Мир Зоны. Часть 1

Posted by Anuriel on июня 30, 2007 - 00:00

Звание "Великая отечественная игра", которое присвоили Сталкеру особо впечатлительные журналисты, пожалуй, несколько преувеличено. С другой стороны, нельзя не отметить оригинальный сеттинг, прекрасную реализацию задуманного, великолепный визуальный ряд и шикарнейшую озвучку. Пожалуй, при желании в игре можно найти черты других проектов, но вот именно такого живого мира в жанре FPS не было никогда. Тем этот мир и интересен в первую очередь, и я предлагаю вам рассмотреть его вместе. Мы не будем акцентировать внимание на очевидных вещах, а сосредоточимся на том, что на первый взгляд незаметно. Итак, я приглашаю вас на экскурсию по Зоне.

Не, волыны — это, в натуре, прикольно
(с) S.T.A.L.K.E.R.

Жизнь в Зоне — это борьба за существование. У монстров для этого есть когти, зубы и паранормальные способности. У нас — огнестрельное оружие. Вот с него и начнем. Как и обещалось, мы не станем разбирать сейчас то, что и без того известно любому игроку, хоть раз пробежавшемуся по окрестностям ЧАЭС. Поэтому решение, когда выбирать АК-74, а когда — Sig Sg550, оставляем за вами. Единственное, хочется кое-что сказать по поводу обреза охотничьего ружья. Определить реальный прототип этого оружия ныне крайне затруднительно в силу того, что практически все образцы с горизонтальным расположением стволов очень похожи. А ведь еще недавно на ее месте была вполне симпатичная "вертикалка" ТОЗ-34 тульского оружейного завода. Но перейдем, наконец, к редкостям.

Снайперские винтовки СВУ-АС и СВД. Сразу скажем, что вещь хоть и неплохая, но непрактичная. Сочетает в себе высокую убойную силу и большую прицельную дальность. Но на этом достоинства заканчиваются. Во-первых, вести бой вам в основном предстоит на средней и ближней дистанции, где низкая скорострельность сыграет на руку противнику. Это значит, что вам придется таскать в рюкзаке еще один образец вооружения с комплектом боеприпасов, что в условиях ограничения переносимого веса является огромным минусом. Во-вторых, встречаются они довольно поздно, ближе к концу игры на локации "Рыжий лес". Впрочем, не исключено, что на других территориях могут попадаться единичные экземпляры. Ну и, в-третьих, боекомплект к ним не продается у торговцев и пополнять его приходится исключительно из карманов противников. Вывод: подобрали, отстреляли боекомплект, выбросили. Хватает в игре оптики, как навесной, так и встроенной.

Гранатомет РГ-6. Ручной гранатомет барабанного типа. Самая редкая вещь в игре, встречаются всего два экземпляра. Один после получения квеста у долговцев можно найти в подвале дома в деревне кровососов (локация "Армейские склады"), второй располагается на базе "Свободы", в арсенале. Правда, для того чтобы получить второй экземпляр, вам придется вступить в "Свободу", либо устроить геноцид на базе — чужаков в арсенал не пускают. Гранатомет - вещь тяжелая и бестолковая. Единственный плюс — бьет далеко. А израсходовать кучу гранат в приличном темпе вы можете и при помощи обычного подствольника ГП-25 "Костер". Вывод: нашли и отнесли на базу "Долга". Обратите внимание — РГ-6 может не сразу появиться в деревне. В этом случае имеет смысл отложить выполнение этого квеста, тем более что по времени он не ограничен.

Гранатомет РПГ-7. А вот это самый мощный вид оружия, представленный в игре. Правда, толку от него совершенно никакого. Первая локация, где он вам действительно может пригодиться, — самый конец игры, уровень "Станция". Да и там вполне можно обойтись и без него. Выстрелы к РПГ-7 также можно подобрать только с трупов. Первый гранатомет располагается на третьем этаже заводского комплекса, прикрывающего вход в лабораторию Х-18. Второй экземпляр попадается на локации "Дикая территория", когда вы спасаете профессора Круглова. Перестреляв всех наемников, не спешите заводить разговор с ученым мужем, а поднимитесь на перрон, где лежит труп гранатометчика, сбившего "вертушку". Третий РПГ-7 встретится вам по пути к "выжигателю мозгов" (локация "Рыжий лес") у одного из бойцов. Ну и еще три штуки можно раздобыть в Припяти. Там на дальней трибуне стадиона разгуливают трое монолитовцев с упомянутым оружием. Встречается в городе и парочка праздношатающихся фанатиков с РПГ-7, но их в расчет брать не будем.

ВСС "Винторез". Самое лучшее оружие в игре (и это не только мое мнение), но зато и крайне редкое — четыре штуки на всю игру. Первый экземпляр можно получить в "Долге" за старательное выполнение квестов, в частности, если принести им усовершенствованную винтовку. Второй "Винторез" носит при себе главарь группировки "Монолит", скрывающийся в подвале ДК "Энергетик" в Припяти (а зачем он вам в конце игры?). Но лучше всего просто зайти на базу "Свободы", перейти мост и на первом же перекрестке свернуть налево. Во втором здании слева в дальнем углу возле окна и располагается ваш вожделенный ствол. Ну и самый последний, модифицированный, "Винторез" бармен продал одному заезжему искателю приключений, о чем теперь жалеет. И просит вас разыскать тело незадачливого приключенца и вернуть ему милое сердцу оружие. Отдавать или нет — выбор за вами. По непроверенным сведениям, еще один образец ВСС "Винторез" можно разыскать в электрощитке, располагающимся в шахте лифта при спуске в лабораторию Х-16. Но его мы учитывать не будем, поскольку появление его зависит от того, нашли вы нужный ПДА или нет.

FN-2000 и винтовка Гаусса. Это оружие попадет вам в руки только в подземных коммуникациях четвертого энергоблока. FN-2000 хорош, использует НАТОвские боеприпасы, но бегать с ним придется до обидного мало — конец игры, как-никак. Герои, сражавшиеся на Арене, могли встречать его и раньше, но подержать оный ствол в руках удавалось всего несколько секунд. А вот Гауссом вполне можно разжиться еще в Припяти, удачно подстрелив снайпера на крыше (снайперов, к тому же, в городе не один и не два). Вот только с зарядами - беда. Да и в узких коридорах последнего уровня делать им практически нечего. Кстати, на локации "Темная долина" вы может встретить человека, который предложит вам купить гауссовку всего за 800 рублей. Брать или не брать — решать вам.

Кроме редких видов оружия, которое мы сейчас рассмотрели, есть в игре и уникальные экземпляры. Все они, как один — именные, т.е. встречаются только у крупных персонажей, с которыми зачастую связаны квесты. К примеру, первый уникальный пистолет (модифицированный "Форт" с увеличенной обоймой) принадлежит майору Кузнецову, который несет службу под полуразрушенным мостом на локации "Кордон". На "Свалке" у Беса можно разжиться АК-74У с несъемным глушителем и т.д. Кстати, модифицированный "Абакан" носит при себе (локация "Темная долина") Олег "Демон" Гусаров. Модификации изменяют такие параметры, как вес, скорострельность и убойность того или иного вида вооружения. Нередко на улучшенные модели оружия устанавливаются несъемные приспособления (глушитель, прицел, гранатомет) или переделка затворного механизма под другой патрон. Но, даже положительно влияя на скорость уничтожения противника, уникальное оружие является скорее обузой, чем действительно полезной находкой. Дело в том, что все стволы в игре изнашиваются, причем достаточно быстро, оружие начинает стрелять менее точно и чаще заклинивает. Учитывая то, что ремонт оружия и костюмов в игре не предусмотрен, испорченный автомат остается только выбросить. Оружие с измененным калибром интересно еще меньше. Ну зачем, скажите, нужна ОЦ-14 "Гроза" с магазином в 20 патронов и калибром по АК-74? А "Большой Бен" товарища Фримена, который использует патроны от "Винтореза"? Единственные доработки, которые не будут лишними, касаются уменьшения веса, увеличения скорострельности и убойности пули. И самым ярким представителем этого типа можно считать скорострельный АК-74 Меченого.

Монстры, там разные... Контролеры...
(с) S.T.A.L.K.E.R.

Хорошо, теперь, когда мы вооружены до корней зубов, посмотрим (через прицел), кто же осмелился выступить против такого умного, красивого и смертельно опасного главного героя. То есть против нас. Со своей стороны хочу заметить, что разработчики сделали правильный акцент на том, что главными нашими противниками являются, в первую очередь, люди. Что ни говори, человек — самый опасный в мире зверь; наводнив Зону мутантами, GSC рисковала превратить S.T.A.L.K.E.R. в банальный "мясной" шутер. Но если люди постоянно на виду и о них известно практически все, то местный зоопарк хоть и разнообразен, но практически половина из его обитателей предпочла не показываться на глаза "великому и ужасному" Меченому. Давайте смотреть, кто там у нас прячется по кустам. И начнем с братьев наших меньших. Самых маленьких.

Крысы. Казалось бы, более естественного представителя животного мира Зоны представить себе сложно. Крысы собираются в стаи под предводительством крысиных волков и нападают практически на все живое. Кроме когтей и зубов у местных крыс есть очень интересная особенность — они могут транслировать инфразвуковые волны. Причем чем больше особей в стае, тем более мощную звуковую волну могут сгенерировать эти грызуны. Ну и никто, конечно, не отменял токсины и микроорганизмы на зубах и в слюне крыс. Но однажды Меченый со своим автоматом возле ЧАЭС настолько перепугал зубастых разбойников, что отныне они не смеют носу показать на белый свет, лишь изредка попискивая из темноты. Кое-кто считает, что их примеру последовали и тушканы, трупы которых можно было лицезреть в клетках лаборатории Х-18, но это не так. Пусть не часто, но эти звери все же встречаются в подвалах и подземельях. Завидев Меченого, они с радостным рыком бросаются ему навстречу и дружелюбно грызут за пятки. Тем же, кто недолюбливает темные закрытые помещения, но желает полюбоваться этими милыми и непосредственными животными, предлагаю заглянуть на стадион в городе Припять. Прямо на футбольном поле прогуливается веселая компания тушканов в содружестве с кабанами и снорками.

Собака Чернобыля. По внешнему виду и поведению напоминает псевдособаку, обладая при этом двумя основными отличиями. Во-первых, помимо когтей и зубов, может использовать пси-воздействие на человека. Во-вторых, в отличие от тех же псевдособак и слепых псов, предпочитает охотиться не в стае, а в одиночку. Любопытно, но некоторые ученые в своих отчетах упоминают мини-телепортацию, которой пользуются псевдособаки, но сталкеры этого факта не подтверждают.

Химера. Самый опасный зверь Зоны. По внешнему виду и в движении химера напоминает пантеру. Фактически этот зверь есть результат генетических экспериментов по программе "универсальное животное-защитник" УЖАЗ. Рост в холке около полутора метров. Очень умная, быстрая и сильная тварь. Старается прятаться и обходит со спины. К счастью, никаких атакующих сверхспособностей у химеры нет, но опасна она не этим. Дело в удивительной живучести этого зверя - дублированная система внутренних органов, регенерация и дополнительный мозг делает процесс ее умерщвления весьма проблематичным. Фактически, серьезным противником для химеры может быть только псевдогигант и собака Чернобыля. К счастью, на глаза Меченому зверь старается не попадаться, лишь изредка напоминая о своем существовании зычным мявом.

Полтергейст. Еще совсем недавно этот представитель чернобыльского зоопарка был практически не опасен. Судите сами. Основное состояние — лежать, дремать. При приближении визитер получает мощные пси-удары полем. Но в данном случае это своего рода защитные ауры. Это немощное, ползающее существо таким образом защищает свою жизнь. Включая защитные ауры, одновременно пытается уползти в укрытие. Еду подманивает, притворяясь трупом с последующим "включением" пси-поля. На открытых местах не встречается. На ауры тратит энергию - потом практически бессилен, но может нанести чувствительные удары оставшейся парой конечностей. Создает пси-образы - тени, отвлекающие врагов от него. Тени проходят через стены. Их наличие - показатель того, что рядом полтергейст. Столкновение с тенью приводит к падению выносливости игрока. Физических повреждений не наносит, только психический вред. Но после исчезновения бюреров, полтергейст обзавелся множеством способностей (телекинез, пирокинез, левитация), практически утратив при этом пси-способности.

Ну что, с животными, похоже, разобрались, перейдем к человекообразным мутантам. И первым у нас в списке стоит гроза местного автотранспорта - бюрер. Так же, как и контролер, он является результатом генетических экспериментов, проводимых спецслужбами над преступниками по программе развития в человеке телекинетических способностей. Толстяк с гипертрофированными чертами лица, в остатках одежды. Роста, обычно, невысокого, но ранее встречались экземпляры, достигающие высоты до 1.7 метра. Живет только в мрачных, темных подземельях, непрошеных визитеров старается убить. Бюрер атакует мощными конечностями, наносит невидимый телекинетический удар, после которого человек переходит в сидячее положение и роняет оружие. При движении монстр заставляет в радиусе 5-10 м разлетаться в стороны небольшие физические объекты. Особое умение создавать вокруг себя гравитационное поле, защищающее от пуль и взрывов, делает бюрера очень серьезным противником, но резкий свет на время ослепляет его, что дает возможность без проблем с ним справиться.

Контролер. Результат генетических экспериментов, проводимых спецслужбами над преступниками по программе развития в человеке телепатических способностей. Программа "универсальный солдат". Одет в остатки черного лабораторного комбинезона. Обладает способностью брать под контроль (отсюда и название) людей, убивая или переводя их в зомбированое состояние. Будучи атакованным, переводит всех находящихся в округе зомби в агрессивное состояние и заставляет их атаковать противника. На слепых собак, чернобыльского пса, химеру действует плохо и их боится. Отношения с бюрером и изломом нейтральные. В последнее время по непонятным причинам утратил способность управлять зомби и атаковать руками на ближней дистанции. Но даже в этом случае контролер остается одним из самых опасных монстров.

Излом. Человекообразный мутант почти двухметрового роста, но в силу сутулости кажется ниже, чем есть на самом деле. Происхождение его до сих пор не выяснено, то ли объект экспериментов, то ли результат воздействия Зоны на оставшихся людей. Верхние и нижние конечности вдвое превышают человеческие (из-за них и получил свое прозвище), руки старается спрятать под плащом. Обладая телепатическими способностями, старается подманить сталкера разговором или просьбой. В момент, когда сталкер поворачивается спиной, распрямляется и атакует гипертрофированной конечностью. Если поделиться едой, то можно узнать интересную информацию о Зоне. В районе действий Меченого не встречаются.

Зомби гражданские. Остатки гражданского населения Зоны и самоселов. В отличие от зомби, ставшими таковыми под воздействием "Выжигателя Мозгов", данный вид обязан своему существованию исключительно контролерам. Ввиду практически полного исчезновения гражданских, а также резкого сокращения численности контролеров (встречаются единичные экземпляры), данный вид практически полностью исчез. Степень опасности невысокая, поскольку передвигаются зомби медленно и не вооружены.

Напоследок любопытный факт. Думается, все так или иначе посещали Арену в локации "Бар" и обращали при этом внимание на то, что собеседники при упоминании Арены говорили о боях людей против монстров, хотя вам пришлось сражаться против таких же, как и вы, вооруженных сталкеров. Так изначально и было. Вы выходили на поле, туда же выпускали монстра - и вы должны были его уничтожить за 60 секунд. Сражаться пришлось бы против псевдособаки, кровососа, снорка, бюрера и химеры. Но двух последних персонажей из игры убрали, да и Долг посчитал, что схватки между людьми гораздо зрелищнее и интереснее, чем отстрел агрессивных, но умственно недалеких монстров.

У вас может возникнуть вопрос, откуда у меня информация о том, что в игре не встречается. Ответ достаточно прост: из архивов игры. Уверяю вас, там еще очень много интересного.

Вскрытие показало

Если вы захотите самостоятельно найти изложенную в статье информацию, вам понадобится STALKER_Data_Unpacker. Существуют два вида этой программы: маленькая (~50kb) и большая (~400kb). Отличие между ними лишь в том, что более весомая версия открывает все архивы сразу. Найти их в Интернете не составляет труда. Будем считать, что инструментарий у нас уже есть, давайте приступим.

Неизвестные страницы

Некоторые особо зоркие игроки уже рассмотрели на карте в своем ПДА некую зону, которая не имеет названия и где так и не удалось побывать главному герою. Другие, более наблюдательные, просто заметили надпись "Мертвый город" на одном из указателей в игре, справедливо рассудив, что есть еще одна, секретная локация. В некотором роде они правы. Локация изначально задумывалась, но в релизе ее все же нет, остался только один загрузочный экран. Соответственно, пришлось несколько перекраивать и приключения Меченого, который туда должен был попасть. Если вы встречались с Проводником, то знаете, что Доктор вас (Меченого) ожидал в убежище Стрелка. Но в первоначальной задумке именно в этом городе главный герой попадает в плен к наемникам, где и встречает Доктора. Док просвещает вас на тему "кто есть ху", и вместе с ним вы выбираетесь из негостеприимного населенного пункта. Точнее, Док убегает во время нападения на лагерь наемников военного вертолета, а вы... как получится. Между прочим, бандиты в Мертвом городе также имели свою крупную базу, буквально по соседству с наемниками. В одном из вырезанных квестов от вас требовалось найти карту это самого населенного пункта и отнести ее либо "Долгу", либо "Свободе". Та группировка, с которой вы поделитесь этим секретным топографическим документом, и будет штурмовать место дислокации уголовников и иностранцев. В окончательном варианте игры Мертвый город вырезали, причем, вместе со всеми наемниками. Уцелели лишь пять человек, которые теперь держат небольшой кордон на локации "Армейские склады". Ну и еще рейдовая группа, донимающая профессора Круглова.

Любопытно бывает наткнуться в архиве на старый квест или его часть. К примеру, после выхода из лаборатории Х-18 Сидорович сообщает вам, что военные, атакующие Темную Долину, заблокировали выезд и теперь вам придется искать "колеса" (т.е. транспорт, а не то, что вы, может быть, подумали), выбивать ворота и драпать на Кордон. Или уничтожить главу наемников, обосновавшего ни с того ни с сего в Темной долине вместе со своим отрядом.

Люди, которых нет

Кроме исчезнувшей вместе с Мертвым городом базы наемников и бандитов, потери в собственных рядах ощутило практически все население Зоны. Нет более упоминаний про группировку темных сталкеров "Грех". По описанию она здорово напоминает зомби на "Янтаре", с парой существенных отличий. Судите сами. Когда-то члены этой группировки были религиозными фанатиками, которые верили в божественную сущность Зоны, в последнее искупление человечества. Враждебно настроены к представителям любых организованных групп, а также одиночкам-нейтралам. В диалоги не вступают, атакуют немедленно, стоит противнику появиться в их поле зрения. Темные сталкеры одеты в черные плащи с сильно надвинутыми капюшонами, так что не видно лица. Если задрать капюшон, то откроется лысая голова с кровавыми дырами, вырванных глаз.

Кроме вышеупомянутой банды, исчезли из игры и несколько достаточно колоритных персонажей. Например, Крысолов. Он должен был обитать где-то в болоте возле промзоны НИИ "Агропром" на одноименной локации. Этот персонаж жил отшельником и разводил крыс в коллекторах, донимая тем самым военных в институте. Именно он должен был поделиться с вами информацией о возможностях тайного проникновения на "Агропром" и указать места входов и выходов подземелья. В финальную версию игры персонаж не попал, а его функции (указать игроку дорогу) взяли на себя Крот и военный дезертир.

Еще один любопытный персонаж остался, но практически утратил свои функции. Я говорю об одном из членов группировки "Свобода", которого зовут Шуруп, но сам себя он именует Самоделкин. Его можно найти на армейских складах, позади двухэтажного здания штаба, там еще несколько автомобильных кузовов, пара ящиков и гора запчастей наблюдается. Этот персонаж обладал навыками починки оружия и костюмов, что немаловажно для игры с установленным патчем 1.0001 и выше, где все ваше хозяйство изнашивается и приходит в негодность достаточно быстро. В финальной версии игры он может только поделиться с вами прицелом ПСО-1 в обмен на бутылку водки. Помимо Шурупа, теми же возможностями обладал и Мастер, но этого персонажа в игре нет.

Кстати, выше упоминался Олег Гусаров ("Демон"). Вот кое-что из его "игровой" биографии. Бывший "черный берет", проходил службу в Белоцерковской бригаде Спецназа. Сверхсрочник, старший сержант, по специальности снайпер и подрывник. По состоянию души - "волк-одиночка". В Зону никогда не берет напарников, предпочитая действовать один. Неоднократно ему предлагали вступить в кланы - всегда отказывался наотрез именно по этой причине.

Кроме биографии Демона, в файлах можно найти очень много интересного о героях Зоны. Как вам, к примеру, информация о том, что Сидорович промышлял торговлей с малых лет. В детском садике продавал цветные карандаши. В школе торговал жевательной резинкой. В институте промышлял продажей легкой наркоты. С появлением Зоны смекнул, что на этом можно хорошо заработать. Славится тем, что способен наладить хорошие торговые отношения с самыми разношерстными клиентами. Наш ПДА теперь уже не столь функционален, как раньше, и в нем уже не отображается краткая информация о находящихся поблизости людях. А жаль, порой встречались очень интересные личности и краткое резюме из нашего "наладонника" могло бы подсказать, можно ли с человеком поговорить или стоит сразу открывать огонь. Между прочим, помните анекдот про Черного Сталкера? Смех-смехом, а ведь в игре такой персонаж абсолютно точно существует. Во всяком случае, файлов dark_stalker в папке с игрой предостаточно — и скрипты, и модели, и текстуры. Вот только на глаза не попадается.

Мир Зоны. Часть 1
1. Ожидаемого многими транспорта в оригинальной игре нет. Но ведь есть еще и модификации...

Мир Зоны. Часть 1
2. А ну, Сидорович, признавайся, где ты прятал вот эту ТОЗ-34, самый мощный ствол в игре.

Мир Зоны. Часть 1
3. Вместе с плащом Изломы утратили и дружелюбность. А раньше с ними можно было поговорить.

Мир Зоны. Часть 1
4. Гражданский, а туда же... "мачи-ы-ы-ы... краа-а-ашы-ы-ы-ы..."

Мир Зоны. Часть 1
5. Эх, Контролера на вас нет, совсем распоясались.

Мир Зоны. Часть 1
6. Посмотрите, кто к нам колеса катит!..

Мир Зоны. Часть 1
7. За Бюрером наблюдать лучше издалека и под прикрытием брони.

Мир Зоны. Часть 1
8. Смельчаки, сунувшиеся поближе, быстро понимают последствия своей ошибки.

Мир Зоны. Часть 1
9. А так близко увидеть Бюрера доведется лишь в том случае, если один из вас будет мертв. В данном случае не повезло мне.

Мир Зоны. Часть 1
10. На память же о Мертвом городе: несколько видеороликов...

Мир Зоны. Часть 1
11. На память же о Мертвом городе остался только загрузочный экран...

Мир Зоны. Часть 1
12. ... несколько скриншотов да табличка указателя на Армейских складах.

Мир Зоны. Часть 1
13. Дабы сфотографировать эту кису, я за ней по всему кордону минут десять гонялся.

Мир Зоны. Часть 1
14. Один модер-шутник добавил в качестве звука работающего двигателя для УАЗа файл trabantnoise.ogg, а попросту опостылевшую песенку Сумасшедшей Лягушки ("трыд-дым-дым"). Устраняется эта раздражающая проблема буквально в несколько секунд, но об этом мы поговорим в другой раз.

Мир Зоны. Часть 1
15. В глазах рябь и картинка стала вдруг черно-белая? Поздравляем, перед вами собака Чернобыля. Жаль, что вы об этом уже никому не расскажите...

продолжение следует

S.T.A.L.K.E.R.-овед Юрий Михайлов

Подробности № 90 S.T.A.L.K.E.R.
Яндекс.Метрика