Об играх и игрушках
Чем дальше, тем чаще газетные полосы и новостные Интернет-странички пестрят заголовками вроде "Приемы Mortal Kombat загнали ребенка в гроб". Главная черта материалов, "лежащих" под подобными названиями, — то, что их авторы практически всегда громко или аккуратно заявляют или хотя бы намекают, мол, виной таким случаям — исключительно виртуальные развлечения. Что самое страшное, закостеневшее в большинстве своем взрослое поколение свято в это верит, а затем прячет своих детей подальше от "кремниевого друга" и упорно не хочет задумываться, что же на самом деле порождает инциденты, похожие на упомянутый выше.
А порождают такие трагедии две вещи. Во-первых, нарушенная психика конкретных детей. Во-вторых, ошибки родителей в "компьютерном воспитании" подрастающего поколения. Впрочем, первый пункт вполне может быть вызван вторым. Ведь ребенка нужно с малых лет приучать к тому, что виртуальный мир — именно виртуальный, и его правила чаще всего нельзя применять к реальности.
И вообще, на дворе — двадцать первый век. Век информационных технологий. Век мультимедиа. Век, в котором киберспортивные дисциплины могут встать в один ряд с бегом в рамках Олимпийских игр. Исходя из этого, можно предположить, что консервативное воспитание детей должно уступить место прогрессивному. Не нужно бояться нового, ведь страх порождает ошибки. Результат таких ошибок налицо: "Приемы Mortal Kombat загнали ребенка в гроб".
Аналитики, специалисты, психологи и "обыкновенные" люди, выбросившие стереотипы прошлого тысячелетия в ржавый мусорный бак, понимают, что в наше время компьютер с несколькими игровыми дисками и плюшевый медвежонок или кукла вполне могут соседствовать и даже дополнять друг друга. Ребенок познает мир играя — и это факт. Кроме того, наиболее "продвинутые" педагоги давно определили, что самое эффективное обучение — интерактивное. А ведь совсем немногие вещи могут быть более интерактивными, чем компьютерная игра!
Хотите практическое подтверждение сказанному выше? Пожалуйста!
Уже много лет в немецком городе Нюрнберг проходит крупнейшая в мире выставка игрушек (нет, не компьютерных, а обычных) под названием International Toy Fair, организатор которой — товарищество Spielwarenmesse eG. Обратимся к фактам. В 2007-ом году это мероприятие привлекло более 80 тысяч специалистов из 120 государств и более 2750 экспонентов из 60 стран, которые представили посетителям миллион (!) экспонатов (в их числе — 70 тысяч новинок). Однако суть не в этом. В текущем году — с 7-го по 12-ое февраля, если быть точным, — Международная выставка игрушек в Нюрнберге пройдет под лейтмотивом Learning by Playing ("Учиться играя"). Но и это не главное. Самым характерным и примечательным является то, что один из немаленьких павильонов огромного выставочного пространства будет отведен под группу "Игры, книги, обучение и экспериментирование, мультимедиа". Ключевые для нас слова — "игры" и "мультимедиа".
Т.к. "книги" и "обучение и экспериментирование" в нашу с вами, уважаемые читатели, сферу не вписываются, остановимся на оставшихся пунктах. И сразу же уточним еще один момент: в подгруппу "игры" входят как настольные, так и компьютерные развлечения. В прошлом году одними из главных фигурантов аналогичного павильона были производители "настолок" и виртуальных радостей. Наиболее заметной компанией из их числа была, пожалуй, Nintendo, демонстрировавшая свои консоли — Nintendo DS и Wii — и свежие игры для них. Думается, многие из вас заметили, что большинство проектов для указанных приставок — логические, обучающие, развивающие или казуальные. Соответственно, основная масса их аудитории — дети (кто сказал "домохозяйки"?). Вспомним, например, популярнейшие линейки "для девочек" Petz и Bratz. Мальчишки, впрочем, могут удовлетвориться приличным количеством различных аркад и спортивных симуляторов. Примеру Nintendo с недавних пор стала следовать Sony, начавшая выпускать для своей PSP все больше и больше игр для самых юных пользователей. Да и издатели PC-тайтлов не дремлют. Взять ту же Activision с ее линейкой Barbie. Российская фирма "1С" периодически поставляет в магазины как локализации обучающих детских игр, сделанных на Западе, так и отечественные проекты, к примеру, от PIPE Studio. Для производителей это — немаленькие деньги. Для потребителей (то есть, детей) — увлекательное интерактивное обучение. Для родителей — тишина в доме и "самопросвещающийся" ребенок.
Само собой, при выборе мультимедийных программ папы с мамами должны быть бдительными, чтобы не приобрести семилетнему сыну или дочке что- нибудь вроде Manhunt или Postal 2. Правда, у нас культура потребления видеоигр, к сожалению, развита не столь хорошо, как в более цивилизованных государствах: небезызвестные западные организации PEGI и ESRB не страдают ерундой, как считают некоторые граждане. Это понимают и организаторы Международной выставки игрушек в Нюрнберге. Для аналитиков, производителей и прочих представителей индустрии на территории мероприятия открыто "Игровое кафе" (Games Cafй). В этом "заведении" участники и посетители выставки могут как обсудить глобальные тенденции отрасли, так и... просто поиграть! И еще один небольшой, но важный индикатор того, что виртуальные развлечения стали восприниматься как серьезное средство для воспитания и развития ребенка. На церемонии вручения наград в рамках прошлогодней International Toy Fair одного из "слонов" получил Эмиль Калис (Emile Kalis) из Identity Games Int. за мультимедийный проект Wildlife. А это о многом говорит.
Выводы, думается, вы в силах сделать самостоятельно. Остается лишь добавить, что современный подход в воспитании следующего поколения все больше склоняется в сторону комбинирования вполне осязаемых игрушек и абстрактных, но не менее эффективных компьютерных игр. Как говорится, вместе, а не вместо.
Фото: www.messe-fotos.de / Frank Boxler
Павел "barney" Брель.