Лучшие из лучших: PlayStation 2
В 2013 году уже легендарной консоли PlayStation 2 исполнилось тринадцать лет. Это одна из самых долгоживущих приставок на планете Земля, насчитывающая запредельное количество первоклассных игр, которые уже стали историей. Которые ее написали. И которые ее изменили. Совсем скоро последний проект выйдет в свет. Затем консоль официально станет прошлым игровой индустрии, покроется пылью и будет томиться на высоких полках. Мы же будем придаваться ностальгии, лить слезы и говорить, что вот раньше… а что было раньше?
Если посмотреть на прошлое и нынешнее поколение, можно легко обнаружить, почему PlayStation 2 была столь популярна. На прошлое поколение пришлось три части Silent Hill: одна от искусства, другая просто хорошая, а третья неувиденная никем жемчужина. Два Metal Gear Solid, один из которых имеет самый запутанный сюжет вообще, а другой самую красивую и трагичную историю в частности. Две медитативных, серьезных, взрослых игры от Team Ico. Лучшие платформеры, вроде Sly Cooper, Jak and Daxter, Ratchet & Clank. Самый эпичный эксклюзив God of War 2 и самая большая, сложная и интересная японская ролевая игра Persona 4. На самом деле этот список огромен. А что нас ждало в этом поколении? Два Silent Hill, один ужасный, другой непонятый массами. Один Metal Gear Solid, который выжимал слезы, но был намного проще предшественников (а видео новой части вызывают большие вопросы). Team Ico исчезла и свой эксклюзив накрыла плащом-невидимкой. Платформеры копируют классические игры тех лет. А Кратос уже дважды возвращался, но повторить успех God of War 2 не смог. Не финансовый. Моральный. Atlus выпустила Catherine, но с японскими RPG большая беда. В этом поколении была масса вещей по новым интеллектуальным собственностям, вроде Uncharted и Resistance, которые мы запомним. Но вот будем ли вспоминать – это уже другой вопрос. Кто-то скажет, что PlayStation 2 просто повезло, например, из-за своей доступности, а что касается наших земель, из-за пиратов – это будет наглая ложь. Да, Dreamcast и GameCube было сложно достать, а о Xbox тогда мало кто слышал, но ведь на них в сравнении с PS2 и играть-то толком не во что (но только в сравнении, свои игры на все времена там присутствуют, хоть и не в таком количестве)! Именно игры делают консоль. Рисуют ее лицо и заносят в историю. Именно это и привело к успеху систему Sony. Сейчас выходит множество шикарных проектов с большой буквы, но такой успех уже мало кому удастся повторить. Время другое. Раньше все размереннее шло. И игры другие. Раньше больше думали.
Теперь, когда есть повод, предадимся приятным воспоминаниям о былых играх, которые сейчас в большинстве своем переиздают (что, кстати, тоже о чем-то говорит), и вспомним, во что мы играли на протяжении тринадцати лет.
Silent Hill 2
Никто и представить не мог, что планировавшийся к выходу в 2001 году Silent Hill 2 будет так сильно отличаться от предшественника. Не геймплеем, но сюжетом и подходом к его реализации. Сравнивать первую и вторую части SH – все равно, что сравнить в меру страшную историю, рассказанную у костра, и драму, пропитанную бессмысленностью человеческого существования. Джеймс Сандерленд получил письмо от Мэри, погибшей жены, начал поиски, а затем осознал, что виновен в ее смерти и во всех ужасах, что с ним происходили. Убил не со зла – просто не хотел быть сиделкой любимой женщины. Хорошего финала не было, все, к чему мы приходили, пропитано трагедией. Чтобы показать эту картину во всей красе, технологий уже было предостаточно. Красивый туман, плавная анимация, прекрасная работа со звуком, атмосфера ужаса – все на месте и не вызывало сомнений в своей достоверности. Но именно сюжет и игра актеров, которые просто жили своими ролями, навсегда оставили в истории городок Сайлент Хилл.
Metal Gear Solid
В том же 2001 году вышел долгожданный Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty и вновь доказал всему миру, что гений Хидео Кодзимы никуда не делся, он живет и творит. Sons of Liberty является проработанной на много слоев игрой, которую ставят и будут ставить в пример всем, кто работает во благо индустрии. История Райдена, которого, казалось, предали все, шла далеко вперед своего времени. Здесь уже был искусственный интеллект, который отслеживал информацию в интернете и давал людям видеть только то, что сам считал нужным. Здесь уже убивали в раннем детстве. Здесь уже знали, как манипулировать человеком для достижения личных целей. Наконец, здесь уже мир захлебывался от правды. Все действо напоминало шахматную партию, где каждый герой стоял на своей клетке, а каждый враг делал ход конем, чтобы заставить вас выбирать, с кем придется попрощаться. Вдобавок все двенадцать часов игрового процесса были максимально разнообразными, удивляли непредсказуемостью и дарили ощущение уникальности каждой сцены. Сюжет ставил в тупик, а постановка, музыка и диалоги въедались в мозг с невероятной силой. Sons of Liberty хоть и опережала свое время, но лучшего года для выхода игры было не найти – это был год змеи.
Повторить успех удалось снова в 2004 году с выходом Metal Gear Solid 3: Snake Eater. История главного злодея саги Биг Босса была намного проще того, что нам рассказали в SoL. Но, как и в случае с Silent Hill 2, здесь на передний план оказалась выведена личная трагедия человека. Ученик убивал свою наставницу, которая была ему больше чем мать, только потому, что так понадобилось правительству. Она предана своей стране до конца. Но никто этого не оценил. Большого скачка в графике ждать не стоило, но ситуации, в которые нас ставили, по-прежнему были уникальными и не повторялись. Снайперская дуэль с The End помнится до сих пор. Ведь запустив консоль через неделю после неудачной схватки, мы обнаруживали того умершим от старости.
Zone of the Enders
Zone of the Enders – еще одна игра, над которой трудился Хидео Кодзима, но потерявшаяся в тени Metal Gear Solid. Специфический жанр, высокая концентрация японщины и незамысловатая сюжетная линия тоже нехорошо сказались на популярности этой серии. И если первую ZoE особо не за что любить – уж больно серой она вышла, – то сказать эти слова сторону Zone of the Enders: The 2nd Runner никак нельзя. Она, несмотря на жанр аркадного симулятора роботов, является лучшим учебником на тему «как надо делать геймплей». Безумное количество игровых сцен, которые никто никогда и нигде больше не увидит, запомнились на годы вперед потому, что снова и снова дарили уникальный опыт. Контратаковать робота и хватать его в момент оглушения, чтобы вывести вирус из его тела, иначе пилот погибнет. Ходить по минному полю, слушая инструкцию искусственного интеллекта. Принимать участие в полномасштабной войне посреди пустынной местности. Биться до последнего в дуэли при полной темноте, получая наставления от своей летающей махины: когда нужно повернуть влево, а когда вправо, и смотреть на снопы искр при прямом контакте с врагом, до которого только что добирался практически вслепую. История была в духе «я захватил мир», но геймплей вытягивал все. А уютная необычная атмосфера, фирменная постановка Хидео и аниме-вставки сделали Zone of the Enders: The 2nd Runner одной из самых увлекательных игр на PlayStation 2.
Team Ico
Произведения студии Team Ico находятся в стороне, как будто большая стена разделила их творчество от всех остальных игр. Высокая художественная ценность, минимализм, стерильность, немногословность, игровой процесс, который до сих пор никто не повторяет – всем этим славятся Ico и Shadow of the Colossus. Первая – камерное приключение в замке, где маленькому мальчику приходилось присматривать и водить за ручку такую же маленькую девочку. Цель была проста – найти выход из заточения. Никакой музыки, никакого романтизма – порывы ветра, глухой звук детских шажков и атмосфера полного одиночества. Глубокое взаимодействие между персонажами, головоломки и чувство недопонимания происходящего. Вторая – огромное путешествие по бесплодным землям, где главному герою предстояло уничтожить шестнадцать гигантов и тем самым спасти возлюбленную. Каждый колос являл собой загадку, придя на поле боя, было совсем непонятно, как залезать на скалы и в какое место пытаться воткнуть жалкий клинок. Обе истории печальны, но только пройдя эти игры можно было почувствовать, что время пролетело не зря, что об этом стоит рассказывать всем, продолжать и дальше искать нечто подобное. Тогда мы гордились игровой индустрией.
Capcom
Дела у Capcom в прошлом поколении шли куда лучше, чем сейчас. Были два портированных Resident Evil. Четвертый, который все очень ждали (GameCube все-таки у нас был не в ходу), и Code Veronica с приставкой X, последний великий классический RE с консоли Dreamcast. Оба порта дополнили. В первом случае добавили кампанию за Аду Вонг. Геймплей не сильно отличался, но роликов наснимали прилично, проходилось все бодро и фанаты получили достаточно приятных моментов. Во втором появились только девять минут нового видео. Capcom продвигала серию Onimusha. В наших кругах ее не заметили, несмотря на появление Жана Рено в Onimusha 3: Demon Siege, но свою аудиторию она имела, а идеи и сеттинг были довольно смелыми и вызывали уважение. Capcom до сих пор редко решается на эксперименты. В 2006 году ею был издан медитативный Okami, который, впрочем, большой прибыли не принес, хоть и являл собой глоток свежего воздуха для приключенческого жанра. Наконец, японцы подарили фанатам слэшеров Devil May Cry 3, которую не стыдно ставить на одну полку с лучшими представителями этого жанра. Молодой Данте издевался над своими врагами, боевая система была настолько наворочена, что полностью ее изучить могли лишь единицы, а ролики до сих пор пересматриваешь с открытым ртом – такая дикая постановка. Разнообразие, высокая продолжительность, крутость каждого кадра и математический геймплей сделали свое дело – если мы говорим о DMC, то в первую очередь имеем в виду дерзкую третью часть.
Yakuza
Подход к выпуску Yakuza в США и Европе был очень серьезным. Заниматься английской дорожкой пригласили Майкла Мэдсена и Марка Хэмилла, надежды на успех за пределами страны якудз были огромны. Но не сложилось. Все последующие игры выходили только с субтитрами и имели японские голоса, а период между выходом в Японии и во всем остальном мире был очень долог. Однако именно та первая Yakuza запомнилась благодаря запредельной крутости и взрослому сюжету. Такого накала страстей нам давно не хватало. Здесь были жестокие разборки, когда на место встречи подкатывали три-четыре фуры, и оттуда вываливались люди в черных костюмах с катанами наперевес. Романтические истории и подлые убийства. Казума отсидел в тюрьме десять лет за своих друзей, вышел на свободу и понял, что никому не нужен. Пройдя путь от жертвы до самого опасного человека в городе, он оставался один с маленькой девочкой. Все, кого он любил, были мертвы. Концентрация качественных роликов зашкаливала, графика находилась на уровне «последние соки PlayStation 2», а сами драки хоть и были кривоватыми, доставляли немало удовольствия. Да и что могло быть круче, когда герой срывал с себя пиджак и кричал толпе головорезов: «что ж, начнем!»?
God of War
Когда вышел God of War, люди и поверить не могли, что реален подобный размах с таким уровнем графики. Арес, разрушающий Афины; титан, хранитель ящика Пандоры, ползающий по бескрайней пустыне; царство Аида – масштаб огромен, было чему удивляться. На этом фоне Кратос, убивший семью и ищущий мести, смотрелся как нельзя к месту. Он был в гневе, прокалывал глотки гидрам, резал копыта кентаврам и прыгал со скалы в надежде обрести покой. Но что действительно снесло головы сотням людей, что вошло в историю и является чуть ли не лицом консоли – God of War 2. Казалось, разработчиков спустили с привязи и дали много денег с безграничной свободой творчества. Кратос сверг с трона Ареса и стал новым богом войны, но, не успев насладиться властью, был предан отцом, Зевсом, и начал свой новый поход. Цель – найти и уничтожить Сестер Судеб, чтобы вернуться в прошлое и предотвратить свою смерть от клинка отца. Поход этот был самым удивительным, жестоким и разнообразным, повторить подобное в наши дни не удается никому. Секрет в том, что все путешествие было цельным и не страдало от самоповторов, неудачных локаций или боссов, чересчур сложных ситуаций и плохого дизайна – как игрового, так и графического. Нас сразу ошарашивали схваткой с колоссом, затем убивали, тут же давали покататься на пегасе, заставляли двигать огромных лошадей, сражаться с невидимым Персеем, лететь в пропасть с Икаром и рвать ему крылья. На протяжении десяти часов темп игры не спадал, а разработчики подкидывали все новых тварей, сражения с которыми были лихо поставлены. Сейчас Кратос и головы отрывает, и по титанам прыгает, но ничто не сравниться с тем чувством, когда вы только что решили увлекательную головоломку, проткнули мостом Кракена, седлаете огненного феникса и летите вырезать Сестер Судеб. Сцена со штурмом Олимпа из God of War 3 достает белый флаг.
Persona
Японских ролевых игр было полно, и одна не уступает другой в качестве и художественной ценности. Persona была особенной. В третьей части нам дали посмотреть на жизнь школьников, стреляющих посреди ночи себе в голову из пистолета и остающихся в живых. Все было пропитано школьным суицидом и подростковой глупостью, но это не мешало с головой уходить в игровой процесс. Социальные элементы, подземелья, прокачка персон. На протяжении сотни часов здесь было чем себя занять. Persona 4 кардинально поменяла настроение. На смену темной башне пришел телевизионный мир с забавным мишкой, но это никак не сказалось на серьезности происходящего. Сюжет повзрослел, а персонажи страдали из-за своих внутренних скелетов. История каждого героя, несмотря на то, что это всего лишь дети, была поучительной. Сложные истины подавались в простых ситуациях, отчего самому становилось неловко. Persona 4 является последней великой игрой эпохи PlayStation 2. Она закрыла волну хитов и сделала это не боясь ничего. А ведь уже через месяц Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots для PlayStation 3 захватил умы миллионов. Все удивлялись графикой нового поколения и бежали в магазин за свежим железом. Persona 4, выйдя на морально устаревшей консоли, умудрилась принести хорошую прибыль и найти свое место в истории. 2008 год. Достойно.
***
Даже когда все наслаждались высоким разрешением и открывали трофеи, PlayStation 2 оставалась в живых. Осенью 2009 на большой консоли появился порт с карманной PlayStation Portable гоночной аркады MotorStorm: Arctic Edge. Поздно, да и Burnout был, но свой задор в ней имелся. А зимой 2010 года вышел порт Silent Hill: Shattered Memories, который показал, как надо правильно переосмысливать вселенные. Никаких культов и ритуалов по возрождению бога, только алкоголизм, беспечность, любовь и ненависть в семье. В последние годы жизни кроме спортивных симуляторов ничего толком не выходило. Конец истории длиною в тринадцать лет. Совсем не удивительно, что на прилавках появляется все больше HD-переизданий. Такую коллекцию надо знать и помнить. Нынешние игроки не прочь заработать трофеи, мы же горим желанием глянуть на те игры без лесенок, при стабильных кадрах в секунду, и пустить ностальгическую слезу. А в случае надобности посадить жену, родителей, друзей и бывшего преподавателя искусства на диван, запустить им акварельный Okami, драматичный Silent Hill 2 или безумно крутой Yakuza, а потом, за бокалом вина, обсудить с ними увиденное. И пусть кто-нибудь попробует вам возразить. Они уже ошибутся, подумав об этом.
Sony молодцы, это единственная компания, которая финансирует смелые идеи во времена плагиата и проверенных франшиз. Journey, Heavy Rain, The Last of Us, ожидаемый Beyond: Two Souls – мало того, что это эксклюзивы, за пределы PlayStation 3 они не выберутся и денег со стороны не принесут, так еще и созданы на чистом энтузиазме и свежих мыслях. Неповторимые миры, попытки выйти на новый уровень взаимодействия между той и этой стороной экрана, самые продвинутые технологии, лучшие художники сценаристы. Есть все основания для того, что через пару тройку лет мы снова вспомним о великой консоли. Но на этот раз она будет идти с цифрой три в названии.
Александр Демидов