Обзор Анабиоз: Сон разума [КГ]

Posted by Panko on января 31, 2009 - 00:00

Название на Западе: Cryostasis: Sleep of Reason
Жанр: FPS, horror
Разработчик: Action Forms
Издатель в СНГ: "1C"
Похожие игры: The Thing, Condemned: Criminal Origins, Cold Fear, The Suffering
Минимальные системные требования: процессор уровня Pentium 4 2,4 ГГц; 1Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA Geforce 7800 или ATI Radeon X1800; 6Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: Intel Core 2 Duo или AMD Athlon 64 X2; 2Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA Geforce 8800 или ATI Radeon X2800; 6Гб свободного места на жестком диске

Все привыкли к тому, что слова "восточные славяне" и "качественный шутер" несовместимы. Из последних трэшевых экшенов, разработанных в СНГ, в голову сразу приходят названия "Параграф 78" и "Инстинкт", которые являются своеобразными эталонами ужасных проектов.

Но бывают и редкие исключения из правила. Малоизвестная компания Action Forms, выпустив в конце 2004 года свой дебютный проект "Вивисектор: Зверь внутри", доказала, что шутеры, сделанные на постсоветском пространстве, могут быть играбельными и занятными. Тайтл обладал интересной задумкой, необычным для подобных игр сюжетом и неплохой по тем меркам графикой — в общем, для российских разработчиков он являлся практически недостижимым идеалом. После яркого дебюта от Action Forms ждали следующего качественного проекта. Год спустя последовал анонс проекта "Анабиоз: Сон разума". Нестандартная концепция плюс сюжетная линия — еще одна вечная проблема "наших" игр — обещали быть интригующими. А по части геймплея "Анабиоз" должен был стать неторопливым экшеном с упором на ближний бой. Некоторые даже стали называть проект "нашим ответом Condemned". Для второй игры студии это было очень неплохо.

Эффект бабочки
"Северный ветер" — так называется атомный ледокол, похороненный во льдах как минимум до глобального потепления. Главный герой "Анабиоза" прибывает на этот корабль, чтобы разобраться, что на нем произошло. Приехав на место, он обнаруживает, что команды в привычном понимании этого слова больше нет: после катастрофы она переродилась — в соответствии с грехами и ошибками из "прошлой" жизни членов экипажа. Эта задумка взята из The Suffering, но упрекнуть Action Forms в копировании чужих идей не получается: идея органично вписалась в атмосферу игры. Сюжет повествуется посредством "ментального эха". Оно представляет собой что-то вроде перемещения во времени и изменения событий в нем. Чтобы проще понять, приведем пример. Возле запертой двери лежит тело матроса. Нажав около него на клавишу действия и подождав несколько секунд, мы оказываемся в теле моряка в то время, когда катастрофа еще не произошла. На корабле — аварийная ситуация. Нужно срочно запереть дверь, чтобы вода не хлынула в отсек. "Тогда" моряк не успел это сделать, поэтому и погиб. Мы же закрываем дверь — и сразу возвращаемся в привычную обстановку. Но изменения в прошлом незамедлительно отражаются на настоящем времени: труп исчезает, а дверь можно открыть, потому что с той стороны больше не давит ледяная глыба.

Анабиоз: Сон разума

На перемещении в прошлое и базируется история игры. Особенно запомнились ролики в больничном крыле, которые идеально описывают, что творилось на "Северном ветре" перед катастрофой. Но самое главное: одни и те же события мы видим с разных позиций и, если можно так выразиться, из разных глаз. Это помогает лучше понять, что произошло на корабле, и прочувствовать атмосферу и контраст. Таким образом, нам показывают действия главных персонажей, которые виновны в катастрофе. Иногда попадаются довольно оригинальные флэшбеки: нам даже придется побывать в шкуре полярного медведя и уйти от охотников, а также почувствовать себя коровой, которая идет на бойню.
К величайшему сожалению, характеры героев прописаны слабо. Никакой истории "Капитана и Корабля", как нам обещали, нет. Первый здесь вообще получился плоским и невыразительным персонажем, который будто сам не знает, чего хочет. В один момент он изо всех сил старается спасти судно, а в другой — боится принять серьезное решение. С ледоколом дела обстоят чуть лучше. Иногда он даже воспринимается как отель "Оверлук" из "Сияния" Стивена Кинга. Корабль постепенно "оживает", к финалу появляется все больше источников тепла — и кажется, что он возвращается к жизни и в то же время не хочет выпускать нас наружу.

Мороз и солнце…
Геймплей делится ровно на две части: ментальное эхо и экшен. Последний действительно как две капли воды похож на свой аналог из Condemned. Огнестрельного оружия хватает, но это погоды не делает. Из всех "пушек", кроме ППШ, можно вести огонь только одиночными выстрелами, а перезарядка и смена обоймы длятся непривычно долго — за это время рядовой противник запросто убьет вас каким-нибудь пожарным топором. Но оружия ближнего боя мало: цепь, вентиль и вышеупомянутый пожарный топор. Последним, к слову, автор этих строк пользовался вплоть до финала игры. Боевая система слишком примитивная — и это один из главных минусов проекта. Удар, блок — и все. Единственная верная тактика — нанести удар первым. Противники нападают почти всегда по одному. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Одни опасны вблизи, но благодаря громкой походке таких недругов их можно быстро засечь. Другие имеют малый запас здоровья, но ходят с автоматами, поэтому стрелять по ним в открытую тоже не получится. Однако каждый монстр запоминается надолго. Самый яркий пример: "паук" — существо с человеческим туловищем, но на четырех паучьих ногах.

К сожалению, дизайн уровней довольно посредственный. Понятно, что на корабле особого разнообразия нет, но развлекать игрока постоянными поисками рубильников, с помощью которых открываются запертые двери, — явно не лучшая идея. Несмотря на это, иногда встречаются моменты, которые заставят вас поверить в талант и бурную фантазию Action Forms. Например, в кинотеатре мы включаем старую пленку, изображение проецируется на полотно напротив — и с него в вас начинают стрелять монстры, причем, если вы зайдете за полотно, они не смогут по вам попасть.

Анабиоз: Сон разума

Здоровье в "Анабиозе" представлено в виде температуры, а восстанавливать хитпойнты можно с помощью тепла. "Заморозить" нас пытались еще в The Thing или Lost Planet, но "Анабиоз" впервые разграничивает температуру тела и температуру окружающей среды. Греться нам придется у заботливо разведенных костров (откуда они взялись?..), ламп и различных генераторов. Иногда будет необходимо выйти на свежий воздух. Эти вылазки довольно редки, но представлены так, как положено: уровень тепла главного персонажа опускается на глазах, сам он начинает кашлять, а дороги почти не видно из-за снега.

"Анабиоз", по сути, не придумал для жанра ничего нового. Экшен с упором на оружие ближнего боя взят из Condemned, замерзание стянуто из The Thing, место действия — из Cold Fear, "переродившиеся" противники — из The Suffering. Но все это в одной игре работает как надо.

Выглядит тайтл в лучшем случае хорошо. Размытые текстуры и убогая анимация — это никуда не годится. Но обледенелые стены и узоры на них смотрятся превосходно, а лед искрится под лучами фонаря. После убийства противников, которые здесь являются разносчиками холода, помещение начинает постепенно оттаивать. Выглядит это красиво: сосульки разбиваются об пол, у героя перестает идти пар изо рта, по стенам текут ручейки воды. К сожалению, игра не избежала типичных проблем российских проектов. Дело даже не в багах (их почти нет), а в ужасной оптимизации, причем от конфигурации компьютера мало что зависит. Да и с выходом патча ситуация не то чтобы улучшилась: играть на максимальных настройках все еще очень проблематично.

Проект получился неоднозначным. С одной стороны, в нем присутствуют неплохая графика и оригинальный геймплей, с другой — невнятная история и общая медлительность игрового процесса. Сюжет слишком затянут. Примерно на двенадцатой главе начинаешь понимать, что разработчикам пора бы уже подводить игрока к развязке, но всего в "Анабиозе" восемнадцать эпизодов — и последние проходишь не из-за интереса, а просто для того, чтобы поскорее добраться до финала. В любом случае, мы ждем анонса третьего тайтла студии: они знают, как нужно делать игры интересными и оригинальными. Еще чуть-чуть — и все может получиться.

Плюсы:
Отличная атмосфера.
Неплохая графика.
Холод, влияющий на геймплей.

Минусы:
Слабая сюжетная линия.
Слишком примитивная экшен-часть.
Повествование затянуто.
Игра не страшная.

Оценка: 7.5

Вывод: Крепкий проект, разработчики которого не умеют рассказывать интересные истории. Оценка была бы выше, если бы не скучный сюжет и упрощенная боевая часть.

Станислав Иванейко

survival, шутер Обзор №109
Яндекс.Метрика