Обзор Black & White
Если вы страдаете комплексом Бога, то считайте, что вам повезло. Electronic Arts и Lionhead Studios выпустили детальный и подробный симулятор Бога Black & White. В этой статье мы приводим некоторые советы, которые помогут вам не растеряться в начале игры. Самое первое, что следует отметить: игра очень и очень глубока и подробна. Имейте в виду, что здесь действительно нужно пройти обучение (tutorial). Не пропускайте этот этап. Внимательно и тщательно выполните каждый урок. Все, что вы там узнаете, понадобится позднее и облегчит прохождение Black and White. Выучите список ресурсов, которые вы будете использовать.
Не забывайте почаще посещать храм (temple) для получения полезных советов и отслеживания жизни вашей твари (creature). Рекомендуется поглядывать на указатели (signposts), разбросанные там и сям по Эдему. Для этого достаточно нажать правой клавишей мыши на указатель.
Управление
Навигация имеет большое значение в игре. Настройкой управления под себя вы сильно облегчите себе жизнь. Хотя здесь можно пользоваться и мышкой, некоторые функции движения быстрее привязать к клавиатуре. Мы указали клавиши AWSD для движения, как в 3D FPS. Q и E используйте для вращения камеры, а R и F - для смены наклона (pitch). Таким образом, ваша левая "божественная" рука будет весьма легко управлять игрой, а вторая рука - катать мышку.
Двойной щелчок мыши - хороший способ для передвижения через карту и быстрого увеличения требуемого ее участка. При этом уменьшите масштаб и снизьте угол для получения лучшего ракурса. Это позволит сэкономить уйму времени и сил при просмотре острова целиком и выборе нужного участка.
Несмотря на то, что ваши божественные силы работают только в подконтрольной местности, вы можете влиять и на заграничные районы, но только очень небольшое время. Если быстро перейти на чужую территорию, можно успеть схватить важные ресурсы и даже зазевавшегося мужика, которого можно обратить в веру (или принести в жертву:) для увеличения своей Чудодейственной силы (Miracle power).
Управление крестьянами
Чем больше у нас крестьян, тем больше они наработают (если не пропьют:)). В начале игры займитесь разведением своих подопечных (Breeder Disciple). Для этого схватите крестьянина правой клавишей мыши и тащите его по карте до тех пор, пока не появится значок сердца рядом с крестьянкой (противоположного пола, естественно). Отпустите его, они начнут целоваться и так далее. Через девять месяцев аист принесет еще одного верующего послушника. Кстати, лучше всего хватать именно мужчин, так как от них могут беременеть несколько женщин.
У вашего населения должна быть в достатке пища и кров. Вы можете дать им нужную работу. Делается это точно так же, как и размножение (с точки зрения управления, конечно же). Схватите крестьянина и поднесите его к дереву, при этом появится значок топора. Отпустите его, и он начнет лесную деятельность (Forestry). Перенесите крестьянина к зерновому полю, и он станет фермером. Позднее жители смогут строить различные объекты точно таким же способом. Если ваше население будет занято, оно будет не только счастливо, но и начнет обеспечивать себя (и вас) всем необходимым.
Очень полезно создавать поля и леса около склада (store), чтобы ваши крестьяне не бегали далеко со своей ношей.
Если вы не будете кормить население, оно потеряет в вас веру. Следите, чтобы ваши фермеры работали и производили достаточно еды для послушников.
Еще одна важная вещь, за которой требуется следить, это отдых. Для того чтобы люди не скучали и не уставали, стройте дома в оживленных районах. Удовлетворенный и отдохнувший крестьянин - счастливый крестьянин.
Кладбище - еще один способ увеличения счастья. Если кто-то умирает, его хоронят на кладбище и не скорбят слишком уж долго. Так что продуктивность и счастье повышаются. Еще один способ уменьшения скорби: предавать тела воде морской.
Творение чуда - прекрасная возможность удовлетворить требования множества крестьян. Кроме того, такие впечатляющие чудеса как молния, божественный щит и исцеление, обратят в вашу веру достаточно большое число людей. А если вы еще и поможете им с нехваткой ресурса, например, дерева, они еще сильнее в вас уверуют.
Для получения большего количества послушников вам придется расширять свою зону воздействия. Для ускорения создавайте строения на самой границе своей зоны. Расширяя границы, вы увеличиваете веру и набожность населения.
Обращайте внимание на все флаги, поднимаемые над деревенским складом. Флаг показывает, чего в данное время не хватает населению. Например: еды (food), дерева (wood), роста территории обитания (village expansion), детей (children expansion), гражданских строений (civic buildings expansion), защиты (protection desire) и милосердия (mercy desire). Своевременное удовлетворение потребностей принесет населению чувство глубокого морального удовлетворения. А вам же позволит лучше выполнить свои корыстные задачи.
Управление Существом
Игра начинается с выбора вашего подопечного (на первом этапе выбирать придется из трех персонажей - Коровы, Тигра и Обезьяны). Выбранная вами тварь будет представлять вас в мире. Так как ее действия есть отражение ваших желаний, по ее поведению можно многое сказать и о Боге, то есть о вас.
Ваше существо учится (при помощи обучающего поводка), наблюдая за вашими действиями. Если вы помогаете вашему населению, собирая еду и древесину, то и оно станет делать то же самое, за что население будет ему очень благодарно.
Если вы задумали превратить его в монстра, обратите особое внимание на следующую "фичу" игры. Достичь больших высот зловредности в Black & White сможет только существо, обладающее определенными интеллектуальными способностями, то есть, к примеру, Обезьяна гораздо быстрее учится расчленять ни в чем не повинных жителей вашей деревушки и идет по пути зла гораздо быстрее, чем Корова, животное глупое, но изначально доброе.
Чтобы преуспеть в постижении "темной стороны" игры, вам придется с самого начала постоянно устраивать террор в вашей деревушке. Например, сожгите один-два домика вместе с несчастными обитателями, затем притворитесь очень рассерженным, вырвите несколько крупных деревьев с корнем и швырните их подальше. Пускай это видят все жители деревушки и ваши подопечные создания, они сразу же поймут, с какой сволочью, простите, злодеем, они имеют дело. Затем приучите существ смотреть на кровь и страдания местных жителей ежедневно (здесь главное - не переусердствовать и оставить хоть кого-нибудь для функционирования экономики и исполнения религиозных ритуалов, дарующих игроку ману). На финальной стадии можно переходить к более продвинутому воспитанию злобного монстра - пускай он сам иногда охотится на селян и убивает их. Ну, а на самых поздних этапах игры, скорее всего, в качестве жертв будут выступать жители чужих деревень.
Метод "кнута и пряника" тут никто не отменял, а посему, кроме поглаживаний, периодически стоит применять и телесные наказания (шлепки) для акцентирования внимания на том, чего в дальнейшем питомцу делать не следует. Когда ваша тварь сделает что-нибудь хорошее, погладьте ее по животику, пока показатель "Хороший мальчик" (good boy) не зашкалит. В противном же случае, если тварь вас огорчит (например, немножко покушает крестьянина), выпорите ее. Нажмите клавишу действия (action) и подвигайте взад-вперед курсором мышки по этой твари. Желательно бить прицельно, от места попадания шлепка зависит его результат. Например, если вы ударите по ногам, то тварь упадет на землю.
Единственно, в чем надо быть внимательным, так это в том, чтобы поощрение или наказание следовало непосредственно за совершением действия. Если Вы опоздаете, то эффект может быть либо просто потерян, либо будет соотнесен совсем с другой моделью поведения.
Для того чтобы правильно и своевременно корректировать поведение питомца, на правах уже почти опытного Бога, очень рекомендую Вам периодически просто наблюдать за своим созданием, оставляя его без всякой привязи (это сделать очень просто, нажмите клавишу "С" и камера сама будет отслеживать все перемещения Существа).
Тварь будет следить за всеми вашими действиями. Например, если вы возьмете крестьянина и зашвырнете его на скалы, тварь подумает, что и она может быть немножко Богом. Не делайте ничего, чего бы вы не хотели увидеть от твари - это один из принципов успешного прохождения Black and White.
Заранее прошу прощения у дам, но вы можете заставить тварь уплетать все что угодно, включая ее собственные экскременты. Как только она возьмет что-нибудь, погладьте ее по животику. Она будет кушать все, что попадет ей в руки: деревья, камни, крестьян. Помните, что тварь - это личность. У нее есть свои вкусы и предпочтения. Посмотрите на ее реакцию во время еды. Ей может нравится различная еда, начиная от тигра и заканчивая коровой. Некоторые кушанья могут привести к расстройству пищеварения, так что будьте внимательны.
Убедитесь, что используется "обучающий поводок" (learning leash), когда вы будете учить свою тварь, или она не будет быстро постигать знания. Эта функция очень полезна, когда вы будете творить Чудеса, так как тварь будет учиться делать такие вещи самостоятельно. Используйте тварь для улучшения среды обитания. Постарайтесь отучить ее ходить в туалет перед храмом или в городе. Она будет гадить, народ будет нервничать, зачем вам это надо? Если же вы научите ее "ходить" в поле, это поможет удобрить урожай, что будет несколько полезней.
Дмитрий Чеканов