Обзор Black Book: Prologue

on июля 27, 2020 - 21:45

Жанр: карточная RPG, визуальная новелла.

Разработчик: Morteshka.

Издатель: HypeTrain Digital.

Платформы: PC, Xbox One, PlayStation 4, Switch.

Минимальные системные требования: Win 7, Core i3 3 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 760 или Radeon R9 280X, 5 ГБ на жестком диске.

Возрастной рейтинг: 17+.

Знаете не совсем веселый, но ставший вдруг как-то очень злободневным анекдот, суть которого — «я своим детям объясняю, кто такой крестьянин, а они своим детям будут объяснять, что такое зима»? Эльфы, дварфы, гоблины, орки, ну и так далее — на любой вкус, что называется. А вот своего, родного — еще поискать надо. Да-да, Геральт из Ривии, разумеется, мы в курсе. «Вестернизация образа жизни», как говорят о современном Китае. Эльфов, дварфов, ну и далее по списку это замечание, кстати, тоже касается: как-то не доводилось в играх пересекаться с аутентичным «малым народцем» из кельтских преданий, видите ли. Но есть и хорошие новости. Студия Morteshka, например, известная по игре The Mooseman, активно разрабатывает карточную RPG «Чёрная книга», основанную на пермском фольклоре. Автор этого обзора опробовал короткий — час игрового времени — пролог игры и, полностью отвечая за свои слова, утверждает: проект крайне многообещающий, и следить за его судьбой будет, самое меньшее, любопытно.

Обзор Black Book: Prologue

Ведуньями не рождаются

У деревенского колдуна деда Егора имелась ученица — сирота Василиса. Не то чтобы так уж стремилась она к усвоению запретного знания и колдовской стезе, да жизнь заставила. Наложил на себя руки любимый Василисы — и душа его должна была пойти, как сорок земных дней минуют, прямо в пекло. Ничего не оставалось девушке, кроме как с дедом Егором ночью выйти на росстани, поворожить и самой отправиться в обитель всех нечистых. Где и узнала она, что душу парня возможно спасти — в обмен на открытие семи печатей. На этом, собственно, и будет основываться сюжет Black Book. В прологе же нам предлагают взглянуть на короткий, но вполне себе полноценный кусочек игрового процесса, который дает представление и о мире игры, и об ее атмосфере, и, разумеется, о том, как «Черная книга» играется.

Итак, место действия — Чердынский уезд, что в Пермской губернии Российской Империи, 1879 год. Место смешения элементов финно-угорских и славянских, как, впрочем, и весь русский север (Поморье, Вологодчина), почему всегда и отличалось колоритными народными верованиями и, шире, фольклором — сказаниями, быличками. Они и лягут в основу большинства заданий в игре. Василиса заимела колдовскую силу — и теперь к ней с проблемами, связанными с происками лукавых, обращаются местные жители. На мельнице завелся чёрт, например, или бесенята пролезли в избу — надо разобраться.

Обзор Black Book: Prologue

Разработчики постарались вписать подробности оригинальных этих быличек в игровой процесс. На «месте происшествия» Василиса как бы невзначай, например, задается вопросом, в чем тут может быть причина, — и за правильный ответ (далеко не очевидный, с нашими нынешними учеными представлениями о мире) награждается дополнительным опытом. Одновременно и игровой стимул, и стимул копнуть поглубже в сам фольклор.

В общем, солидная часть Black Book — нечто вроде визуальной интерактивной новеллы. Открытого мира в игре нет, есть только локации, причем статичные, не считая самых ключевых. Между ними мы перемещаемся по карте. Любопытно здесь то, что местность, с которой связано текущее задание, нельзя посетить, не отметившись при этом во всех без исключения узловых точках по дороге. Поэтому Василису по определению поджидает уйма случайных событий — и не все из них, к слову, мистического толка. Возможно, по пути ей просто встретится старушка, которая попросит грошик, — можно дать, а можно и отказать. Мелочь, конечно, но следует помнить: плохие поступки — это грехи, и они копятся: уже в прологе моральный выбор встречается не раз. Впрочем, это одно из обещаний разработчиков — полноценно отыгрывать злую Василису. Также посещение местности, как правило, открывает проходы к новым локациям на отшибе. Нарисованы эти статичные картинки в целом приятно — в прологе, правда, действие происходит исключительно ночью, так что огрехи в деталях не так заметны. А вот графика в локациях, где имеется возможность свободно перемещаться, откровенно неказистая, здесь еще работать и работать.

Обзор Black Book: Prologue

Рано или поздно придется вступить в бой. Тот проходит пошагово, сражаемся картами — заклятиями из той самой Чёрной книги. Играя в пролог во второй раз, я нарочно вступил во все стычки, какие только были возможны, — чтобы открыть побольше карт. Впечатления довольно благоприятные. Стандартно за ход (заговор) можно выбросить три карты: два «приказа» и один «ключ». Тип не влияет на свойство: и атаки, и защита могут относиться как к «приказам», так и к «ключам». Подвиды же карт — порча (действует несколько ходов), благословение (усиливает определенную карту), слово «крепкое» (остается в заговоре на два хода, влияет на другие карты), и «складное» (влияет на карты того же цвета). Нет сомнений, что добавится и что-нибудь еще. Естественно, на нашу тактику будет влиять и фактор случайности, в той или иной степени. Например, доступны окажутся только карты защиты, и атаковать не получится. Любопытно, кстати, что наложенная защита, какой бы мощной она ни была, держится всего один ход; в следующем заговоре или накладывай заново, или неси урон. В бою можно лечиться и травами, если таковые с собой, но за ход целебную траву разрешается использовать только раз.

У Василисы будет хаб — изба деда Егора. Заявлено, что ее можно будет улучшать, и что это даст свои преимущества. Но какие — пока не вполне понятно. Разумно предположить, что будет зельеварение — решение так и напрашивается, потому что — ну какая ведунья, да без кипящего котелка?

Обзор Black Book: Prologue

Радует, что в «Черной книге» присутствует энциклопедия, пополняемая по мере прохождения. Выполнили успешно задание — узнали новое сказание или получили справку о знаковых для наших предков деталях быта, вроде уголка с иконами в избе. Всё коротко, но информативно. Чувствуется, что разработчики на самом деле увлечены историей и фольклором, которые здесь — не ради одного «славянского антуража».

Речь персонажей намеренно стилизована под представления о говоре простолюдинов той эпохи, и это, на мой взгляд, лишнее. Ну не говорили так тогда («губки бантиком»), даже в медвежьих углах не говорили. Воображать это — все равно, что выдавать матерок через слово из подворотни в нашей с вами современности за нынешнюю норму. А если серьезно, то стилизация — штука настолько тонкая, что любые огрехи сразу бросаются в глаза, лучше и не пытаться, если ты в этом не мастер.

Обзор Black Book: Prologue

Вывод:

Black Book вполне достойна попасть в список ожидаемых игр. Да, это будет камерное и бюджетное приключение, которому смысла нет состязаться с тяжеловесами. Но главное ведь не это. В «Чёрной книге» просматривается возможность настоящего славянского фэнтези, а не тех аляповатых, скроенных по инокультурным лекалам поделок, которые за таковое фэнтези чаще всего и выдаются, и чему ярчайший пример — российский кинематограф.

Обзор написан по версии 0.6.8 игры

U$D

Интерактивное кино, ролевая игра Первое впечатление №243

Яндекс.Метрика