Medal of Honor. История о почестях и героях
Medal of Honor — одна из тех серий, которые сейчас без преувеличения можно назвать легендами игровой индустрии. Начав свое существование как ничем не примечательный проект, благодаря одной-единственной игре эта линейка стала настоящим законодателем мод в жанре военных шутеров. И до сих пор многие геймеры считают ее «королевой», одной из двух самых кинематографичных игровых серий на тему Второй мировой войны. Однако так думают далеко не все, даже не большинство поклонников шутеров. К сожалению, в истории Medal of Honor отличные и просто хорошие игры перемежаются откровенно провальными проектами, сделанными левой пяткой на правой коленке. А последние игры линейки так и вовсе получились очень слабыми. Впрочем, возможно, скоро все изменится — серия твердо настроена в этом году восстать из пепла и вернуть себе звание королевы шутеров от первого лица. Однако о делах грядущих дней мы поговорить еще успеем, пока же давайте вспомним, с чего все начиналось.
Начало
Первый проект в сериале Medal of Honor увидел свет достаточно давно — одиннадцать лет назад. Нужно сказать, что старт великой линейке был дан не очень-то впечатляющий. Medal of Honor, которая появилась в продаже в 1999 году на консоли PlayStation One, не могла побаловать игроков ни какими- то особенными графическими изысками, ни захватывающим геймплеем, ни интересным сюжетом. Мутноватые, размытые локации, противники, появляющиеся на экране телевизора максимум по двое, унылая история об американском лейтенанте Джимми Паттерсоне, действующем в немецком тылу во время Второй мировой войны, — даже тогда этим нельзя было удивить игроков. У автора этих строк, которому пришлось познакомиться с Medal of Honor в процессе подготовки статьи, проект даже вызвал нечто вроде отвращения, при всей его любви к шутерам. Даже не верится, что столь слабый и откровенно провальный проект дал начало такой замечательной игровой линейке. И тем не менее, именно в Medal of Honor, сделанной разработчиками из DreamWorks Interactive, были заложены те идеи, которые впоследствии получили развитие в других проектах сериала — в частности, в этой игре появились стелс-миссии с переодеванием во вражескую форму, аптечки и фляги с водой, которые надолго стали настоящими символами Medal of Honor. Так или иначе, рождение новой игровой вселенной состоялось, пускай и получился первый проект весьма спорным. Хотя вторая игра сериала не далеко ушла от оригинальной Medal of Honor. Снова Вторая мировая, только на этот раз центральный персонаж — не американский спецназовец, а Манон Батист, одна из NPC первой части, разведчица французского Сопротивления. И опять секретные операции, отстрел врагов по двое, а то и по одному, блуждания по каким-то катакомбам, похищение документов, устранение важных для Третьего Рейха офицеров — в общем, стандартная военная рутина. Medal of Honor: Underground, поступившую в продажу в 2000 году, опять же, на консоли PlayStation One, можно с чистой совестью именовать сестрой- близняшкой первой игры. Наверное, уже тогда самим разработчикам стало ясно: настала пора что-то менять, дальше кормить публику играми-клонами нельзя, иначе серия помрет, только-только родившись.
Легенда
Все изменилось через два года. 2002-ой стал годом настоящего триумфа для «Медали за отвагу». Вместе с выходом Medal of Honor: Allied Assault на персональных компьютерах линейка наконец-то обрела подлинное уважение в сердцах геймеров. Что же появилось такого в новой игре, чего не было в предыдущих проектах сериала? По части сюжета все было почти как всегда — секретные операции в тылу врага, которые выполнялись на этот раз лейтенантом Майком Пауэллом, служащим в армии США. Однако задания стали чуть более интересными и разнообразными, серьезно подрос уровень графики, но самое главное — впервые в истории сериала нам разрешили прочувствовать на своей шкуре атмосферу настоящей войны. Речь, конечно же, идет о миссии «Омаха-Бич», знаменитой высадке американских и английских войск на берега Нормандии. Свист пуль у виска, гибнущие пачками по обеим сторонам от вас однополчане, неразличимые вдали немецкие пулеметчики и страх, настоящий страх погибнуть в этой воде, переполненной мертвецами, даже не добравшись до берега, — по тем временам это было очень круто. Благодаря одной миссии молодежь из 2015, вдохновлявшаяся кинокартиной «Спасти рядового Райана», сделала то, что не удалось матерым парням из DreamWorks — они слепили первый настоящий хит под брендом Medal of Honor. Уже за одно это команду, которая просуществовала не очень долго и добилась не многого, стоит уважать.
Что стало дальше с 2015, известно сегодня многим геймерам. Для тех, кто не в курсе: команда распалась на два коллектива. Часть разработчиков отпочковалась в виде студии Infinity Ward и упорхнула из стен Electronic Arts в лагерь Activision для того, чтобы мастерить там Call of Duty — наследника и продолжателя идей Medal of Honor: Allied Assault. А те, кто остался в 2015, взялись за разработку шутера Men of Valor, посвященного баталиям Вьетнамской войны. А честь продолжать развитие сериала Medal of Honor выпала нашим давним знакомым из DreamWorks, которых ЕА к тому времени уже объединила с игродельческими коллективами Westwood Studios и EA Pacific, сформировав на основе этих трех студий новое подразделение — ЕА Los Angeles.
EA LA в серии Medal of Honor заявила о себе еще в том же 2002-ом году, соорудив сразу два проекта — вероятно, разработчики решили, что надо ковать железо, пока горячо. Консольная игрушка Medal of Honor: Frontline представляла собой очередную вариацию на тему Allied Assault. Правда, главным героем был уже Джимми Паттерсон из самой первой игры серии, однако действие игры начиналось со знаменитой высадки в Нормандии, воспетой еще в «Спасти рядового Райана» (и блистательно отображенной во все той же Allied Assault), и продолжалось битвами операции «Market Garden». Игра получила весьма лестные отзывы как от геймеров, так и от профильной прессы. Так что нельзя считать Medal of Honor: Frontline полностью провальным проектом, но и каким-то значимым шагом вперед для сериала игра тоже не стала. Тем не менее стоит отметить, что именно Frontline была избрана в качестве бонуса для специальной версии новой Medal of Honor, которая создается сейчас для консоли PlayStation 3. В одной коробке с новой игрой покупатели получат и HD-версию старушки Frontline. Раз именно этот проект разработчики решили выбрать в качестве «компаньона для перезапуска» — значит, что-то в игре все-таки есть.
Адд-он Medal of Honor Allied Assault: Spearhead, разработанный ЕА LA эксклюзивно для РС, смог привнести в оригинальную игру некоторые интересные нововведения. Во-первых, нам снова предложили взглянуть на интерактивное десантирование — только на этот раз высадка проходила не с моря, а с воздуха — в компании группы американских десантников мы сваливались прямо на головы фашистам. Во-вторых, помимо жарких битв в Нормандии, игроков развлекали кампаниями в занесенном снегом Арденнском лесу и даже в Берлине, где западные разведчики сражались с советским оружием в руках. Во многих миссиях на нашей стороне воевали союзники-NPC, кроме того, игра здорово прибавила в кинематографичности — по этому параметру Spearhead уже мало чем уступала Call of Duty, которая появилась в магазинах годом позже.
«Закрывает» 2002-ой год в истории Medal of Honor дополнение с подзаголовком Breakthrough, сработанное разработчиками из TKO Software. Адд-он затронул военные кампании в Италии и Северной Африке. Побег с тонущего немецкого корабля, битвы при Анцио и Монте-Кассино, покатушки на железнодорожном танке, легендарная поездка на джипе по немецкой территории от американской армии Джорджа Паттона к английским войскам Бернарда Монтгомери — вот чем развлекало игроков новое дополнение. На этот раз мы играли за американского сержанта Джона с «булочной» фамилией Бейкер. Адд-он был не очень большим по продолжительности, сюжет насчитывал всего одиннадцать миссий. Но да бог с ней, с продолжительностью, гораздо хуже, что разработчики напрочь позабыли про атмосферу, зачем-то позволив Medal of Honor ускакать в края веселых пострелушек. Против одного- единственного героя выходили полчища немцев и итальянцев в сопровождении танков и артиллерии — нет, это уже не столько Medal of Honor, сколько игра о приключениях Джона Рэмбо на полях боя Второй мировой войны.
Очень жаль, что мини-линейка Allied Assault закончила свою жизнь настолько слабым проектом. Для серии Medal of Honor снова наступало время перемен — Electronic Arts это прекрасно понимала.
Новый театр — новые битвы
После выхода последнего аддона для Allied Assault даже самым глупым стало понятно: тематика схваток с немцами в европейских странах игрокам изрядно поднадоела. Возможно, именно поэтому следующая игра линейки — Medal of Honor: Rising Sun (PS2, Xbox, Game Cube) — переключилась на тихоокеанские баталии. В роли солдата по имени Джозеф Гриффин мы воевали с японскими бойцами на заросших джунглями островах Тихого океана. Планировался и сиквел, в котором мы должны были отыгрывать роль Донни, родного брата Джозефа. Однако разработка Rising Sun 2 была остановлена, потому что первая игра удостоилась очень плохих отзывов в прессе.
Тем не менее провал Rising Sun не заставил ЕА LA отказаться от развития «японской темы» в Medal of Honor. В 2004-ом году свет увидела новая игра, носящая подзаголовок Pacific Assault. Возвращение серии на РС ознаменовалось массой интересных нововведений. Отныне мы уже не были бравым воином-одиночкой, к которому напарники присоединялись лишь по большим праздникам. Нет, всю игру мы воевали в составе сквада, вокруг нас постоянно были как минимум трое бойцов. Причем игроку разрешили отдавать напарникам простенькие команды, вроде «идем вперед», «отступаем» или «прикройте меня». Нововведения коснулись и системы восстановления здоровья — аптечки на уровнях почти исчезли, зато теперь рядом с нами всегда воевал врач, который мог поставить раненого бойца на ноги уколом болеутоляющего — если, конечно, доктор успевал добраться до бедолаги быстрее, чем японские солдаты.
Но и атмосфера войны никуда не делась — схватка с японскими самолетами на базе Перл-Харбор вообще считается автором этих строк одной из самых красивых и запоминающихся сцен среди всех шутеров на тему Второй мировой войны. А далее были заросшие зеленью Макин и Гуадалканал, а также песчаные берега Таравы, где нас ждала очередная высадка с десантных катеров — попытка повторить Нормандию из Allied Assault. Мы раскатывали на джипе, истребляли японцев в воздухе, управляя бомбардировщиком, сыпали смертоносные подарочки на палубы вражеских кораблей, отражали наступление на Кровавой гряде — в общем, скучать игра давала нечасто.
По сравнению с Allied Assault серьезно возрос уровень графики — в Pacific Assault были чуть ли не самые красивые джунгли по тем временам. Да и сама игра получилась очень стильной — автору этих строк, например, запомнились заставочные картинки, выполненные в виде выцветших «ветеранских» фотографий — при загрузке уровня эти фото вдруг оживали, перемещая вас в пекло Второй мировой войны.
И все-таки, при всех достоинствах Pacific Assault, этому проекту чего-то не хватало для того, чтобы подняться на уровень той же Allied Assault. Главная «японская» Medal of Honor была отличной игрой — однако настоящей легендой ей стать было не суждено.
Medal of Honor на портативных консолях
В истории сериала Medal of Honor было несколько спин-оффов, которые разрабатывались исключительно для портативных приставок. Первый такой проект, Medal of Honor: Infiltrator, появился в магазинах в 2003-ем году. Игра вышла на Game Boy Advance и повествовала о приключениях капрала Джейка Мерфи, в компании которого мы на протяжении пятнадцати миссий проходили через самые известные битвы Второй мировой на трех театрах военных действий. Помимо сингла, в игре был предусмотрен и режим «Выживание», в котором нам приходилось воевать с бесконечными ордами врагов. В 2006-ом году на PSP появился другой карманный эксклюзив — Medal of Honor: Heroes. Впервые в серии в рамках одной игры нам предложили взять под управление сразу троих героев, причем все эти солдаты уже успели прежде засветиться в предыдущих проектах Medal of Honor. Кампании разворачивались на территории Италии, Голландии и Бельгии. Проект мог похвалиться достаточно просторными картами, а также качественной картинкой — последнее для портативных консолей является большой редкостью.
Революция?
Поэкспериментировав с тихоокеанским фронтом, EA LA решили вновь «вернуться в Европу». Однако в следующих играх серии Medal of Honor разработчики уже пытались максимально разнообразить геймплей — для серии начиналось время экспериментов.
Medal of Honor: European Assault, еще один консольный проект, снова сосредоточил все внимание на войне с немцами. Главного героя игры изрядно побросало по свету. Он успел повоевать и в Африке, и в оккупированной Европе — сразиться на территории захваченной врагами Франции, а также в Бельгии и даже в России. Причем все четыре основные кампании были открыты для прохождения сразу.
В European Assault разработчики сделали и другой маленький шаг в сторону нелинейности — так, по локациям было разбросано несколько заданий, которые требовалось выполнить для успешного прохождения миссии, причем часть задач были главными, часть — второстепенными.
Игра получилась в целом неплохой — тут и различные фронты, и некоторые малоизвестные военные операции (тот же рейд на Сен-Назер почти не затрагивался до тех пор в компьютерных и консольных играх), и первые робкие эксперименты на Восточном фронте. И тем не менее, это был всего лишь спин-офф, а значит, для кардинальной революции время еще не пришло. Однако и она была не за горами.
Новые революционные изменения постигли сериал в 2007-ом году, с выходом Medal of Honor: Airborne, которая была посвящена крупнейшим десантным операциям Второй мировой. На этот раз разработчики предложили нам псевдосвободу и «открытые» уровни для истребления немцев. По задумке ЕА LA, в этом и должна была заключаться главная изюминка игры — герой, управляя парашютом, приземляется в любую точку открытого уровня и вступает в бой на крышах домов либо на твердой земле, во вражеском тылу или в сердце ожесточенной битвы между немцами и американцами. Однако на деле все вышло не совсем так, как нам обещали.
К сожалению, разработчики не смогли полностью убежать от ига скриптов, потому свобода в Airborne была лишь иллюзией. При выброске нас заставляли приземляться в нескольких специально отведенных для этого местах, другие же части уровня были до поры закрыты для исследования. Тем не менее даже такая псевдосвобода уже была большим шагом вперед для Medal of Honor.
Что же касается графики, то она по сравнению с предыдущими проектами сериала ушла еще дальше вперед, однако расплачиваться за это пришлось достаточно высокими системными требованиями.
Сразу видно, что при разработке Medal of Honor: Airborne ее создатели ориентировались на Call of Duty. Как и в первых играх другой прославленной серии, мы больше не были элитным солдатом, пачками уничтожавшим фашистов, — теперь мы играли за простого винтика войны, рядового десантника, старавшегося выжить на поле боя.
Airborne также была одной из немногих игр в серии, открыто использовавшей фантастические элементы. Речь, понятное дело, идет о немецких «терминаторах», вооруженных ручными пулеметами, а также о заключительной миссии игры — штурме зенитной башни. Дело в том, что, хотя такие башни и существовали на самом деле, союзники никогда не захватывали их с помощью десантников.
Помимо «главной» Medal of Honor: Airborne, в 2007-ом году на консоли PlayStation 2 появилась и Medal of Honor: Vanguard, также посвященная подвигам штатовской «крылатой пехоты». Этот проект представлял собой сильно упрощенную версию Airborne — даже иллюзию свободы разработчики Vanguard предложить игрокам не решились, все опять свелось к линейным миссиям. Вдобавок, сама игра была просто скучной. В итоге, можно констатировать, что Vanguard явилась полностью проходным развлечением — очевидно, ЕА LA особенно и не старались над ней, выпуская этот проект для PS2 под лозунгом «пускай хоть что-то, но выйдет на почтенной старушке». Вот и вышла никому особенно не нужная игра.
Да и «основная» Medal of Honor: Airborne показала себя в продаже очень неудачно. Трудно сказать однозначно, чем именно был обусловлен провал — нововведениями в виде открытых локаций или же неспособностью разработчиков «отвязать» проект от скриптов, затасканной тематикой Второй мировой войны или малой продолжительностью (всего шесть коротких миссий, для прохождения которых требовалось от силы четыре-пять часов). Однако факт остается фактом: ожиданий фанатов серии Airborne нисколько не оправдала.
В том же 2007-ом году в магазинах появилась Medal of Honor: Heroes 2 (PSP, Nintendo Wii), продолжение спин-оффа Medal of Honor: Heroes. Игра начиналась на пляжах Нормандии, а затем переносила нас на территорию Франции, где также приходилось сражаться с гитлеровцами. Это была последняя Medal of Honor, сделанная в сеттинге Второй мировой войны, и, как и Vanguard, ничего особенного эта игра собой не представляла. Разве что и у обладателей «семейной» консоли появилась своя Medal of Honor.
На то, чтобы оправиться от потрясения, вызванного провалом Airborne, сериалу потребовалось более трех лет. Однако в этом году Medal of Honor собирается вернуться. Новая игра в серии будет «перезагрузкой» — именно поэтому она называется просто Medal of Honor, без всяких числительных и подзаголовков.
Перезагрузка
К «перезапуску» EA LA подходят предельно серьезно. Прежде всего, сериал решено было снова отправить по проторенной дорожке Call of Duty — посему разработчики отказались от поднадоевшей уже тематики Второй мировой войны и перенести действие игры в Афганистан наших дней, где американские солдаты продолжают войну с талибами. В игре будет сразу несколько главных героев, что тоже несколько непривычно для «Медали за отвагу» — ранее несколькими играбельными персонажами могла похвастаться только MoH: Heroes.
Пока все выглядит весьма радужно: грядущая Medal of Honor радует атмосферными роликами, демонстрирующими высадку американцев с бортов вертолетов на земли Афганистана под шквальным огнем противника — дружно вспоминаем пляжи Нормандии, сделавшие Allied Assault легендарным хитом… Кроме того, в кои-то веки героический сериал о почестях и героях дорос до рейтинга «Mature» — а это лишь подтверждает, что нас ожидает предельно серьезное и реалистичное представление.
Но самое интересное — игра делается сразу на двух движках, причем двумя разными студиями! За одиночный режим отвечает студия EA LA, собирающая сингл на значительно усовершенствованном «моторчике» Unreal Engine 3. А вот создание мультиплеера поручили команде EA DICE, которая для этих целей вооружилась собственным движком, уже обкатанным в проектах серии Battlefield. Будет интересно посмотреть, что же в итоге получится из этой затеи.
Medal of Honor — игровая серия с громким именем, измученная до отказа чередой обидных неудач. Именно в этом году решится, вернется сериал в индустрию виртуальных развлечений или же опять заглохнет на несколько лет, а то и навсегда. Мы желаем Medal of Honor удачи — в конце концов, чем больше в продажу поступает качественных игрушек, тем лучше для нас.