Обо всем и ни о чем, или Брюзжание рядового геймера
Из года в год игровая индустрия растет и развивается. Появляются новые технологии, что приводит к повышению полигонов в кадре, и использованию реалистичной физики, анимации, эффектов и прочей радующей глаз и душу мишуры. Новые графические ноу-хау рождают замечательную картинку, которая бесспорно способствует погружению геймера в мир игры. Но, думаю, многие со мной согласятся, в большинстве нынешних проектов попросту отсутствует какая-то частичка, по которой большинство давно играющих геймеров сейчас скучает, причем, что это за частичка никто толком понять не может, но чаще всего ее называют "душой игры". И если в каком-нибудь 2004 году первоклассная технологическая начинка еще могла спасти игру в глазах прессы и игровой общественности, то вот в наше продвинутое время, как мне кажется, это уже не пройдет. В данной статье я позволю себе немного поразмышлять на эту тему...
Постсоветский геймдев
Игровая индустрия на просторах СНГ определенно развивается бешеными темпами. Российские разработчики хоть и оглядываются на запад, но все же постепенно обрастают некоторой индивидуальностью. Чего стоят шедевры вроде "Мор. Утопия" или "Космические рейнджеры". Примеры, конечно, давешние, но суть от этого не меняется. В основном же российские компании пока очень редко выпускают достойные проекты, а большинство выглядят середняками, иногда крепкими середняками, но никак не хитами мирового масштаба.
Хотелось бы отметить еще один немаловажный факт. Российским девелоперам за последние несколько лет доверили создание сиквелов некогда знаменитых и даже великих проектов. За примерами далеко ходить не надо: .dat разрабатывает третью часть Disciples, Nival подняла из пепла Heroes of Might and Magic, Акелла совместно с Running with Scissors готовит к выпуску антисоциальный Postal 3, а F3 Games работает над Jagged Alliance 3. И это определенно хорошо — западные издатели признают талант российских умельцев и вверяют им в разработку действительно качественные игры. Иногда соседи преподносят нам "приятные" сюрпризы в виде проектов по кинолицензиям ("Волкодав", "Бой с тенью" и др.) и откровенно ужасных игр непонятно на кого рассчитанных (Lada Racing Club, например), но где этим не грешат?..
Отлично дела обстоят на Украине. Тамошние "Сталкер" и "Ксенус" обсуждают не только наши геймеры, но и зарубежные. Что определенно идет только в плюс.
Беларусь тоже медленно, но уверенно раскручивается. На просторах нашей родины родились такие экземпляры, как "Койоты: Закон пустыни", "Безмолвие", "Не время для драконов". В разработке находится многообещающий "2 days to Vegas". В общем, процесс развития наблюдается, а это очень и очень хорошо.
Ну а в целом, как не прискорбно это признавать, качество игр, выходящих на постсоветском пространстве, пока не идет ни в какое сравнение с западными. Нет, конечно, некоторые проекты дают фору иностранным, но это, как мне кажется, единичные случаи. Хитовые игры в СНГ на поток, к сожалению, пока не поставлены. Однако будем надеятьтся, что скоро мы обгоним зарубежье или хотя бы станем с ним в один ряд. По крайней мере, все задатки для этого имеются.
Консольные войны
А на западе сейчас идет жестокое противостояние между Play Station 3 и Xbox 360 (про Wii не говорю, ибо данная приставка заняла совсем другую нишу). Microsoft буквально вгрызается в горло Sony и медленно, но уверенно отбивает у PS3 ее знаменитые сериалы. Подумать только, корпорация Била Гейтса заплатила Rockstar 50 миллионов долларов только за то, чтобы в новой части GTA в версии для Xbox 360 присутствовал эксклюзивный контент, который не увидят обладатели консоли Sony. Я не берусь судить, какая приставка лучше, во-первых, потому что это немного не моя стезя, а во-вторых, мне, если честно, без разницы. Присмотревшись же своим не ориентированным на консоли взглядом, могу сказать, что на Xbox 360 блокбастеров пока больше. Шутка ли, Microsoft без устали кормит геймеров хитами и неустанно анонсирует новые дорогущие проекты. Интересно, надолго ли хватит такой прыти? Sony же пока на увесистые пинки микромягких отвечает как-то вяло. У нее, конечно, есть козыри вроде Metal Gear Solid 4 или Killzone 2, но все равно не понятно, чем руководствуется компания. Впрочем, аналитики как всегда, что-то там подсчитав, заявили о грядущей победе Play Station 3. Хм, возможно...
А веселей всего сейчас наверняка Nintendo. Отличные продажи Wii доказали, что приставка востребована, и жестоко поломали позвоночник моему личному мнению. Я-то глупец думал: слабая с технической точки зрения консоль попросту окажется незамеченной на фоне таких титанов, как Xbox 360 и PS3, и даже уникальные контролеры не спасут ее от краха.
ПК умирает? Увольте, уже слышали...
На PC, между тем, прослеживается постепенный переход в on-line. Судите сами, MMORPG сейчас пользуются невиданной популярностью. Люди днями и ночами (преимущественно ночами) проводят время за Lineage 2, WoW, Guild Wars и прочими наркотиками. Да-да, именно наркотиками. Ведь вышеперечисленные игры очень сильно затягивают, и человек буквально подсаживается на бесконечный кач, рейды и другие особенности MMORPG. Компании с мировым именем, осознав выгоду перехода в он-лайн, начинают задумываться о разработке собственных проектов подобного рода. Не первый год BioWare вынашивает такие планы. Разочарованная продажами Dreamfall, студия Funcom принялась за разработку Age of Conan, и пока не планирует возвращаться в реку одиночных игр. Одно время по сети даже бродили слухи, что Id Software (если кто не знает — это создатель монументальных шутеров) задумывается о создании MMORPG. Вот уж не знаю, скорее всего — утка.
Так что ни о какой смерти PC не может быть и речи. Наша родная платформа отлично приспособлена для стратегий, квестов, шутеров. То есть жанры, в которые на геймпаде особо не разгуляешься (хотя не стоит забывать, что и на приставках множество шутеров). Плюс ПК поддерживают такие титаны, как Blizzard, Crytek и другие студии, которые, как назло, вылетели из головы. По словам легендарной Blizzard, PC-платформа — это непаханое поле, и если руки растут из правильного места, то игры, сделанные для компьютеров, обязательно себя окупят. Представители немецкой Crytek морщат брови и презрительно заявляют, что у консолей слишком слабое железо, чтобы потянуть Crysis и последующие разработки компании. А вообще пересуды о смерти персоналок ведутся чуть ли не с начала времен, и особенно набирают обороты в тот момент, когда выходят приставки нового поколения. Не понимаю я и воплей на тему вымирания квестов и космических стратегий. Квесты как продолжали выходить, так и выходят, ну а космостратегии в последние годы переживают практически второе рождение (если не верите, залезьте в интернет и прочешите хорошенько список прошлых и будущих релизов). Конечно, проекты данных жанров не вываливают на прилавки, как в былые времена, но и абсолютной стагнацией не пахнет. Другое дело — их качество по большей части оставляет желать лучшего, но это уже тема для отдельного разговора. А вот невооруженным взглядом можно увидеть некоторый упадок в жанре RPG. Из толковых ролевушек в 2007 году вышли: Jade Empire: Special Edition (порт с Xbox), Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer (аддон), TES 4: Shivering Isle (опять же аддон) и The Witcher — единственная чистокровка высшей пробы (нечто аляповатое с именем Two Worlds в расчет не берем). Вывод делайте сами.
А где собственно, душа?
Вы не заметили, что в играх последние годы все реже можно нащупать душу? Нас постоянно подкармливают какими-то вылизанными, насквозь искусственными блокбастерами. F.E.A.R., Condemned, Stranglehold, Medal of Honor: Airborne, BlackSite: Area 51, C&C 3: Tiberium Wars, Quake 4. Этот список можно продолжать очень долго, правда смысла в этом будет мало. В том же TES 4: Oblivion напрочь отсутствовало то магическое очарование, что было в старом добром Morrowind. Боюсь, так же сложатся дела с Fallout 3... Игра определенно будет и красивой, и проработанной, и атмосферной, но вот той изюминки, которая чувствовалась в первых двух частях в триквеле мы, мне кажется, не найдем.
Странно как-то: раньше, во времена, когда нарисовать что-нибудь не квадратное технически было довольно трудно, у разработчиков получались замечательные, душевные проекты. Вспомните Deus Ex или Planscape Torment, даже сейчас, запустив их, эффект погружения будет похлеще, чем в каком- нибудь BioShock или Jericho. Хотя, с другой стороны, о том, что раньше и трава была зеленее и солнце светило ярче говорили и пять, и десять лет назад.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что нынче игры хуже. Нет, просто в них трудноопределимая нематериальная часть чуть-чуть изменилась. Или в нас — давно играющих геймерах...
Общие тенденции
Хорошей графикой нынче никого не удивишь. В 2002-2003 годах большинство персонажей обладали квадратными руками, пространство вокруг было покрыто мутными текстурами, а шейдеры первой версии заставляли восхищенно цокать языком. Потом потихоньку на нас начали падать такие блокбастеры, как Far Cry, Doom 3, Half-Life 2, F.E.A.R., TES 4: Oblivion и другие проекты, обладающие технологичной картинкой. К тому же в продаже появились приставки нового поколения с их невероятными железными характеристиками (чего стоит хотя бы процессор PS3 — Cell). И игровой мир привык к реалистичной графике. Эх, интересно, испытаю ли еще когда-нибудь восхищение, сравнимое с просмотром первых скриншотов из Doom 3?... Тогда кадры из детища Кармака казались чем-то запредельным. Да, хотелось бы, чтобы еще раз учащенно забилось сердце при виде какой-нибудь невероятно красивой игры. К сожалению, лично для меня, такой пока не существует в природе (признаться, очень рассчитывал на новый проект Id Software — Rage, но он что-то не поразил воображение). Может быть, годика через три-четыре, когда в дверь будет стучаться фотореализм?
Несложно заметить, что постепенно начинает матереть физическая составляющая. Если раньше мы довольствовались разлетающимися ящиками\коробками\бочками, то теперь тот же Crysis позволяет буквально срубить очередью близлежащие деревья, разломать их на мелкие поленья и расшвырять по джунглям. Far Cry 2 идет еще дальше и внедряет в игры толковую физику огня, с помощью которой можно сжечь в принципе все, что горит. За физикой будущее. Да, нынешних мощностей пока не хватает для реализации повсеместного разрушения, да и дизайнеры пока не научились толково внедрять данную возможность. Но все же, будьте уверены, придет время - и мы сможем наслаждаться физикой как основной частью геймплея, а не придатком к нему.
Не могу обделить вниманием и физический ускоритель Ageia PhysX. На мой взгляд, он бесперспективен. Дело в том, что мощностей нынешних процессоров вполне хватает для обсчета физических задачек, а со временем с увеличением ядер надобность в данной железке отпадет окончательно. Постепенно отмирают и атрибуты, которые активно использовались раньше. Самый яркий пример — изометрия. Раньше сложно было представить RPG без коронной изометрической камеры, теперь же такой вид используют преступно редко. Тот же Fallout 3 превратился в нечто с видом от первого лица, скажи это пару лет назад — закидали бы камнями. И кстати интересно, Diablo 3 уже наверняка разрабатывается, так вот, рискнет ли Blizzard перенести третью часть в полное 3D или нет? Вы как думаете? Мне кажется, что все же нет...
Можно заметить и рост количества казуальных геймеров. Именно из-за них, мне кажется, исчезла глубина геймплея, именно они стали причиной вырождения многих особенностей в современных играх. Жаждущие денег издатели (те еще диктаторы, кстати говоря), ориентируясь на них, в итоге выпускают нечто смехотворное, неинтересное и глупое. Где инновационный, проработанный и глубокий игровой процесс? Где интересные многоуровневые локации? Ах да, бедные казуалы могут не разобраться, заблудиться, запаниковать и к чертям удалить наш проект. Куда, собственно говоря, вообще исчезли умные игры? Они, конечно, не канули в лету, но их количество уменьшилось на порядок.
Брюзжание рядового геймера
Вот такие вот мысли пылились у меня в голове последние месяцы (годы). Не держите зла, если в чем-то в корне не согласны с автором этих строк. Если же данный материал натолкнул вас на какие-то размышления или умозаключения, то милости просим в "Нашу почту". За сим разрешите откланяться.
Жук Антон