Кто там? Кризис

«Do we need debate
When it seems too late?»
«Lift», Poets of the Fall
Во время военных действий обсуждают военные действия, во время выборов — выборы. Не будем приделывать велосипеду крылья и в тяжкий час кризиса поговорим непосредственно о нем. Точнее, о том, как он влияет на игровую индустрию.
Diamond: Начнем, пожалуй, с самого очевидного. Когда мировая экономика стремительно обваливается и все светлые и не очень головы забиты страшным словом на букву «к», резко сокращаются расходы на что бы то ни было. В нашем случае компании сокращают рабочий коллектив, издатели избавляются от иссохших буренок, то бишь нерадивых разработчиков, а подававшие надежды проекты, как следствие, не просто срезаются под корень, а бессердечно выдираются вместе с грибницей. По другую сторону этого самобичевания — мы с вами, конечные потребители, которые также трясутся за каждый цент/рубль/юань, вняв грозным предупреждениям аналитиков. Падают продажи игр, и без того хиреющие разработчики лишаются еще большего количества средств — и повторяется описанный выше круг. Урезали, выгнали, упразднили. Такова, к сожалению, проза нашей ни разу не лиричной жизни. И ладно бы хоть кто-то задумался: а откуда все пошло? Кто дал толчок кризису? Только пестрят повсюду отчеты да доклады маститых экономистов, где с намеком на Нобеля нам вбивают прописные истины. Но тут уж ничего не поделаешь. Раз общественность так боится высосанных из [показанного стабильному росту] пальца финансовых потрясений, нам ничего не остается, кроме как лицезреть аналогичный мировому обвал игроиндустрии.
Гоша Берлинский: Да какой обвал? Нет никакого обвала. Сейчас на кризис спихивают все, что не лень. Откровенное жмотство продавцов, покупателей, издателей, инвесторов. Неудачи и плохие продажи. Фраза «Извините, денег нет» стала стандартной отговоркой, когда не хочется посылать прямо. Конечно, я не к тому, что кризиса нет и мы все его только выдумали. Но его значение преувеличено. Никакого краха. Повышение цен на игры привело к тому, что покупатель больше думает, прежде чем потратить 40 тысяч рублей на забагованый S.T.A.L.K.E.R. и уж тем более на какой-нибудь Lada Racing Club за 30 тысяч: это ведь тоже деньги. Потребитель постарается купить хорошую игру, чтоб не жалеть о потраченых средствах.
Соответственно, раскупаться будут лишь достаточно известные, проверенные, получившие положительные отзывы и хвалебное сарафанное радио игры. Соответственно, продавец будет меньше заказывать всякого несъедобного у поставщиков, т.к. чаще всего этот условный «продавец» сам в играх не особо разбирается и закупает то, что на слуху и что постоянно спрашивают. Соответственно, схема «наклепаем трэшачок под известным брендом — прокатит» уже работать перестает.
А качественные игры как продавались огромными тиражами — так продаваться и будут.
Diamond: По-моему, кое-то тут забывает, что многие качественные игры не сделали бы первый вздох со вскриком, не проинвестируй их вовремя заинтересованные в прибыли лица. В теперешней же ситуации издатель семь раз отмерит, прибьет одним ударом семерых желающих вложить деньги в сомнительные мероприятия, да и вообще постарается пропихнуть в энный раз какую-нибудь Need for Speed — как раз «достаточно известный» и раскрученный бренд.
А теперь посмотрим на дополнения. Вышедшие недавно адд-оны — Tales of Valor и Soviet Assault — оказались если не второсортными, то как минимум просто банальными пятиминутными «завлекалочками». Кризис кризисом, но вряд ли мы переоцениваем его «вложения» в это непотребство с (да-да!) качественными стратегиями. А ведь это лишь только аленькие цветочки.
Однако еще несколько слов в продолжение начатой темы. Что делать независимым разработчикам? Раньше ведь как: напихал в игру нуарных историй, пейзажей а-ля арт-хаус и прочих высокохудожественных испещрений искусства и покатил на ближайшую выставку искать щедрого издателя. А последнему и не в тягость. Денег от продаж основных проектов навалом, можно и ткнуть наугад в подкатившую серую лошадку: авось окажется шедевром. Но призрак Кризиса стоит за креслом председателя...
Гоша Берлинский: Под брендовыми трэшачками я имел в виду, в первую очередь, т.н. «игры по лицензиям» — тут уже, пардон, надо было точнее выражаться. Но тем не менее, если раньше слабая игра могла оказаться в топах продаж с подачи пиарщиков и рекламщиков легко, то теперь это ей сделать намного тяжелее.
Кто был лидером продаж в последние месяцы? С учетом консолей? Resident Evil 5, Killzone 2, Empire: Total War. Назвать эти игры сомнительными, трэшачками или «завлекалочками», хоть убейте, не получается, несмотря на их недостатки. То, что издатели пытаются выжать из своих франшиз денежку, скоренько клепая ерунду, вполне логично, ожидаемо и даже больше — неизбежно. Но увеличения убыточности проходного продукта это не отменяет, равно как и не отменяет обратного — прибыльности хороших проектов.
И все это — привычный круговорот воды в природе. Просто в слегка усложнившихся финансовых условиях. Общий процент продаж снижается, но ненамного. В лидерах — добротные игры. В аутсайдерах — не добротные. Все довольно просто, как видишь. А то, что на автоматизме какая-нибудь Atari выпускает сейчас Scorpion: Disfigured, а «Новый Диск» — «Сталина против марсиан» — это, в первую очередь, инерция, проекты, запущенные еще до кризиса. А во вторую — очередные попытки поправить свое денежное положение путем выпуска дешевого «мяса». Трэш не исчезнет, но его станет меньше. А хорошего продукта — больше.
Посмотри, к примеру, на «Космические рейнджеры 1-2», «Легенду о рыцаре» — они делались небольшими командами и относительно небольшими средствами. А что в итоге? Впечатляющие тиражи, масса поклонников, восторг прессы и т.д. То же можно сказать, например, о надвигающейся Disciples 3 и еще ряде потенциально отличных и сравнительно дешевых для блокбастеров игр, чьи продажи не будут зависеть от кризиса. Что до инди-проектов... Сейчас появилась масса путей сбыта необычных игр от независимых разработчиков и без издательских вложений. Существуют онлайн-сервисы вроде Steam, GameTap и т.д. В конце концов, в моде самоиздание. Интернет — отличная вещь. Выложил игру, запросил за нее денежку — и вуаля (привет, The Path и иже с ней).
Diamond: Трэш всегда шел к финишу обходными путями. То, что сейчас ему приходится тяжко, неоспоримо. Но разве только слабакам ставят подножки? Ладно, если уж мы перешли к стальным и нержавеющим фактам, то вот несколько примеров.
Далеко ходить не надо, останемся в пределах Европы. Ubisoft вовсю верещит о том, что расходы упорно продолжают превышать доходы. И что тому виной? Последние игры французов не разошлись на громогласное «ура», а осели скромными тиражами. Про Far Cry 2 я красноречиво умолчу, но вот EndWar казалась достаточно перспективной. Однако же и ей не повезло. Думается, что причина таких неудач отнюдь не в бесталанности разработчиков. Как раз наоборот: Ubisoft всегда радовала качественными (как уже надоело это слово) играми. Но и виноделов, что называется, накрыло. Не так давно на новостных порталах пестрило сообщение, что французская компания обратилась за помощью к сторонним аналитикам. Чего у тех больше — склонности давать правильные советы или же чувства юмора — выяснить не удалось, но только результат изысканий откровенно забавляет. Ubisoft было предложено заняться производством игр для взрослых. А что? Спрос на них тверд и упруг, простите за аллюзию, и не упадет ни во времена кризиса, ни при колонизации Плутона. Французы не раздумывая согласились и даже подрядили на разработку одну из своих студий. И хоть это и было всего лишь жесткой первоапрельской шуткой над проблемами игровых издательств, реальность чуть ли не обгоняет иронию по степени невозможности. Параллельно с этим — анонс Assassin's Creed 2. Конечно, отсутствие кризиса никоим образом не сказалось бы на судьбе игры, но зато как проект явился миру! Где громкая рекламная кампания? Где заверения в очередной геймплейной революции, тягание за нос, высунутый язык с намеком «факты будут не раньше Е3» и прочие обыденные трюкачества? Наберусь смелости и отвечу. «Денег у нас нет». Ну, у них, разумеется. Сейчас такое время (я не рассчитывал, что будет столько пафоса), что надо не просто показать обезьяне банан, но просунуть его в клетку, да еще и целый ящик подвезти. Тогда, может, появится доверие. Ubisoft так и сделала. Полномасштабный анонс игры со всеми вытекающими сумел развеять сомнения — и теперь только конкуренты компании, затаившись, не ждут Assassin's Creed 2.
А мысль продолжает идти своим чередом. Маразм, то бишь кризис, крепчал, на пыльных полках мельчало. Как следствие — Ubisoft зарегистрировала новую торговую марку. Driver: The Recruit. Пока одна половина человечества плюется и крестится, другая все еще наивно верит, что гоночно- детективному сериалу можно устроить резуррекцию. Грубо очерченная половина — неплохое вложение, хотя даже несколько миллионов реализованных копий придутся по душе французам.
Если этого недостаточно, то вот еще пример. Те же самые пыльные полки стали источником вдохновения и для Rockstar. Все давно перестали верить в это, но чудо случилось: к нам вот уже в третий раз спешит Макс Пэйн. Уверен, не прижал бы кризис — не видать было бы нам психодела в каменных джунглях с копом- социопатом в главной роли еще много лет. И то не факт, что мы вообще когда-нибудь бы лицезрели триквел.
Гоша Берлинский: У EndWar полно серьезных недостатков, в том числе просто промахов в концепции, и низкие продажи исключительно из-за них. Как и провал Far Cry 2, оказавшегося занудным кошмаром. При чем здесь кризис? Его роль если и есть тут, то очень маленькая. А обращение Ubisoft... Так я же чуть ранее упомянул, что в целом продажи по всем фронтам упали (точно не помню, от 10 до 15% в сравнении с прошлым годом). Вот и обратились — потому что ситуация, понимаешь.
Предчувствуя встречный вопрос, сразу отвечу, что падение в целом отнюдь не означает падение продаж абсолютно всех игр, это лишь средняя цифра. И, к слову, ты мои реплики не игнорируй и от тем не увиливай.
Да, повсеместная сиквелизация имеет место быть. Но перечисленные тобою продолжения многими вполне предсказывались. Еще до кризиса, что примечательно. Ты еще припиши к этому всему второе дополнение к S.T.A.L.K.E.R. — это же смешно. Так что все эти камбэки с кризисом связывать не стоит. То, что их анонсировали во время него, еще не означает, что решения начать разработку тоже пришли недавно. В случае с крупными играми время между началом разработки и анонсом может составлять полгода, год. Или ты думаешь, что Roсkstar сделают с нуля Max Payne 3 меньше, чем за год? Тем более сейчас, когда идут увольнения, количество занятых в разработках людей сокращается, денег немного, а по кредитам надо платить. Гиганты-компании никуда не денутся. Другое дело — те мелкие конторы, чьи дела шли не лучшим образом до кризиса, нахватавшие кредитов, чтобы покрыть убытки и жить дальше. Вот они банкротятся, поглощаются и т.д. Я, возможно, утрирую, но примерно так все и обстоит.
То же самое происходит везде. Даже в игрожуре. Тиражи не особо популярных изданий обвалились, рекламодатели вконец зажали денежку — и оп-па, издания исчезли. Загляни в подкорки любого журнала, газеты: кризис ускорил вымирание печатной игровой прессы, и без того медленно подыхавшей с развитием Интернета.
Diamond: EndWar, Far Cry 2... Кризис, возможно, и не стал единственной причиной провала, но как минимум подкинул дров в погребальный костер. Без его участия было бы лучше. Не намного, но ощутимо.
И от тем я не увиливаю — просто решил, что очевидные ответы никого не интересуют. Но раз ты затронул тему, то не могу промолчать. О ком ты там упомянул раньше? О лидерах продаж? Вот как раз эти лидеры и были анонсированы до цепкой хватки кризиса и благополучно обзавелись большей частью контента в спокойные времена. Так что их я бы к нашей теме не приплетал.
Трэшу мы ребра уже пересчитали... А вот российские «недорогие», как ты выразился, проекты. Не спорю, они имеют место быть. Но они являют собой исключение из правила. Настоящие таланты найдут дорогу всегда.
Продолжу свой поход галопом по Европам и дальнему зарубежью. Инди-игры? Конечно, с развитием Интернета стало проще находить рынки сбыта, но потребителю-то все равно, как расставаться со своими кровными — в магазине у дома или же посредством онлайн-сервисов. Удобство еще не есть решение финансовых проблем, хотя и близко к нему.
Хочется верить, что я дал ответы на вопросы, которых якобы избегал. Но все же еще съязвлю по поводу «компаний-гигантов». Та же Ubisoft, которую ну никак к мелким не причислишь, отменила свой ежегодный цирк-шапито Ubidays. Из-за кризиса ли, в преддверии ли переродившейся Е3 — черт его знает, но закрывать глаза на такое нельзя. Налицо нежелание увеличивать статью расходов, что как бы намекает.
А игрожур... Ну что ему сделается? Вот мы сейчас, как представители непосредственно игрожура, обсуждаем влияние кризиса на нас же самих. Что, у нас поубавилось тем для статей? Пришел кризис — так мы же про него и пишем! Отпели очередную студию — мы тут как тут, словно стервятники, обсуждаем очередной труп. Собственно, пока подает признаки жизни игроиндустрия, живы и мы — это несомненно. Что же до крупных печатных изданий — господа сами виноваты, что пускают на свои страницы тонны рекламы. Как только ее не становится, рушатся и тиражи. Спонсоры, к сожалению, не хотят понимать, что сплетни — пусть даже и в игровом мире — всегда пользуются спросом.
Гоша Берлинский: Собственно, вот и заканчиваем мы тем, с чего начали. С цены. Цены на печатную прессу. Цены на лицензионные игры. У простого обывателя нет возможности тратить серьезные суммы ни на то, ни на другое (данный случай, кстати, «ВР» не касается по причине ее низкой стоимости, так что ты там насчет нас и кризиса не выдумывай).
А ведь цены не падают — они растут! 20 долларов за лицензионный диск. Ей-богу, человек пойдет и «купит» у пиратов и избавит себя от головной боли насчет пустоты кармана. Не нам, конечно, простым энтузиастам, пускаться в глубокую аналитику, выясняя, кто виноват и что делать, но факты налицо. У потребителя в массе денег поубавилось (хотя закон сохранения массы никто не отменял — у кого-то их прибавилось, но это другая тема). Вместо того, чтобы купить какой-нибудь Demigod, этот потребитель лучше относительно бесплатно скачает его с торрентов.
Одновременно те же нетленные, народом любимые «HoMM 5», «Легенду о рыцаре», «Ведьмака» и S.T.A.L.K.E.R., несмотря на обилие пиратских копий, в лицензии покупают, покупают и снова покупают. Расходятся, как горячие пирожки. Есть где задуматься, верно? Вот. Вон, серия книг по последнему только увеличивается в геометрической прогрессии. Вот что значит грамотный пиар, грамотная раскрутка бренда. Никакой кризис не страшен. Возможно, в какой-то степени общая нехватка финансов приведет к в некоторой мере «очищению» рынка от мусора. Естественный отбор. Выживают только сильнейшие. Или очень упрямые. Или очень необычные. Проекты, способные заинтересовать максимально большое количество человек. Компании, которые разработают эти проекты.
Diamond: Сейчас сделаю незаметный кивок в сторону безграмотного антипиара, но вот именно книги по пресловутому S.T.A.L.K.E.R. являют собой редкостный проходной ширпотреб. Это скорее пример того, как можно попытаться заработать на громком имени. Но, перефразируя известное изречение про весну, кризис покажет, кто где пиарил.
И пусть от твоих слов про «очищение» рынка веет легким бризом здравомыслия — а по одной из теорий рынок как раз и склонен к саморегулированию, — я все же склонен полагать, что бушующий в умах и на фондовых биржах кризис окажется не банальным санитаром леса, но хладнокровным маньяком, не гнушающимся уничтожать крупные издательства. Могу сделать единственную уступку: издатели не исчезнут, а постараются объединиться в праведной борьбе с таянием полярных финансов. Правда, уже от этих моих слов несет тяжелым душком наивняка, но, право слово, это наилучший выход для всех. Сейчас, безусловно, тяжело представить, как уживутся, скажем, ЕА и Konami, однако, развивая заветы «Фанты», замечу, что вместе не только веселее, но и проще.
Что касается пиратов, то эти ребята давно, прочно и неприступно — несмотря на показательные уничтожения нелегальных дисков — держатся в своей нише. Им теперешняя ситуация лишь на руку. Хотите сэкономить? Тогда идите к нам! И ведь мы идем. Скрепя сердце, скрипя сопротивляющимися суставами, но идем.
Бесспорно одно. Что бы мы тут ни говорили про беспринципный и безразличный кризис, сам виновник безрадостного торжества оставит каждому подвернувшемуся своеобразную «черную метку». Кто-то покинет нестройные ряды разработчиков и издателей, кто-то переживет все потрясения с более чем скромными запасами на судный день — но «никто не уйдет обиженным».
Гоша Берлинский: Ты слегка категоричен и бросаешься в крайность. Таких серьезных «кадровых» перестановок явно не предвидится. Просто потому, что для этого должен случиться настоящий Крах. С большой буквы. А сегодняшний кризис таковым не является, как бы его большинство ни рисовало. Человеку свойственно ко всему привыкать и ко всему приспосабливаться, так что рано или поздно усиленный естественный отбор замедлится — и все вернется на круги своя. Почему? Потому что компании и студии могут банкротиться, закрываться, исчезать, а люди, работавшие в них, остаются. Только уже под другими крышами. А от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
P.S. Уже после написания этого материала пришли следующие вести: Ascaron Entertainment завершила разработку консольных версий Sacred 2 и объявила о своем банкротстве.