«Муха»: безбашенные башкирские комиксы | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

«Муха»: безбашенные башкирские комиксы

on февраля 26, 2024 - 11:04

«Русский комикс» в 90-е годы был неким полумифическим понятием. Нечто вроде суслика из «ДМБ»: вроде он есть, да вот никто его не видел. Были переводы западных комиксов, от Диснея и Marvel до черепашек-ниндзя и медведя Бамси, но эти комиксы русскими даже с большой натяжкой не назовешь, максимум – русскоязычными версиями. Были газетные стрипы, один из самых известных – о веселом коте Кешке и его не менее веселом хозяине. Но это, сами понимаете, скорее небольшие первые шаги, но никак не уровень настоящего комикса. Были детские комикс-истории в ежемесячных журналах, таких как «Мурзилка» и «Веселые картинки», но, опять же, на полноценные журналы комиксов они никак не тянули. Было много интересного, печатная российская подростковая индустрия 90-х годов вообще представляла собой эдакое веселое варево, в котором, если хорошо повозиться, чего только не отыщешь. И, среди прочего, в этой индустрии иногда-таки возникали попытки сделать полноценное русское печатное издание, посвященное именно комиксам. Во времена, когда бумага могла на равных противостоять голубым и белым экранам, во времена, когда комиксы в России делались не бизнеса ради, а на голом энтузиазме, фанатами и для фанатов, такие издательства становились настоящими самородками, выпускавшими пусть не дорогие, но очень оригинальные, необычные и очень крутые комиксы. Десять лет назад мы уже затрагивали эту тему на страницах «Виртуальных радостей», тогда мой коллега Антон Костюкевич рассказывал об издательстве «Велес», выпускавшем одноименный журнал комиксов. На сей раз наш разговор пойдет о комикс-студии «Муха», обосновавшейся в начале 90-х в седых уральских хребтах.

«Муха»: Начало

Журнал комиксов "Муха"Основатель студии «Муха» – Виталий Мухаметзянов, которому в 1988 году едва исполнилось 20 лет. Только вернувшийся из армии, он ходил по уфимским издательствам с собственным проектом – русскоязычным журналом комиксов. Виталий со школы увлекался рисованием и считал, что издавать такой журнал ему вполне по силам. Однако в конце 80-х на Урале мало кто вообще представлял, что же это такое – комиксы, и издательства давали Виталию от ворот поворот. Тем не менее, рисовать-то наш герой умел неплохо, а Россия в то время переживала настоящий книжный бум: спрос на самые разные книжки рос как на дрожжах, и нужны были авторы и художники, которые бы занимались книжной продукцией. Рисунки Виталия понравились руководителям одного из уфимских издательств, и вскоре он получил предложение заняться детскими иллюстрированными книжками. Первой стала «Рипли – детектив», нарисованная в 1988 году, но увидевшая свет только в 1991-ом (впоследствии Рипли стал одним из героев комиксов «Мухи»). В 1989 году последовали книги «Кошка, гулявшая сама по себе», «Винни Пух и все-все-все», «Три поросенка». Виталия в издательстве все больше ценили, ведь книги, нарисованные им, неплохо продавались. Тираж «Рипли – детектив» составил аж 1 млн. 200 тысяч экземпляров! От идеи делать журнал комиксов Виталий не отказался, а теперь, после успеха детских книжек, у него была и поддержка издательств. В 1990 году Мухаметзянов собрал команду талантливых художников, получил под офис небольшую комнатку в уфимском Доме Печати – и студия «Муха» приступила к работе. Название, кстати, родилось из первых букв фамилии Мухаметзянова.

Чтобы обеспечить студию работой, руководители «Мухи» брались абсолютно за все заказы: иллюстрировали книги, рисовали рекламу, делали буклеты и визитки, параллельно продолжая выпускать книги. Заказов становилось все больше, «Муха» набирала популярность. И в 1991 году наконец-то произошел прорыв в жанре комиксов – появился периодический журнал «Муха»!

Комиксы без супергероев

Студия комиксов "Муха"В 1991 году свет увидели четыре выпуска журнала, выходившие примерно раз в три месяца. Тогда «Муха» еще искала свой стиль и формат, пробовала разные жанры. В этом плане студия была не столько башкирской Marvel, сколько башкирской Dark Horse. Мухаметзянов не хотел копировать DC и другие супергеройские комикс-империи, его студия изначально отходила от разноцветных мстителей в трико, заполняя страницы скорее рассказами в комиксах. Уже в первом выпуске можно было найти «комиксизации» некоторых известных американских фантастов (был даже комикс по рассказу «Абсолютное оружие» Роберта Шекли), мастеров хоррора и даже настоящий штатовский комикс, черно-белый ужастик «История мальчика», перепечатанный из журнала «Чудовища нападают». Все это дополнялось легкими комиксами собственного сочинения, юмористическими историями и различными загадками да головоломками. В первом же номере появился и первый сквозной герой «Мухи» – крутой ковбой Том, Чугунный Кулак, защищающий слабых и обездоленных людей на Диком Западе. По сути, Тома можно тоже назвать супергероем, однако совершенно не таким, как в марвеловских комиксах. В историях о нем большая часть времени отведена другим персонажам, обычно это жертва и злодей или злодеи, а Том появляется буквально на последних кадрах и легко решает проблемную ситуацию.

Дальнейшие три номера 1991 года были выполнены в том же стиле. С той только разницей, что комиксов по рассказам известных фантастов, таких как Амброз Бирс, становилось все меньше, а все больше места отводилось оригинальным комиксам от художников «Мухи». Параллельно с первым своим журналом комиксов тогда же в 1991 году «Муха» начала выпускать собственные графические романы. Тогда увидели свет шикарнейший «Затерянный мир» по роману Артура Конан Дойля, а также фантастические комиксы «Невероятная планета» и «Сокровище громовой луны» по одноименным книгам Эдмонда Гамильтона. Кроме того, в том же году студия выпускает сборники комиксов «Диверсия», «Детективы» и «Фантастика». Последний был и в те времена довольно редким, а сейчас «Фантастику» уже нереально найти даже в отсканированном виде в интернете. В сборники вошли перепечатки из других журналов студии «Муха», дополненные отдельными детективными и фантастическими комиксами, сделанными специально для этих компиляций.

Комиксы "Муха"Комиксы 1991 года сформировали «лицо» студии «Муха» – серьезной компании, занимающейся качественными рисованными историями для взрослых и подростков. «Звездным часом» же студии стали 1992–1993 годы, когда в свет вышло огромное количество новых комиксов от художников, которые к тому времени уже были настоящими звездами российской комикс-индустрии. В четырех номерах 1992 года структура самих журналов остается прежней, но произошли качественные изменения. Во-первых, бумага стала гораздо более качественной, и абсолютное большинство комиксов теперь были полноцветными. Во-вторых, тематика стала более взрослой, «Муха» уже не стеснялась публиковать большое количество изображений полуобнаженных женщин. Сами журналы по-прежнему были сборниками комиксов, включающие множество коротких историй. Заметно, что здесь уже больше авторских комиксов сотрудников журнала и меньше «комиксизаций» классиков фантастики и хоррора. Из наиболее интересных историй можно отметить дилогию «Заговор» о борьбе простого милиционера с чернобыльскими мутантами; фантастический комикс «Я остаюсь», действие которого разворачивалось на космической станции, захваченной ужасными монстрами, чем-то напоминающими некроморфов из Dead Space; а также две новые сквозные серии комиксов: юмористическая «Оказия» Дмитрия Ткачева, действие которой разворачивается в царской России, и «Каменюка» Руслана Сулейманова, которая вообще переносит действие в каменный век и рассказывает о похождениях очень крутого шерифа по прозвищу Собачий Нюх. Наконец, именно в первом комиксе 1992 года в «Мухе» появился собственный «почтальон» Аркадий Мухтаров, отвечавший на письма читателей журнала. Впоследствии Мухтаров сделал карьеру радиоведущего, успел повстречаться с Земфирой и даже сыграл главную роль в ее клипе «Мачо».

1993 год был для журнала временем экспериментов. «Муха» больше не выпускала сторонних графических романов и сборников комиксов, все это превратилось в номерные выпуски основного журнала. Поэтому неудивительно, что в одном только этом году студия выпустила аж восемь номерных журналов и один двуязычный специальный выпуск. Среди номерных выпусков половину составляли одиночные комиксы от звезд студии, тогда как другая половина – стандартные сборники коротких историй. Но и те, и другие радовали отменным качеством исполнения.

Журнал "Муха" 90-еВ этот период «Муха» активно осваивает самые разные темы. Новый автор Вадим Рубцов открыл в издании жанр темного фэнтези очень мрачным комиксом «Конец оборотней сумеречного леса». Работы Вадима обладают четко заметным собственным стилем и легко читаются – можно сказать, что с его приходом в журнал «Муха» окончательно обрела собственное «лицо». Руслан Сулейманов продолжает работать с научной фантастикой, выпуская шикарный космический боевик «Звездный патруль». Это отменно нарисованный комикс-сингл, по эпичности стоящий на уровне со «Звездными войнами», обладающий увлекательным сюжетом, собственной отлично проработанной вселенной, возможно, той же, что и в комиксе Сулейманова «Я остаюсь». «Звездный патруль», как и «Школа ведунов» заслуживает отдельной полноценной рецензии, занявшей бы слишком много места в этой статье. Пока мы отметим, что оба эти комикса – настоящие «жемчужины» «Мухи», наряду с пенталогией «Оказия» Дмитрия Ткачева.

Среди других синглов 1993 года – третья книга о приключениях пса-детектива Рипли, а также большой подарок любителям рок-музыки – фэнтези-комикс о приключениях Константина Кинчева, лидера группы «Алиса». Точнее, не самого Константина, а эдакой его версии из параллельного мира, где правят колдовство и насилие.

Номерные сборники комиксов также радовали превосходными рисованными историями. Среди лучших – героическое черно-белое фэнтези «Кошмар забытых эпох» с брутальными и очень колоритными героями, явно вдохновленное приключениями Конана-варвара; новые выпуски «Оказии», первый собственный супергерой «Мухи» – Чебурашка-ниндзя, задуманный как пародия сами знаете на кого; «комиксизация» книги «Роковые яйца» Михаила Булгакова, а также новые короткие комиксы Вадима Рубцова, по большей части – мистические и детективные истории, сдобренные хорошим юмором. Что касается двуязычного выпуска, то это было солидное издание на дорогой бумаге, сделанное «Мухой» совместно с немецкими комиксистами из коллектива Kromix. По сути, это были два журнала в одном – один от «Мухи», один от Kromix – и каждый журнал при этом имел версию на двух языках, немецком и русском.

Комикс "Рипли детектив"К сожалению, 1993 год стал последним триумфальным годом для «Мухи». Однако триумфом студия смогла насладиться сполна. В 1992 и 1993 годах комиксы продавались во многих городах России, много читателей у журнала было и на Украине. Тиражи некоторых выпусков доходили до 100 тысяч штук. Появились спонсоры, в частности, в некоторых номерах вовсю рекламировались модные тогда приставки «Денди», только-только начавшие завоевывать российский рынок.

Инфляция и резкое подорожание бумаги не могли не сказаться на качестве журнала и количестве выпусков. Цена издания начала расти, а тиражи – падать. В 1994 году на свет появились всего два номера: «Ведуны II» – прямой сиквел «Конца оборотней сумеречного леса» Вадима Рубцова, и завершение комикса «Черная метка» о группе «Алиса», приуроченное, кстати, к выходу одноименного альбома группы, оформлением которого тоже занималась «Муха». В 1995 и вовсе вышел лишь один комикс – «Таежный тупик 2», юмористическая история, нарисованная крайне небрежно, черно-белая, вышедшая на плохой газетной бумаге. Создавалось ощущение, что студия решила вернуться в эпоху газетных стрипов. Инфляция все сильнее била по комиксам, издавать журнал в итоге стало просто невыгодно.

К тому же сама студия «Муха» уже активно занималась новым направлением – видеороликами. Сотрудники коллектива делали мультфильмы, компьютерную графику, снимала клипы для российских музыкальных звезд. Все это пользовалось просто огромным спросом и было гораздо выгоднее, чем выпуск бумажных комиксов. Неудивительно, что в итоге журнал комиксов «Муха» просто «уснул» на долгое время. Тогда все думали, что это конец журнала, но, как бы там ни было, сегодня уже точно можно сказать – самая успешная эпоха «Мухи» завершилась именно тогда, ровно в середине 90-х годов.

«Муха»: Послежизнь

Комикс "Таежный тупик"Впоследствии студия «Муха» дважды предпринимала попытки реанимировать свой журнал. Первая была сделана в 2000 году, когда на прилавки магазинов поступил комикс «Оказия IV». Он был нарисован еще в середине 90-х все тем же бессменным Дмитрием Ткачевым, так что стиль предыдущих «Оказий» чувствовался в каждом кадре. И юмора хватало, и сеттинг царской России был на месте, и персонажи, знакомые по двум предыдущим выпускам, вернулись в четвертой части. Но что-то «не пошло». Вероятнее всего потому, что начало нулевых – это далеко не начало 90-х. Да, спрос на комиксы в России серьезно увеличился к тому времени, но расцвела пышным цветом и конкуренция, прежде всего, от московских издательств.

Вторая попытка была сделана еще почти через десять лет, в 2009 году. На сей раз студия «Муха» очень основательно подготовилась к новому рождению журнала. Три новых номера вышли не синглами, а сборниками, включающими сразу несколько несвязанных между собой историй. Главным сюрпризом первого из них был третий комикс из серии «Школа ведунов», но не завершение трилогии, как можно было бы подумать, а неожиданный приквел, рассказывающий о юности главных героев серии, ведунов Куэрко и Пицабиуса. Во втором номере «Муха» зачем-то переиздала «Оказию IV», ранее уже выходившую синглом, добавила отличный научно-фантастический комикс «Объект 48» Руслана Сулейманова, не менее отличный хоррор «Чердак» и дополнила это все парой легких комиксов помельче. Третий номер составили трио отличных фэнтези-комиксов «Шут», «Девица босая» и «Герой» от Вадима Рубцова, еще пара легких рисованных историй и новый сольный комикс Чебурашки-ниндзя.

Все три номера вышли тиражом в 10000 экземпляров каждый, все они были сделаны очень современно и очень качественно и, как можно догадаться, все они особым успехом у читателей не пользовались. Все по той же причине: конкуренции стало еще больше, в Россию и другие страны СНГ по-настоящему пришли DC и Marvel, открылись большие магазины комиксов, а кинотеатры уже давно захватили супергерои. В этом новом мире «Муха», при всем несомненном опыте ее авторов, сама была новичком. Современные фанаты комиксов просто не знают ничего о славной истории этой студии в начале 90-х годов, для них само название «Муха» совершенно ничего не говорит, а необычный стиль рисовки даже отталкивает. Возможно, ситуацию могли бы изменить большие вложения в рекламу новых комиксов, но возможностей для этого у комикс-студии не было. Поэтому и вторая попытка возрождения журнала «Муха» также вполне закономерно провалилась.

Виталлий Мухаметзянов

К настоящему времени наследие «Мухи» составляет 23 номерных журнала, несколько сборников, несколько графических романов по книгам известных писателей и пару новогодних газет с небольшими комиксами, подготовленных коллективом журнала в качестве бонусов для поклонников. Вряд ли у «Мухи» есть еще хоть какие-то шансы на возрождение в современной комикс-индустрии. Однако огромный вклад, который эта безбашенная студия сделала в развитие русскоязычного комикса, отрицать невозможно, и в истории «Муха» навсегда останется одним из самых первых российских издательств, делавших настоящие комиксы.

Виталлий Мухаметзянов скончался в 2016 году, в возрасте 52 лет.

AlexS

Ретроспектива №229
Яндекс.Метрика