Обзор Battlefield: Bad Company 2 [ВР]
Жанр: FPS
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: EA Digital Illusions Creative Entertainment
Издатель: Electronic Arts
Издатель в СНГ: Electronic Arts
Похожие игры: серия Battlefield, серия Call of Duty
Мультиплеер: интернет
Минимальные системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,0 ГГц; 1 Гб (для Windows XP) или 2 Гб (для Windows Vista / 7) ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ и поддержкой шейдеров версии 3.0; 10 Гб свободного места на жестком диске; интернет-соединение
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 3,0 ГГц; 3 Гб ОЗУ; видеокарта с 512 Мб ОЗУ и поддержкой шейдеров версии 3.0; 10 Гб свободного места на жестком диске; интернет-соединение
Официальный сайт игры: www.battlefield.com/badcompany2
Если для конкретного рассмотрения вычленить понятие Bad Company 2 из привычного Battlefield — на первый взгляд получится удивительно бестолковый шутер, в основе которого заключена потрепанная боевая механика, набившая оскомину сюжетная «клюква», плоский юмор из оригинала и неотвязная густая сеттинговая тень «старшего брата», отбрасываемая сами знаете кем. Действо длиною в 13 скучных миссий, комментируемое бородатыми приколами напарников, как одна затяжная погоня за сверхоружием, находящимся в руках, конечно же, плохих русских — в который раз нам пытаются продать историю о том, как мы хотим стереть Америку с лица земли? Нам только что не предлагают заборов, исписанных тремя буквами, и постных славянских рож с квадратными подбородками, справедливо опасаясь тошнотворного дежа вю, вызванного модной ныне тенденцией клонировать продукты Infinity Ward.
Но еще удивительнее то, что вся эта «солянка» рецепта десятилетней давности, при условии грамотной подачи, вполне удобоварима и даже хороша по сей день, особенно когда за эту самую подачу отвечает студия, два года назад подарившая консольщикам замечательный во всех отношениях шутер, сотворенный по тем же лекалам.
И даже в особо тяжелых случаях, при индивидуальной непереносимости вышеперечисленных ингредиентов, после беглого ознакомления с буднями штрафбата спасение приходит в понимании того, что старая формула опять работает и, по сути, Bad Company 2 — это два продукта в одном флаконе, где сингл являет собой один большой туториал к традиционно шедевральной для серии Battlefield многопользовательской составляющей.
Но все же, что бы там ни было, с ходу лететь на просторы сетевых баталий сквозь стартовое меню определенно не стоит: мультиплеерная бомба замедленного действия с трогательным желтым смайликом за 6 часов до взрыва все же позволяет пережить много приятного и в оффлайне.
Галопом по Европам
Подобно затяжному прыжку паркурщицы Фэйт из предыдущего творения DICE, сингл в Bad Company 2 пролетает легко и стремительно. Не в пример оригиналу, второй заход «плохишей» плотнее упакован в 7 часов прохождения, кажется, сквозь все горячие точки планеты, где нельзя было обойтись без доблестных миротворцев великой нации. В выборе локаций авторы пошли по простому пути и включили в игру все основные климатические зоны Земли. Панорамы сменяются одна другой разнообразнее: из влажных тропиков Боливии нас бросают на сорокаградусный мороз в горную деревушку, за которой следует обязательный индастриал в руинах, а замыкается сие разнообразие поисками корабля (!) в знойной пустыне.
С самого начала Bad Company 2 довольно дерзко задает темп, к примеру, на вводной же миссии в Японии демонстрируя «конкуренту» от пера Treyarch, как надо делать шутеры в джунглях. Наверное, именно такой получилась бы японская кампания в пятой части Call of Duty, сделай ее «родная» проекту Infinity Ward, но рискну предположить, что в DICE реализовали это еще лучше. Безупречный почерк художников и сценаристов не перегружает процесс ненужными элементами и сразу же настраивает игрока на благоприятный лад. Кроме того что в динамике все тропические локации игры выглядят как лучшие из существующих сегодня на консолях, подобное обстоятельство несет в себе еще один очень ценный элемент для индустрии — глядишь на все это великолепие, и грядущая попытка компании Crytek воплотить воедино понятия «Crysis 2» и «консоли» уже не вызывает прежнего сарказма. Если не в плане, конечно же, технологий, то дизайна уж точно.
Сам масштаб происходящего обязывает сократить затрату ресурсов в пользу быстродействия — на экране отображается множество деталей окружения, юнитов и техники, что вкупе с продвинутой системой разрушения и частиц несет в себе серьезную нагрузку на и без того далеко не топовое «железо» современных приставок. Принеся в жертву сглаживание и высокую четкость текстур, Bad Company 2 одаривает великолепной детализацией и геометрией. Дальность прорисовки, как, к слову, весомый тактический элемент в бою, поражает. Погодные эффекты, песчаные ветры и густой дым от выстрелов и взрывов добавляют реалистичности и играют важную роль в геймплее, особенно на полях сетевых сражений. В целом, картинка смотрится попросту взрослой, как и подобает военному шутеру, замечательно отражая общую тематику.
Все происходящее к тому же пропитано таким звуком, от которого сначала просто сносит крышу. Страшно представить, какая часть от бюджета игры ушла на запись всех эффектов; в качестве элементарного примера достаточно выстрелить из дробовика в закрытом помещении — хочется проверить, не ослышался ли. Ключевые моменты в сценарии удачно подчеркиваются неплохими музыкальными вставками, а озвучка персонажей выполнена на приличном уровне: русские орут практически без акцента, разве что чересчур эмоционально; отряд “B”, в свою очередь, не скупится на крепкие речевые обороты вполне убедительными голосами.
При всем при этом, имея в активе вполне качественные компоненты, DICE отнюдь не пошла по пути геймплейного разнообразия применительно к одиночной кампании. Большей частью, плохо это или хорошо, но перед нами настойчивая попытка срисовать войну с продуктов коллег из Infinity Ward с поправкой на классические элементы Battlefield, включающие в себя огромное количество всевозможных видов техники, разрушаемое на 80% окружение и больший масштаб происходящего. По сравнению с первой частью, налицо проделанная работа над ошибками: линейность, еще более усугубленная после оригинала, лишь идет геймплею на пользу. Больше не нужно наматывать километры, выбирая подходящую позицию для атаки, и тщательно планировать нападение — для этого есть серия ArmA; дизайнеры просто бросают вас в гущу событий, где вы сами, наступая на заботливо расставленные триггеры, активируете красивый взрыв, завязываете эффектную перестрелку и после смотрите неплохие кат-сцены на движке игры. Отказ от бесконечных аптечек и введение мало-мальски приличной системы чекпойнтов заставляет брать очередную вражескую точку уже не тупым напором, но минимальной попыткой скоординировать действия и мыслить в контексте команды.
Приятнее всего то, что в общей событийной мешанине разработчикам ни на секунду не отказывает чувство локтя: и без того скудное разнообразие спасает точная дозировка включения свежих элементов в процесс прохождения. Как только надоедает ходить пешком, нас сажают в танк и отправляют разносить тяжелую технику с жилыми строениями; после устраивают за пулемет на борт вертолета и в заключение разбавляют все отличным скоростным заездом на квадроциклах. Разработчики не позволяют пресытиться всем этим удовольствием, и следующей смены декораций инстинктивно ожидаешь с еще большим интересом.
Серьезная компания
В остальном все традиционно перекочевало сюда из оригинала: Престон Марлоу — протагонист и, по совместительству, сержант с явным намеком на развивающийся аутизм — заручившись поддержкой не менее «оригинальной» тройки товарищей, самозабвенно косит из пулеметов латиносов вперемешку с русскими. Враги картинно валятся на землю пачками, а все вокруг, включая боливийские деревянные лачуги и железобетонные конструкции более развитых стран, неизменно разлетается на куски от нескольких гранатометных выстрелов. Организацию ежеминутных фейерверков облегчают заботливо расставленные в огромном количестве по уровням бочки с взрывчаткой, которые разве что не привязаны на спины NPC. Видимо, рота «B» сама осознает комичность подобных ляпов и в этой связи при случае обязательно злорадствует неостроумной фразой. Неостроумной потому, что надежду на качественный юмор, авансом выданную в первой части, штрафбату в сиквеле, по-видимому, ампутировали совсем, оставив ненужный пафос. То уже не «Три Короля» Дэвида Рассела, в оригинале казавшиеся действительно оригинальной находкой, и даже не просто уникальная история четверых людей, загремевших на губу в роту «B» по какой-то чудовищной случайности, приключившейся в обыденной жизни. Быть может, после неожиданного повышения до спецназа в сиквеле рота осознала всю серьезность ситуации и степень ответственности, возложженной на них. Понятно, красное пятно на карте мира неумолимо разрастается — какие уж здесь шутки? Напротив, DICE пробуждает в своих подопечных патриотические чувства и кислые мины на лицах. Отчетливо наблюдается попытка привязать к синглу командный дух, что банально выражается в неминуемой смерти, постигающей каждого желающего вырезать всю локацию в одиночку. Как правило, вражеский AI в стратегии не силен, но четким тормозом при попытке сыграть на этом здесь работает пара коротких автоматных очередей и загрузка чекпойнта. Так вот, этот самый замах на «team play» выглядит немного странно, на примере хотя бы того, что напарники в аналогичной ситуации лишь растерянно поднимаются на ноги после прямого залпа из крупнокалиберного орудия по ним. Таким образом, мотивации к защите отряда нет никакой, и ближе к середине игры несколько совсем откровенных попыток сплотить его, в виде вылазки по спасению колоритного летчика-хипаря и эпизода с командным отстрелом боливийцев в тропическую грозу, выглядят откровенно притянутыми за уши. К счастью, DICE не увлекается и здесь: стоит появиться желанию зевнуть — как к реальности игрока возвращает очередной оглушительный взрыв и куча обломков взлетевшего на воздух строения рядом.
Total Annihilation Frostbite V 2.0
Bad Company 2 не была бы собой без системы разрушаемого окружения, сделавшей честь первой части и в то время оказавшейся действительно удачным решением. И неважно, что разнести практически все вокруг можно было еще начиная с 2001 года (см. Red Faction, после — Black для PS2 и Frontlines) — в серии Bad Company это реализовано красиво, динамично и без лишних условностей.
По-прежнему с удивлением, сменяющимся детским восторгом, отмечаешь, как сарай, в который забегаешь на несколько секунд для перезарядки, неожиданно с грохотом разлетается в щепки от качественного выстрела из чего-нибудь «тяжелого»; бетонное основание практически любого строения по той же схеме оставляет после себя только густое облако побелки, отсылая игрока с открытым ртом к экрану загрузки. DICE успешно справляется с главной задачей применительно к реализации механизма разрушения в самой игре, давая понять, что ни одно укрытие на поле боя не может быть безопасным. Frosbite 2.0 одним махом уравнял в правах всех, и, будто перечисленного мало, в сиквеле все получилось еще жестче: цифра «2» в названии физического движка теперь запросто сносит и ведущую стену здания, что в оригинале было непосильной задачей даже для баллистической ракеты. При желании можно сравнять с землей почти все на карте, и жаль, что практическое применение замечательной технологии в сингле найти тяжело. Разве что Марлоу, попав в очередную заварушку, способен браво проложить путь к спасению, с одного удара вышибая двери в лачугах либо разнося в пыль противоположную стену из подствольного гранатомета, находя тем самым незамысловатый выход. Местами это по-настоящему спасает и, главное, доставляет кучу удовольствия — а большего и не нужно.
В итоге, несмотря на некоторые откровенно слабые места, будь то небольшие огрехи в геймплее или откровенно слабый сюжет, невозможно не признать что, «Плохая компания 2» вышла на удивление хорошей, и самое главное — ее основной козырь все еще в рукаве. Держит она его вплоть до финальных титров, потому что за ними начинается настоящий шедевр, триумф EA DICE.
Обзор настоящего Battlefield: Bad Company 2
Пожалуй, рецензию на Bad Company 2 стоило выстроить несколько иным образом — отвести большую часть текста под описание мультиплеера, оставив на сингл несколько абзацев. Одиночный режим, как уже говорилось, далеко не плох, но в сравнении с многопользовательскими баталиями о нем забываешь еще до достижения 1-го уровня в своем сетевом профиле. Просто ввиду того, что основная механика достаточно полно освещается за время прохождения сюжетной части: вступив в схватку с живыми соперниками, необходимо лишь уяснить простейшие правила ведения сетевых баталий и выбрать свой стиль, благо нехватки возможных вариаций не наблюдается.
В версии для консолей одновременно выяснять отношения на одной из десяти разнообразнейших картах могут до 24-х игроков (совсем немного против 32- х возможных на PC, или 64-х — в Battlefield 2), каждый из которых, по заново выстроенной схеме умений, может выбрать себе одну их четырех специализаций — штурмовики, как им и положено, штурмуют, попутно снабжая союзников ящиками с патронами; инженеры — важнейшая тактическая единица — удачно сочетают пальбу из гранатометов с вполне резвой починкой тяжелой техники, что вкупе с грамотным прикрытием часто способно решить исход боя; медик вновь приобрел важное стратегическое значение — инвентарный дефибриллятор способен, как и прежде, оживлять членов команды прямо в пылу сражения; ну, и заключительный класс, снайпер — головная боль всех и вся на дальних дистанциях, нередко затягивающая раунд и мотивирующая к поиску оригинального противодействия, с помощью, например, авиаудара. Прелесть в том, что при всей этой замечательной разноплановости, ключ в победе заключается в грамотных, координированных действиях всей четверки: даже учитывая, что масштабы карт сократили в километраже, тактических маневров — море, и все ограничивается лишь степенью изобретательности команды.
Режимов для реализации собственной диспозиции четыре, два из которых были известны и прежде, но именно они и представляют собой наибольший интерес: знакомый Conquest, в котором команды борются за ключевые точки, чтобы водрузить на них свои знамена, и, конечно же, Rush, где динамика просто зашкаливает. Теперь вместо охоты за сундуками с золотом необходимо уничтожать радиопередатчики противника, что само по себе нелегкая задача, ввиду того, что точку сперва необходимо удержать, минируя приборы, и после дождаться, пока те не разлетятся в клочья. Противники всячески досаждают вам, причем любыми средствами, включая авиа- и бронетехнику. Как правило, битвы затягиваются до получаса, и команды попеременно теряют инициативу, отвоевывая друг у друга метр карты за метром — замечательно подогнанный баланс.
Две остальные режимные модификации — Squad Rush и Squad Deathmatch — представляют куда меньший интерес. В первом случае перед нами все тот же Rush, облегченный количественным составом до четверки бойцов с каждой стороны. Deathmatch же — обыкновенный тир, в котором выигрывает один из четырех отрядов, набивший определенное количество фрагов; осложняет ситуацию то обстоятельство, что на карте доступна только одна единица техники, сразу же предоставляющая обладателю весомое преимущество в решении исхода раунда. Разумеется, со старта все летят только на поиски заветной машины, по дороге щедро принимая на грудь пули от хладнокровных ветеранов.
Непосредственно сама прокачка бойцов, хоть и выглядит проще таковой из ближайшего конкурента, Modern Warfare 2, не лишена собственных уникальный особенностей. Оружие, открываемое при помощи накопительной системы баллов за убийства, разрушения и помощь напарникам, привязано к определенному классу: штурмовик скорее получит M-16, а снайпер — горячо любимую СВД. Но есть и общий арсенал стволов для любого класса — заметьте, нам ничего не навязывают, и хлипкий медик может в любой момент поддержать штурмовика в ближнем бою с помощью той же HK G3. Своеобразные «перки», ложащиеся в одну из трех ячеек, дают качественные прибавки к показателям боевой техники на время нахождения в ней, например, повышенная броня, большая степень повреждений из основного оружия и сенсорные датчики; и личным особенностям каждой специализации — лучшая оптика для снайпера; на выбор, быстрый бег либо точность огня для медика и т.д. Но бонусы здесь не принято раздавать на халяву, и затягивает именно процесс их достижения, для которого придется потратить не один час в настойчивых попытках насобирать максимальное количество жетонов с убитых солдат.
Яростного напора на поле брани, как и прежде, добавляют всевозможные виды наземной и воздушной техники, которая имеет громадное значение на общем фоне стандартных перестрелок. Собрали команду и вместе погрузились в вертолеты UH-60, Ми-24, кабины БМД или тяжелых танков — уверенность в себе стремительно крепнет, и через несколько секунд разворачивается натуральная вакханалия, в которой пресловутая система разрушения имеет первоочередное значение. У «кемперов» здесь начинаются серьезные проблемы: попытки отсидеться со снайперской винтовкой в окошке темного дома чреваты погребением под его, дома, обломками — нескольким танковым залпам вполне по силам такое организовать. Однако и здесь срабатывает грамотная расстановка сил: снайперу, в свою очередь, не составляет труда в ответ подорвать любую махину парой зарядов С4 — нужно только ухитриться подобраться вплотную.
Но и на этом разнообразие представленного механического ряда в автопарке не иссякает: всем желающим, по какой-либо причине не уместившимся в кабине приличной «самоходки», найдется место за рулем водного катера или квадроцикла, существенно увеличивающего скорость возвращения в горячую точку после респауна на другом конце карты. Все это дает невероятное ощущение динамики.
Битвы, независимо от выбранного режима, сменяются картами, окружением, нациями, техникой, поглощая все существо играющего, и постепенно в голове принимает очертания собственный вердикт происходящему на экране: мультиплеер в Bad Company 2 — это дистиллированное счастье каждому любителю красивой и эпичной войны, в котором DICE дарят главное — право на ошибку и второй шанс вновь гордо ворваться в самое пекло. Настоящий Battlefield.
Формула успеха
Даже и не будь сингла вовсе, творение EA DICE за многопользовательскую свою составляющую безоговорочно заслуживает высокого балла. Но авторы пошли еще дальше и, проделав качественную работу над ошибками, воплотили в сиквеле все то лучшее, за что мы любим серию Battlefield, не забыв включить несколько свежих и удачных элементов. Как результат, безоговорочная «девятка» за «сеть» и «семерка» за неплохой, но не дотягивающий до общего уровня проекта одиночный режим — заслуженная твердая «восьмерка» в активе у EA, и море удовольствия на долгие часы на винчестерах у игроков.
Радости:
Ненапрягающий, скоротечный сингл
Высокая плотность событий
Мощная звуковая и графическая часть
Разрушаемое окружение версии 2.0
Беспрецедентный мультиплеер
Гадости:
Хилая сюжетная линия
Посредственный юмор напарников
Слабый AI
Оценка: 8.0
Вывод:
Единожды одарив приставочников замечательным проектом, привнесшим понятие грамотной сетевой игры в тактический командный шутер на консолях, EA DICE закрепляют успех сиквелом по всем направлениям, попутно задрав планку качества для остальных еще выше.
Обзор написан по Xbox 360-версии проекта
Диск предоставлен магазином «Геймпарк», gamepark.shop.by
Антон Шидловский