Неснятый фильм «Дюна». Амбициозная кинофантастика 70-х
Если все будет нормально, то в самом конце этого года, 17 декабря, свет увидит первая часть «Дюны» Дени Вильнева. Масштабная экранизация знаменитого романа Фрэнка Герберта будет далеко не первой – у нас уже есть фильм 80-х от Дэвида Линча и сериал начала нулевых от Джона Харрисона, известного также по полнометражной экранизации «Книги крови» Клайва Баркера. Но сегодня далеко не все знают, что еще 46 лет назад была предпринята самая первая и также очень масштабная попытка экранизировать «Дюну». И пока мы ждем картину Дени Вильнева, самое время вспомнить, какой могла бы получиться величайшая фантастика Фрэнка Герберта в середине 70-х, в руках режиссера Алехандро Ходоровски.
1974. Начало истории
К середине 70-х роман «Дюна» Фрэнка Герберта уже 10 лет с успехом продавался на мировых книжных рынках. История молодого аристократа Пола Атрейдеса, казалось бы, потерявшего все, но ставшего своим среди полудиких жителей пустынь и сумевшего в итоге наказать всех своих врагов, очень полюбилась поклонникам фантастики. Свою роль сыграл и тщательно выписанный Гербертом, завораживающий мир будущего, с его аристократическими домами, контролирующими целые планеты, межзвездными путешествиями, совершаемыми благодаря субстанции под названием «спайс», и самой Дюной – планетой, где обитают гигантские песчаные черви, вырабатывающие эту субстанцию. Неудивительно, что Дюна является очень лакомым куском для многих галактических аристократических домов… Эта увлекательная вселенная к середине 70-х уже покорила множество читателей по всему миру, а также превратилась в серию – в продаже уже два романа, в работе у Герберта находится третий. Не удивительно, что в последующем именно эта великая вселенная вдохновила многих известных творцов кинофантастики, в частности, Джорджа Лукаса, работавшего в 70-е над «Звездными войнами».
Но вернемся к экранизации «Дюны», самой первой книги тогда еще молодого цикла. Сразу нужно сказать, что Алехандро Ходоровски буквально жил своей «Дюной». Уже имевший на своем счету два независимых и сюрреалистичных фильма, режиссер был на хорошем счету у продюсеров. Поэтому, когда ему предложили выделить $10 млн. на следующий, абсолютно любой фильм, и когда Ходоровски вдруг заявил на это, что хочет снять «Дюну» - ему сразу дали зеленый свет.
Когда Алехандро взялся за работу над фильмом, он даже не читал «Дюну», только слышал от кого-то из знакомых, что книга изумительная. Но после того, как Ходоровски сам познакомился с творением Герберта, он просто влюбился в этот роман. В его представлении «Дюна» должна была стать величайшим, масштабнейшим фильмом, соединяющим в себе огромный бюджет дорогих студийных картин (не блокбастеров, потому что их эра только-только наступала, а именно масштабных студийных фильмов, вроде пеплумов) со смелостью независимого кино. Ходоровски говорил, что желает снять «фильм-пророк», настоящую легенду, очень красивую, с увлекательным экшеном, с технологиями будущего, и при этом временами очень сложную для восприятия. И для этого ему требовалось всего-то $15 млн.
Безумие, наркотики, рок-н-ролл
Только в 70-е годы с их свободой, опьянением алкоголем, музыкой и различными запрещенными веществами мог родиться такой безумный концепт, который предлагал Ходоровски. Прежде всего, он намеревался снимать столько, сколько будет нужно, и всерьез обдумывал хронометраж фильма в 15 часов!
Космические корабли, разукрашенные в вырвиглазные цвета, оснащенные клыками и шипами; люди в чудных доспехах, вроде костюмов скелетов или с железными крыльями; Пол Атридес, умирающий в финале от рук подосланного убийцы, после чего его личность расселяется по всем людям на Дюне; сама планета, в последних кадрах обретающая сознание, сходящая с орбиты и отправляющаяся на исследование вселенной – уже незначительная толика задуманного Ходоровски рисует подлинную наркоманию. Подсмотрев в «Печати зла» Орсона Уэллса аналогичный прием, Ходоровски намеревался начать свою картину с минутного непрерывного плана – зритель вместе с камерой мчался бы сквозь галактику, мимо планет и солнечных систем, мимо астероидов и пиратов, берущих на абордаж космический корабль, мимо сражающихся в космосе звездных флотов – до тех пор, пока камера вместо со зрителем не прибывала бы на планету Дюна.
Можно не сомневаться, что эту картину вознавидели бы все фанаты книги, но как бы отнеслись к ней другие зрители – вопрос открытый. Возможно, выйди «Дюна» на экраны тогда (конечно, не в 15-ти, а хотя бы в 3-х часовой версии), она бы изменила лицо всей кинофантастики, и мы не увидели бы ни «Чужого», ни «Звездных войн», зато получили бы какие-то совершенно новые фильмы.
Секта «Дюны»
Для своей «Дюны» Алехандро набирал по-настоящему звездную, очень талантливую команду, которую сам он именовал «сектой». Тучный Орсон Уэллс получил роль главного злодея, барона Владимира Харконнена. Еще одного злодея, Фейд-Рауту, должен был играть Мик Джаггер, роль императора Шаддама IV отошла Сальвадору Дали, а ассасина Питера де Вриза доверили играть Удо Киру. Что касается хороших ребят, то тут также все как на подбор – Дэвид Кэрредин в роли герцога Лето Атридеса, Шарлотта Рэмплинг в роли его жены Джессики (актриса, правда, в итоге отказалась от роли). Главную же роль, Пола Атридеса, должен был сыграть Бронтис, сын Ходоровски. Режиссер очень серьезно отнесся к его подготовке – Бронтис изучал несколько видов восточных боевых искусств, а также акробатику, чтобы самостоятельно работать в экшен-сценах «Дюны».
Не менее блистательной подбиралась команда и по другую сторону камеры. За спецэффекты отвечал Дэн О’Бэннон, к тому времени потрудившийся уже над «Темной звездой» Джона Карпентера, но нам этот человек гораздо больше известен как один из создателей Чужого. Толстенную книгу раскадровок с сюрреалистичными героями и звездолетами подготовит французский художник Мебиус, уже в то время очень известный благодаря своим фантастическим картинам. Кстати, после неудачи «Дюны» он с Ходоровски еще работал вместе над комиксами, во многих из которых были воплощены концепты, изначально создававшиеся именно для экранизации романа Герберта. За саундтрек отвечали популярные музыкальные группы Pink Floyd и Magma. Наконец, дизайном кораблей и костюмов занимался сам Ганс Рудольф Гигер, позже прославившийся благодаря «Чужому». Кстати, костюмы Гигера остались в проекте, их можно увидеть на некоторых из героев «Дюны» Дэвида Линча.
Столь многообещающий проект, пожалуй, получился слишком уж масштабным. В 70-е годы просто нереально было снять это кино даже за $15 млн., как планировалось изначально, а у Ходоровски было всего $10 млн. Он пытался искать дополнительное финансирование в Голливуде, но ушлые американские продюсеры быстро поняли, что его концепт не имеет никаких шансов на жизнь. Перед Ходоровски были закрыты абсолютно все двери, что серьезно надломило режиссера. А его слаженная команда постепенно начала распадаться. Так развалилась экранизация «Дюны», развалилась буквально в считанных шагах от старта съемок. Развалилась, когда стало понятно, что фильм-мечта просто не приспособлен к тому, чтобы выжить в суровой реальности.
Права на фильм «Дюна» приобрел продюсер Дино де Лаурентис, и с этого момента уже началась история другой экранизации – фильма Дэвида Линча, который вышел на экраны в 1984 году. А «Дюна» 70-х остается в истории как один из величайших неснятых фильмов.
Samael