстрого перемещения в масштабах всего мира нет. Серьезное упущение.

На этом, пожалуй, с критикой можно закончить — во всяком случае, не по мелочам. Да, определенно, кому-то наверняка захотелось бы увидеть более сложную боёвку, но, если так разобраться, с ней-то всё нормально: она не перегружена лишним и вместе с тем открыта новому. Оружие у Кающегося одно — меч Mea Culpa, Моя Вина. Прокачивается он в особых святилищах — на те очки опыта, что даются за поверженных врагов (за них же, кстати, покупаются и вещицы у торговцев — такая экономика). Всего доступны пять веток улучшений: комбо из нескольких ударов, удары в падении и в уклонении, мощный заряженный удар и что-то вроде «магии крови». Для последних двух умений требуется Вина, местный аналог маны. С ее же помощью Кающийся может задействовать заклинания — если, конечно, найдет их.

Обзор Blasphemous

Проблема здесь в том, что и удары этих типов, и заклинания заряжаются очень медленно, так что процесс запросто могут прервать противники. А применять все эти способности не в самом жарком бою смысла особого как будто и нет. В любом случае, Вина расходуется довольно быстро, восстанавливается — значительно медленнее. После гибели ее шкала и вовсе пустеет; правда, можно (и нужно) подбирать осколок Вины с «призрачной проекции» Кающегося, которая остается рядом с местом гибели. Также герой может собрать под себя розарий — четки с бусинами, что дают незначительные улучшения к характеристикам, вроде увеличения рвения, и полезные перки, вроде защиты от ядов. Ну и куда ж без особо мощных реликвий — уникальных предметов, дающих ту или иную единичную способность?

Покаяние

Впрочем, есть в игре то, за что охотно прощаешь студии все вышеперечисленные промахи, и это — собственно мир игры, с гротескными его обитателями. Здесь сразу важно отметить: мир этот не просто создан по абстрактным представлениям, как подобное должно выглядеть, чтоб теме «соответствовать». Разработчики — испанцы, и культурным влиянием южного, средиземноморского католичества визуал буквально пропитан. Что ценно еще и потому, что обычно, когда культурного багажа для чего-то оригинального не достает, берут поднадоевшую северную готику, которая априори считается мрачнее.

Обзор Blasphemous

Светлый Кафедральный собор, церковь «для повседневных нужд» поскромнее, казематы из хроник про Инквизицию, библиотека (ведь тогдашние монастыри — центры учености), подвалы для хознужд вида самого антисанитарного — в общем, весь материальный мир средневековой религиозности «в одном флаконе», потреблять дозировано, но непременно весь пузырек. Что до противников, то, с одной стороны, высокие чины и служители культа у них на подхвате, а с другой – самоистязатели «во имя» (веры и искупления) в совокупности дают вполне полный срез человеческих пороков, страстей и заблуждений. Если какая игра по этой части и достойна претендовать на звание «Босх от геймдева», то это однозначно Blasphemous. К тому же кто-то атакует с воздуха, кто-то — стремительным выпадом, кто-то может телепортироваться, а кто-то — метать снаряды, — с геймплейной точки зрения очень разнообразно. Единственное, иногда сосредоточие мощных рядовых противников все же выходит за рамки разумного, почему ритм игры и лихорадит.

Боссов в игре с десяток — каждый, как и положено приличному боссу, со своим набором атак и манерой поведения. Здесь, правда, свинью себе подложили сами разработчики. Есть несколько просто шикарных огромных боссов, на фоне которых все остальные, тоже здорово сработанные, как-то теряются. Нет, в самом деле, выкопанный из могилы епископ, которого поддерживают, как на концерте, руки его фанатов, или Наследник отречения — младенец с завязанными кровоточащими глазами, атакующий змеей не самого обычного вида, — это нужно видеть.

Обзор Blasphemous

В заключение отметим, что в Blasphemous хватает секретов, которые интересно отыскивать, исследуя локации, и которые к техническим (увеличить полосу здоровья и т. д.) далеко не сводятся. Плюс побочные истории, из которых о мире игры можно почерпнуть много любопытного, поскольку основная история в этом отношении довольно фрагментарна. В общем, времени в Blasphemous можно провести порядочно, если согласиться на откровенно средненький и, к сожалению, занимающий значительное место в игровом процесс платформинг.

Радости:

  • Визуальная составляющая с мощным культурным подтекстом
  • Очень разнообразные противники и боссы
  • Хватает секретов, локации интересно изучать

Гадости:

  • Очень средненький платформинг
  • Нет толковой системы быстрого перемещения
  • Ряд крайне неприятных багов

Оценка: 7,7

Вывод:

Blasphemous банально не довели до ума. Но это никак не повод проходить мимо этой добротной, несмотря ни на что, метроидвании, которая к тому же обладает одним из самых запоминающихся артов текущего года.

Обзор написан по ПК-версии игры.

U$D

metroidvania Обзор №234

Яндекс.Метрика