Игровой трэш

Posted by Anuriel on апреля 28, 2014 - 22:18
Постновогодний синдром

В этом городе определенно что-то есть. Чувствуешь, Зак? Мой кофе меня предупреждал. Вчера утром. Молоко, которое я налил в свой кофе – это знак, сообщивший: «Завтра ты попадешь в место, которое изменит твою судьбу».

Вот и закончился 2013 год. Мы многое сделали. Этот год богат на качественные игры и… так, стоп. Что за трэш? Кто так начинает свой рассказ?

Давайте будем серьезнее. Сейчас мы очень смешно пошутим про салат…

Но и тут нет. Так шутят обычно в последний раз. Затем применяются серьезные меры. Не вариант.

Итак, идеальная формула! Мы подумали и решили, что январь как нельзя лучше подходит под тему сегодняшнего «спеца». Судите сами: отгремел новый год (мы пишем это в двадцатых числах декабря, и новый год еще не очень скоро, только тсс. Профессиональная тайна), за несколько выходных выпита треть годовой нормы потребления жидкости организмом (не водки, помилуйте, чистого спирта). Мы повидали любимых родственников, друзей, прошли ту самую игру не для принципа, а для себя, которую откладывали как раз на тихие зимние вечера. Обвязывались светящимися огоньками и кричали «с новым годом!» (у каждого свои слабости). Разве это не глобальный, всепоглощающий, вездесущий трэш? Новый год – это всегда трэш. В особенности для игровых журналистов. Короче говоря, и конкретно выражаясь – доедайте оливье, если оно еще осталось, ибо его готовят тазиками, выключайте «песню года» и присоединяйтесь к нам, даже в праздники сохраняющим трезвость, людям, готовым вам рассказать что-нибудь эдакое. Поговорим о мусоре. Не о том мусоре, а… (вырезанный фрагмент) дальше позориться со вступлением уже некуда, поэтому начинаем!

Эксплуатация

Игровой трэшФильмы категории B – низкобюджетное чудо, которое обычно очень хочется сделать, но не на что. Выходит, что спецэффекты так себе, операторская работа «ну окей», звук хрипит, да и в целом впечатление далеко не ВАУ. Но ведь с душой сделано, с отсылками, цитатами, угарными диалогами, клишевыми, но от этого не менее смешными моментами. Поголовно все герои в фильмах категории B носят с собой два стальных пистолета (а вы о чем подумали?), и этими самыми пистолетами, даже если в сумме там будет 12 патронов, могут устроить смертельное представление и положить, например, толпу зомби. Самое забавное – весь балаган делается с очень серьезным лицом. Фильмы категории B, эксплуатационное кино или по-народному трэш показывали в особенных кинотеатрах – грайндхаусах. Бывало, что несколько фильмов шли один за другим, причем по цене одного (качество картин, конечно, не зашкаливало). Переживавшие в 70-ые настоящий бум грайндхаусы в большинстве своем располагались вдоль сорок второй улицы на Манхеттене в Нью-Йорке. Отсюда пришло понятие «кино сорок второй улицы». И на волне «о, новое слово, давайте теперь все им обозначать», грайндхаус стал синонимом к эксплуатационному кино, хотя многие критики считают, что общего между двумя этими понятиями мало. Мол, в эксплуатационном кино пропагандируются суперэксплуатационные темы, такие как секс, насилие и рок-н-ролл, а грайндхаус – это, наверное, в их представлении исчезнувший важный кадр, мат и круто сваренные негодяи. И как-то все запамятовали, что это всего лишь название кинотеатра. Так или иначе, нас это не должно отвлекать. Терминологию оставим терминологщикам (терминологовцам?).

Игровой трэшВсе эти низкобюджетные странности сильно повлияли на таких мэтров кинематографа, как Квентин Тарантино и Роберт Родригес. На Квентина даже больше. Или, ладно, мы просто Квентина сильнее любим. Неважно. У этих двух особ даже совместный проект есть, называется он «Грайндхаус» (внезапно) и состоит из двух лент. Первая – «Планета страха» за авторством Родригеса, вторая – «Доказательство смерти» за скромной подписью Тарантино. Зомби-хоррор и триллер, низкое качество изображения и монтажные косяки, ляпы и куча дикого «юмора». Вышел совместный проект в 2007 году. С тех пор понятие грайндхаус стали применять там, где применять не нужно. Так, а что там с играми-то?

Мокрая работенка

Ах да, игры. Wet никто не ждал, а когда она вышла, в нее никто не играл. Все забыли о безбашенной девушке Руби, не успев толком ее узнать. А познакомиться нужно было обязательно. Ведь она «человек, решающий проблемы». Вот и в самом начале она уже носится по каким-то улочкам, убивает миллион врагов (это вообще нормально, даже мало), устраивает апокалипсис на дороге, в слоу-мо перепрыгивая с машины на машину. И все это ради того, чтобы принести богатенькому дяде кейс с сердцем более богатенького дяди. Дальше как всегда: обман какой-то, месть. Много мести. Очень жестокой. Руби ведь «решает проблемы», а если эти проблемы свои собственные, то и решит она их еще профессиональнее. Wet полна специфического юмора и постановочных моментов. Тут и разваливающийся самолет с прилагающимся полетом между его обломков, и погони с упомянутыми прыжками с машины на машину, но уже в рэйдж моде, с красным экраном и кровищей. Пафосная стрельба, дурацкая реклама, поражающая своей никчемностью, бег по стенам и отрубание конечностей. Что может быть лучше? Разве что финал! Игра-то сложная, и вы, направляясь к последнему боссу, ждете жесткий замес и двести рестартов в придачу, ан-нет. Босс достает белый флаг после нажатия нескольких кнопок в квик тайм эвенте, а мы уходим с гордым видом с места конфликта интересов. Большего ха-ха и придумать сложно. Постойте, есть еще более удивительный финал, но о нем позже.

Игровой трэшWet сделана по всем правилам низкобюджетного искусства. Помехи – есть, стремная реклама – есть. Кровь фонтанирует? Фонтанирует. Диалоги шикарны? Шикарны. А кто на озвучке? Ни много ни мало – Элайза Душку, Малкольм Макдауэлл. Не последние люди в кинематографе, прямо скажем. А с музыкой тоже все круто – The Arkhams, Three Bad Jacks. Скажем прямо, не последние люди на музыкальном поприще. И это очень характерно для трэша, по крайней мере, современного, который специально трэш, а не потому, что бюджет низкий.

Дом мертвых: крайнее излишество

Идеально иллюстрирует The House of the Dead: Overkill один из моментов, появившийся только в расширенной версии, но от этого не менее «важный». Дело такое: девушке отрубает руку огромным тесаком. Кровь по закону жанра именно что фонтанирует, жертва кричит, кругом беда. Напарница, значит, ничего шибко умного не находит, берет отрубленную руку и начинает… приклеивать ее назад владелице. Попытки эти, на удивление, успеха не приносят, посему напарница начинает просто успокаивать свою подругу. Все будет хорошо и так далее. Руку пришьем, гадам отомстим. Конец.

Игровой трэшИ это только одна из сцен, а тут их десятки, и каждую хочется просто взять и процитировать. Детектив Вашингтон и агент Джи попадают в, мягко говоря, необычные ситуации, постоянно спорят и убивают уйму барменш-зомби, клоунов-зомби и прочих-зомби. Вашингтон – человек совсем без головы, поэтому матерится как сапожник-слесарь-электрик. С матерщиной даже мини-игру предлагают: только на экране появится слово f**k или ему подобное, как нам нужно выстрелить в это слово, тем самым запикав его, словно имея власть над эфиром первого канала. Именно здесь есть тот финал, еще более удивительный, чем в Wet. Опять мы идем лишать жизни последнего босса. Добираемся до места встречи и видим надпись на пол экрана «простите, пленка пропала». Позже оба героя стоят уже после финальной битвы и размышляют о том, что битва эта, в сущности, была простецкая, а разбросанные повсюду стволы значительно облегчили им задачу. После этого момента понимаешь, что The House of the Dead: Overkill будешь проходить еще много-много раз.

Ни в одной другой игре нет такой концентрации юмора и непечатных слов, как в The House of the Dead: Overkill. Вы смеетесь всегда и везде, удивляетесь, что градус безумия не спадает, а ролики готовы пересматривать снова и снова. Смеем предположить, что такого результата разработчикам удалость достичь благодаря несерьезному отношению к своему детищу. Трэш ведь с серьезным лицом делали. Здесь все иначе. Уже не только мы смеемся, но и над нами посмеиваются. Безмерно, нагло, жестко.

Игровой трэшЧто может быть лучше, чем в похмельный январь взять, да и вдарить по грайндхаусу (сколько еще раз придется это слово применить…)? Wet и The House of the Dead: Overkill вас точно не разочаруют. Помогут выпустить пар, подымут настроение и перенесут помехи изображения из реальной жизни, в жизнь виртуальную. Ох, эти замечательные треки, вроде «она потеряла контроль» или «какого хрена», девушка Руби, рубящая направо и налево, детектив Вашингтон, недовольный поездкой в фургончике мороженщика. Рекомендуем. Если совсем все достало, обратимся к кровавой бане.

Дом кровавых пятен-брызг

Splatterhouse, не тот старый, а года 2010 с виду может показаться серьезной данью уважения старому доброму ультранасилию. Но это впечатление обманчиво, оно рушится, только вы начнете слушать диалоги и вникать в историю. Парень с девушкой решили посетить старый дом больного доктора. Зачем среди ночи идти в страшенный домище с не вызывающим доверия хозяином? Жанр обязывает. Доктор с кучей демонов нападает на молодых, похищает даму, почти убивает юношу и сматывается с добычей. Парень маску древнюю находит, надевает ее, превращается в одну сплошную мускулу, зализывает раны и давай все вокруг ломать-крушить. И такое началось…

Игровой трэшВыясняется, что главный персонаж во всей игре – кровь. Она хлещет, растекается, заляпывает экран, течет, струится, весело брызгает, бьет – развлекается. Складывается впечатление, будто перед тобой симулятор нефтедобытчика, правда вместо нефти красная субстанция искрится. Но жанр обязывает.

Безумием пропитана Splatterhouse, но безумием серьезным, мы бы сказали, классическим. Авторы смело намекают на Эдгара По и Говарда Филлипса Лакрафта, на Джека Потрошителя и Зловещих Мертвецов, на Реаниматора, Мискатоник и самих Древних. В сюжете фигурирует обряд по оживлению человека (но человека ли…), а финал подается в духе старой школы – словно Фредди Крюгер после титров все еще продолжает посмеиваться или петь считалку, доказывая тем самым, что он жив и все плохо. Да-да, одним словом – классика.

Зря некоторые думают, что трэш-игры сейчас делаются с низким бюджетом. Вот зря. Скажите на милость, неужели лицензировать треки Lamb of God, Cavalera Conspiracy и Five Finger Death Punch стоит копейки? Уж нет! А саундтрек там ого-го, четырнадцать наименований, первоклассное мясо!

Игровой трэшЯвно нездоровый доктор, монстр с двумя бензопилами, на заднем фоне Lamb of God, вот-вот с экрана вылезет сам Ктулху, и все это с куболитрами крови под пафосные диалоги. О да! Вы хотите расслабиться и даже не выпустить пар, но улететь? Теперь вы знаете, куда идти. Трэш? Конечно! Рай? А то! Приговор, мучение, казнь!

Тени проклятых чертовых дьяволов

Суда 51 – гражданин весьма темный. В его портфолио имеется множество работ, но стоящие вещи попадаются крайне редко. Тут надо пояснить: он японец, и к понятию трэш он привязывает свое воспаленное японское виденье реальности. На выходе получается дикость, чаще всего чуждая нашему игроку. У Суды то девушка из группы поддержки в короткой юбчонке и с бензопилой режет зомби, то голубой единорог из экрана выпрыгивает – нормальные, среднестатистические сцены. Очень часто его заносит. Очень часто получается не трэш, а откровенная бездарщина. Или мы просто не доросли до его шуточек про секс, каким он представляется ученикам (японским) средних школ (японских). Темный гражданин.

Есть светлые моменты. Такие как Shadows of the Damned. Собрались как-то три культовые личности игростроя и решили сделать нечто особенное. Композитор Silent Hill – есть. Отец Resident Evil – нанят. Псих, который украсит все кровью и развратом – в первых рядах.

Игровой трэшShadows of the Damned – представитель в доску правильного трэша в духе наших дней. Сам факт того, что три вышеперечисленные личности решили сделать игру, уже является трэшем. Результат никого не может оставить равнодушным. Мужчина с зашкаливающей крутостью отправляется в ад, чтобы спасти свою возлюбленную, и по подбородок утопает в психоделе, кишках и ненормативной, с акцентом, лексике. Он быстро находит друга с единственным предназначением – шутить на протяжении всего путешествия. Шутить тот умеет. Shadows of the Damned не падает до сортирного юмора, хоть и напичкан грязью по самое не хочу. Авторы неимоверно виртуозно цитируют «Зловещих Мертвецов» разбавляя действо аллюзиями на Resident Evil 4, будь то оборона дома, или местный торговец. В этом мире демоны образованные, ходят в библиотеки, а наш визит в читальный зал заканчивается той еще заварушкой. В этом жутком месте мы пробегаем по громадному телу своей девушки, звоним в секс по телефону, рассказываем истории, как выбирали женское белье. И десятками, сотнями, тысячами убиваем исчадий ада, утопая в кровавых брызгах.

Юмор взрослый, пошлый, жуткий, но он идеально балансирует на грани и не скатывается в глупость, когда уже противно и не смешно. Геймплей преподносит сюрпризы своим разнообразием и постепенным развитием. Музыкальное сопровождение подчеркивает нестандартность происходящего на экране. Если в январе и отправляться в ад, то только в ад Shadows of the Damned. Там уютно, а главное – нас ждут. Напоследок позвольте вас предостеречь.

Смертельное предостережение

Искали мы повод рассказать об этом уникальном представителе интерактивных развлечений, да все никак найти не могли. То с обзором The Director's Cut версии опоздали – неактуально. То повода нет – народ не примет. Под конец не будет крови и обнаженных тел. Вернее, обнаженные тела будут, куда ж без них.

Если и можно как-то окрестить Deadly Premonition, кроме, конечно, того, что это игра в открытом мире, детектив, приключение, хоррор и еще уйма всяких значений, то словосочетанием «интеллигентный трэш».

Игровой трэшСумасшедший детектив, где вычислить убийцу не представляется возможным, восхитительная мистическая драма, где нет места ненужным сценам. Интеллектуальный юмор, подкупающий своей простотой, четкостью и злобой. История не стопорится на поимке преступника. Сюжет переворачивается с ног на голову четыре раза, уж будьте уверены. Редкая игра, где брошенная вначале цитата обретет в дальнейшем смысл, а раздвоение личности героя – это не прихоть сценариста. Не особенность ради самого факта особенности, а сюжетно обоснованный ход, который выстрелит. И так с каждым пунктом. Где же в этом океане трэш, спросите вы?

Все на поверхности. В ловле документов в реке. В наших разговорах с… чашечкой отменного кофе. В глухой хозяйке гостиницы, как назло выбирающей самое дальнее от нас место за столом. В пухлом любителе семян с цветком в руках. В полицейском явно не традиционной ориентации. И чуть ли не в каждом диалоге. Будь то упоминание о том, что пить из черепа не гигиенично, или фирменное «Меня зовут Фрэнсис Йорк Морган. Меня так все зовут» главного героя. Похоже, во всем маленьком городке, куда он прибывает расследовать дело, нет такого человека, которому бы Йорк не тыкал в нос своим жетоном и не говорил, что он Фрэнсис Йорк Морган.

Deadly Premonition – игра многих жанров, но сквозь всю ее структуру проходит стрела комичности, глупости, какого-то особенного веселья. Трэш не метод, а лишь средство, маленькое, склеивающее все части механизма воедино.

Если вы встречаете январь с чистой головой, а семейный бюджет был не полностью истрачен на новогодние праздники, мы рекомендуем обратить свой взор на эту необычную во всех отношениях игру. Вы будете плеваться от геймплея, ибо кривизна его мало с чем может сравнится, и получать истинное наслаждение от десятка других частей машины Deadly Premonition.

Поздравление с новым годом и наилучшие пожелания не предел гениальности заключительной части текста, поэтому мы просто скажем вам спасибо. За то, что читаете, за то, что критикуете, за то, что, несмотря на взлеты и падения дорогой редакции, остаетесь с нами. В 2014 не теряйте головы а-ля персонаж NeverDead. И поменьше трэша в вашей жизни. Пусть он дальше экрана монитора\телевизора не выходит.

Игровой трэшНет, вы можете себе такое представить? На попе у блондинки из Lollipop Chainsaw висит голова ее парня! Причем говорящая, а порой и танцующая. Даже не спрашивайте, как она это делает. Как вам такое нравится? Милый зомбик из Stubbs the Zombie in «Rebel Without a Pulse» еще способен любить, но часто забывает о возвышенных чувствах и хочет насладиться вкусом свежего мозга. Бывает, он отрывает руку от тела и манипулирует ею окружающими! Не ищите в этом большого смысла, его здесь нет!

Так как дальше позориться с эпилогом уже некуда – стартуем! Вернее, заканчиваем! Играйте только в лучшее, и да прибудет с вами дух великого грайндхауса!

Александр Демидов

Спецматериал №169
Упоминаемые игры и серии: 

Комментарии

F1sher16 - May 04th, 2014 - 12:23 am

До смерти хочется в Splatterhouse сыграть, но не брать же из-за этого приставу(

Есть много способов содрать шкуру с пантеры

Яндекс.Метрика