Обзор Beyond: Two Souls

on января 19, 2014 - 17:52
Не шедевр

Платформы: PS3
Жанр: интерактивное кино
Разработчик: Quantic Dream
Издатель: Sony Computer Entertainment
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Сайт игры: beyondps3.com

Дэвид Кейдж — личность крайне неоднозначная. Одни считают его гением, другие пустозвоном и бездарностью. А его произведения так, кажется, и зависли где-то между творениями кинематографа и играми, не являясь толком ни тем, ни другим. За примерами далеко ходить не надо: тот же Heavy Rain многие воспринимают совершенно по-разному. И Beyond, к сожалению (или к счастью?), исключением из этого правила не стал: это очень неровный проект, который порой кажется чем-то гениальным, а порой – просто выводит из себя.

Паззл без элементов

Джоди Холмс — главная героиня Beyond, — дама необычная. Так уж сложилось, что родилась она с невероятным «даром»:  невидимым другом, буквально привязанным к ней какой-то неведомой силой.

Обзор Beyond: Two SoulsЗимние эпизоды пусть и не играют особой роли в сюжете, но по качеству чуть ли не лучшие во всей игре.

Кто он или что — вопрос без ответа, но сама девочка зовет его Айденом и пытается как-то свыкнуться со своим волшебным компаньоном (как и он сам пытается привыкнуть к Джоди). Так что долгие годы призрак витает где-то рядом, защищая героиню от опасностей, а порой и досаждая ей.

Игра в цифрах:

26$ млн. составил бюджет проекта
15 лет из жизни Джоди — именно такой временной период охватывает игра
3 композитора работали над музыкой

Практически весь их путь нам предстоит пройти вместе с ними: детство, эксперименты ученых, служба в ЦРУ, бега, — только-только мы видели Холмс ребенком, а вот уже она бьет морды полицейским и разносит полгорода. И эта история целой жизни смотрелась бы очень солидно, если бы не одно «но»: рассказывается она в виде не всегда связанных между собой отрывков.
Показывают их нам в случайном порядке, то и дело прыгая из детства героини во взрослую жизнь и обратно. И такая подача — прием очень спорный. Это могло стать гениальным решением, если бы переходы между лоскутами были оправданны и как-то красиво обставлены. А так нас бросают туда-сюда, толком ничего не объясняя и никак это не обыгрывая. В кусках сюжета путаешься, а стоит только привыкнуть к атмосфере одного эпизода, как ее тут же кардинально меняют. И так до самого конца.

Обзор Beyond: Two SoulsУиллем Дефо в своей роли просто великолепен. Жаль лишь, что о его персонаже такого не скажешь.

Игре не хватает целостности, единого стержня — она воспринимается как набор самостоятельных, разрозненных историй, кое-как скрепленных между собой. Причем промежутки порой весьма солидные: нам не показывают, что было между этими самыми сценами, не объясняют, почему героиня изменилась в ту или иную сторону (а перемены временами серьезные). И чуть ли не большую часть жизненного пути Джоди приходится достраивать лишь за счет собственного воображения.

Но самая страшная проблема Кейджа (и уже, как выяснилось, фирменная) — это целая череда сюжетных дыр, откровенного бреда и нелогичностей. Дэвид пытается говорить на десятки серьезных тем, но толком не разбирается (и даже не пытается вдаваться) ни в одной из них. Beyond соткана из кучи самых разнообразных клише: тут есть и пародия на «Кэрри» с трудными подростками, и какие-то попытки изобразить хоррор, и даже полноценные военные действия. Но воспринимать все это серьезно достаточно трудно, когда персонажи ведут себя откровенно странно, а во время войны по городу бегают маленькие мальчуганы, удерживающие автомат Калашникова одной рукой (!).

Press X to win

При этом геймплей (если его можно таковым назвать) тоже бесконечно далек от идеала. Да, ждать от игры Дэвида Кейджа чего-то сложного в этом плане глупо, но уровня Heavy Rain было бы вполне достаточно. Там тоже были простенькие QTE, но при этом они сопровождали чуть ли не каждое движение героя и способствовали невероятному уровню погружения. Если персонаж чистил зубы, то и нам нужно было трясти геймпадом в такт щетке. А уж как раскрывалась механика в действительно трудных ситуациях, например, когда приходилось отрезать герою палец! Да, никакого вызова, но при этом совершенно новый опыт и свежие эмоции.

Обзор Beyond: Two SoulsВпрочем, Quantic Dream почему-то слишком уж зациклились на своем девизе: «Нашу игру без проблем должны пройти даже домохозяйки!» Так что процесс стал еще проще, и на благо проекту это, разумеется, не пошло. Как все было в Heavy Rain? Герой рисует дом — ты проводишь каждую линию вместе с ним. Тут же мы просто киваем стиком в сторону листика, и Джоди сама выполняет действие за вас. И практически всегда все сводится к единичному нажатию кнопки. Какой-то интерес могли представить драки, в которых разработчики предлагают игрокам самостоятельно угадывать нужное направление для удара или контратаки, но и они в итоге ситуацию не сильно спасают: получается либо слишком легко и предсказуемо, либо, наоборот, совершенно непонятно, что и в какую сторону «шевелить».

Кейдж, у которого до этого выходили чуть ли не лучшие QTE во вселенной, почему-то совсем забыл, что геймплей — это не только "нажми, пожалуйста, вовремя кнопку". Игровой процесс хорош, когда предлагают действительно поучаствовать в чем-то интересном, испытать что-то новое. Здесь же единственные моменты, когда дизайнеры просыпаются — это кусочки с Айденом. Хотя и они по большей части загублены попросту скучной и примитивной реализацией.

Обзор Beyond: Two SoulsЭкшен-сцены предсказуемо получились не очень интересными и вдобавок достаточно однообразными.

Концептуально все замечательно: в облике призрака мы можем летать сквозь стены, вселяться в персонажей, громить окружение, защищать Джоди магическим щитом и душить врагов — на руках разработчиков был целый набор инструментов, с помощью которых запросто можно построить десятки разнообразных, нелинейных ситуации. Только вот на деле все подчинено сценарию. Почему я могу вселиться только в одного из пяти полицейских? Почему эту кружку сдвинуть разрешается, а другую нет? Да и вообще, почему использовать Айдена дозволено лишь в некоторых заранее запланированных сценах? Вопросы это достаточно интересные.

Вообще, когда дело касается вариативности, Beyond нечего предложить. Игры французской студии всегда опирались на свободу выбора, — как-никак жанр «интерактивного кино» к этому обязывает. Тут же «трость» внезапно стащили, и все, «кина» не вышло. Получился лишь набор роликов с возможностью изменить пару моментов.

Обзор Beyond: Two SoulsХотя повзрослевшей Джоди сопереживать не очень хочется, будучи маленькой девочкой, она вызывает море симпатий.

Как-то кардинально повлиять на сюжет мы сможем лишь в конце, а большую часть игры вся наша свобода сводится к каким-то мелочам, которые в итоге никакого значения не имеют. Вы можете флиртовать с парнем на вечеринке, а можете не делать этого, но персонажи потом все равно скажут именно то, что «прописал» дядя Кейдж. И так практически везде. Даже умереть главной героине толком не дают (такая возможность появляется лишь в самом конце) — завалите хоть все QTE, все равно ничего не изменится, а геймовера не наступит. А зачем переживать за героиню, если она практически неуязвима?

Светлый лучик в темном царстве…

К счастью, все вышесказанное еще не означает, что Beyond вышла полным провалом и ничем порадовать не может. Когда разработчики наконец-то забывают о своих амбициях, пафосе и битвах с ЦРУ, игра подбрасывает просто прекраснейшие сцены.

Обзор Beyond: Two SoulsВот Джоди готовится к своему первому полноценному свиданию, которому Айден всячески мешает — никаких сражений со злом, лишь маленькая зарисовка с настоящими эмоциями. А чего только стоит глава о жизни среди бездомных. Мы не совершаем подвигов, но при этом знакомимся с приятнейшими персонажами и наслаждаемся потрясающей атмосферой. И в такие моменты даже просто сидеть и клянчить у прохожих деньги жутко интересно: потому что почти не чувствуешь фальши, а появившиеся буквально пять минут назад бомжи оказываются гораздо более проработанными типажами, нежели сама Джоди.

Вообще, как ни странно, именно главные герои, блистательно сыгранные Эллен Пейдж и Уиллемом Дефо, оказались самыми невзрачными и скучными. Они — ходячие штампы, которые никак не запоминаются и не вызывают симпатии. Что, к счастью, с лихвой искупается прекраснейшими второстепенными персонажами: вышеупомянутыми уже бродягами или приятным темнокожим ученым, который любит героиню, словно родную дочь.

Обзор Beyond: Two SoulsА еще над проектом работали чуть ли не лучшие в мире художники и композиторы. Визуально Beyond потрясает (жаль лишь, что тоже время от времени), а Норманд Корбейл, Лорн Бэлф и Ханс Циммер написали прекраснейший саундтрек, который отлично слушается даже в отрыве от самой игры.

Жаль лишь, что при таком огромном потенциале выходит просто «что-то приятное», но при этом бесконечно далекое от идеала.

Радости:

  • Актеры хорошо отработали
  • Отличные саундтрек и графика
  • Некоторые сцены прекрасны

Гадости:

  • Дырявый сценарий и странная подача истории
  • Отсутствие свободы выбора
  • Идею с Айденом загубили

Оценка: 7,5

Вывод:

Beyond — это уже не интерактивное кино. Цельного сюжета нет, самой интерактивности крайне мало, а вариативность весьма условна — проект плюет на все то, чем Кейдж так старательно хвалился вот уже несколько лет. Но, к счастью, это не мешает получить море удовольствие и посмотреть целый набор маленьких историй. Хотя провожать нынешнее поколение хотелось бы совсем на другой ноте…

Lesmo

adventure Обзор №167
Упоминаемые игры и серии: 
Beyond: Two Souls

Яндекс.Метрика