Обзор Alpha Protocol

Жанр: RPG
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Obsidian Entertainment
Издатель: SEGA
Издатель в СНГ: 1С-СофтКлаб
Похожие игры: серия Mass Effect, Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction
Минимальные системные требования: процессор с частотой 2,0 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 6800 или ATI Radeon 1300XT; 12 Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,5 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 9800 или ATI Radeon HD 2600; 12 Гб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.alphaprotocol.com
Скажите, с чем у вас в первую очередь ассоциируется аббревиатура RPG? Правильно, с эльфами, орками и творчеством компании BioWare. Однако в последнее время возникла любопытная тенденция: все больше и больше ролевых игр стали предлагать нам не фэнтезийные миры, а совершенно новые вселенные. Alpha Protocol — пожалуй, самый оригинальный проект такого типа. Да, шпионов нынче развелось много, но ролевых игр про них, если память нас не подводит, еще не было.
Гадкий утенок
В самом начале знакомства Alpha Protocol производит, мягко говоря, не самое приятное впечатление. После Mass Effect игра кажется пришельцем из прошлого: экшен — устаревший, графика вызывает отторжение, режиссура — на низком уровне, а сюжет прямо-таки соткан из давно надоевших жанровых клише, свойственных как минимум половине произведений о шпионах. Будь то приключения Джеймса Бонда, Джейсона Борна или Джека Бауэра — игра напоминает все и сразу. Фабула крайне незамысловата, и даже далекий от шпионской тематики человек легко догадается, как будут развиваться события. Если вкратце, то сюжет можно изложить всего одним предложением: главного героя предают, и он отправляется в крестовый поход в поисках виновных. И начинается этот самый поход как-то уныло.
Старт история берет в Саудовской Аравии. Миссии в этой чудесной стране все как на подбор — скучные и основаны на экшене. И все было бы не так страшно, если бы перестрелки в Alpha Protocol не были настолько убогими. Да, пользоваться укрытиями Майкл Тортон — а именно такое имя носит протагонист — умеет, но толку от этого почти никакого: стрелять неинтересно и очень сложно. Для того, чтобы убить одного врага, находящегося на расстоянии двух метров, порой приходится истратить не одну и не две обоймы. Пули, нарушая все законы физики и здравого смысла, летят с отклонениями в пару десятков градусов, словно ты играешь в Wanted: Weapons of Fate. Самое шокирующее происходит в тот момент, когда кусочки свинца, почти добравшись до противника, вдруг резко меняют направление и летят в сторону, а патроны, между прочим, здесь очень ценны и заканчиваются с невероятной скоростью. Зато супостаты плодятся, словно кролики, и способны загнать в угол любого — грамотно швыряются гранатами из любого положения и в любом направлении, причем количество «лимонок» у недругов неограниченное. Так что, если вдруг в ваше укрытие залетит дюжина метко брошенных гранат, не удивляйтесь. И все бы ничего, да только разработчики напортачили и со стелсом. Игрок, выбравший класс шпиона, может хоть тереться сзади о противника — тот ничего не заподозрит. Зато стоит только спрятаться «не за тем» углом — и враги увидят Майкла даже в сотне метров за своей спиной.
Если вы все же осилили перестрелки, девелоперы и тут приготовили вам «сюрприз». По количеству и сложности различных головоломок Obsidian, наверное, превзошли всех. Таких раздражающих и глупых мини-игр мир давненько не видел. Время, отведенное на решение задачи, истекает быстро, а заставить мышку слушаться очень и очень трудно. В одни моменты она двигается очень быстро, отчего попасть по цели становится невозможно, зато в другие приходится елозить ей по коврику с бешеной скоростью, чтобы заставить курсор хотя бы чуточку поторопиться. Добить игроков легендарные разработчики решили кошмарнейшей технической реализацией. Уровень графического исполнения уже давно устарел, а в плане разнообразных багов Alpha Protocol вполне может претендовать на звание самой глючной игры года.
Вдруг откуда ни возьмись…
И вот, когда уже хочется удалить игру, а диск — предать забвению в мусорной корзине, Alpha Protocol вдруг начинает приятно поражать. Избалованные творчеством BioWare, мы забыли, что в RPG главное — не яркий экшен и уйма взрывов в секунду, а в первую очередь свобода выбора и широкие возможности в развитии героя. И если рассматривать Alpha Protocol с этого ракурса, то он видится чуть ли не идеальным представителем жанра. Диалоги, прокачка и атмосфера здесь на таком высоком уровне, что все недостатки, которым были посвящены первые абзацы обзора, моментально забываются. Игра преображается и превращается из гадкого утенка в прекрасного лебедя.
У сценаристов будто открывается второе дыхание — история начинает раз за разом удивлять. Сюжет, конечно, все еще далеко не самый оригинальный, но от этого он не менее великолепен. Здесь действительно есть интрига, неожиданные повороты, интересные персонажи, а что самое главное, нет остроухих эльфов, борьбы за Средиземье и «клюквы» — наоборот, Россия здесь играет роль жертвы, а миссии в Москве — одни из самых увлекательных. Альтер эго (впрочем, как и все герои) хорошо озвучен и невероятно харизматичен. Конечно, его характер полностью зависит от выбранных вами реплик, но в любой ипостаси он бесподобен: удачно шутит, красиво флиртует с дамами и умудряется вызвать симпатию, даже когда говорит сухим тоном на сугубо профессиональные темы. Все здешние персонажи запоминаются, и беседовать даже с самыми неприятными из них одинаково интересно; почти любому человеку можно нагрубить или унизить его, а с врагами можно найти компромисс. К каждому из действующих лиц — свой подход, у каждого свои тараканы в голове, а дабы завоевать чье-то доверие, нужно с самого начала разобраться в особенностях его характера. К слову, заводить себе друзей — едва ли не главная цель в игре, так как без их помощи с могущественными противниками не справиться.
Многие миссии в Alpha Protocol завязаны не на перестрелках, а именно на разговорах — и чесать языком придется чаще, чем в большинстве ролевых игр. Система диалогов почти без изменений перекочевала из Mass Effect: вам все так же предстоит не выбирать определенные фразы, а лишь задавать тон беседы. Однако и тут есть ряд особенностей. К примеру, на выбор дается совсем немного времени, и порой судьбоносное решение приходится принимать в предельно короткие сроки. Раздумывать особо некогда — выбор делается в считанные секунды, и от него зависит то, как в дальнейшем будет развиваться сюжет. Из-за цейтнота влюбить в себя девушку или уговорить какого-нибудь мафиози сотрудничать становится труднее. Вообще, «выбор» — это ключевое слово для всей игры. Да, концовка всего одна, но то, каким путем вы до нее дойдете, зависит исключительно от вас. Когда в трейлерах рассказывалось про огромную важность решений игрока, это казалось просто рекламным ходом. Но, как вышло в итоге, разработчики не соврали. Судьбы героев и даже целых стран меняются с каждой новой миссией, так что ощущать последствия своих поступков и слов доведется регулярно.
Атмосфера шпионского экшена передана идеально. Как и любому приличному агенту, Майклу предоставляются конспиративные квартиры, где можно порыться в компьютере, раскапывая новые данные для предстоящего задания, посмотреть телевизор, выбрать подходящую экипировку или даже начать полноценную переписку по электронной почте. Каждая квартира, где побывает Тортон, просто поражает своим уютом — из них просто не хочется уезжать. Даже если учесть, что большая часть интерьеров не интерактивна, их интересно изучать, а панорама за окном хоть и представлена в виде плоских и кривых текстур, но почему-то впечатляет. Увидеть за окном заснеженные улочки Москвы или полюбоваться с террасы на красивую архитектуру Рима весьма приятно. К тому же у каждой страны — свой колорит. Так, например, в Москве всегда идет снег, а мрачные высотки возвышаются над грязными двориками. В Риме же все светло и симпатично, тут и там промелькивают известные произведения искусства эпохи Возрождения, а в Тайбее вам предстоит не только побродить по загаженным улочкам с неоновыми вывесками, но и оказаться на празднике с фейерверками и прочими радостями, свойственными азиатской культуре.
Добавляет очков проекту и хорошо реализованная прокачка. Конечно, она недалеко ушла от других современных RPG — но огромная важность здешней ролевой системы ощущается отчетливо. Когда пули начинают лететь ровнее, герой умирает реже, а мини-игры проходятся с пятой, а не с десятой попытки, действительно осознаешь, насколько важны были те очки, которые ты мог раскидать неправильно. Кроме того, любую пушку можно проапгрейдить, причем модификации, в отличие от многих других игр, не просто выполняют декоративную функцию, а действительно влияют на характеристики оружия.
Благодаря этому со временем преображается геймплей. Вытерпев первые миссии и приноровившись к управлению и механике, начинаешь чувствовать себя настоящим агентом, до которого и Джеймсу Бонду далеко. Игрок постепенно учится стрелять так, чтобы даже криво летящие пули всегда попадали в цель, прятаться там, где в остальных стелсах это было невозможно, а после покупки нормальной экипировки и прокачки Майкл превращается в настоящую машину смерти. У экшена появляется динамика, у стелса — глубина, и играть становится не на шутку интересно: постоянно нужно думать и быть изобретательным, ведь каждое задание можно пройти десятками разных способов. Если квесты в Саудовской Аравии унылы, то, попав в Москву, Рим или Тайбей, вы будете регулярно участвовать в зрелищных и увлекательных операциях. Локации поражают своей проработкой и разнообразием, а количество ярких ситуаций зашкаливает. Со временем, конечно, понимаешь, что половину сцен уже где-то видел, но в Alpha Protocol они подаются под таким градусом безумия, что ностальгия по похождениям того же Бонда делает свое дело.
Несмотря на ворох недостатков, мы получили действительно интересное и запоминающееся приключение. Да, стрелять и прятаться здесь не так интересно, как, например, в Splinter Cell, да и графически Alpha Protocol полностью устарел, но только здесь есть возможность почувствовать себя настоящим шпионом.
Радости:
Ощутимая важность выбора
Запоминающиеся миссии
Харизматичные персонажи
Нелинейность
Неплохой саундтрек
Отличная озвучка
Гадости:
Кривой экшен
Ужасный стелс
Корявая графика
Обилие багов
Оценка: 8.1
Вывод:
Наверное, самая нелинейная экшен-RPG в мире. Подтянули бы разработчики качество всего остального — и Alpha Protocol легко потягался бы с Mass Effect.
Обзор написан по PC-версии проекта
Диск предоставлен интернет-магазином OZ.by