Final Fantasy: фантазия неиссякаема
Говорим "консольная RPG" — подразумеваем Final Fantasy. Говорим Final Fantasy — подразумеваем один из самых популярных и качественных ролевых сериалов во всем игровом мире. Да, сегодня в "ретроспективе" — рассказ о серии Final Fantasy от японской Square (теперь — SquareEnix).
Шестнадцать лет тому назад небольшая японская фирма Square Ltd., разрабатывающая игры для Famicom Disk System ("Денди"), была фактически на грани банкротства. Чтобы изменить положение дел в лучшую сторону, президент компании Hironobu Sakaguchi предложил создать новую, замечательную, супер-пупер-качественную и неповторимую игру. Сделать что-то вроде популярной в то время Dragon Quest от Enix, только лучше. И ведь сделали! Игру назвали Final Fantasy ("Последняя фантазия") — на случай, если ей пришлось бы стать последней игрой в истории Square. К счастью, этого не произошло, и Final Fantasy (далее — FF) стала для Square первой ступенькой на лестнице к славе и популярности.
К вопросу о жанре FF
По жанру игры серии Final Fantasy (за исключением "побочных", вроде Final Fantasy Tactics) принадлежат к ролевым играм. Но FF и им подобные сильно отличаются от классических примеров виртуальных RPG (CRPG), поэтому их выделили в особый поджанр "консольных RPG", или JRPG (JapanRolePlayingGames, японские ролевые игры). Ролевые игры — это "жанр игр, в которых ведущим (мастером, сценаристом компьютерной игры) создается некий воображаемый мир, обычно отличный от нашей повседневности и подчиняющийся своим законам, после чего играющие "вживаются" в этот мир путем создания (иногда выбора) персонажей-жителей этого мира и отыгрывания их поступков в соответствии с придуманными для персонажей личностями-ролями" (формулировка из FAQ Ru.Game.RPG). Ролевые игры бывают "полевыми" (с выездами на природу, мечами-доспехами и всем прочим), настольными (с толстыми книжками, кубиками да мастерами) и компьютерно-приставочными (соответственно, реализованными на компьютерах/приставках;).
Из общей массы CRPG, то бишь, компьютерно-приставочных RPG, JRPG выделяются по некоторым характерным признакам. Во-первых, сюжет JRPG в большинстве случаев линеен. Да, он проработан, мастерски прописаны характеры персонажей и так далее, но он линеен! А это не есть очень хорошо. Во-вторых, в JRPG практически полностью отсутствует отыгрыш роли — главное в любой RPG. Вы не можете в большинстве игр жанра создавать своего персонажа. В-третьих, обычно у JRPG достаточно специфическая ("инициативная" — смесь пошаговых боев и real-time) боевая система. Кроме всего прочего, очень часто в качестве антуража сюжета JRPG используются "техно-магические" миры, а внутриигровая графика выполнена в стиле "аниме".
"Ты помнишь, как все начиналось?": FF I — FF III (NES)
Final Fantasy I вышла в конце 1987 года (Американский релиз состоялся в 1988). Что же она принесла игрокам? Поначалу незатейливый сюжет (убить бяку Garland-а и его приспешников, спасти принцессу) в течение игры закручивался и обрастал деталями. Путешествия во времени, мини-квесты — все это было в FF. Не было, однако, детально проработанных характеров героев — четыре персонажа разных классов ("Воины света") и довольно примитивная система их развития... Однако во многом новаторская пошаговая боевая система, хорошая музыка и неплохой по тем временам сюжет обеспечили успех FF. Интересен тот факт, что американская версия FF продалась в Штатах даже лучше, чем оригинальная в Японии. Final Fantasy, несмотря на свои множественные недостатки, стала фундаментальной игрой для Square и позволила компании продолжить серию (и свое существование).
Вторая Final Fantasy (1988) также оказалась достаточно неоднозначной. С одной стороны, в ней уже начинает прослеживаться тенденция к "традиционной манере повествования" серии (проекция сюжета на характеры героев и их взаимоотношения с другими людьми, миром и собой). С другой же, геймплей максимально упрощен — автоматическое улучшение характеристик, покупка магии, все те же во многом неудобные пошаговые бои из первой FF... Характеристики персонажей жестко заданы — подростки Frionel, Lionheart, Maria и Guy вливаются в движение сопротивления империи зла Baramekia с целью отомстить за убитых родителей и установить мир во всем мире. Кстати, именно во второй части впервые появился воздухоплаватель Cid, встречающийся игроку в каждой последующей части Final Fantasy. Final Fantasy II впервые вышла на английском языке лишь в этом году, вместе с FF I в составе Final Fantasy Origins для Playstation (PSX). Обновленная графика, красивые мультики и прочие вкусности для фанатов серии.
А вот Final Fantasy III (1990) до сих пор за пределами Японии не издавалась. "Отец" серии, Hironobu Sakaguchi, однажды сказал, что все четные игры серии были смелыми экспериментами, а нечетные — более традиционными и "спокойными" (в плане амбициозности/революционности) проектами. По духу и идеям FF III ближе к FF I, нежели чем к FF II. Снова безымянные герои, снова сюжет без особых изысков (четверо детей находят волшебный кристалл, ставящий им цель восстановления баланса в мире), но зато довольно продвинутая система профессий-классов. Этой игрой закончился NES-овский этап развития Final Fantasy. Square, кстати, и по сей день остается верна своему принципу, согласно которому она выпускаеют лишь по три серии FF для каждой платформы.
Первые три серии игры, FF I — FF III, на мой взгляд, представляют для игроков (кроме фанатов, разумеется) лишь академический интерес.
Новое рождение: FF IV — FF VI (SNES)
Final Fantasy IV (1991) вышла на значительно более мощной шестнадцатибитной консоли Super Nintendo Entertainment System (Super Nintendo). Стоит заметить, что SNES не была так популярна в СНГ, как, скажем, та же "Денди" (NES) или Sega MegaDrive-II (Genesis), но, тем не менее, обладатели приставок могли сполна насладиться замечательной игрой.
Итак, что же принес серии переход на новую платформу? Разумеется, значительно более качественную графику и прекрасную музыку. Кроме того, Square не забыла и о геймплее. FF IV напоминает FF II, с ее скрупулезным подходом к истории каждого персонажа и сюжетом, тесно связанным с взаимоотношениями между героями. Основное действующее лицо — Cecil, капитан имперской команды элитных солдат Redwings, в один прекрасный день осмелившийся поставить под сомнение бесчинства своих подопечных по жестоким приказам короля. За такую наглость товарища Cecil-а вместе с его закадычным другом Kain-ом отстраняют от командования Redwings и отправляют куда-подальше, на сложную и опасную миссию. В своем путешествии герои пытаются разобраться в себе и попутно победить зло. В FF IV была впервые представлена продвинутая боевая система ATB (ActiveTimeBattle), представляющая собой смесь пошаговых и real-time боев. Разнообразные модификации ATB стали теперь, в некотором роде, "визитной карточкой" JRPG. Захватывающий сюжет с акцентом на эмоции персонажей, ATB, более совершенная графика и завораживающий звук — FF IV действительно открыла новую эру развития серии. Американская версия была воспринята игроками без особого энтузиазма, в отличие от японской, которая продалась числом в несколько миллионов экземпляров. Кстати, в Штатах игра вышла под названием Final Fantasy II, что внесло некоторую путаницу в нумерацию.
В следующей части, Final Fantasy V (1992), создатели попытались вновь перенести акцент с истории главных героев на непосредственно геймплей. Три огромных мира, бОльшая свобода действий, улучшенная, по сравнению с FF3, система профессий и достаточно мощный сюжет — вот основные факторы, повлиявшие на успех FF V. Доселе невиданное качество геймплея и отличная replayability — так можно кратко охарактеризовать пятую часть сериала. С англоязычной версией были серьезные проблемы. Сначала японцы вовсе не хотели издавать FF V на английском из-за ее сложности и комплексности. В 1995-ом SquareSoft America начала подготовку выхода англоязычной версии пятой части сериала под названием Final Fantasy Extreme, но в 1996-ом из-за финансовых проблем проект был остановлен. В 1997-ом небезызвестная Eidos грозилась издать вместе с FF VII заодно и две предыдущие части, но дальше разговоров дело не пошло. Вскоре фанатами был выпущен неофициальный перевод ROM-а ("картриджа") с игрой, поэтому когда в конце 1999-го Square наконец разродилась Final Fantasy Anthology (обновленные FF V + FF VI для PSX), все любители уже вдоволь насладились игрой, тем более что "официальный" перевод, по отзывам знающих людей, оказался значительно хуже фанатского.
Вот, наконец, мы подошли к одной из лучших игр серии — Final Fantasy VI (1994). Шестой части удивительным образом удалось соединить в себе потрясающий геймплей, свободу действий и замечательный сюжет. Основную ветку (техномагический ("steam-magic") антураж, в котором злая Империя cтремится к абсолютной власти, девушка Terra, дочь человека и полубога, наделенная необычайными способностями, вступает в группу сопротивления, и так далее) прекрасным образом дополняют разнообразные мини-истории о глубинном мире каждого из персонажей. FF VI значительно "взрослее" предыдущих игр серии. По крайней мере, глубокий психологизм поступков и отношений героев, а также совсем не "детские" ситуации, с которыми им приходится сталкиваться, наводит именно на такие мысли. Шестая Final Fantasy, несмотря на на свой солидный возраст, будет и сейчас очень интересна всем или почти всем любителям хороших игр. А уж если они еще и неравнодушны к аниме!.. Одна из лучших игр серии, однозначный must-play. FF VI вышла в англоязычном варианте под названием FF III, что еще больше усилило путаницу с номерами. Напомню, обычная "японская" FF III официально в англоязычном варианте не выходила (ключевое слово — "официально";). Вот тут http://eyesonff.com/emulation.shtml можно скачать ROM-ы всех NES/SNES серий (I-VI) игры, а также "родственные" игры (вроде Chronotrigger). Там же есть ссылки на эмуляторы. В общем, играть вам не переиграть;). Что, переиграли?.. О'кей, тогда движемся дальше!
Фантазия вместе с Sony: FF7-FF9 (PSX)
Эпоха Final Fantasy на NES/SNES с выходом шестой части подошла к концу. На горизонте виднелась Sony Playstation (PSX), предлагающая ошеломляющую для тех времен производительность и огромные объемы компакт-дисков. Фанаты сериала ждали революции, и они ее получили. Спустя три года после выхода FF VI, в продаже появилась седьмая часть сериала, Final Fantasy VII (1997). Эту игру заслуженно считают лучшей (или, по крайней мере, одной из лучших) игрой серии. 3CD, под завязку набитые великолепными видеороликами, потрясающей красоты музыкой и прекрасной игровой графикой... Бюджет FF VII составил 30 млн. долларов (!!!), а над ее созданием трудилось более 120 человек. Мрачный мир, в котором причудливым образом сплелись технологии и магия. Могущественной корпорации Shinra, контролирующей таинственную жизненную энергию планеты Mako, противостоит группа сопротивления Avalanche. Главный герой, Cloud Strife, бывший элитный наемник Shinra, переходит на сторону Avalanche и очень скоро узнает, что, кроме Shinra, существует еще одна, более серьезная угроза жизни на планете... Игровая концепция во многом напоминает FF VI — то же неформальное разделение на классы, тот же персонаж-ориентированный сюжет и улучшенная боевая система. Добавьте к этому графику, с которой графика SNES-овских серий и рядом не валялась, потрясающей красоты музыку — и вы получите одну из лучших игр жанра JRPG за все время его существования и, пожалуй, лучшую игру серии Final Fantasy. Кстати, игра выходила и на PC, но если у вас будет такая возможность, лучше играйте в PSX-версию (например, на эмуляторе) — она значительно менее "БАГатая". В FF VII обязательно стоит поиграть не только ценителям жанра, но и всем любителям качественной игровой продукции.
Появившаяся в 1999-ом, Final Fantasy VIII стала, пожалуй, самой неоднозначной игрой серии (судя по оценкам игроков). Разработчики из Square намеренно решили отказаться от многих классических традиций, и, на первый взгляд, выдали на гора потрясающей красоты мелодраму, а не очередную серию великой Final Fantasy. Но то ли благодаря мастерству создателей, то ли из-за эффективного маркетинга;), FF VIII оказалась коммерчески успешным проектом (более трех миллионов проданных экземпляров) и стала, несмотря на полярные отзывы критиков, достойным носителем славного имени Final Fantasy. Достаточно заурядная "великая идея" (спасти мир и победить зло), как всегда, была дополнена огромным количеством побочных веток, разнообразных мини-событий и т.д. В FF VIII любовь впервые в серии обозначилась не как фон для взаимоотношений в команде персонажей, а чуть ли не как основная движущая сила сюжета. Подростковые комплексы, незрелая любовь и другие подобные проблемы — это преобладает в эмоциональной составляющей сюжета. Геймплей, по сравнению с предыдущими частями, также был значительно переработан. "Магическая" экипировка, интересные мини-игры, система Сил-Хранителей (Guardian Forces), нестандартная система управления персонажами, полный отказ от классов и профессий — вот важнейшие игровые отличия FF VIII от прочих FF. Графическое сопровождение также сильно изменилась — впервые в серии фигуры персонажей сохраняют реальные человеческие пропорции (в отличие от классических анимешных), "задники" отрисованы еще более убедительно, а анимация и спецэффекты боев в буквальном смысле захватывают дух. Опять-таки впервые (не слишком ли много "впервые" для одной игры?;) в FF VIII главной музыкальной темой стала песня со словами, а не простое инструментальное произведение (песня называлась "Eyes on me", была написана специально для этого случая Nobuo Uematsu и исполнена Faye Wong). Кстати, было продано более 50,000 CD с игровым саундтреком. Революционная и нестандартная (имеются в виду, понятное дело, стандарты серии) FF VIII стала новой вехой в истории Final Fantasy. FF VIII, как и предшественница, издавалась на РС, но по тем же причинам, что и седьмая FF ("сырость" движка, некачественность переноса), большой популярности не снискала.
После необычных и даже революционных FF VII и FF VIII, Square решает возвратиться к истокам в Final Fantasy IX (2000). Игра вернулась в привычный уютный "фэнтези" мир, безо всяких технологических штучек. Снова история, рассказанная сквозь призму человеческих взаимоотношений. Жесткая "классовая" привязка, достаточно простая, но удобная система скиллов — вот, пожалуй, и все серьезные геймплей-инновации со времен FF на SNES. В FF IX нет ничего экстраординарного, новаторского. Этой серией Square, похоже, просто хотела "тихо" завершить Playstation-овский период существования Final Fantasy и начать работу над десятой частью, уже на платформе PlayStation2 (PS2). Однако дух игры, старый добрый дух Final Fantasy остался неизменным. А это, знаете ли, радует.
Новые горизонты: FFX — FF XII (PS2)
Playstation2 открыла громадное количество новых возможностей для разработчиков и, конечно же, для игроков. По негласной традиции, каждая первая серия на новой платформе должна произвести мини-революцию — и Final Fantasy X (2001) тут явно не исключение. Над игрой работала команда разработчиков, создававшая FF VIII (девятая и десятая части разрабатывались параллельно), поэтому FF X во многом напоминает восьмую. Снова "правильные" пропорции, улучшенная система Guardian Forces (теперь они называются Aeons), новая "сферическая" система развития персонажей под названием "Sphere Grid", сильно измененная боевая система (гуд бай, ATB!). Графика в FF X вышла на новый качественный уровень. Никаких предварительно обсчитанных (prerendered) задников! Теперь все, что вы видите на экране, генерируется в полном 3D в реальном времени. По кинематографичности игровой процесс с такими темпами скоро вплотную подойдет к FMV-роликам Square, и определить, сцена ли это на движке или видеовставка, не будет представляться возможным. В FF X движения губ синхронизированы с речью персонажей. Кстати, впервые в серии диалоги (не все, правда, — лишь сюжетная часть) озвучены.
Сюжет, на первый взгляд, незатейлив — блицболист Tidus (как, вы ничего не слышали о блицболе? — это же популярный футуристический вид спорта, напоминающий смесь регби и водного поло) попадает в мир Spira, который терроризирует злобный Sin. Tidus собирается смотаться из Spira подобру-поздорову, но встречает аборигеншу Yuna, жаждущую избавить мир от Sina, и... На этом история явно не заканчивается;). Радует довольно необычная форма подачи сюжета (Tidus вспоминает о своих приключениях), как всегда, сильный акцент на детали и чувства, а также достаточное количество встроенных качественных мини-игр. Музыка, графика, сюжет — все на уровне от "выше среднего" до "исключительного". Чего еще желать, спрашивается?
Final Fantasy XI сравнительно недавно вышла на PS2, но уже успела наделать много шуму. Классический фэнтезийный мир, расширенная система профессий и практически полная свобода действий. Ах да, самое главное: FF XI — MMORPG, то бишь глобальный он-лайн ролевой проект. Это значит, что в одиночку поиграть не удастся. Своих поклонников FF XI уже нашла — с ноября прошлого года более 280,000 человек постоянно играют в новое детище Square. Совсем скоро появятся и РС-вариант проекта (конец 2003-го года).
В этом году, а конкретнее — 13 марта, в токийском магазине "Tsutaya Shibuya" состоялась презентация последней на данный момент игры серии Final Fantasy. Final Fantasy X-2 является прямым продолжением (впервые!) суперпопулярной FF X, и ее действие вновь происходит в мире Sin. Yuna находит необычную сферу, которая все время напоминает ей о возлюбленном, Tidus-е. Разумеется, она отправляется на поиски.
В продолжении улучшена графика (казалось бы, куда уж лучше?), обещан нелинейный геймплей, увлекательный сюжет (ну с этим точно не обманывают;), множество классов-профессий, четыре дополнительных мини-игры и грамотнейшее звуковое сопровождение. К сожалению, узнаем мы об этом пока лишь из пресс-релизов да переведенных на английский впечатлений игроков — американская версия FF X-2 выйдет в конце этого года, а европейская и того позже. Любопытно, что в первый же день продаж было куплено более полутора миллионов (!!!) коробок с FF X-2.
Что дальше? А дальше FF XII, к которой SquareEnix старательно подогревает интерес недомолвками. В частности, на осенней "Tokyo Game Show" (26-28.09) создатели не раскрыли карт и сообщили лишь дату официальной презентации — 19 ноября.
Что осталось за кадром
Отмечу, что в этой статье я рассказал лишь о "главной ветке" развития Final Fantasy. Остались без внимания Final Fantasy Tactics (стратегия), Final Fantasy Mystic Quest (упрощенная до нельзя RPG), Final Fantasy Advance и другие достойные (и не очень:) игры. С серией FF так или иначе связаны Chronotrigger, Parasite Eve 2, Chocobo Racing и т.д.
Как известно, в 2001 году вышел фильм Final Fantasy: The Spirits Within. Это первый в мире кинофильм, который был полностью "снят" на компьютерах. Хотя во многих эпизодах еще легко можно узнать компьютерную графику, некоторые выглядят пугающе реально. FF: TSW показал, что технологии уже вплотную подобрались к фотореалистичности. И тем не менее, фильм в прокате провалился. Возможно, Sakaguchi хотел запихнуть историю, достойную новой серии Final Fantasy, в небольшой по объему фильм, и ему это не удалось. Возможно, избалованные поп-корном и зрелищами (хотя в FF: TSW определенно есть на что посмотреть!) американские кинозрители просто не смогли уловить в нем ту глубину, которую пытались донести сценаристы... Однако посмотреть фильм, даже если вы не любитель FF, однозначно стоит. Хотя бы для того, чтобы прочувствовать, на что способен "компьютерный кинематограф" сегодня и каким он будет завтра.
"Я полагаю, у меня нет того, что нужно для создания хорошего экшена. Я думаю, у меня лучше получается рассказывать истории", — сказал однажды Hironobu Saka-guchi, отец Final Fantasy. Серия Final Fantasy прекрасна именно этим. Историями, которые через сюжет и персонажей рассказывает нам Square. Добрыми сказками для детей и взрослых. Final Fantasy сейчас живее всех живых, и, верю, она будет радовать любителей хороших игр еще очень долго. Долго-долго.
* По результатам опроса на GameFAQs http://www.gamefaqs.com
Николай "Nickky" Щетько