Обзор Battlefield 2042
Жанр: шутер.
Разработчик: DICE.
Издатель: Electronic Arts.
Платформы: PC, PlayStation 4/5, Xbox One, Xbox Series S/X.
Минимальные системные требования: Win 10 64, Ryzen 5 1600 или Core i5 6600K, 8 ГБ ОЗУ, Radeon RX 560 или GeForce GTX 1050 Ti, 100 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Ryzen 7 2700X или Core i7 4790, 16 ГБ ОЗУ, Radeon RX 6600 XT или GeForce RTX 3060.
Возрастной рейтинг: 17+.
Недалёкое будущее. После череды природных катаклизмов и экономических кризисов знакомый нам мир рухнул. Европейский Союз распался, большая часть населения Земли погибла, страны третьего мира уничтожены. Ресурсы, необходимые для выживания, находятся в дефиците, и две последние сверхдержавы — Россия и США — ведут за них войну. В рядах обеих армий служат неприкаянные — бойцы, оставшиеся без крова, страны и гражданства в результате этой глобальной катастрофы…
Такова завязка новой Battlefield, получившей подзаголовок «2042» — именно в этот год развиваются события игры. Хотя говорить о какой-то полноценной истории вряд ли получится, сюжетной кампании в игре нет. Нет ни классической истории о бравом солдате, сражающемся в разных уголках планеты, ни военных историй, каждая из которых была бы посвящена какому-то герою. Весь «сингл» в Battlefield 2042 – это бои с ботами в двух мультиплеерных режимах «Захват» и «Прорыв».
Не сказать, что это плохо. Например, та же Call of Duty: Black Ops 4 в своё время обходилась без одиночной кампании: разработчики из Treyarch до мелочей отточили все онлайн-режимы игры, подарив нам одни из самых запоминающихся мультиплеерных опытов в 2018 и 2019 годах. Да, в игре был нарратив: например, в рамках обучения нас знакомили с персонажами, а в PvE режиме «Зомби» даже была сквозная история, которую Treyarch развивала на протяжении года.
Собственно, нечто подобное, наверное, собирались провернуть и в DICE: шведские разработчики обещали развивать глобальную историю новой «Батлы» по мере выхода сезонных обновлений, взяв, судя по всему, на вооружение модель повествования из Fortnite. По крайней мере, таков был их план. Что же ждёт игру сейчас, на самом деле сказать сложно. Причин тому множество.
Так, если взять тот же Black Ops 4, то, за исключением сюжетки, это была классическая «Колда», которая в мультиплеере предлагала ровно то, чего от неё все ждали. И даже больше: на момент выхода режим Blackout был одной из лучших «королевских битв» на рынке. DICE могла сделать то же самое: предложить классический, работающий как надёжные швейцарские часы, мультиплеерный Battlefield. Но нет.
Большая часть улучшений для комфорта пользователей пошла в новой «Батле» под нож. Например, на старте в игре нет сервер-браузера для основных режимов игры. Таким образом, вы не сможете зайти большой компанией на один сервер, чтобы поиграть. Более того, вы не сможете найти сервер с удовлетворяющим вас пингом. Этих возможностей просто нет, а ведь это выгодно отличало Battlefield от той же Call of Duty. И это — лишь верхушка айсберга.
Если же углубляться в детали, то проблем у Battlefield 2042 в разы больше, чем у тоже спорной Battlefield V. И речь идёт не о технических багах, к которым многие уже привыкли. Нет, у новой «Батлы» есть очевидные проблемы с балансом и игровым процессом в целом, чего строго мультиплеерный боевик не может себе позволить в принципе.
Для начала поговорим о неприкаянных — нововведении, которое ещё на стадии анонса вызвало ряд вопросов. Фактически неприкаянные — это аналог специалистов из той же Black Ops 4 или агентов Rainbow Six: Siege. Таким образом, «Батла» превратилась в некий hero shooter, потому что эти неприкаянные герои заменили классическую для серии систему классов.
У каждого неприкаянного есть свои уникальные гаджеты, благодаря которым его условно можно отнести или к поддержке, или к атаке. Но по факту эти роли сейчас максимально размыты, так как теперь каждому специалисту можно выдать абсолютно любую экипировку: от дополнительного ящика с патронами до аптечки. Ничто не мешает бегать со штурмовой винтовкой наперевес, параллельно подлечивая союзников, или взять снайперскую винтовку, дополнительный ящик с боеприпасами и методично отстреливать соперников, даже не задумываясь о возможной нехватке патронов. В результате каждый игрок превращается в самодостаточную боевую единицу: ни о какой тактике речь уже не идёт, как и о командном взаимодействии.
Более того, теперь с трудом можно понять, кто и чем может тебе помочь по ходу боя. Если раньше можно было попытаться найти медика, чтобы подлечиться, или бойца поддержки, чтобы получить от него боеприпасы, то теперь сделать это фактически невозможно.
При этом кажущаяся максимально гибкой система настройки снаряжения отчасти свела роли некоторых специалистов к минимуму. Например, Фальк стреляет из шприца в союзников, восстанавливая их HP, или применяет свои навыки хирурга, чтобы «воскресить» напарника, однако зачем это нужно, если можно просто взять медицинский ящик и экипировать им другого персонажа, получив больше разнообразия в гаджетах.
К слову, новый подход касается не только экипировки, но и оружия. Вы можете спокойно выдать любому бойцу любой ствол. Медик со снайперкой — легко. Штурмовик с дробовиком — проще простого. И опять-таки, привычная формула Battlefield ломается: понять, кому ты противостоишь в данный момент, решительно невозможно. Однако в текущей ситуации это, вроде бы, даже и неплохо: такой подход позволяет быстро перестраиваться под актуальную мету. Например, сейчас в фаворе находятся ПП и полуавтоматические винтовки, которые умудряются перестреливать штурмовки и снайперки, соответственно.
Усугубляет ситуацию со специалистами и тот факт, что в основных режимах новой «Батлы» все их фишки сводятся к минимуму: героям просто негде развернуться, так как все семь карт, которые доступны на старте, играются примерно одинаково. Кроме того, для шутера с концепцией героев больше подходят более компактные и насыщенные локации, а не огромные и при этом довольно пустые уровни: перепадов высот на картах почти нет, а большая часть местности — открытое поле.
Поговорим о двух основных режимах.
В «Захвате» вам необходимо, как можно догадаться, захватывать и удерживать сектора. В каждом секторе есть несколько точек интереса. Как только одна команда захватывает все точки интереса в одном секторе, у врагов отнимается определённое количество тикетов для возрождения. На бумаге обновлённый концепт режима интересен, но на деле — это один из самых скучных мультиплеерных опытов за последние несколько лет. Так, если в рамках одного сектора точки интереса находятся довольно близко друг от друга, то от одного сектора до другого придётся бежать 3-5 минут. При этом не факт, что вам повезёт добраться до нужного места живым: вас легко могут подстрелить снайпер, вертолётчик или танкист — техника в новой «Баттле» ощущается крайне несбалансированной. Вот и получается, что 70-80% игрового времени в «Захвате» вы будете просто бегать между точками и лишь периодически участвовать в перестрелках. Конечно, немного спасает положение возможность перемещаться на технике, но это не панацея.
Если для «Захвата» карты в новой «Батле» ощущаются очень большими даже для двух команд из 64 человек, то с «Прорывом» всё как раз наоборот. Плюс второго основного режима – в более высокой динамике: игроки всегда сталкиваются в каком-то одном секторе, поэтому бегать через полкарты, чтобы пострелять, здесь не нужно. Но стоит учесть, что на небольшом пространстве сходится до 128 игроков, из-за чего всё превращается в мешанину, пусть и довольно весёлую.
Несмотря на то, что в «Прорыве» действительно играется неплохо, здесь всё равно не хватает пространства и передышек, учитывая крайне высокий темп боя. А вот «Захвату», наоборот, не помешало бы ускориться. При этом в обоих случаях навыки специалистов не особо и нужны: в «Захвате» вы используете их особенности редко, а в «Прорыве» у вас почти нет времени, чтобы продумать адекватное применение их способностям.
Говоря об основных режимах Battlefield 2042, нельзя не вспомнить о природных катаклизмах, на которых делался большой акцент в рамках рекламной кампании игры. Да, поначалу срабатывает вау-эффект, однако затем они превращаются просто в фоновые события, которые очень редко могут вылиться во что-то интересное. Кроме того, из-за обилия пустых пространств на всех картах разрушаемость, которой так славилась «Батла», почти незаметна — особенно после Battlefield 1 и Battlefield V.
Третьим режимом, пусть и не основным, стал Hazard Zone. Здесь, что удивительно, у специалистов получается раскрыться лучше всего, из-за чего порой кажется, что именно вокруг этого мода DICE хотела выстроить всю игру. Так, вы действуете в рамках отряда из четырёх игроков, а ваша задача — добыть необходимую информацию и выжить, поэтому действовать необходимо в разы более слаженно, чем в хаотичных «Захвате» или «Прорыве». Однако и здесь не обошлось без нюансов.
Во-первых, сам режим напоминает очень урезанную версию Escape from Tarkov. Вы исследуете карту, сражаетесь с вражескими отрядами, ищете носители данных, а затем эвакуируетесь. По результатам матча вам начисляют кредиты, за которые можно на чёрном рынке купить более мощное снаряжение для вас и вашего отряда в следующей вылазке. Вот и всё. Вынести с «Зоны» что-то ценное, что повлияет на вашу прогрессию в рамках всей игры (ну, кроме опыта), вы не сможете. Ни уникальную пушку, ни скин на неё, ни обвес для улучшения. Лишь кредиты, которые вы потратите уже в следующем матче.
Во-вторых, действие в Hazard Zone разворачивается на всё тех же семи картах. Только если в «Захвате» и «Прорыве» на них одновременно сражалось до 128 игроков, то в этом режиме выживания между собой соревнуются 8 отрядов по 4 человека в каждом — то есть в сумме всего 32 бойца. В общем, если «Захват» порой напоминает симулятор ходьбы, то в Hazard Zone данное чувство усиливается в разы.
Зато, как уже было отмечено, специалисты здесь раскрываются чуть лучше. Например, тот же дрон-разведчик Каспера позволяет действительно эффективно обнаруживать противников, чтобы ваши напарники быстро их ликвидировали. К сожалению, попадаешь в подобные ситуации не так часто.
Последним столпом мультиплеера Battlefield 2042 является режим Portal, которого фанаты серии ждали, пожалуй, больше всего. Здесь вы можете создавать или участвовать в кастомных матчах на картах с оружием и снаряжением из Battlefield 1942, Battlefield: Bad Company 2 и Battlefield 3. При этом правила в матче можно настраивать (через специальный сайт — привет, времена battlelog!). Так что столкнуть армию из третьей части с бойцами из Второй мировой на карте из Bad Company 2 — проще простого. И знаете, Portal действительно ощущается как единственная составляющая новой «Батлы», к которой почти не возникает вопросов. Да, возможно, здесь не такие гибкие настройки, как хотелось бы, но это неплохая песочница, которая при должной поддержке может спасать Battlefield 2042 довольно долго.
Собственно, «неплохо» — так можно было бы сказать про всю новую «Батлу», если бы речь шла об игре в раннем доступе или, например, о каком-нибудь альфа-тесте. Но мы говорим о релизной версии, которая оказалась хуже билда с октябрьского бета-теста. Простой пример: во время беты многие отметили, что в игре уж очень точные штурмовые винтовки. На релизе же мы получили штурмовки с ужасной отдачей и, по ощущениям, со случайными паттернами разброса пуль. Правда, в одном из первых патчей этот момент поправили, но осталось чувство, что игру как будто и не тестировали. Иначе как можно объяснить снайперскую винтовку, одним выстрелом из которой можно уничтожить танк, или ховерборд, который нельзя уничтожить тремя точными залпами из ракетницы.
Вишенка на торте — технические баги, включая проблемы с сетевым кодом, в особенности с регистрацией урона. При этом сама оптимизация получилась терпимой, на средних настройках на компьютере 2-3-летней давности игра держит стабильные 60 FPS. Правда, в консольных версиях с этим есть проблемы: Xbox Series X и PlayStation 5 держат 60 кадров только в матчах с участием 64 игроков.
В общем, DICE предстоит много работы, чтобы довести Battlefield 2042 до приличного состояния. И именно поэтому кажется, что в студии забьют на адекватную поддержку нарративной части — уж слишком много всего надо доделать и переделать. Благо, большую часть этих проблем можно поправить, чем в DICE сейчас активно занимаются.
Да и талантливые геймдизайнеры в студии всё-таки есть: кто-то же смог создать, пожалуй, единственную новую геймплейную фичу, которая пришлась по душе большинству игроков. Речь о возможности сменить обвесы для оружия прямо по ходу боя, благодаря чему можно эффективно подстраиваться под самые разные ситуации. Например, быстро переключиться на снайперский прицел, чтобы подстрелить соперника на большом расстоянии, а затем снова поставить 1,25-кратный голограф и вернуться к компактному бою на короткой дистанции.
Правда, далеко не факт, что DICE и тем более EA — вспомним почивший Anthem Next — решатся на глобальную переделку Battlefield 2042. Естественно, критические моменты поправят, но те же карты и режимы могут не трогать. Для игры выпустят обещанные четыре боевых пропуска, которые уже продали владельцам Deluxe-изданий, а затем DICE переключит всё своё внимание на следующий проект, который, по слухам, уже находится в разработке. С другой стороны, всё те же DICE смогли перелопатить Battlefront 2 так, что она до сих пор прекрасно работает и играется. Тем не менее, учитывая сколько времени могут занять доработки игры, вариант, при котором поддержку проекта сведут к минимуму уже следующей осенью, достаточно вероятен, что может стать серьёзным ударом по и так довольно шаткой репутации как серии Battlefield, равно как и самой DICE.
Радости:
- Звуковой дизайн
- Смена обвесов в бою
- Режимы Portal и «Прорыв»
Гадости:
- Режимы «Захват» и Hazard Zone
- Баланс оружия и карт
- Технические баги
Оценка: 5,0
Вывод:
Поначалу казалось, что Battlefield 2042 обречена на успех, ведь игра возвращается к своим истокам — Battlefield 3 и Battlefield 4. Однако релизная версия скорее напоминает ранний доступ, чем законченный ААА-проект за 60 долларов.
Обзор сделан по PC-версии игры.
Максим Данилюк