История серии The Elder Scrolls. Часть 1

on июня 24, 2012 - 22:02

Серия The Elder Scrolls. Что можно сказать о ней? Для кого-то это полтора десятка лет жизни, тонны воспоминаний, сотни названий и имен, навсегда отпечатавшихся в памяти. Для кого-то это просто второстепенная часть заголовка, содержащего сакральное “Oblivion“. Кто-то вообще узнал о существовании «Древних свитков» благодаря недавно вышедшему Skyrim. Одно можно сказать точно: вселенная The Elder Scrolls проработана настолько глубоко и детально, что для полного изучения всех ее секретов потребуются, наверное, годы. В наши беспокойные дни не у каждого найдется время, чтобы полностью погрузиться в захватывающий мир «Древних свитков», пройдя весь путь от Arena до Skyrim. С помощью этой серии материалов мы попытаемся провести для вас небольшую экскурсию по истории Тамриэля, рассказанной в играх.

Первые строки

Монструозная компания Bethesda Softworks далеко не всегда была таковой. В 1992 году, когда началась разработка первой части The Elder Scrolls, «беседка» состояла из горстки талантливых людей, имевших опыт работы над серией хоккейных симуляторов Wayne Gretzky Hockey и параллельно разрабатывавших шутер Terminator: Rampage. Шутер получился неплохим (для своего времени), однако вышел незадолго до Doom, поэтому изначально был расценен как попытка заработать денег на ожидающих игры от id Software. Terminator не принес своим создателям больших денег или славы, но здорово пригодился в качестве тренировочной площадки при создании The Elder Scrolls: Arena.

Миллион лет до нашей эры

Отвлечемся, чтобы заглянуть в запутанные дебри истории создания Тамриэля. На самом деле Тамриэль – всего лишь один из континентов планеты Нирн, называемой также Мундус. Кроме него существует еще несколько континентов, информации о которых крайне мало. Полное повествование о происхождении этого мира довольно сложно для понимания, так что мы не станем на нем зацикливаться.

История серии The Elder Scrolls

Если вкратце, опустив большую часть подробностей и домыслов, история такова: первые сущности всего Бытия, братья Ану и Падомай, создали из пустоты Вселенную. В междоусобной схватке они убили друг друга, и из крови Падомая возникли дэйдра, а из крови Ану – звезды. Там, где кровь смешалась, появились эйдра. Говоря простым языком, дэйдра олицетворяют собой тьму, эйдра же находятся между светом и тьмой, склоняясь к светлой стороне. Позднее эйдра под влиянием хитрого бога Лорхана создали смертный план Бытия, названный Нирн. Присутствие эйдра в Нирне сделало этот мир неустойчивым и опасным. Для того чтобы остаться здесь, эйдра должны были отказаться от бессмертия. Собравшись в построенной ими Башне Богов, эйдра провели совет. По его итогам, большинство богов решило покинуть Нирн, оставшиеся же преобразились и остались, дабы поддерживать равновесие сил в Нирне. У народов, населяющих Тамриэль, они известны как Девять Божеств. Только на тот момент их было еще восемь – девятое божество, Талос, добавилось позднее. Лорхан же был наказан за то, что вынудил эйдра создать этот мир. Его сердце вырвали и выбросили в море. Через много лет вокруг сердца вырос вулканический остров Вварденфелл, ставший местом действия Morrowind. Сердце Лорхана также играет свою роль в сюжете третьей части The Elder Scrolls.

События, описанные выше, происходили во времена, называемые Эрой Рассвета. Далее начинается Эльфийская Эра, берущая отсчет с момента появления жизни в Тамриэле. Это времена, когда письменность еще не была изобретена, поэтому сведений о них не очень много. Известно, что первой формой жизни на континенте, обладающей зачатками разума, были деревья Хист, произрастающие в Чернотопье, юго-восточной провинции Тамриэля. Всего провинций восемь: Сиродиил, Чернотопье, Валенвуд, Скайрим, Хай Рок, Эльсвейр, Хаммерфелл и Морровинд. Кроме того, к Тамриэлю относятся острова Солстхейм и Саммерсет, а также крепость Орсиниум. Деревья Хист с помощью сети переплетенных между собой корней смогли создать коллективный разум, и со временем побочной ветвью их развития стали предки каджитов, аргониан, дреугов и других обладающих разумом «звериных» рас.

История серии The Elder Scrolls

Каджиты и аргониане оказались наиболее способными, вследствие чего с ходом времени эволюционировали до зверолюдей. Они стали первыми народами, начавшими заселять Тамриэль. Следующим народом, прибывшим в Тамриэль, стали альдмеры (эльфы), в массовом порядке покидающие свой гибнущий континент Альдмерис. Эльфы были более развиты, чем зверолюди, и потому вытеснили каджитов и аргониан на болота и пустыни. Альдмеры заняли Адамантиновую башню, созданную богами. Позже по ее образу и подобию было построено еще два сооружения, одно из которых – легендарная Башня Белого Золота в будущем Имперском городе (вспоминайте Oblivion). Это здание возвели айлейды, ортодоксальный эльфийский клан, поддерживающий старые традиции. Они заселили Сиродиил и, фактически, очертили границы этой провинции. Сообщество кимеров (предки темных эльфов-данмеров) заняло земли Морровинда. Другой интересный эльфийский клан, замкнутые технократы двемеры (названные позже гномами), создали подземные обиталища и в полном составе ушли туда, чтобы вдали от мира заниматься своими экспериментами. Самая любопытная история приключилась с народом орсимеров, ведомых предводителем по имени Тринимак. Не угодив своими действиями лорду дэйдра Боэте, Тринимак был пожран им и возрожден в виде лорда Дэйдра Малаката. А орсимеры превратились после этого в расу орков.

Через некоторое время с континента Атмора в северные области Тамриэля прибывают первые люди – норды. Они строят неподалеку от берегов город Саартал. Эльфы нападают на людей и изгоняют их из Тамриэля, но ненадолго. Предводитель нордов Исграмор возвращается с пятью сотнями компаньонов (Соратников), разбивает войско эльфов и создает первое королевство людей в Тамриэле. Все люди, заселяющие материк ныне, являются потомками тех самых Соратников.

История серии The Elder Scrolls

На этом Эльфийская Эра заканчивается и начинается Первая Эра. В ее ходе народы Тамриэля заселили весь материк и смешались, сформировав в итоге десять основных рас, населяющих эти земли. Множество событий, происходивших в те времена, записано в исторических хрониках, поэтому подробно останавливаться на них не будем. Отметим лишь основные – создание королевства Скайрим, завоевание Морровинда, разгром айлейдов, создание религии Восьми Божеств, основание Даггерфолла и Сиродиильской Империи.

Вторая Эра продолжила развитие военных конфликтов и перенос границ. В ее ходе Империя успела развалиться и восстать вновь, на этот раз более могущественной, под руководством императора Тайбера Септима, обожествленного позднее под именем Талоса. В течение Второй Эры границы Тамриэля обрели более-менее привычный вид. Тайбер Септим объединил под своей властью весь материк, что стало началом Третьей Эры. Здесь-то и начинаются непосредственно события игр серии The Elder Scrolls.

Свиток первый: Arena

Начиналась первая глава великой игровой серии довольно прозаично – в холодной темнице. Как видите, традиция делать главных героев TES зэками существует с самого старта. Причины заточения, как обычно, неизвестны. Мы вольны выбрать расу своего героя из восьми доступных (имперцы и орки в Arena не выделялись в качестве играбельных). После генерации персонажа ему во сне является призрак некой Рии Сильмейн. Она рассказывает потрясающую историю. Оказывается, император Уриэль Септим VII (после смерти Тайбера Септима династия Септимов правит Империей) вовсе не тот, за кого себя выдает. Настоящий император сейчас порабощен и находится в ином измерении, мучимый кошмарами. На троне же восседает самозванец – бывший имперский боевой маг Джагар Тарн, обманувший Уриэля Септима VII и принявший его облик. Тарн учинил в Империи хаос, наводнил ее разными смертельно опасными созданиями, чем вызвал разброд среди населения и поставил под угрозу распада все наследие Тайбера Септима. Сама Рия Сильмейн была ученицей Джагара Тарна. Она отказалась подчиниться магу, после того как тот захватил трон, и он убил ее. Дух Рии просит героя помочь вызволить настоящего императора и свергнуть поддельного. Для этого нужно найти части Посоха Хаоса – неуничтожимого артефакта, с помощью которого Тарн заключил Уриэля Септима VII в ином измерении. Тарн расколол Посох на восемь частей и спрятал их в различных уголках Тамриэля.

История серии The Elder Scrolls

Вот таким однозначным указанием на финальную цель начинается Arena. Замысловатые сюжеты в 1994 году были еще не в моде. Впрочем, мощный сюжет никому особо и не был нужен. Сама по себе RPG с видом от первого лица, события которой происходили в поистине гигантском мире (для исследования был доступен весь Тамриэль!), поражала воображение. Концепция была не новой – существовала уже, например, Might & Magic. Но степень погружения вышла на новый уровень - вид от первого лица всегда упрощает отождествление себя с героем.

Как уже упоминалось выше, в Arena для исследования предоставлен весь Тамриэль. По сюжету, герою предлагалось побывать практически во всех интересных местах Империи. Хаммерфелл, Скайрим, Валенвуд, Эльсвейр, Саммерсет, Хай Рок, Морровинд, Чернотопье – как видите, герою предстояло познакомиться с местами обитания и культурой всех рас. Упоминание о культуре отнюдь не случайно. На землях Тамриэля существует множество праздников, которые являются не просто круглыми датами. Например, если выйти на улицу во время праздника Мертвых, есть большой шанс столкнуться с восставшими из могил трупами. В последующих частях серии этот момент опустили, а жаль – подобные события придают игре разнообразия.

История серии The Elder Scrolls

Впрочем, кое-где разнообразия Arena сильно недоставало. Даже в наше время полноценное создание громадного мира отняло бы неисчислимое количество времени и средств даже у такой крупной компании, как Bethesda. А ведь в начале 90-х она была далеко не такой, как сейчас. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многочисленные города и пещеры Тамриэля в Arena очень мало отличались друг от друга. Большая часть мира генерировалась случайным образом. Движок игры на момент выхода проекта не был особо продвинутым, посему внешним видом Arena не блистала. Зато багов в начальной версии хватало.

Стоит отметить, что структура мира в игре была немного не такой, как можно подумать, исходя из вышеописанного. Игрок не мог просто взять и добраться пешком, скажем, из Морнхолда (провинция Морровинд) в Солитьюд (столица Скайрима). Для перемещения между городами различных провинций использовался режим быстрого путешествия по карте. Для исследования были доступны лишь окружающие города территории, генерируемые случайным образом. Всего же в игре насчитывалось примерно 200 уникальных локаций, что, согласитесь, немало. Разумеется, в Arena были и побочные задания. Их количество и качество не ровня тому, что присутствует в Oblivion и Skyrim, однако всему свое время. В игре было три доступных для вступления гильдии – Гильдия Магов, Гильдия Воров и Темное Братство.

История серии The Elder Scrolls

Отдельной гордостью Arena можно назвать боевую систему. На то время она была прорывом, да и сейчас чего-то подобного в играх не хватает. Вы ведь помните, что изначально игра планировалась как симулятор гладиаторских боев? Так вот, все наработки из начальных билдов перекочевали в итоге сюда. Для нанесения удара вам нужно не кликать или нажимать на клавишу, а двигать мышью по коврику, зажав левую кнопку, - и персонаж рубит врага в зависимости от скорости и направления ваших движений. Система эта довольно увлекательна и сложна, поскольку она учитывает не только ваши действия, но и положение оружия и щита вашего противника. В современных играх серии TES все проще: если враг в блоке, то вы попадаете по блоку, если нет - попадаете по телу. В Arena же вы могли запросто попасть, скажем, по рукояти топора, что привело бы к непредвиденному отскоку. Все эти вещи до сих пор дают уникальное ощущение боя.

Само собой разумеется, что Arena – очень непростая игра. Великий дизайнер Кен Ролстон (тогда еще не числившийся в составе Bethesda) как-то признался, что лишь с двадцатой попытки сумел пройти стартовое подземелье. Автор этих строк может расписаться под словами Ролстона. Даже имперская темница, из которой требуется выбраться в самом начале, представляет собой довольно запутанное и сложное сооружение, в котором можно провести неделю игрового времени (лишь длительный отдых в настенных нишах может вернуть утраченное в битвах с гоблинами и крысами здоровье). Про остальное и говорить не стоит. Причем в игре нет никаких ползунков сложности – извольте играть по правилам разработчиков.

История серии The Elder Scrolls

…Пройдя через весь Тамриэль, сразив сотни призванных Джагаром Тарном существ, герой сумел отыскать 8 частей Посоха Хаоса и с помощью Рии Сильмейн вновь объединить их. Вооружившись Посохом, он сразился с Тарном в подземельях Имперского города и победил. Уриэль Септим VII был целым и невредимым возвращен на трон. Наш герой стал Вечным Защитником пострадавшей за десять лет Империи, которой вновь потребовалось восстановление. Так закончился первый свиток.

Первая часть серии TES вряд ли достойна называться лучшей из всех, но это была очень уверенная проба пера, игнорировать которую нельзя ни в коем случае, если вы считаете себя поклонником The Elder Scrolls. История идет своим чередом…

P.S. Финальная версия Arena со всеми патчами уже давным-давно переведена в разряд бесплатных и доступна для скачивания на официальном сайте игры: www.elderscrolls.com/arena. Запустить ее через DOSBox совсем несложно. Bethesda даже не поленилась сделать подробный мануал, в котором от и до расписаны тонкости установки и настройки. Было бы желание!

Роман Бетеня

Ретроспектива №148
Упоминаемые игры и серии: 
The Elder Scrolls

Комментарии

komorov - Jun 25th, 2012 - 12:16 am

почему в июньском номере не было продолжения?

хотелось бы еще почитать...

F1sher16 - Jun 25th, 2012 - 10:59 am

Будет, просто не влезло в номер

Есть много способов содрать шкуру с пантеры

Яндекс.Метрика