Игра под названием "Жизнь"
Вы никогда не задумывались, чем отличается очередной прожитый день от предыдущего? А ведь именно этот вопрос каждый раз приходит в голову после традиционного просмотра вечерних телевизионных новостей. И вовсе не обязательно быть предсказателем, чтобы предположить, что завтра или послезавтра вновь затопит очередной густозаселенный район земного шара, разобьется вертолет Ми-8 или самолет с сотней пассажиров на борту, не говоря уже о вылазках террористов в Израиле или Чечне. Иногда возникает странное чувство, что эти новости ты уже смотрел неделю назад, и их лишь с минимальными исправлениями вновь пускают в эфир. Но это не так, и если читатель пристально посмотрит на свой собственный образ жизни, то, вполне вероятно, он тоже придет к выводу, что бегает кругами и лишь в ключевые жизненные моменты переходит на новый стадион.
А как еще рассматривать наши обыденные будние занятия: учебу или работу? Уверен, что каждый из нас воспринимает кольцевой бег по-своему, впрочем, как и весь окружающий мир. Но лишь не многим по вкусу длинные дистанции и связанные с ними физические перегрузки, которые за пот и страдания дают им силу и выносливость. Для большинства же самое долгожданное время в этой ежедневной гонке — это непосредственно отдых от бешеного ритма, и у каждого он воспринимается по-своему. Это вполне закономерно: мы ведь все разные! Но на этот раз мы затронем всего один, ради которого и был задуман этот труд, — компьютерные игры.
Сколько уже написано по этому поводу статей, сколько научных компроматов и теорий, сколько опытов проведено над несчастными геймерами, а сколько их еще будет! Ведущие производители программного обеспечения вкладывают все новые и новые капиталы в разработку новых игровых миров. Миллионы детишек, и не только, расхватывают красочные коробки и, сломя голову, несутся домой, а родители ломают голову — а не пойдет ли их сынишка с бензопилой по городу после недель, проведенных под истошные вопли и рычание монстров нового бестселлера? Бешеная конкуренция вынуждает компании выкладываться на 100 и более процентов — и, как результат, каждый месяц в продажу поступают новые игры, обладателям которых разработчики сулят незабываемые впечатления. Ну, как не отказать себе хотя бы в одном таком диске в месяц? Более того: игры, как никакое другое программное обеспечение, подхлестывают развитие аппаратной части компьютера. Какой современный 3D-shooter с хорошими графическими настройками вы погоняете без относительно новой видеокарты?
Безумную популярность игр как способа время(провождения\убивания) легко объяснить — огромное количество различных ощущений, получаемых в процессе игры, способны заставить человека забыть если не обо всем, то о многом (уверен, так было не раз с каждым опытным геймером). Мы раздражены неудачами текущего дня или их завтрашней перспективой, нас угнетает тяжелый умственный или физический труд, который предстоит совершить, или просто после очередной беседы с боссом перестаешь себя чувствовать гордым существом под названием человек. И тогда нам на помощь приходят игры. Примитивные и продуманные, логичные и абсурдные — они дают нам эту самую борьбу Добра и Зла, где каждый сам выбирает свою сторону. Сейчас их количество измеряется тысячами, но и этого порой катастрофически не хватает. Мы ведем свои войска к победе или сами берем в руки меч, садимся за штурвал боевого вертолета или под прикрытием напарников сами пробираемся в непроходимых джунглях, разбиваем вдребезги сверхдорогую машину или раскрываем запутанное дело — мы живем другой жизнью, которую никто не знает, кроме нас самих. С другой стороны вполне можно рассматривать игры как относительно дешевый способ получения острых ощущений: одно движение мыши — и мы снова за рулем сверхбыстрой Lamborghini Diablo, на которой можно нестись навстречу своей судьбе, не задумываясь о таких пустяках, как ремонт машины после каждого неудачного поворота. А этот самый технический прогресс позволит максимально приблизить процесс вождения к суровой реальности: рев двигателя и звук бьющегося стекла, заносы на поворотах и дрожь руля при переезде железной дороги, визг тормозов и, не за далекими облаками, запах паленой резины.
Из всего вышеперечисленного вполне закономерно вытекает огромная увлеченность играми прежде всего тинейджеров. Именно поэтому для них хороший компьютер ассоциируется, прежде всего, как игровой автомат, главная характеристика которого количество запускаемых и исправно работающих игрушек. У некоторых "игромания" не проходит и до 18-20 лет, и вроде бы серьезные люди готовы забывать обо всем и на 3-4 часа погружаться в виртуальные миры. Некоторые наблюдатели делят всех геймеров на три группы в зависимости от среднего количества времени, проводимого за играми за день, — и давай ставить опыты. Тут то и начинается самое интересное. Оказывается, и скорость умственного развития обратно пропорциональна игровому времени, затрачиваемому человеком ежедневно за этим способом "отдыха", и какие-то там альфа-бета-гамма ритмы мозга ухудшаются, и со здоровьем у продвинутых (от 3 часов за день) геймеров проблем больше. Понятно, что агитация такого типа в основном рассчитана на тех людей, кто имеет эмоциональное воздействие на подопытных (родители "обработают" своих детей, босс — сотрудника :)), т.к. сколько курильщикам ни пиши "Курение опасно для вашего здоровья", все равно курить они не перестанут, а скорость роста их количества не уменьшится. Но даже самый строгий надзиратель не сможет сломать стремление человека к свободе, и он всегда найдет выход из охраняемой крепости. В конце концов, всегда можно не съесть парочку булочек и купить на рынке "запасной" шнур для компьютера, который вредные родители опять куда-то спрятали...
Народная мудрость гласит: "Все есть яд, и все есть лекарство". Может быть, и очень грубо, но, согласитесь, она подойдет для определения компьютерной игры. Какое же это наслаждение — придя домой после школы, часик погонять любимый 3D-Shooter и раскидать направо и налево десяток-другой монстров, представляя их источником собственных неудач или просто в который раз выполняя нелегкую миссию спасения человечества. Безусловно, это самый мирный способ выражения негативных эмоций, которые накапилваются за трудовые будни. Но проблема в том, что качественные игры сильно затягивают игрока своим стремительно развивающимся сюжетом, красочными трехмерными заставками и приятной музыкой — одного часа на такое удовольствие ему не достаточно.
Если у взрослых полно неотложных дел и забот, которые способны ограничить игровое время вне зависимости от желаний, то у детей таких ограничителей практически нет. Домашнее задание — и то можно списать за пять минут у друга (компьютера у него нет, так он от безделья ерундой занимается :)).
На мой взгляд, проблема в том, что зачастую геймеры не видят альтернативного, более полезного и не менее увлекательного способа времяпрепровождения, чем компьютерная игра. Например, жить своей собственной жизнью и прокачивать не чужие выдуманные, а свои собственные реальные навыки и способности, которые, в отличие от первых, остаются на всю оставшуюся жизнь и не исчезают с форматированием винчестера. Мы так стремимся к виртуальным победам, что забываем о победах настоящих, без которых в наше суровое время просто невозможно чего-либо добиться. А ведь зря, очень зря! Вы просто не поверите, каких результатов вы cможете добиться, если полчаса игрового времени потратите на что-нибудь более стоящее, например — тренажер слепого метода печати. Полгода — и к вашим возможностям добавится способность быстро и без особого напряжения вводить информацию на нужном языке. Конечно, это самый примитивный пример, более полезные навыки, как и в хорошей ролевой игре, требуют больших временных и физических затрат. К ним можно отнести и отличную физподготовку, и владение музыкальным инструментом, и эффективные средства самозащиты или просто талант забивать трехочковые с середины поля и тем самым вызывать восхищение у своих ленивых товарищей, которым никогда такого не добиться с их пагубными пристрастиями к симуляторам баскетбола.
Мир дает нам множество примеров вознаграждения благородного и целенаправленного труда. Вовсе не обязательно читать "Мартина Идена", чтобы узнать о них поближе. Достаточно просто включить компьютер и, в очередной раз увидев логотип Microsoft в правом нижнем углу монитора, вспомнить об американском мальчишке Билле, который благодаря своему упорству и таланту через 15 лет стал тем капитаном у штурвала программных технологий, которым его знает каждый образованный человек.
В этой сложной и не имеющей аналогов игре, в которой нам с тобой выпала честь находиться, действуют суровые правила. Здесь нет заранее задуманных разработчиками кодов и чужих прохождений. IDDQD не сделает тебя защищенным от испытаний, а IDKFA не принесет универсальное оружие для решения любых проблем на блюдечке с голубой каемочкой. Далеко не все усилия оправдываются, не всегда после сильного "главаря" можно поправить здоровье. Уровни могут казаться бесконечно долгими, а возникающие преграды — непреодолимыми. Но самое главное правило — здесь не прощают ошибок и не дают возможности загрузить игру после неудачной битвы. Все, что тебе остается — искать в себе силы начинать уровень сначала в надежде дойти до конца, не повторяя совершенных ошибок.
Посмотри на себя со стороны. В этой игре твои базовые навыки невозможно выбрать — они дарованы природой, и в них твоя сила. Помни — достигнешь ли ты максимума в их развитии зависит только от тебя. Именно в саморазвитии и в работе над собой ключ к сокровищнице твоих желаний. В этой игре главный противник — лень и отсутствие цели. Как можно что-то найти, если не знаешь, что искать?..
Таковы правила игры, в которую играют все вне зависимости от того, хотят они этого или нет. Бесспорно, в юношеском возрасте каждый из нас находится на самом ответственном уровне. Именно тогда, когда человеку так необходима концентрация на выборе жизненного пути, которым идти дальше, компьютерные игры кажутся наиболее заманчивым способом забывания нерешенных проблем. После десятков часов ты в очередной раз спасаешь виртуальный мир от нависшей угрозы, но согласись, ведь в этой настоящей игре, о суровых правилах которой было сказано выше, реальные проблемы не решены, а твое пристрастие равносильно пустой трате времени и драгоценных сил!
Народная мудрость про яд и лекарство позволяет смягчить суровый, но вполне справедливый вывод субъективных рассуждений. В разумных количествах компьютерная игра эффективный способ психологической разгрузки. Она поднимает настроение, дает возможность хотя бы ненадолго почувствовать себя тем, кем вряд ли удастся стать в настоящей жизни. Более того, многие игры вполне могут дать ту самую цель или идеал, к которому можно стремиться. Но для человека, который не в состоянии вовремя остановиться, эти компьютерные программы выступают в качестве электронного наркотика, потребление которого он не в состоянии самостоятельно ограничивать. Последствия могут быть весьма плачевными. Не сомневаюсь, что недалек тот день, когда он увидит достижения тех, кто все это время уверенно шел вперед к реальной цели, и пожалеет о своих никому не нужных увлечениях, но будет слишком поздно. Именно поэтому лучше задуматься о своем образе жизни уже сейчас, а не через 10 лет спустя, как это обычно бывает. Только тогда автор поймет, что его труд не был напрасен.
И пусть этот день будет твоим первым шагом на пути к собственному успеху. Впервые ты сможешь объективно посмотреть на себя и свою пустую многочасовую ежедневную трату времени со стороны. И поймешь, что вовсе не обязательно разочаровываться в компьютерных играх как в способе времяпрепровождения, ведь это пусть весьма специфический, но такой необходимый тебе отдых. Достаточно просто умело ограничить его и проследить, чтобы это выкраденное время не уходило зря. Теперь ты уверен: будущее есть отражение настоящего, а всего один шаг к поставленной цели каждый день — огромное преимущество перед другими, в котором ты не в праве себе отказать.
И пусть красочная обертка очередной игрушки обещает тебе незабываемые впечатления. Пусть все друзья хвастаются своими подвигами на ее просторах. Теперь ты знаешь на собственном опыте, что ни одна, пусть даже самая крупная виртуальная победа не сравнима с совершенно простым достижением собственного труда в реальной жизни.
max_849