Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

Posted by Anuriel on октября 20, 2020 - 23:13

Жанр: визуальная новелла, стратегия.

Разработчик: Vanillaware.

Издатель: Atlus.

Платформа: PlayStation 4.

Возрастной рейтинг: 13+.

Рефлексирующие подростки-школьники и сражения гигантских мехов с кайдзю — это максимально краткая и понятная характеристика 13 Sentinels, которую можно дать игре после первого знакомства с ней. Звучит как типичная японская дичь. И отчасти так и есть. Но лишь отчасти. Ровно 25 лет назад «Евангелион» доказал, что из формулы «подростки, роботы, монстры» можно создать не просто очередной набор аниме-штампов, а действительно мощную историю в жанре серьёзной научной фантастики. Так вот, новое творение Vanillaware — это «Евангелион» от мира игр.

Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

Здесь надо бы подробнее рассказать обо всех перипетиях сюжета 13 Sentinels, но делать этого мы не будем. Дело в том, что описывать происходящее в игре в рамках обзора сложно сразу по двум причинам. Во-первых, спойлеры. Во-вторых, структура повествования. Причём оба пункта взаимосвязаны. Поэтому вместо стандартного «Действие игры разворачивается…» рассмотрим её нарратив.

История 13 Sentinels, как можно догадаться из названия, рассказывает сразу о 13 главных героях — у каждого персонажа своя сюжетная арка. Сам сценарий построен по принципу «Расёмона», когда одни и те же события показываются и дополняются с точки зрения разных действующих лиц. Из-за этого вся сюжетная картина складывается в единое целое ближе к финалу, который переворачивает всё с ног на голову и полностью меняет восприятие происходящего в игре.

Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

Что же касается непосредственно самих арок персонажей, то они отлично работают не только как кусочки одного большого паззла, но и как цельные законченные истории. Будь-то фрагмент о парне Джуро — фанате старых фильмов о вторжении инопланетян и огромных роботах. Или о девушке Иори, которая постоянно видит волнующие сны, из-за чего не высыпается по ночам и спит прямо на уроках. О легкоатлетке Натцуно, которая дружит с роботом, до боли напоминающем инопланетянина из одноименного фильма Спилберга. И о местном хулигане Ненджи Огата, носящем на голове роскошный «помпадур» и застрявшем во временной петле…

Действительно, если глобальный сюжет 13 Sentinels — это в первую очередь история о битвах мехов и кайдзю, то арки отдельных персонажей постоянно меняют её контекст, вводя в сценарий игры всё больше научно-фантастических элементов: терминалы, сектора, клоны, киборги, телепортации, наномашины, путешествия во времени и многое другое. Естественно, не остаётся за бортом и тот факт, что главные герои — подростки. Это привносит в историю нотки романтики. А всё вместе создаёт очень мощную психологическую драму для каждого персонажа.

Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

Как уже можно было догадаться, сюжет — сердце 13 Sentinels, вокруг которого построен весь геймплей. Игровой процесс разделён на три составляющие: воспоминания, сражения и кодекс. Давайте разберёмся в каждом из них.

Воспоминания — основной приключенческий режим игры, в котором вы можете выбрать одного из 13 героев и начать проходить отдельные сюжетные эпизоды за него. Сам геймплей предлагает сочетание визуальной новеллы и point-and-click квеста. Вы перемещаетесь по небольшой локации, общаетесь с персонажами и изредка взаимодействуете с окружением, чтобы продвигаться по сюжету. Основной механикой в воспоминаниях является «Облако мыслей» — своеобразный инвентарь, в котором содержится вся информация, которой владеет герой. Эту информацию можно проанализировать, чтобы понять, что именно необходимо сделать дальше, использовать в диалогах, чтобы узнать какие-то новые сведения у других героев, или применить к определёнными объектам. Например, только узнав о старом школьном здании, можно отправиться туда.

Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

Ключевой фишкой воспоминаний является их нелинейность. Так, почти у каждого эпизода за определённого персонажа есть одна отправная точка и несколько возможных финалов. Причём каждая ветка этих отдельных подсюжетов — канон. Иногда сюжетные развилки сводятся к выбору: с кем поговорить, куда пойти или какое мороженное съесть. А порой не все пути доступны сразу. Например, всё те же сведения о старом здании школы получаются в одной сюжетной ветке, а отправиться в него можно только в другой. Соответственно, если этой информации нет, то и подсюжет пройти невозможно.

Кроме того, в определённый момент прогресс истории за одного из героев просто останавливается, напоминая о других персонажах и альтернативных элементах нарратива. Таким образом, чтобы продвинуться дальше, нужно либо пройти определённый подсюжет конкретного персонажа, либо открыть несколько записей в кодексе, либо выиграть несколько битв с кайдзю.

Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

Собственно, о сражениях. Если воспоминания — это классическая 2,5D нарисованная визуальная новелла, выполненная в традиционной визуальной стилистике Vanillaware, то боевой режим — полностью трёхмерная стратегия в реальном времени с тактической паузой.

Битвы между гигантскими мехами, которых в игре называют сентинелями, и кайдзю происходят на схематичном поле, где все объекты, включая роботов и монстров, обозначены условными иконками. Номинально, основная цель у каждого сражения своя, но по факту всё сводится к выполнению одного из двух условий: убить всех монстров или успешно защитить терминал за отведенное время. Тем не менее, каждый бой достаточно уникален благодаря дополнительным задачам, например, использовать конкретных мехов или завершить битву за определённое время.

Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

Сами схватки проходят достаточно стремительно и редко занимают больше 4–5 минут. Бой идёт в реальном времени, однако в тот момент, когда вы выбираете персонажа, чтобы назначить ему определённое действие, включается тактическая пауза. Действия стандартные: различные атаки, передвижение по карте, оборона и ремонт. Как только действие выполняется, персонаж уходит в кулдаун. На первый взгляд боевая система может показаться достаточно простой, но даже на средней сложности действовать приходится осмотрительно.

Врагов достаточно много, и они очень разнообразны. Против определённых кайдзю эффективны определённые мехи, которые разделены на четыре поколения. Первое — самое простое, ориентированное на близкий контактный бой, а четвёртое — самое продвинутое, позволяет быстро перемещаться по карте и расправляться с большим количеством врагов. Тем не менее, игра отлично сбалансирована, поэтому нельзя сказать, что одно поколение эффективнее другого. Например, те же мехи первого поколения могут использовать энергомеч, которым всего за пару ударов можно уничтожить некоторых боссов, однако против сотни маленьких летающих монстров они беспомощны. Поэтому тактика, стратегия и грамотное использование бойцов — ключ к победе.

Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

Естественно, по мере прохождения игры схватки становятся сложнее, поэтому для того чтобы герои могли эффективно противостоять новым видам монстров, в 13 Sentinels есть прокачка. Она разделена на три составляющие: навыки персонажа, усиления частей меха и улучшения оружия. Первые дают различные пассивные бонусы и зависят от уровня героя, который повышается за участие в боях и уничтожение монстров. Вторые позволяют усилить, например, броню или генератор меха, повысив тем самым боевые характеристики машины. Третьи открывают доступ к новым атакам, которые также можно улучшать. Для усиления мехов и улучшения их арсенала необходимы чипы, заработать которые можно как в боях, так и за прохождение воспоминаний.

Таким образом, совсем забросить какой-то сегмент игры невозможно — она постоянно требует переключаться между различными режимами, не давая заскучать. Ведь даже в бою персонажи общаются между собой, раскрывая новые грани истории. Поэтому без прохождения всех сражений разобраться в происходящих событиях не получится. Плюс за высокие ранги в боях и выполнение всех задач начисляются специальные очки, за которые можно разблокировать статьи кодекса, где также содержится важная сюжетная информация.

Обзор 13 Sentinels: Aegis Rim

И в этом вся суть 13 Sentinels. Она подчиняет каждый свой элемент нарративу, будь то тактические бои с монстрами, прохождение сюжетных арок героев или чтение статей кодекса. Она предлагает по сегодняшним меркам достаточно уникальный опыт, объединяя, казалось бы, не объединяемые жанры. Она переводит напичканные аниме-штампами видеоигровые сюжеты о мехах в плоскость серьёзной научной фантастики, чего, кажется, не случалось со времен Xenogears 1996 года. И хочется верить, что Vanillaware сможет нас и дальше радовать своими проектами.

Радости:

  • Сюжет и персонажи
  • Тактические сражения
  • Визуальный ряд

Гадости:

-

Оценка: 10

Вывод:

13 Sentinels: Aegis Rim — невероятно красивая и прекрасно написанная игра с отличным геймплеем. Подобные проекты выходят очень редко, всего пару раз за поколение. Перед нами великолепное завершение эпохи PlayStation 4. Одна из лучших японских игр последнего десятилетия.

Максим Данилюк

Интерактивное кино, стратегия Обзор №246
Яндекс.Метрика