Как классика делала ручкой

Мир наигрался в Wii. Продажи моушн-контроллеров от Microsoft и Sony резво перевалили за миллионные отметки. Слухи о чудовищных задержках сенсора Kinect оказались слухами. В преддверии громких игровых анонсов для новых манипуляторов на Video Games Award аналитики обозначают грядущую выставку как точку отсчета новой контроллерной эры.
You ARE the controller
Впервые за семь лет компания Nintendo показала чистый операционный убыток по итогам второго квартала текущего года. Канувшие в финансовую пропасть $24,6 млн. счетоводы списывают на невыгодный курс йены, поражение от сборной Португалии по футболу и сильно просевшие продажи игровых консолей с софтом к ним. За этим трогательным обстоятельством на самом деле стоят два важных момента — с прицелом на будущее индустрии. Во-первых, усилиями Nintendo — без вопросов, главного и бессменного новатора в индустрии, — первой смекнувшей, что джекпот можно сорвать только на людях, не знающих, с какой стороны браться за геймпад, создана многомиллионная платежеспособная аудитория, феноменальный архетип, который через четверть века будут разбирать на курсах геймдева в университетах, — «человек неиграющий». Пенсионеры и домохозяйки — сквозь восьмизначные финансовые отчетности и возмущения конкурентов иррациональностью подхода — четыре года делали японцам баснословный профит. Канонические схемы геймплея были в одночасье перевернуты вниз головой и растоптаны восторженной общиной с беспроводными «нунчаками», никогда не слышавшей об орках, рейдах, сложносочиненных нарративных конструкциях и не желающей тратить время на разбирательство в том, как все это работает. И если Valve, как известно, дюжину лет назад красивым жестом заложила первый булыжник в фундамент почетного мемориала true, простите, гейминга, то появление Wii на столиках в западных домах престарелых лишило всех праведных сна, а разумных — сомнений. Милый шатающийся пенсионер, замахивающийся (быть может, последний раз в жизни) беспроводным контроллером на бейсбольный мяч в телевизоре с выражением полного счастья на обтянутом пергаментом черепе стал символом новой эпохи не-игр и показательно резюмировал то лучшее, что могло случиться с рынком этого рода развлечений в перспективе вообще.
Во-вторых, вся эта история своим логическим завершением ожидаемо сообщает нужный вектор завтрашнему дню в индустрии. Семидесятью шестью миллионами отгруженных белых коробочек Nintendo значительно облегчила кошельки всего мира, равно как и задачу маркетинговых департаментов производителей двух конкурирующих консолей новейшего поколения. Поэтому, когда общественность прознала о явлении PS Move, вопросов, в принципе, не было: всем известно про Wii — соответственно, что делать с палками от Sony, понятно и ребенку. Японцы не стали рисковать и сделали как земляки. PlayStation 3 только-только начала дышать американскому ящику продажами в затылок, и, спусти она на воду подобное себе в свое время ноу- хау, это недоразумение вполне могло бы быть исправлено. Тем интереснее было выступление представителей американской компании на E3 летом 2009- го, собравшее толпу ничего не понимающих зрителей: какой-то человек стоял перед черной продолговатой коробочкой и отчаянно размахивал руками, отбивая разноцветные шары на экране. Движения улавливались через одно, задержки в распознавании жестов и голосовых команд и неловкие оправдания комьюнити-менеджеров, скакавших перед проектором, придавали всему происходящему настроение плохо отрепетированного циркового номера. Публика расходилась, либо пожимая плечами, либо восторженно жестикулируя, копируя увиденное. Это, к слову, прекрасно иллюстрирует как ситуацию с запуском устройства от Microsoft, так и возможное развитие событий уже теперь: Kinect — это ва-банк янки. Подобно первым очевидцам, играющая аудитория поведет себя именно этими двумя — не более — способами: или мир сойдет с ума, или Kinect сойдет в могилу. Там, где у Sony победа, кажется, почти в кармане благодаря маркетинговому броду, проложенному Nintendo, ставка Microsoft сделана на меленькую революцию и место в золотом пантеоне игростроителей современных принципов взаимодействия с цифровой реальностью. И не суть, что и те и другие попросту невозмутимо заимствуют идеи друг у друга: если природа «нунчак» PS Move уже разобрана, то «инновационный» Kinect — не что иное как следующая ступень развития гениальной для своего времени вещи под названием EyeToy, дебютировавшей еще на PlayStation 2. На сегодняшний день все дело только в подходе к тому, как об этом всем рассказать.
Примечательно, что в этот раз гиганты пошли диаметрально противоположными путями навстречу тем, кто их кормит. Если PS Move рассматривается как средство получения нового опыта от старой приставки (вообще, с этим у Sony сейчас все как нельзя лучше: компания уже заключила соглашения на разработку игр с двадцатью разработчиками; поддержка новых беспроводных контроллеров реализована в таких хитах как LittleBigPlanet 1-2, Heavy Rain, дальше — Killzone 3 и веселое сумасшествие), то Microsoft вполне разумно замахнулась на совершенно новый социальный кусок, никогда не слыхавший о перечисленных в скобках вещах. Двигающиеся к релизу очередные Halo, Fable, Gears of War так называемые core-геймеры (целевая человеческая единица-тип консоли) сметут с прилавков в считанные дни, им даже необязательно знать о существовании PS Move и Kinect. У Sony пока такого культа имен нет, зато есть десятилетиями взращиваемые батальоны казуалов и родословная творцов самой индустрии. PS Move не может не продаваться хорошо: как и в случае с PlayStation 3, за него будут выкладывать кровные просто потому, что это продукция главной японской корпорации, пользующейся бесконечным кредитом доверия для абсолютно любой своей новой железки. Наблюдая за этим, Microsoft в бейсбольной кепке и белом пальто криво улыбается, теребя в руках бухгалтерские ведомости: 2,5 млн. реализованных за 25 дней Kinect не значат ни одной внятной строчки в далекоидущем прогнозе на желаемые сегменты рынка. Именно сейчас ситуация наиболее непредсказуема для всех.
You ARE the consumer
Во всей этой мыльной опере, которая так или иначе не закончится никогда, важно понимать, что главное — это не победа конкретного формата развлечений. Подобный сценарий развития событий вообще наихудший из возможных и выгоден только компании-производителю. Обе заявки на веселое размахивание руками перед телевизором одинаково привлекательны конечному потребителю. Лишенные стандартной истерии общества по этому поводу гранд-выходы свежих и просто эволюционных способов взаимодействия с игрой обдуманно и вежливо сделают всем много хорошего.
За прошедшее с анонсов время черная американская коробочка сменила название с Project Natal на Kinect, научилась практически безупречно координировать свою реакцию с движениями игрока и лицензировала движок Unreal Engine для каких-то страшных замыслов. PS Move показывает в работе удивительную точность, отчего (даже не рассматривая интеграцию в серьезные шутер- и экшен-проекты) идущие в комплекте с манипуляторами забавы — вроде стрижек фиолетовых панков машинкой и мультипликационного хоррора, в котором палочка от Sony используется как натуральный фонарик — затягивают, как в свое время световые пистолеты для NES. Четыре с лишним миллиона, по свежим данным, проданных Move подтверждают это. Кроме всего сказанного, недавно обнародованные данные о себестоимости Kinect наводят на интересные размышления: если правдой окажется то, что устройство от Microsoft производится по цене, в несколько раз ниже продажной, то в свете неплохого (пока) спроса на черные сенсоры затраты американцев автоматически окупаются в любом случае. Для мира это означает большие шансы на стороннюю поддержку данной затеи признанными разработчиками и долгую благополучную жизнь всех. Тогда даже такие мелочи, как упорный отказ Kinect в некоторых случаях распознавать чернокожих игроков (собственно, понятно, но… промолчим) и ролики на YouTube, в которых двое играющих неаккуратными хуками калечат друг друга в азарте и тесноте помещения (главное «системное требование» Kinect для максимальной отдачи — хорошо освещенная комната, желательно с обоями ровных тонов и площадью от семи квадратных метров для двух игроков), не испортят никому праздника.
Как обычно, наблюдать будет интересно. Особенно странам Восточной Европы — то есть нам. Большинство населения центра Евразии о консолях не знает в принципе и гордо несет свой статус — о, Господи — «хардкорных геймеров», от которого давно бежит весь мир и Sony с Microsoft в частности. Идеологически верные игроманы предпочитают именно наблюдать за всем происходящим с задних рядов. И дело, наверное, даже не в ценах на устройства, которые в качестве оправдания собственным исконным игровым пристрастиям называются завышенными. Пока люди будут копить деньги на новые видеокарты по стоимости самолета и подписку на последующие десять лет для MMORPG вместо покупки консоли с подходящим телевизором, на вечных форумах и в блогах никогда не перестанут клясть «проклятых пендосских разрабов» и ныть о том, что у приставок с беспроводными колотушками нет души.
Антон Шидловский