Мир Зоны. Экскурсия ч.4 | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Мир Зоны. Экскурсия ч.4

on октября 30, 2007 - 00:00

Любой игровой проект, так или иначе связанный с реальными событиями, вызывает закономерный интерес — а насколько точно разработчики отобразили факты и географию событий. В этом ряду S.T.A.L.K.E.R. не является исключением. Любопытство геймеров подхлестывает информация о поездках GSC в 30-ти километровую зону и заявления о 60-70 процентной достоверности представленных в игре локаций. Таким образом, я приглашаю вас сегодня сравнить наиболее значимые места игры и реальную местность. Основным объектом исследований станет город Припять, точнее, та его часть, которую разработчики отразили в игре, на минуточку заглянем также на ЧАЭС и на объект "Чернобыль-2", в игре именуемый "Выжигатель мозгов". Обратите внимание, я не ставлю себе целью уличить украинцев в неточностях и искажениях, все гораздо проще — показать действительное положение вещей. И все.

Будем считать, что вы только что мужественно отключили "Выжигатель" (или не отключили), пробились сквозь кордон монолитовцев и теперь стоите в самом начале улицы в городе Припять. В таком случае, предлагаю вам... обернуться и полюбоваться прекрасным видом, который открывается на ЧАЭС. Точнее, который открывался бы, если бы разработчики не погрешили против правды и разместили город там, где он должен быть. Реальная Припять находится отнюдь не южнее станции (как в игре), а северо-западнее. Ну да ладно, вернемся к экскурсии. Вы стоите на небольшой улице, отдаленно напоминающей бульвар Шевченко в Минске. А ведь это проспект, причем, центральный проспект города, носящий, как принято было в те годы, имя В.И.Ленина. На самом деле он (проспект, а не Ленин) раза в полтора шире, но у украинцев свои соображения. Двинемся потихоньку вперед. Особых архитектурных достопримечательностей здесь нет, магистраль хоть и главная, но короткая — всего четыре "длинных" дома, перемежающиеся домами поменьше. Впрочем, нет, обратите внимание сюда — первые две пары строений соответствуют реальности, а вот что делают на проспекте панельные хрущевки? Не берусь утверждать однозначно, но ни на одной фотографии города я не увидел домов именно этого строительного проекта. Думаю, разработчикам импонировала четырехскатная крыша, на которой "Монолиту" так удобно проводить засады. Ну да ладно, раз поставили, значит, так надо, движемся дальше. Стоп, не движемся. Это что такое, откуда поперек проспекта вырос дом? Ведь в ранних билдах игры улица беспрепятственно проходила от окраины до центра, так, как это есть на самом деле. Впрочем, логику GSC понять можно — уж больно прямолинейной получается траектория и есть вероятность того, что игрок резвым кабанчиком пролетит всю локацию, не отвлекаясь на осмотр окрестностей. Данное же строение прямо-таки приказывает попетлять по дворам и полюбоваться тем, что еще нам приготовили левел-дизайнеры. Ладно, пойдем бродить дворами и направимся мы на... направо. Буквально через полсотни метров нам открывается вид на детский сад. Тут разработчики не сильно погрешили против истины — примерно в том же месте в Припяти и располагалось детское дошкольное учреждение. В игре же нам представлена компиляция из детсада "Солнышко" и средней школы №1, располагавшейся буквально в нескольких шагах по соседству. От первого двухэтажному строению достались общие контуры здания, некоторые элементы помещений, от второго — забор, обрушившийся угол и полное отсутствие детских площадок во дворе. Двинемся дальше.

Справа от вас вы можете наблюдать пандус, ведущий в подземный гараж. Ну что тут можно сказать — чистая отсебятина. Примите во внимание количество жителей (менее 50 000 человек), степень автомобилизации населения СССР в те годы и придете к выводу, что надобность в подобном архитектурном излишестве полностью отпадает. Даже если бы и понадобилась автостоянка (которая, кстати, на площади есть), то вполне хватило бы и наземных площадей. Но простим разработчикам эту оплошность — надо же им было куда-то вести отряд сталкеров. В гараж мы с вами не пойдем (уверен, вы там уже были, возможно — не раз), а давайте мужественно проигнорируем скопище аномалий "электра" и проникнем в небольшой сквер поодаль. Поскольку в этом месте должен был заканчиваться проспект, сквер является "клюквой" по умолчанию. Ничего интересного, кроме скопища "электр" и монолитовцев, в нем нет. Ну разве что, вот этот памятник. По непроверенной информации, это копия памятника из печально известной деревни Копачи, но насколько верно это заявление, сказать не могу — проверить не получилось.

Ну вот, наконец, мы подошли к самому интересному, а именно к центральной площади города. Любопытный момент — есть пространство, называемое площадью (даже самими припятчанами), но юридически никакой площади не существует. Есть некоторая территория, ограниченная улицами Курчатова, Лазарева, проспектом Ленина и расположенными вдоль них зданиями. Но раз уж принято, будем-таки именовать площадью. Это место наиболее близко соответствует реальному положению дел, но все же неточностей масса. Итак, позади вас — проспект Ленина (должен был быть), справа налево идет улица Курчатова, а немного левее начинается улица Лазарева. Начнем, пожалуй, справа. Там у нас находится девятиэтажное здание (адрес — Проспект Ленина 32/13), "Белый дом", где жило городское начальство. На первом этаже расположен магазин "Радуга", который разработчики безбожно "отрезали" от здания. Но в этом доме есть еще кое-что интересное. Взгляните на фасад, вам не кажется несколько странной надпись "1917 — 1986"? Вроде и не юбилей у Октябрьской революции, а цифра "1986" вообще странная — кроме Чернобыльской катастрофы в тот год ничего примечательного не происходило, получается, жители заранее предвидели взрыв на ЧАЭС и увековечили дату? Не ломайте голову, на крыше здания красуется (точнее, красовалась — сейчас там ничего нет) надпись "СЛАВА ЛЕНИНУ. СЛАВА ПАРТИИ". Почему решили ее заменить на эти бестолковые цифры? Возможно (опять же), в угоду западной публике, не понимающей по-русски, но зато четко знающей даты 1917 и 1986. Кстати, слышал одно мнение, будто фасад "Белого дома" украшает совсем другая надпись. Ну что ж, к теме Ленина и лозунгов мы еще вернемся, а пока продолжим. Ага, вот мы наблюдаем подземные переходы под улицей Курчатова. Ну, тут та же история, что и с подземным гаражом — молодой город вполне обошелся бы и наземными пешеходными переходами. Зачем эти сооружения были добавлены в игру — решительно непонятно, поскольку никакой роли в геймплее они не играют. Ну, добавили, так добавили, не назад же выковыривать. Едем дальше.

Ага, а вот и гостиница "Полесье" (адрес — Курчатова 8). "Готель Полiссе", как гласит надпись на фасаде. Но в игре эта надпись отсутствует. Вообще, разработчики как-то без лишнего пиетета отнеслись ко всяким надписям, вывескам и прочему антуражу. Даже строчка "дворец культуры "Энергетик" исчезла с крыши ДК. О гостинице говорить особо нечего, здание достаточно точно воспроизводит свой аналог из Припяти. Обращу ваше внимание вот на что — улица Курчатова, продолжаясь вправо, не имеет больше никаких пересечений или ответвлений вплоть до выхода на набережную, где примыкает к улице с одноименным названием. Сразу справа от гостиницы расположен горисполком, а поодаль — кинотеатр "Прометей", больше никаких строений по этой стороне в городе нет. Поэтому тот переулок, что вы видите в игре рядом с "Полесьем" — некоторая импровизация, продиктованная необходимостью ограничить перемещение игрока. Так, длинная дугообразная колоннада приводит нас к самому известному зданию города — ДК "Энергетик". Если не брать во внимание отсутствие некоторых архитектурных элементов с левой стороны, то общий вид учреждения культуры воспроизведен достаточно верно. Не думаю, что разработчики сильно мудрили над достоверностью внутренней планировки, вместо этого предлагаю вам взглянуть на панно, украшающее внутреннее помещение со стороны фасада. Культуролог моментально выдал бы нечто вроде "типичный образец... пропаганда советского образа жизни... культуры" и прочее, но для нас интересно не это. У панно отсутствует правая часть, приличный кусок длиною около четверти всего изображения. Непорядок? Ну, не совсем. Утраченный элемент никуда из игры не делся, а украшает собой ... правильно, торец здания НИИ "Агропром".
Многие из вас считают, что здание слева от ДК также принадлежит "Энергетику". Но нет, это торговый центр, в нем нет ничего интересного, и мы двигаемся дальше. А дальше у нас находится улица Лазарева, примыкающая к Курчатова и разом лишенная двух своих самых крупных достопримечательностей. Те, кто хоть раз бывал в Припяти (ну, или смотрел фотоотчеты о поездках), непременно лицезрели две (а не одну!!!) шестнадцатиэтажки с гербами на крышах. Это самые высокие здания в городе, панорамное фото с их крыш является практически обязательным номером программы при посещения города. Так вот, по адресу Лазарева 1 (то есть на пересечении улиц) находится первое здание, его фасад украшен гербом СССР. Крышу второго дома (Лазарева 7) венчает герб Украинской ССР, что заметно снижет его ценность в глазах туристов. Почему ни одно из этих строений, которое наряду с "Энергетиком" и бассейном "Лазурный" являющимися визитной карточкой города атомщиков, не попало в игру (бассейн также отсутствует), не понятно. Помимо высоток, на этой небольшой улочке есть еще кое-что любопытное. Помните, я обещал вам вернуться к теме лозунгов? Самое время. Кое-кто из посетителей Интернета, ни разу не бывавший в Припяти, утверждает, что вместо здравниц Ленину и КПСС на "Белом доме" красовалась надпись "Нехай атом буде робiтником, а не солдатом". Как обстоят дела на самом деле, мы уже выяснили, но надпись такая на площади все же была, только находилась она на крыше дома номер 3 все по той же улице Лазарева. Так что, если вдруг попадется вам человек, утверждающий обратное — не верьте.

Завершая нашу круговую экскурсию по периметру площади, мы, наконец, выходим к автовокзалу. А вот это уже отсебятина чистейшей воды, целиком и полностью. Нет, автобусный вокзал в городе, конечно, есть, вот только располагается он совсем не в центре города, а очень даже на окраине. Да и выглядит совершенно иначе. Как — смотрите на фотографию. Адрес — проспект (по другим данным — улица) Энтузиастов 2. От начала проспекта Ленина — сразу вправо, метров сто, не более. Ну что, все любопытные здания в окрестностях мы уже осмотрели, осталось взглянуть на саму площадь. В реальной Припяти смотреть там, честно говоря, особенно нечего. Удрученные сим фактом, разработчики понарыли каких-то ям (должно быть, изображая таким образом фонтан), приволокли с набережной металлическую конструкцию и возвели памятник вождю мирового пролетариата. Последнее — из той же оперы, что и цифры на крыше. А дабы ввести иностранцев в полнейший экстаз, скульптуру жестоко поломали и повалили. Больше, кажется, ничего интересного нет. Ах, да, совсем про колесо обозрения забыли. Тут GSC не сильно погрешили против истины — и колесо, и "лодочки" базируются позади гостиницы. Только не вплотную, а на расстоянии метров эдак двухсот. Вместе с не вошедшим в релиз "автодромом". Ну и совсем последний объект — стадион. Спортивное сооружение в реальном городе находится еще дальше, между улицами Набережная и Гидропроекторская (в не менее чем полукилометре от ДК), правда, точный адрес установить так и не удалось. И главный вход на стадион обращен вовсе не к тыльной стороне "Энергетика", а строго в противоположную сторону.

Все, с Припятью закончили. Но в Зоне остались еще два объекта, представляющие для нас с вами определенный интерес. В первую очередь, это сама атомная станция. Тут уж не поспоришь — украинцы весьма и весьма точно воссоздали прилегающую территорию. Посмотрите на фотографии. В игре нашли отражение практически все элементы. Даже остановка перед административным зданием и бюст В.И.Ленина (на самом деле установлен перед входом) на своих местах. Придраться можно только к мелочам — на фасаде администрации отсутствует "плямба" — достаточно крупное металлическое украшение абстрактного вида, пруд-охладитель полон воды, а вдоль стены машинного зала (длинное белое здание, вдоль которого мы бежим, разыскивая вход в реактор) расположено в разы больше всевозможных компрессоров, подстанций и прочей аппаратуры. Тыльной стороне АЭС не так повезло — объектов там гораздо больше, детально все воспроизвести просто не получится, да и не нужно. Тем более что основные элементы (подъездные пути, труба 1-2-го энергоблоков, теплотрассы и пр.) по месторасположению и внешнему виду практически идентичны реальности. И буквально на секундочку заглянем на "Выжигатель мозгов", он же Радар. Кое-кто, из игравших в Сталкер, утверждают, что "выжигатель" — фантазия разработчиков. Несколько более информированные товарищи, наоборот, заявляют, что все – реальность, с его помощью советские военные пытались воздействовать на мыслительные процессы американских граждан. Истина, как водится – посередине. Объект "Чернобыль – 2", прототипом которого и стал "Выжигатель мозгов", он же РРС (радиорелейная станция ) "Дуга-1", располагается буквально по соседству с АЭС, в восьми километрах от нее. Надпись на въезде в военную часть гласит, что это объект дальней связи (то есть, с советскими подлодками в Атлантике). На самом деле в задачу "Дуги" входило загоризонтное слежение за запуском баллистических ракет с территории США. Как утверждают более разбирающиеся в радиолокации люди, "Дуга-1" работала в паре с другой такой же антенной-излучателем (точное местоположение последней назвать затрудняюсь), судя по установленному оборудованию, "Чернобыль-2" выполнял функцию приёмника. Военная часть уже функционировала, оборудование проходило наладочные и предпусковые работы, но на запланированное боевое дежурство летом 1986 года "Дуга" по очевидным причинам так и не встала. Антенн, на самом деле, две, большая и малая, совместная их длина — почти километр, высота — 150 метров (35-тиэтажный дом). Конструкция у нее не цельная, а состоит из секций, соединенных в одну конструкцию, более подробно все детали можно разглядеть на фото.

Разработчики же для игры взяли всего несколько элементов, чем вызвали обвинения в несоответствии игрового и реального объектов. У вас же есть возможность полюбоваться на это чудо инженерной мысли вблизи, во всяком случае – с фотографий. Интересный факт: "Дуга-1" видна практически с любой точки Полесья.

P.S. Не так давно видел ролик из грядущего Call of Duty 4 и не могу не высказаться. Многие из вас знают, что разработчики игры решили отойти от темы Второй мировой, теперь действие будет происходить в наши дни. Один из эпизодов разворачивается непосредственно в Припяти — видать, зацепила девелоперов тема покинутого города. Правда, за что там воевать, не понятно, но нас интересует несколько другое — достоверность. Из виденных в ролике мест однозначно узнаются только колесо обозрения (ну как же без него!) и бассейн "Лазурный" (который разработчики притащили аж к площади). Позабавила надпись на карнизе одного из зданий, мимо которого камера пролетает в первые секунды ролика. Я долго пытался прочитать, что же там написано, но в итоге пришел к выводу, что это просто какой-то дикий набор кириллических символов "Лнеiь Токру (третье слово неразборчиво)". Ну и подводит итог в целом достаточно бодрому трейлеру просто убойная фраза на русском "...вы все равно скоро сдохнете..." Фраза произносится на русском языке, поэтому, когда демонстрировали трейлер на Е3, в полной тишине зала раздался дружный хохот — смеялись русские и украинские журналисты. Остальные, смотрели на них, как на идиотов...

Мир Зоны. Экскурсия
Разрушенный угол школы №1.

Мир Зоны. Экскурсия
Вид на ЧАЭС. По этой фотографии можно видеть, насколько точно отображена прилегающая к станции территория. Слева вверху, над трубой 3-4-го энергоблоков можно увидеть город Припять.

Мир Зоны. Экскурсия
Вот так на самом деле выглядит автостанция в городе. Легкое металло-каркасное сооружение с остеклением, а не двухэтажный бетонный монстр, как в игре.

Мир Зоны. Экскурсия
Вид на площадь из окон комнаты №26 гостиницы "Полесье". Неплохо видна часть площади, ДК "Энергетик", а на заднем плане многоэтажка с гербом УССР (Лазарева 7).

Мир Зоны. Экскурсия
Вот так издали выглядят антенны "Выжигателя мозгов".

Мир Зоны. Экскурсия
А вот так — вблизи.

Мир Зоны. Экскурсия
В ранних билдах игры ничто не перегораживало проспект Ленина. Но "хрущевки" были уже тогда...

Мир Зоны. Экскурсия
"Белый дом" собственной персоной. На крыше хорошо различимы слова, а также отлично просматриваются магазин на первом этаже и последние дома проспекта.

Мир Зоны. Экскурсия
Тыльная сторона АЭС. Пробегая очередной раз по крышам в пылу боя с "монолитовцами", отвлекитесь на секунду и попытайтесь сравнить пейзажи.

Мир Зоны. Экскурсия
А вот так на самом деле выглядит кладбище техники в Россохе.

Мир Зоны. Экскурсия
Панно в фойе дворца культуры. Если присмотреться, справа можно увидеть знакомые фигуры ученых с чертежами.

Юрий Михайлов

Подробности № 94 S.T.A.L.K.E.R.
Яндекс.Метрика