Обзор Alone in the Dark
![](https://vrgames.by/sites/default/files/styles/sized_to_content/public/alone_in_the_dark_1.jpg?itok=10Rql1jI)
Жанр: Survival Horror нового поколения
Разработчик: Eden Games
Издатель: Atari
Российский издатель/локализатор: "Акелла"
Похожесть: серия Silent Hill, серия Resident Evil, Alone in the Dark 1-3
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Минимальные системные требования: Intel Pentium 4 2,6 ГГц/Athlon X2 3800, 1Gb RAM, видеокарта уровня GeForce 7800 GTX/Radeon X1650 XT с 256 Mb VRAM
Рекомендуемые системные требования: Core 2 Duo E8400/Athlon 64 X2 5000, 2Gb RAM, видеокарта уровня GeForce 8800 GTS/Radeon HD3850 с 512 Mb VRAM
Мы живем с вами в эпоху больших перемен. Игровая индустрия сейчас находится в стадии бурного роста и развития. Появляется все больше игр, которые по своей духовной значимости обходят и кино, и литературу вместе взятые. К девелоперам перестали относиться как к одержимым безумной идеей глупцам, бесполезно тратящим драгоценное время. Игровые жанры активно трансформируются, старые идеи уходят на покой. На их место приходят смелые инновации, которыми так изобилует новый Alone in the Dark.
Переосмысление жанра
Будучи невероятно популярным в девяностых годах, игровой франчайз Alone in the Dark до недавнего времени пребывал в незаслуженном забвении. Всего под знаменитым брендом было выпущено 4 игры. Особого уважения заслуживают лишь первые две. Alone in the Dark под номером "раз" для survival horror — это как Doom для шутеров или King's Bounty для пошаговых стратегий: начало всех начал, духовный прародитель и основоположник устоявшихся лекал в жанре. Все те геймдизайнерские приемы с запугиванием игрока, предоставлением ему минимального набора для выживания в "очень- очень страшном месте с еще более страшными монстрами" прекрасно работают и в нынешних играх с поправкой на современную графику. Вторая часть легендарной серии про "одинокого в темноте" своим выходом только закрепила успех оригинала. Что произошло с Alone in the Dark потом, будет пострашнее любого хоррора. AitD 3 — это откровенно слабая игра с отсутствием каких-либо существенных геймплейных инноваций, да и сюжетная составляющая триквела была далеко не на высоте. Сериалу просто необходима была хорошая "встряска", и от Alone in the Dark: The New Nightmare все ждали очень многого. Но тот кусок программного кода вкупе с отвратительной трехмерной графикой (дань новым веяниям индустрии, что ж поделать), вышедший не так давно, был буквально испепелен игровой прессой. "Контрольный выстрел" бывшему некогда популярному бренду нанес боксер (режиссер?) Уве Болл, состряпав очередной, никому не нужный фильм по лицензии.
Своему дальнейшему развитию жанр survival horror был обязан, по большому счету, двум знаменитым игровым сериалам: Silent Hill и Resident Evil. Последний и вовсе переживает сейчас "эпоху Ренессанса", привнося в хоррор с каждым новым проектом ворох гениальных идей и геймдизайнерских решений. Alone in the Dark все уже было собирались списывать в утиль, как компания Eden Games, известная прежде всего по отличной реинкарнации другого, тоже некогда популярного тайтла Test Drive, решилась разрабатывать новую часть праотца всех игр-"страшилок". Более того, при общении с прессой, новоявленные разработчики-реаниматоры клятвенно обещали навсегда изменить жанр survival horror, снабдив его неимоверным количеством инноваций. Что ж, давайте посмотрим, на что отдала свои последние деньги Atari.
Гость из прошлогоДействие игры разворачивается в самом, казалось бы, безобидном и обычном месте во всем Нью-Йорке — в Центральном Парке. Персонаж, за которого нам предстоит играть, — детектив Эдвард Карнби. События Alone in the Dark происходят в наши дни, но сам Эдвард является эдаким гостем из прошлого — из 20-х годов прошлого века. Сценаристы тут же подсовывают нам классический прием про главного героя, которого пленила амнезия, и история начинается.
Самой главной задачей поначалу для нас будет, конечно же, выяснение причин путешествия во времени Эдварда Карнби. Почти сразу добавится еще один вопрос: откуда вообще на улице появились зомби и что происходит с Центральным Парком? Быть может, сам по себе сюжет игры особой духовной ценности не представляет, но вот то, как он подан разработчиками игроку, достойно уважения. Вся игра поделена на 8 равных эпизодов. Естественно, ничего дополнительно скачивать вам не придется — все части содержатся на диске. В тот момент, когда очередной эпизод подходит к концу, на экране разворачивается типичная ситуация, когда герой остается в какой-нибудь очень сложной и безвыходной ситуации и... начинают медленно ползти титры. Ну а как только вы начинаете проходить новый эпизод, вам на манер какого-нибудь телевизионного сериала показывают ролик с подписью "В прошлой серии Alone in the Dark". Отличнейшая находка для тех, кто не любит проходить игры залпом, а растягивает удовольствие на пару вечеров. Так и не забудешь, какие события происходили в игре чуть ранее, и ролик вдобавок отменный посмотришь.
Если вам захочется узнать дальнейшие подробности сюжетной истории, но проходить всю игру нет возможности, вы вправе пропустить несколько эпизодов. Но учтите — самые последние "серии" будут с начала игры недоступны.
Долой консерватизм! За инновации!Наверняка всех вас раздражают условности в играх. Понятное дело, что любая игра — сама по себе большая условность. Мы условно кого-то убиваем в шутерах, условно строим мнимые здания в стратегиях, ну и так далее. Другое дело, когда разработчики при анонсе своего очередного убер-блокбастера вопят всем, что их детище — это новая ступенька в развитии интерактивности и реалистичности в играх, а на самом деле мы с вами в конечном итоге опять получаем тот же проект, который выпускали девелоперы пару лет назад, только с улучшенной графикой и физикой. Хочется уже чего-то большего. Ситуацию как-то исправил Crysis со своими крошащимися хижинами и пальмами, которые можно скосить очередью из автомата. Но этого, как вы понимаете, все равно мало.
А в жанре survival horror и вовсе дела плохи. Исключения, конечно же, есть. Скажем все дружно огромное спасибо Penumbra за ее инновационные и нестандартные головоломки, основанные на интерактивности окружения. Пример "Пенумбры" не единственен, но ведь существует еще много других игр, в которых возможность воздействия на окружающие объекты сведена к минимуму. Хлипкие двери с пометкой "замок сломан, и ты никак ее не откроешь, дружок", отсутствие возможности ударить по врагу первым попавшимся стулом или куском арматуры, нагромождения строительных обломков, через которые нельзя пройти... Одним словом, привет, Silent Hill и все игры, созданные по твоему образцу!
В сложившейся ситуации глотком свежего воздуха представляется новый Alone in the Dark. Компания Eden Games решила отказаться от присваивания названию очередного индекса. Тем самым девелоперы делают самый прямой намек на то, что они создали принципиально новый проект, которого объединяет со старыми играми серии лишь название и отчасти концепция. В новом AitD, держа в руках какой-нибудь огнетушитель или топор, вам не придется бежать через полкарты за ключом, чтобы открыть дверь. Парочка ударов по хрупкой фанере — и вы уже в нужной вам комнате. Но кроме возможности проигнорировать поиск ключа к дверному замку, игре, безусловно, есть еще чем похвастаться. Похоже, давние просьбы всех поклонников жанра "хоррор" были услышаны — и в новом Alone in the Dark вы вправе будете проделывать с подручными предметами те элементарные действия, которые были раньше всегда под запретом.
Приведу пример. Навстречу вам с самыми кровожадными намерениями движется изуродованный кусок биологической плоти, издалека напоминающий человека. Как игроку, приученному к механике классического survival horror, вам тут же захочется расправиться с врагом привычными способами — выпустить в одержимого обойму патронов из пистолета, хорошенько отдубасить его бейсбольной битой или обломком металлической трубы. На худой конец, если со снаряжением совсем уж худо, то от супостата можно просто сбежать. Вот, в общем-то, основные варианты развития событий в типичной игре а-ля "Тихий холм". В Alone in the Dark же вам предоставят столько вариантов для расправы над монстрами, что поначалу даже не верится. По локациям, как уже принято в подобных играх, щедро разбросаны всевозможные предметы: мотки скотча, бинты, бутылки с зажигательной смесью, платки и прочее. Заполнив все ячейки инвентаря (с собой разрешается брать не более восьми предметов), можно не только быть спокойным за состояние здоровья главного героя, но и смело приступать к экспериментам по нахождению новых способов умерщвления врага. Возьмем, к примеру, баллончик с аэрозолем — он может быть как ценным средством для заживления ран вашего Альтер-эго, так и миниатюрным огнеметом в непременном тандеме с зажигалкой. Комбинация "бутылка с зажигательной смесью+тряпка+зажигалка" является ничем иным, как знаменитым "коктейлем Молотова". А вышеупомянутую бутылку можно просто подбросить в воздух, стрельнуть по ней из пистолета — и вы глазом моргнуть не успеете, как преследующий вас негодяй будет полностью объят языками пламени. Именно огонь является единственным надежным средством полного уничтожения недругов. Так что если в игре на вас движется очередная гадина, лишний раз подумайте: быть может, вместо того, чтобы непрерывно палить по одержимому зомби из пистолета, лучше взять первый попавшийся стул, поджечь его от ближайшего источника огня и ринуться в сторону врага? Этот способ убийства гораздо эффективнее обычного "олдскульного". Вариантов комбинирования предметов просто несчетное количество — все ограничивается лишь вашей фантазией, но обидным является тот факт, что игра всячески препятствует развитию ваших творческих способностей. Все манипуляции с инвентарем происходят в реальном времени, и зачастую у вас может просто не быть времени на собирание очередного "коктейля Молотова". Ведь монстры в Alone in the Dark мало того, что тупые, злые и страшные твари, — они в придачу еще невероятно нахальные. Такое ощущение, что эти ребята только и ждут, когда вы откроете свой инвентарь, чтобы помешать нормально им воспользоваться. Функцию вещмешка в игре выполняет... куртка главного героя, а точнее ее внутренние карманы, наглядно демонстрирующие собранные вами предметы. Как вам инновации от Eden Games? Дальше — больше.
В игре дают возможность открыть практически любую запертую дверь. Дело не ограничивается варварским использованием топора или огнетушителя в качестве альтернативы маленькому ключу. Вы можете просто прострелить сломавшийся замок, ну а если дверь железная и выглядит чересчур массивной, то ее все равно можно сорвать с петель — просто припаркуйте возле неугодной вам металлоконструкции автомобиль и стрельните по крышке бензобака. Встретилась дверь с кодовым замком? Не торопитесь искать поблизости подсказки, чтобы узнать нужный шифр. Лучше хорошенько присмотритесь к циферблату. Вполне вероятно, что те клавиши, которые нужно нажимать, будут испачканы кровью. И уже методом простого перебора вы сможете узнать правильное сочетание цифр. Ну и про огнетушитель тоже не забывайте. Ему-то все равно, что пробивать — простую дверь или дверь с дорогим кодовым замком. Вот она — простейшая бытовая логика, которой так порой не хватало той же Silent Hill. А еще ей не хватало поездок на автомобиле. В Alone in the Dark вам предоставят такую возможность, но сначала тачку надо угнать. Забудьте о ваших GTA-рефлексах — в игре от разработчиков Test Drive Unlimited для того, чтобы завести авто, нужно сначала немного повозиться с проводами замка зажигания.
За реализацию подобных моментов хочется уже сейчас подать заявку в музей мадам Тюссо на выплавление восковых фигур абсолютно всех разработчиков команды Eden Games. Первое время, играя в новый Alone in the Dark, постоянно недоумеваешь — почему Capcom с Konami закрывали глаза на досадные просчеты и идиотские условности в играх, которые они финансировали.
Тягости кунсткамеры
Как бы ни было досадно, но игра, в активе которой имеется огромный набор геймплейных инноваций, порой разочаровывает и даже бесит так, как это не смогла бы сделать какая-нибудь очередная подделка российского геймдева (уж простите за несоблюдение политкорректности, но память об "Инстинкте" и "Бое с тенью" не позволяет высказаться иначе). Больше всего нареканий и недоразумений у игроков насчет AitD вызывает, конечно же, управление.
Если рассматривать PС-версию игры, то недобросовестное портирование тут не причем. Просто Eden Games, одержимая мыслью о тотальных нововведениях, решила также привнести что-то принципиально новое и в управление. С помощью клавиатуры мы воздействуем на перемещение Карнби в пространстве, но вот мышь в игре отвечает не за повороты камеры, как это обычно принято, а за движения рук главного героя. То есть теперь вы вправе решать, каким образом нанести следующий удар по врагу какой-нибудь битой или топором: сверху, сбоку или вообще ударить ему по ногам. Казалось бы, чем не приятное нововведение. Беда в том, что к необычному управлению привыкаешь далеко не сразу, если привыкаешь вообще. Обзорность в игре хромает на обе ноги — невозможность осмотреться по сторонам поначалу изрядно досаждает.
Ладно, допустим, игроки смирились бы с неповоротливостью камеры во время пеших прогулок. Но вот ожидать от разработчиков отличнейшей автоаркады Test Drive Unlimited посредственно реализованного процесса вождения автомобилем не мог никто. Виной всему тут видится физика — машина то и дело норовит зацепиться за всякую малоприметную корягу, а после этого еще и ведет себя абсолютно неестественно — переворачивается почем зря на 360 градусов и начинает вилять задом как корова на льду.
И так простая, на первый взгляд, поездка к Центральному Парку в начале игры окажется для всех вас настоящим испытанием нервной системы на прочность.
Утри нос, Уве Болл!
При разработке Alone in the Dark девелоперы попытались расширить привычные рамки жанра survival horror. На манер GTA, по Центральному Парку можно свободно путешествовать пешком или разъезжая на автомобиле, заходить в некоторые здания, собирать предметы экипировки. На создание NPC, которые бы смогли щедро одаривать Эдварда Карнби различными побочными заданиями, у Eden Games, вероятно, не хватило ни времени, ни денег. А жаль. Задумка могла получиться неплохой. Еще немного разочаровывает тот факт, что время суток, в угоду повышения общей атмосферности игры, в парке не меняется. В конечном итоге, новая часть знаменитого хоррор-сериала представляет собою сплав самых удачных жанров с тем лишь условием, что детальной проработки особенностей каждого из них в AitD делать не стали.
Графика в игре звезд с неба, конечно, не хватает, но находится на более-менее приличном уровне. Особенно выразительным и правдоподобным получилось пламя. Чего не скажешь про местную растительность. Деревья и кусты своим видом невольно напоминают о прекрасных вечерах, проведенных за Silent Hill под номером 4.
А вот саундтрек получился просто отменным. За музыкальные композиции отвечал человек по имени Оливье Деривьер (Olivier Deriviere). Как в старых добрых фильмах ужасов, Alone in the Dark просто-таки переполнен мрачными мелодиями. Среди них в особую категорию выделяются классические хоровые песнопения, заставляющие мурашек бегать по вашей коже со сверхзвуковой скоростью. Оливье, кстати, уже успел отметиться своей превосходной музыкой в двух частях Obscure.
У Eden Games, безусловно, получилось воскресить старый франчайз. Новый Alone in the Dark получился добротным проектом с большим количеством оригинальных идей и инноваций. Если сможете привыкнуть к сложному и запутанному управлению, то более приятного геймерского времяпрепровождения вам сейчас и не найти.
Добро пожаловать в Центральный Парк
Скажите, какое место вы считаете самым безопасным и спокойным в вашем городе, кроме собственной квартиры? Место, где вы любите посидеть с друзьями и забыть обо всех насущных проблемах, или же, наоборот, остаться наедине со своими мыслями и подышать свежим воздухом, погреться под теплыми лучами солнца... Ну, конечно же, это парк — скажете вы и будете правы. А вот разработчики нового Alone in the Dark так не считают. Зато они предлагают дать волю вашей фантазии и поразмыслить над следующими вопросами. Почему Центральный Парк развлечений Нью-Йорка (города, где стоимость одного квадратного метра недвижимости эквивалентна цене автомобиля среднего класса) находится в самом центре, то есть наиболее ценном и престижном месте?
Почему никто не купил и сантиметра земли, на которой расположен парк, и что это место в себе скрывает такого странного и таинственного, если даже создатель парка Кальверт Во еще сто пятьдесят лет назад написал в одном из своих писем следующие слова: "Я очень беспокоюсь за свою жизнь. Эти люди хотят, чтобы тайна парка навсегда осталась скрытой"? Что и говорить, жути Eden Games нагнали грамотно. Вероятно, они хотели хоть на короткое время заставить игроков перестать относиться к Центральному Парку Нью-Йорка как к самому безопасному месту во всем городе. Нечто подобное, помнится, пытались нам внушить разработчики Silent Hill 4. Только там вместо парка была обычная квартира.
Eden Games с особым тщанием подошли к вопросу моделирования места действия Alone in the Dark. Взгляните на настоящую карту парка и карту из игры. Сходство поразительное.
Радости:
Добротный сюжет.
Интересный способ подачи истории — разделение на эпизоды.
Шедевральная музыка.
Обилие пазлов, основанных на интерактивности окружения и физике.
Безликое множество вариантов комбинирования предметов инвентаря.
Гадости:
Графика, не оправдывающая заявленные рекомендуемые требования.
"Неповоротливость" камеры.
Сложное управление.
Оценка: 8.0
Вывод: Самая противоречивая игра года, вне всяких сомнений. Во время прохождения этого проекта вы испытаете на себе букет самых разнообразнейших эмоций — от полного разочарования до неописуемого восторга. Survival Horror нового поколения. Не играть никак нельзя.
Игнатий "Rambus" Колыско