Обзор Amnesia: Rebirth

Posted by Anuriel on октября 3, 2021 - 21:38

Жанр: horror adventure.

Разработчик и издатель: Frictional Games.

Платформы: PC, PlayStation 4, Linux.

Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i3 или FX 2,4 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 460 или Radeon HD 5750, или Intel HD 630, 35 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i5 или Ryzen 5, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 680 или Radeon RX 580, или Intel Xe-HPG.

Возрастной рейтинг: 18+.

Просто пугать — дело сложное. А вот пугать, рассказывая при этом занимательную историю, сравнительно легче. Если меня запрут в еще один «готический» особняк, как в условной Maid of Sker, и принудят ждать очередного скримера — я развернусь и уйду, лучше классические британские рассказы о призраках перечитать. Но если действие, желательно на незаезженных локациях, будет дополнено историей хотя бы уровня недавней Someday You’ll Return, то я, скорее всего, доиграю до развязки. Десять лет назад вышла Amnesia: The Dark Descent, в которой отменно нагнетался страх неизвестного. Мы не понимали, что за артефакт у нас на руках, почему нас преследует нечто, связано ли это с артефактом и возможно ли это нечто остановить. Amnesia: A Machine For Pigs была вольным спин-оффом, поэтому ее оставим в стороне. Но вот выходит Amnesia: Rebirth, с «Призраком прошлого» связанная непосредственно: сферы, Тень, Темный мир. Порадовала она или разочаровала, разберемся прямо сейчас.

Обзор Amnesia: Rebirth

Итак, на дворе 1937 год. Самолет с научной экспедицией, среди участников которой Тася Трианон и ее муж Селим, направляется в алжирскую пустыню к гробнице Тин-Хинан. Той самой, откуда столетие назад с таинственной сферой и Тенью по пятам вернулся Даниэль Терстон. Но на подлете самолет терпит крушение. Тася теряет сознание, очнувшись же — обнаруживает себя одной. Вокруг разбросаны вещи, но часть их как будто задает направление. Двинувшись по раскаленным пескам, женщина внезапно осознаёт, что уже была здесь раньше. Воспоминания буквально атакуют ее, мы же пребываем в недоумении, темпоральная ли это ловушка или какой другой морок. Да и маловероятно, чтобы в стопроцентной реальности другие взяли бы и вот так ушли, бросив Тасю одну. По пути ей попадаются записки — сон из сна, повторение событий прошлого, рекурсия? Тася добирается до пещер, где обнаруживает покинутый экспедицией лагерь. Осматривается. И впервые подвергается панической атаке с вторжением образов чего-то запредельного. Придя в себя, Тася понимает, что с ней физически что-то происходит — да, она была беременна, но… не на третьем-четвертом месяце. Вдобавок на правой руке появился странный амулет, который иногда начинает светиться и работает подобно компасу. Выясняется, что он указывает на разломы в пространстве, из которых прямая дорога в тот самый Темный мир. Наконец-то нам устроят настоящую экскурсию по нему? Не совсем, но об этом позже.

Обзор Amnesia: Rebirth

Вернувшись в наш мир, Тася находит умершего Селима и записку, в которой тот заклинает ее спастись самой и спасти ребенка. По следу экспедиции женщина доходит до колониального форта, внутри одни трупы — из записок следует, что случилось что-то связанное с тварями из арабской мифологии. Нетривиальный для хорроров сеттинг во всей красе, казалось бы, но нет, больше марш-бросков по пустыне и колорита французского тогда Алжира, кроме как ближе к финалу, мы не увидим. Будут подземные коммуникации, научные лаборатории, комплексы по изучению чего-то, что открывает дорогу в неизведанное. Это не плохо само по себе: атмосфера цивилизации, что древнее нашей и не отсюда, прямо-таки разлита в воздухе, многочисленные научные отчеты, дневниковые записи, откровения о проводившихся опытах — в том числе и вызывающих потерю памяти — ее только усиливают. Мы находимся в самом эпицентре, где все и началось, и сдобрено это к тому же мифами и преданиями бедуинских племен, в которых говорится то ли о духе, то ли о великой богине. И постоянно упоминается некая Императрица (да святится имя ее!) — что к чему, откроется в конце, хотя догадываться начинаешь много раньше.

И все-таки не хотелось такого, что Тася, едва выбравшись обратно в пески, снова оказывается ими поглощенной. По иронии, чередуются одни сюжетные линии, да еще и так беспорядочно, как будто тасуется колода карт. Линия судьбы экипажа — самая побочная, за ней следишь постольку-поскольку, «кто все эти люди». Парижская линия: прошлое Таси, Селима и их умершей от неизлечимой болезни дочери Элис. Линия историческая — обрывочные сведения о былой цивилизации Строителей врат и записки экспедиции профессора Герберта столетней давности. Наконец, собственно линия Таси в настоящем, основная история. Воспоминания, кстати, выполнены в стиле карандашных зарисовок и всегда доступны в тасином альбоме.

Обзор Amnesia: Rebirth

Идея Темного мира не реализована полностью. Вручив нам ключ от него, разработчики вполне могли сделать переходы между мирами, пусть спонтанные, ограниченные пространственно и не по первому требованию, частью игрового процесса. В «складках» между мирами можно было бы, самое очевидное, прятаться от монстров, или система коротких «червоточин» какая. Но вышло так, что путешествие в Темный мир в самом начале игры оказалось разовым скриптовым событием, после которого об артефакте-компасе забываешь почти до финала. Особенно досадно, когда за всю игру испугался всего однажды — и как раз в зловещем измерении, впервые увидев застывшие фигуры вдоль пути Таси.

Субъективно, хоррора в игре мало. С монстрами он вообще связан слабо, тем более что теперь они даже не убивают. Более того, если какой-то монстр засечет вас и атакует два-три раза, то после очередного приступа паники вы обнаружите, что он… исчез. Звучит абсурдно, но вообще это разумный ход: прежние методы застращать давно не работают, чем дальше тем всё больше только раздражают. В свете же концовки решение и вовсе логичное. Прятаться, конечно, приходится: нет желания лишний раз лицезреть конвульсии отбивающейся Таси и терзающего ее чмошника, который усиленно строит из себя гуля. Между прочим, монстры расставлены крайне неравномерно. В древних лабораториях их нет вовсе, в форте всего пара штук, а вот комплекс с большим порталом ими просто кишит. Причем, такое ощущение, прохождение этой локации и понадобилось-то искусственно затягивать, только чтобы прогнать нас через массы спящих (но они могут проснуться) недо-гулей. Ближе к финалу тех сменят летающие «патрульные» с фонарем — они хоть выглядят нормально. Как дементоры.

Обзор Amnesia: Rebirth

В общем, больше страшит (и просто напрягает) темнота и сопутствующие ей атрибуты: учащенное дыхание, видения, приступы в особо запущенных случаях. Бороться со всем этим помогает, понятно, свет. Масло в фонаре расходуется очень быстро, но если пользоваться им в самых крайних случаях, дефицита не возникнет. Тем более что и спички теперь можно зажигать просто так, а не чтобы непременно зажечь факел или свечи. Одной спички хватит на три факела, если не мешкать, — в меру осветить темное помещение вполне достаточно.

От задачек неожиданностей ждать не приходилось, их и нет. Но выполнены они на уровне, жаловаться не приходится. Встречаются проверки находчивости: в форте, например, найти колеса от пушки и толкнуть ее затем по коридору, чтобы она провалила пол, куда Тася и спрыгнет. Будет мини-лабиринт: в нем главное определить, какие плиты активировать, придавив чем-то тяжелым, а на какие наступать не стоит. Но центральное место в игре отводится починке порталов, вообще работе с диковинными механизмами. С порталами просто: требуется раздобыть аккумуляторы и наладить приборную панель, выставив на ней определенные символы. В лабораториях к тому же многие двери закрыты, и нужны особые пирамидки: переносим, куда надо, и выстраиваем из них цепочки, фокусируя лучи из источника энергии. Запомнилась задача по самосканированию и садистский процесс извлечения живительной субстанции ближе к финалу. Исходов же четыре (два — по сути вариации одного): от откровенно плохого до подозрительно счастливого.

Обзор Amnesia: Rebirth

Напоследок — об иммерсивном опыте, который также сработал на атмосферу. Время от времени ребенок в Тасе шевелится, и нам приходится успокаивать его: гладить живот, разговаривать с малышом. При этом Тася тоже успокаивается: механикой есть смысл пользоваться самой по себе. Так доживем до родов. Которые непременно заставят вспомнить об ощущениях первой «Пенумбры» — о том, как елозили мышкой, и какие усилия прилагали, чтобы совершить целый ряд действий. От оценочных суждений данной инновации воздержусь — а еще не спрашивайте, как это она в таком положении бегает, прыгает и лягает тварей.

Радости:

  • Неплохая история с мифологической подоплекой
  • Столкнуться с монстром — не значит «туши свет»
  • Нормальные задачки «в тему»
  • Воспоминания в стиле карандашных зарисовок
  • Виртуальный опыт женской физиологии — иммерсивно, пусть и спорно

Гадости:

  • Хоррора мало, с монстрами он почти не связан
  • Ряд эпизодов неуместно затянуты
  • Идея с порталами в Темный мир так идеей и осталась

Оценка: 7,7

Вывод:

Amnesia: Rebirth не лучше и не хуже других игр от Frictional Games, просто акценты в ней расставлены немного по-другому. Конечно, всегда хочется большего. Конечно, всегда есть к чему придраться, и не только по мелочам. К тому же студия сама не довела до ума две самые интересные свои идеи: нестандартный для жанра «Сахара-сеттинг» и возможность по своему усмотрению перемещаться в параллельное измерение. И все же по сравнению с большинством современных игр-ужасов Amnesia: Rebirth — небо и земля. Разве что собственно ужасов в ней как раз оказалось немного — тем, кто целенаправленно приходит за ними, это может не понравиться.

Обзор написан по ПК-версии игры.

U$D

adventure Обзор №247
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика