Обзор Biomutant
Жанр: action-RPG.
Разработчик: Experiment 101.
Издатель: THQ Nordic.
Платформы: Windows, PlayStation 4, Xbox One.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5-4690K 3,5 ГГц или FX-8350, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 960 или Radeon R9 380, 25 ГБ на жёстком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i7-6700K 3,2 ГГц или AMD Ryzen 5 1600, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1660Ti или Radeon RX 590.
Возрастной рейтинг: 13+.
Biomutant был впервые анонсирован в 2017 году, и на милую одноглазую мордашку протагониста наверняка клюнуло немало людей. Но разработка затянулась, выход игры всё откладывали и откладывали, оправдываясь желанием сделать игру лучше. Настал 2021 год, игра таки вышла в релиз. И понеслась…
Мутируем
Как и обещали создатели, в качестве протагониста и вправду зверёк. На выбор доступно шесть пород-рас, каждая отличается внешне и немного характеристиками. После выбора породы можно ещё покастомизировать персонажа — от значения разных параметров ощутимо меняется внешность.
Мир игры, вернее его стилизация, довольно необычная. Вышла этакая «сказка о кунг-фу». К визуалу «Биомутанта» надо привыкнуть, но после пары часов игры он кажется приятным, а некоторые мелкие детали даже удивляют. Со временем привыкаешь и к лексике: многие вещи здесь названы искажённо-просто (например, клешнелом – это монтировка), что придаёт игре некоторую детскость. Вместе с комиксными вставками типа «бабах», «гав» и «бум» во время боя это всё выглядит неплохо, хотя первое время несколько странновато. Зато сюжет и нарратив очевидно простые: есть плохие, есть хорошие; есть четыре монстра, которые грызут корни Древа Жизни и тем самым убивают мир. Выбери свою сторону, реши судьбу Древа Жизни и всего мира, ведь ты избранный одноглазый ронин!
На какую-то более сложную моральную составляющую уповать не приходится. В игре есть аура — буквально тёмная и светлая стороны души героя, «чёртик» и «ангелочек», которые будут появляться после каждой «моральной» развилки диалога и комментировать происходящее. Аура преследует героя буквально всю игру, почти каждый диалог, даже некоторые мелкие действия. И кроме того, выбор между тёмной, светлой и нейтральной репликами порой напоминает пресловутый Mass Effect: почему-то вполне обычная фраза, но из левой стороны диалога приводит к повышению тёмной ауры.
Также важной частью игры является её рассказчик. Он не только комментирует происходящее, но и даёт подсказки и переводит собеседников. Это достаточно необычный способ повествования, но жутко утомительный. Диалог почти с любым персонажем превращается в череду сцен с болтовнёй на языке, который скорее напоминает звуки миньонов, а затем «пояснением», что же персонаж там сказал. А говорить герои очень любят. О погоде-природе (буквально), об их воспоминаниях, об участи мира и всём таком… Но у самих персонажей как будто почти нет собственной истории, они чаще всего описываются одной характеристикой, и всё вертится вокруг неё. По-настоящему интересных среди них назвать сложно. Прокликать диалог почти всегда можно без особых смысловых потерь.
Пугач-труба, большой-нож, двуручное рубящее оружие
Вся боёвка Biomutant строится на комбо-атаках — правильном последовательном нажатии клавиш, наподобие Zelda. Впоследствии почти все битвы открытого мира буду напоминать кучу-малу, в которой герою постоянно прилетает в морду, его комбо-атаки (особенно ближнего боя) прерываются, а уворачиваться от всего сразу физически не успеваешь. И пусть к этому привыкаешь за часа два-три игры, иногда попадание в такой замес гарантирует смерть: задавят и не заметят.
Для того чтобы не умереть в попытке забоксировать превосходящего размерами и числом противника, реально стоит использовать приёмы вун-фу — боевого мастерства. Сочетание трёх особых атак открывает супер вун-фу — временное усиленное состояние персонажа, хотя оно не особо ощущается, если тебя топчут всей толпой. Наверно, тут могли бы спасти пси-способности, которые зависят от кармы, или мутации. Но и мутации, и пси-способности крайне разные и очень спорные по полезности. Пока не попробуешь — не поймёшь, поэтому к ним стоит относиться с осторожностью.
Что реально важно в сражениях, так это оружие. Кроме огромного количества подбираемых вещей, можно скрафтить своё. И это очень круто реализованная возможность. По миру разбросаны различной ценности и качества материалы, и есть возможность собрать оружие, максимально подходящее под стиль игры. Детали для создания таких франкенштейнов можно получать и разбирая ненужную снарягу. Спасибо, что у персонажа нет предела переносимых вещей, потому что инвентарь захламлен как в Cyberpunk 2077: накапливается огромное количество вещей, которые надо разбирать. С «Киберпанком» Biomutant роднит и крайне упоротый внешний вид: если вы предпочитаете пользу внешности, будьте готовы к огромному шлему с головой енота, юбке и клёпанной куртке одновременно.
Застава, застава, ещё застава
«Биомутант» наполнен множеством на первый взгляд разнообразных, но на деле одинаковых активностей. Кроме нереально огромного количества квестов в стиле «подай-принеси» или «найди вещь из жизни людей и реши элементарную головоломку», захват местных фортов буквально заставляет страдать от однообразия. Создатели попытались ввести различные механики захвата, но их всего три вида, а атака на главную крепость всегда одинаковая. Иногда, при прокачанной харизме, можно убедить сдаться без боя, а после захватов двух племён все другие захотят сдаться добровольно, но даже в этом случае не избежать абсолютно одинаковых сражений с волнами врагов.
Иногда побочные квесты кажутся интересными: например, призыв огромной Гаргантюа из-под толщи глади (так в игре называют воду), но даже внутри конкретно этого квеста необходимо три раза решить одну и ту же головоломку и мотаться туда-сюда между маленькими островками.
Зато, видимо, на боссах игры — мироедах — отрывались как могли. Нельзя просто взять и победить монстра: необходимо подготовиться, создать специальное приспособление для сражения, дополнить его соответствующим вооружением… Каждый из мироедов отличается своим стилем боя, они живут в разных частях карты, и чтобы до них добраться, придётся преодолеть огромное расстояние, различные биомы и места, в которые без подготовки и предварительной защиты от определённого вида урона не пройти. Вот только проблема: если идёшь воевать с одним монстром, на пути может возникнуть, например, зона повышенной радиации. Чтобы найти костюм от нее, придётся выполнить ещё два квеста, но… этот костюм находится так далеко от вас, и на пути могут встретиться противники уровня гораздо выше… В общем, придётся побегать. Есть, конечно, возможность (относительно недалеко от начала игры) сесть на «лошадку», но бег на своих четырех вроде не особо отличается по скорости.
Радости:
- Яркий визуал
- Дизайн монстров
- Система крафта
Гадости:
- Слишком простой сюжет
- Прямолинейный выбор между добром и злом
- Однообразие квестов
- Затянутое повествование с длинными пространными диалогами
Оценка: 7,5
Вывод:
Biomutant страдает от повторяемости самого себя. Это и одни и те же фразы при решении головоломок, и дизайн локаций, и как будто зацикленные диалоги. В игре многое сделано неплохо, но как будто не до конца, недостаточно для того, чтобы однозначно сказать «круто!». Игру невозможно не сравнивать с Breath of the Wild, Cyberpunk 2077, Horizon: Zero Dawn и даже Fallout – и в мире мутировавших енотов всё-таки есть что-то особенное. Но не на том уровне, как обещали.
Обзор написан по PC-версии игры
LizardLiya