Как умирала THQ | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Как умирала THQ

on апреля 18, 2013 - 16:04
История банкротства одного из крупнейших издателей

19 декабря 2012 года издатель THQ, известный по сериям Warhammer 40k, Metro 2033, Saints Row, Red Faction, объявил о банкротстве. Но это не начало и даже не конец истории, которая развивалась на протяжении нескольких лет — с 2011-ого по 2013-й год. Откровенно говоря, на момент написания этой статьи еще остаются некоторые нерешенные вопросы касательно собственности компании. Однако все основные события уже произошли. Вспомним, как развивалась одна из самых громких драм в игровой индустрии за последние несколько лет.

14 ноября 2010 года. THQ выходит на рынок гаджетов со странной штукой — игровым графическим планшетом uDraw. Пользователь мог рисовать на нем что угодно и просматривать свои работы на большом экране. Первоначально планшет предназначен только для Wii. На удивление запуск проходит прекрасно, это успех. Поэтому руководство компании на радостях начинает производить планшеты для PlayStation 3 и Xbox 360, убивая на это огромные деньги. В продажу они поступают год спустя, 15 ноября 2011-ого, и внезапно оказывается, что они никому не нужны. Почти полтора миллиона экземпляров остаются пылиться на складах, образуя в финансовых отчетах THQ убытки в 100 миллионов долларов. Последствия провала не были бы столь ужасны, если бы в том же году, чуть ранее, не провалились Homefront и Red Faction: Armageddon.

Как умирала THQ

Надо сказать, что THQ не была столь хорошим и пушистым издателем, как сегодня кажется некоторым людям. За ней не закрепился ярлык «корпорация зла», как за Electronic Arts, но ради выживания ее руководство часто поступало радикально. Летом 2011-ого она закрыла Kaos Studios, создавшую Homefront, одну студию в Великобритании и две в Австралии, таким образом отменив разработку игры по фильму «Мстители» и фактически поставив крест на серии MX vs. ATV. Отдельно компания заявила, что хочет отойти от разработок игр по чужим лицензиям, на которых раньше специализировалась.

Но финансовый год заканчивается с большими убытками, одним сотрудникам урезаются зарплаты, других просто увольняют, и THQ едва ли не вылетает с биржи NASDAQ. В мае 2012 года президентом компании назначается Джейсон Рубин, один из основателей компании Naughty Dog, больше всего известной трилогией Uncharted. Тут же Рубин начинает проводить новую политику, которую можно свести к следующему: THQ все ставит на свои блокбастеры. В первую очередь на Darksiders 2, намеченную на август. По сути, все надеются на чудо. И в первые дни после выхода игры действительно кажется, что оно случилось. Darksiders 2 получает высокие оценки и занимает первые строчки в чартах, однако падение продаж оказывается сильнее, чем предполагалось. В результате продается около полутора миллионов копий — слишком мало, чтобы поставить издателя на ноги.

Как умирала THQПримерно в это же время THQ принимает очень странные решения с точки зрения выживания — она откладывает на 2013-й год релизы трех важных проектов. Речь идет о South Park: The Stick of Truth, Metro: Last Light и большом дополнении к Saints Row: The Third, одной из самых прибыльных игр издателя. Неожиданно Saints Row: Enter The Dominatrix превращается в полноценный Saints Row 4. Почему в THQ передумали и не выпустили хотя бы что-то из этого списка, остается загадкой. Возможно, в магазинах появилась бы сырая игра. Но любая из них даже при смешанных отзывах наверняка принесла бы прибыль.

В ноябре компания едва избегает банкротства. Последний рывок она совершает в декабре, объявляя о распродаже своих главных игр и саундтреков к ним в сборнике Humble THQ Bundle. Цену за комплект назначает сам покупатель. Среди Humble Bundle данная распродажа становится самой прибыльной, но итоговых пяти миллионов все равно недостаточно, и спустя несколько дней Джейсон Рубин публикует прощальное письмо на официальном сайте THQ.

Но на этом, разумеется, все не закончилось. 22 января 2013 года стартовал 22-часовой аукцион, в ходе которого бывший издатель был продан по частям, а некоторые его куски так и остались лежать нетронутыми. За 22,3 млн. долларов Koch Media (владелец Deep Silver) купила Volition Inc., а также права на Metro и Saints Row. SEGA купила Relic Entertainment вместе с правами на Company of Heroes за 26,3 млн. долларов. Crytek за какие-то 544 тысячи долларов приобрела права на Homefront, над продолжением которой она и так уже работала — можно сказать, спасла сама себя. Ubisoft выкупила THQ Montreal, работавшую над двумя неанонсированными проектами — 1666 и Underdog. А с ними (со скандалом) и права на издание South Park: The Stick of Truth. Наконец, Take-Two Interactive приобрела проект Evolve от Turtle Rock Studios.

Как умирала THQ

Vigil Games никто не купил. Несмотря на то, что при виде неанонсированного проекта Crawler, по словам Джейсона Рубина, «отваливалась челюсть». Поэтому на следующий день студия была закрыта, а по интернету стали растекаться прощальные письма. Но длилось это недолго. Глава Crytek проникся симпатией к уволенным сотрудникам и предложил им работу. Так что через два дня после аукциона появилась Crytek USA. Однако в покупке прав на Darksiders немцы не заинтересовались. Интерес к серии проявил Ацуси Инаба, генеральный директор Platinum Games, которая известна слэшерами Bayonetta и Metal Gear Rising: Revengeance. Но пока никаких конкретных действий студия не предприняла.

Как умирала THQ

Следует добавить, что Darksiders — не единственная серия, которая может умереть вместе с THQ. Космическая стратегия Homeworld тоже не заинтересовала крупные компании. Фанаты из независимой студии teamPixel предприняли попытку выкупить права. У них не нашлось нужных 50 тысяч долларов, поэтому они предложили скинуться другим фанатам. Но в итоге набралось чуть больше 10 тысяч. Также пока нет владельцев у Red Faction, Warhammer 40 000, WWE, Frontlines, Juiced, Titan Quest. Возможно, права на них будут проданы на дополнительном аукционе. Возможно, нет.

Что же произойдет дальше с тем, что таки удалось продать? А ничего. Ubisoft, Koch Media и SEGA не собираются переделывать купленные проекты. По крайней мере, на данный момент. Серьезных переносов тоже не ожидается. Все продолжают жить дальше.

Марк Крузенштейн

Ретроспектива №158 THQ
Яндекс.Метрика