Обзор Казаки II: Наполеоновские войны
Жанр: RTS
Разработчик: GSC Game World
Издатель: GSC Game Publishing
Количество CD: 2
Похожесть: "Казаки", "Завоевание Америки", "Александр"
Системные требования: Pentium IV — 1.5 GHz, 512 Mb RAM, 128 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 2.4 Gb Hard Disc Space
14 июля 1789 года, казалось, было обычным днем. Еще утром никто в Европе и не подозревал, что день этот станет днем взятия Бастилии и ознаменует начало новой эпохи. Эпохи, в которой Франции предстояло пройти через революцию, установление диктатуры, а позже - Империи, и бесконечные войны. Эпохи, когда по континенту станут разгуливать миллионные армии, а карта будет перекраиваться ежемесячно. Эпохи, когда из безвестности поднялся полководческий гений Наполеона, а вместе с ним и ряды соратников. Этот гений изменил мир, но так и не сумел подмять его под себя. Прочие великие державы объединились и совместными усилиями все-таки успокоили корсиканца. А потом установили новую систему миропорядка.
Тот период был полон масштабными сражениями, большим количеством смертей, невиданным со времен тридцатилетней войны размахом жестокости. Все это привлекает исследователей, пишущих многотомные труды, и десятки тысяч людей по всему миру, которые шьют себе костюмы, собираются и
реконструируют великие битвы конца XVIII — начала XIX веков.
Но вот нам, геймерам, до сих пор не сильно везло на "наполеонику" - толковые игры попадались редко. Объявление же команды GSC Gameworld о начале разработки второй части "Казаков" было воспринято с энтузиазмом - украинская команда доказала свою способность делать масштабные игры, а уж масштабность в Наполеоновских войнах - определяющий фактор.
Фирменный движок "Казаков II" уже знаком многим из вас. А все потому, что именно на его основе делалась игра "Александр" по одноименному псевдоисторическому фильму. По сути, серьезных изменений в работе движка мной не замечено: все те же ландшафты, то же качество отображения юнитов (так и не ставших трехмерными), та же привязанная камера, свободы которой предоставлено не было. Конечно, есть и отличия от "Александра" (вроде дыма от выстрелов, который был бы неуместен в Древнем мире), но они несущественны. Короче говоря, тот, кто видел игру про Македонского, вполне представит себе и новый проект, по крайней мере, внешне.
Как и ранее, на игровых картах разворачиваются битвы между несколькими сторонами. Но количество противников (в сравнении с первой частью) упало до минимального. Это пятеро великих европейских держав — Россия, Великобритания, Франция, Пруссия, Австрия, а также примкнувший к ним Египет. Если первые пять можно назвать примерно равными (по большей части типы войск у европейцев совпадают), то Египет — нечто особенное. Все эти пехотинцы с ятаганами и лучники ничего не стоят в сравнении с европейскими ребятами, вооруженными ружьями со штыками. И даже египетская кавалерия слаба. В общем, Египет — страна для того, кто не страшится трудностей и готов сносить поражения от меньших по количественному составу, но превосходящих качественно по вооружению армий.
Большая часть режимов игры вам знакома. Одиночные миссии предлагают сыграть на какой-нибудь карте с выбранным количеством противников. По сути, чистейший deathmatch, в котором не надо заморачиваться какими-то побочными заданиями и прочими вещами. Задача одна — захватить городской центр противника либо все поселения-деревни на карте. Соответственно, строимся и воюем, вот и все.
В режиме сражений экономика вообще не играет никакого значения. Разыгрывается историческая битва (или просто ситуация, возникшая в ходе одной из войн), где нам дают ряд заданий, которые надо выполнить, к примеру — уничтожить противника или оттеснить его с во-он того холма, а то и прорвать фланг. В общем, чистая тактика: перемещаем отряды, атакуем и обороняемся, заходим в тыл и пытаемся добиться преимущества всеми силами. А потом — радостные крики "враг бежит!", всеобщее наступление и столь долгожданная победа, после которой можно выпить чашечку кофе, позвонить другу и в разговоре невзначай так ввернуть: "Я тут давеча французишек при Аустерлице разгромил, они так побежали, что аж пятки сверкали. Небось, до самого Парижа не остановились".
Третий режим — новинка в играх от GSC — называется "Завоевание Европы". Вот о нем мне хотелось бы поговорить более подробно. Перед нами расстилается карта европейского континента и сопредельных территорий (сиречь, Египта). Карта эта поделена на провинции, окрашенные в цвета соответствующих государств. Все территории на начало игры уже отданы определенным странам (а те, что не отданы, недоступны для завоеваний). Начинаем мы в качестве командира-лейтенанта, а задача — захватить Европу и подчинить всех своему влиянию (попутно получая новые звания и увеличивая число отрядов под личным управлением). Всем государствам выдают генералов, которые могут перемещаться вместе с армиями по глобальной карте. Провинции приносят ресурсы, которые можно тратить на укрепление обороны (это вам обязательно понадобится, противники жутко радуются, видя слабозащищенный регион, и немедленно атакуют). Казалось бы, задумка великолепна, но, к сожалению, есть в ней пара-тройка недостатков. В первую очередь плохо, что все провинции поделены (притом не всегда в соответствии с исторической правдой), и нейтральные государства отсутствуют. В других подобных играх, где наличествовали аналогичные режимы, такого старались не допускать, чтобы дать игроку большую свободу действий. Но "Казаки II" заставляют нас следовать по узкой дорожке — куда ни пойди, попадешь во владения великих держав. А никуда идти нельзя — иначе вражеские генералы "прокачаются", а потом устроят нам "горячий душ" из тысяч кусочков металла, толкаемых порохом из ружей и пушек.
Вообще, историчность режима вызывает очень большие сомнения. Представьте, я начал игру за Пруссию. Естественно, что в соответствии с ходом исторического процесса мною ожидались совместные действия с Австрией и Великобританией по отражению нападения Франции. Наша доблестная армия во главе со своим королем, не долго думая, вторглась на территорию западного соседа. Каково же было мое удивление, когда в ответ на это австрийские армии пересекли границу и начали со мной войну (!). И это в дни, когда Наполеон был еще молод, и Францию можно было "задавить", не особо напрягаясь. Короче говоря, возникает мыслишка, что "Завоевание Европы" - всего лишь размышления авторов на альтернативно-историческую тематику. Усугубляется такое впечатление картиной вторжения египетских войск... в Италию. Между Африкой и Европой есть связь через Италию, вот египетские арабы и выбрали для себя австрийцев (которым принадлежит Италия) в качестве первой мишени. Но меня серьезно порадовало в этом режиме большое количество второстепенных заданий на картах, что делает игру ярче и интереснее.
Конечно же, основную часть вашего времени будут занимать сражения на тактических картах. Экономическая система в играх серии потихоньку смещается в сторону упрощения. Да, есть шесть видов ресурсов, добычей которых иногда даже приходится заниматься. Но значительный доход частенько идет от деревень, расположенных на карте, и там крестьяне сделают почти все сами, вам достаточно будет установить контроль над поселениями, уничтожив всех защитников. Еще крестьяне нужны для постройки зданий. Но и здесь они не всесильны — часть строений относится к компетенции саперов, - только им доступны фортификационные сооружения.
В принципе, игра вертится вокруг войны, и, наверное, это правильно. Ведь особенность движка проекта — возможность отрисовывать баталии с участием десятков тысяч солдат. Так зачем заставлять игрока заниматься еще и микроменеджментом, самолично возводить десятки зданий и отвлекаться на другие "мелочи". Война и только война — вот смысл и суть "Казаков II".
А кто же у нас ей занимается? Правильно — в основном традиционные виды войск (пехота, кавалерия, артиллерия). Есть в игре и флот, но он почти никогда не нужен и служит лишь вспомогательным средством. Видимо, связано это с тем, что в великих войнах времен Наполеона было мало морских сражений в сравнении с числом битв сухопутных. Но ведь баталии на море были, и каждый школьник, имеющий по истории оценку выше средней, знает фамилию Нельсон (а некоторые даже могут рассказать, что он совершил). Но таково было решение разработчиков.
Пехотинцы отличаются наличием огнестрельного оружия. Его мощь несравнима с традиционным штыком (хотя и последний вам пригодится не раз). А чтобы нам не приходилось задумываться, попадут или нет солдаты в воинов противника, существуют специальные подсвеченные зоны, очерчивающие радиус возможного выстрела и эффективность огня. К примеру, стреляя во врагов в рамках "зеленой зоны", вы почти наверняка промахнетесь. А вот в красной — попадете наверняка. Основная проблема — верно выбрать время для выстрела. Перезарядка ружей занимает достаточно много времени, и в условиях жесточайших баталий вы вряд ли успеете осуществить второй залп. Поэтому приходится ждать до последнего и давать приказ на стрельбу только тогда, когда враг находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Главная же хитрость — успеть упредить с залпом солдат противника, ведь если они откроют огонь первыми, потери могут быть просто катастрофическими, а наши доблестные парни даже порой попытаются броситься наутек. С другой стороны, их выстрелов издалека опасаться не стоит, и лучше выждать и подпустить их поближе. Ну а после стрельбы настанет черед рукопашной: выбираем штыковую атаку и бросаемся вперед.
Войска в игре перемещаются отрядами. Нет, вы не подумайте, никто не запрещает двигать по карте отдельных солдат, но это жутко неудобно, да и у отрядов есть свои преимущества. Так, отряды могут собираться в формации. Походная колонна поможет быстрее перемещаться по дорогам (соответственно, возрастает роль этих самых дорог в качестве транспортных артерий). Линия обеспечивает наивысшую эффективность огня. А каре — наилучшую защиту со всех сторон (за счет отсутствия у такого построения фланга и тыла). У отрядов пехоты желательно наличие командира и барабанщика, без них воины слишком быстро поддаются панике и бросаются наутек. Отряду без командира достаточно потерять десятую часть всех солдат, как он бросится врассыпную. Что характерно, при этом над головами людей появятся не только числа, свидетельствующие о полученном каждым отдельным воином уроне, но и фразы (в духе "что за резня", "спасайтесь", "мы все умрем"). Этих фраз не много, но они придают битве определенный колорит.
Если пехота составит основную массу любой армии (за счет своей дешевизны и сравнительно высокой эффективности), то кавалерия и артиллерия будут встречаться в меньших количествах. Основное достоинство кавалерии — высокая скорость и огромная мощь первого натиска. Но как только кавалерия увязнет в ближнем бою с превосходящими ее по численности подразделениями пехоты, бой почти наверняка будет ею проигран. Отсюда мораль — надо стараться использовать кавалеристов разумно, ведь высокая мобильность это огромный плюс. Всегда можно пройтись по тылам врага, устроить ему массу мелких пакостей и вернуться, пока он не опомнился.
Артиллерия хороша как при ведении огня по оборонительным сооружениям, так и при стрельбе против живой силы. Благо ее можно заряжать не только ядрами, но и картечью. Как и в первой игре серии, огонь артиллерии имеет просто убийственный эффект — солдаты противника валятся, как подкошенные. Вот только минусы артиллерии, заключающиеся в ее низкой скорости и медленной перезарядке, никуда не делись. Но в сочетании с пехотой артиллерия невиданно эффективна, позволяя вам комбинировать артподготовку с атаками большой массы людей в форме.
Конечно, под словами "пехота" или "кавалерия" подразумевается отнюдь не один вид отрядов. Каждый род войск имеет несколько типов. К примеру, в пехоте можно встретить мушкетеров, гренадеров, егерей, саперов и т.д. У каждого типа свое предназначение: если мушкетеры и гренадеры составляют основу и "пушечное мясо" армии, то саперы займутся строительством и разрушением фортификационных сооружений. Кстати, мне показалось, что фортификация играет в "Казаках II" чуть меньшую роль, чем заслуживает. Очень уж лихо с башнями и блокгаузами расправляются саперы при помощи специальных бочек с порохом.
Игра пытается доказать и свою кинематографичность при помощи видеовставок, частенько появляющихся в специальном окошке. Вставки эти подобраны в соответствии с происходящими на поле событиями — увидим мы и перемещение войск, и огонь по противнику, и штыковые атаки. Хотя через какое-то время это надоедает, и картинку отключаешь, чтобы не отвлекала внимание.
Приятно, что по юнитам и историческим лидерам имеется энциклопедическая справка. В конце концов, подобная информация никогда не будет лишней, да и узнать об особенностях применения того или иного типа войск никогда не помешает. Есть и определенное количество всяких тактических хитростей на поле боя. Вроде того, что по отрядам в лесу попасть труднее, а с возвышенности можно стрелять дальше. Такие мелочи только радуют.
Оценка: 8.
Резюме: Хорошая стратегия, основой которой стало ведение боевых действий. Все прочее отошло на второй план, и игроку остается перемещать отряды, искать противника в "тумане войны", захватывать поселения и прочие полезные объекты, а также сражаться, сражаться и еще раз сражаться. Все прочее занимает мизерный процент игрового времени. Кому-то покажется, что такой подход неверен. Но остальные будут заворожены масштабами разворачивающегося на экране действа, соберут многотысячные армии, отдадут им приказы и отправят на врага. И так проведут долгие дни, а то и недели. Несмотря на внешнюю схожесть с "Александром" и внутреннюю — с прочими играми от GSC Gameworld, "Казаки II" оставляют очень приятное впечатление. Однозначно лучшая на сегодняшний день RTS по Наполеоновской эпохе.
Morgul Angmarsky