Достижение разблокировано
«Здравствуйте, меня зовут Саша и я наркоман» – эти слова кажутся идеальным вступлением, поскольку сегодня мы говорим об игровых достижениях. Действительно, на сообщения в уголке экрана, всплывающие с характерным звуком и свидетельствующие о том, что вы чего-то достигли, подсаживаешься и хочешь еще. Как утверждает сайт psntrophyleaders.com, к 6 марта 2010 года я получил все трофеи в Bayonetta, на что потратил 23 дня и 3 часа. Тот же ресурс тычет в лицо дату 14 июня 2017-го, потому что в тот день мне покорилась NieR: Automata, а общий счет платин добрался до отметки 34. Но я всегда могу остановиться! Просто не хочу. В общем, с исповедью закругляюсь и перехожу к раскрытию темы.
Шлите письма
Откровение № 1 – ачивменты не появились с запуском Xbox 360. Идея игровых достижений уходит в начало 80-х. Именно тогда один из основателей Activision Джим Леви придумал занятную систему награждения пользователей за их труды. Игроки внимательно изучали мануалы, где расписывались задания, и принимали вызов. После выполнения цели они имели право сделать фотографию счета с телевизора и послать письмо в компанию, за что получали вещь покруче нынешних ачивметов: настоящую нашивку и благодарственное письмо, зачастую написанное от лица вымышленного персонажа. Система распространялась на множество проектов Activision, включая Pitfall!, Barnstorming, Dolphin, выходивших на платформах Atari 2600, Intellivision, Collecovision, Atari 5200 и Commodore 64. Достижения не отличались особой выдумкой. В основном требовалось набить определенное количество очков или пройти уровень за указанное время. Посмотреть на игры, условия достижений и нашивки можно тут или здесь. К концу 1983 года Activision свернула затею.
Айкью
В 1989 году на DOS, Amiga, Atari ST вышла Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure с системой IQ. Это не коэффициент интеллекта, а «Indy Quotient», то есть коэффициент Инди. Она мотивировала проходить игру различными способами. Схожий подход использовала Sierra в своих приключениях, однако в случае с Джонсом счет не сбрасывался после выключения игры. Заработать максимальный IQ, а это 800 очков, удавалось самым целеустремленным: некоторые альтернативные решения проблем были довольно сложными.
Спустя три года на прилавки упала Indiana Jones and the Fate of Atlantis, выходившая также на DOS и Amiga, в которой система IQ претерпела значительные изменения. Во-первых, счет был увеличен с 800 очков до 1000. Во-вторых, адвенчура в один прекрасный момент предлагала выбрать эдакий стиль прохождения. «Путь смекалки» обещал сложные пазлы и меньше драк, «Путь кулака» – бои в изобилии и головоломки попроще. «Командный путь» же сулил задачки, рассчитанные на два персонажа, Джонса и Софию. Почти что Dishonored 2 с ее прохождением без убийств, без поднятия тревоги и без использования способностей.
Секретные бонусы и социальная жизнь
Следующая остановка – 1990 год. Тогда появилась одна из первых игр, в которой достижения были реализованы на программном уровне. Называлась она E-Motion и привлекала к себе внимание пятью так называемыми «Секретными бонусами». В одном случае требовалось завершить первый уровень, забыв о переходах через границу экрана. В другом – пройти этап, не поворачивая направо. Система из E-Motion очень близка к современным достижениям, но ей не хватало важной детали: нельзя было выйти в сеть и показать всем свою статистику. E-Motion разрабатывалась, в том числе, под Amiga, Atari ST, Commodore 64 и MS-DOS.
Социальная жизнь игровых достижений началась с сайта MSN Gaming Zone, принадлежащего Microsoft. Он был запущен в 1996 году и здравствует по сей день. Здесь можно утонуть в десятках казуальных игр, как одиночных, так и мультиплеерных, открыть «бэджики», выдающиеся за выполнение определенных условий, но главное – поделиться результатами с друзьями. Ресурс расположен тут.
Xbox Live, или новая жизни
Вторым Днем рождения ачивментов можно по праву считать 22 ноября 2005 года, когда на территории Северной Америки в продажу поступила Xbox 360. Казалось бы, Microsoft не сделала ничего особенного. Был придуман Gamerscore, буквально игровой счет, и появилась онлайн статистика, но этого хватило, чтобы не на шутку заразить индустрию. Народ стал маниакально увеличивать показатель очков в профиле Xbox Live. Здесь сразу видно, кто Gears of War на безумной сложности одолел, а кто геймпад в руках держать не достоин. Соревновательный элемент – вот что вскружило публике голову. К слову, различные собирательные вещи, как жетоны павших солдат в тех же «Шестеренках», стали не такими бесполезными, ведь открывается ачивмент – лишний повод для хвастовства. С Xbox One, вышедшей в 2013-ом, компания продолжила совершенствовать систему. Например, был добавлен показатель редкости достижений. Нашлось место и для косметических улучшений: на смену мелким значкам ачивментов пришли скриншоты. Вдобавок появилась возможность менять цвет всплывающего сообщения и так далее.
Games for Windows – Live, или почти что смерть
После сайта MSN Gaming Zone кому как не Microsoft было развивать тему игровых достижений. С Xbox Live было все отлично, на PC – не очень. 29 мая на персоналках запустился сервис Games for Windows – Live, выпивший немало крови и у пиратов, и у честных пользователей. Проблемы начинались на стадии регистрации, поскольку интерфейс был не интуитивен, и если вы делали все правильно, по необъяснимым причинам у вас все равно ничего не получалось. Сохранения привязывались к профилю, что сулило им долгую жизнь в случае капризов игры или сноса операционной системы. Онлайн сбоил. Погружение в Resident Evil 5 или Street Fighter 4 могло обернуться нервным срывом. Активации ограничивались, но самое забавное было в том, что ключ от одной игры превращал нелегальную копию другой в лицензионную. Простым движением руки образ Kane & Lynch: Dead Men, завалявшийся на жестком диске, пускал в сетевые разборки между грабителями.
Games for Windows – Live обладала скромной библиотекой, куда входили и совсем необычные проекты: ради Halo 2 приходилось ставить «Висту», а Shadowrun поддерживала кроссплатформенную игру с Xbox 360. Не обходилось и без читерства: Fallout 3 разблокировала ачивменты, подчиняясь консольным командам. В итоге многострадальный сервис заменило приложение Xbox, а те же Bioshock 2, Batman: Arkham Asylum и прочие перебрались в Steam.
«Персональный» хаос
Valve тоже смекнула, что за ачивментами будущее, и первым, кто удостоился поддержки системы в Steam, стал легендарный сборник The Orange Box, что произошло в 2007 году. Но не весь, по крайней мере на PC. Half-Life 2 вместе с первым эпизодом получили достижения только к 2010-ому. В отличие от Microsoft, Valve не награждает игроков очками. Поскольку ачивменты доступны любителям делать моды, смысл в счете пропадает напрочь: легко сломать механизм. Достижения в Steam повышают реиграбельность проектов и порой меняют геймплей. В Team Fortress 2 за ачивменты открывается новое вооружение, а для сбора всего и вся нужно играть разными классами. Позже добавлять в игры достижения разрешили и сторонним разработчикам.
Несмотря на тонны проектов всех сортов, на PC собирательство наград не так популярно, как на консолях. Почему? У Ubisoft есть Uplay, где за «действия» выдаются очки. Их можно тратить на открытие внутриигровых бонусов в любых проектах, доступных на аккаунте. Хотите чистенькую статистику в новых Assassin's Creed – вам туда. Нравится Battlefield 1? Вам в личное пространство Electronic Arts, именуемое Origin. Учитывая, что существуют проекты со своими системами достижений, как World of Warcraft, то ответ на вопрос напрашивается сам собой: на PC нет места, объединяющего всю статистику. Здесь царит хаос.
От бронзы до платины
Sony посматривала на систему достижений Microsoft, но не решалась на глобальные перемены. Наконец, летом 2008 компания анонсировала прошивку 2.40 для PlayStation 3, добавляющую поддержку трофеев. Меж тем в Японии консоль запустили в 2006 году. На Xbox борьба идет за очки, но у Sony было свое виденье. Она придумала четыре типа наград: бронзовые, серебряные, золотые и платиновые. Каждый кубок имеет свою ценность, и с увеличением количества трофеев повышается уровень игрока. Самым ценным призом выступает платиновый, что в корне меняет подход к зачистке игр. На Xbox можно биться за 100% результат, но не обязательно: с открытием всех ачивментов не выдается ничего особенного. Иногда ради показателей проще взяться за новую игру, забыв про старую. На PlayStation вся соль в платинах, ради которых нужно позаботиться обо всех трофеях. Оставлять один заблокированный приз – не солидно. Изначально трофеи были необязательной частью сертификации игр, но с января 2009-го Sony изменила решение.
Кому повезло, кому нет, и о развитии идеи
Среди первых игр, получивших поддержку трофеев, были LittleBigPlanet, MotorStorm Pacific Rift, Resistance 2 и другие. Позже с системой подружилась Uncharted: Drake's Fortune. Ее внутриигровые награды превратились в трофеи, но даже если вы ранее доходили до титров, выбивать все приходилось по новой. Обновление с поддержкой трофеев для Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots приурочили к 25-летию серии. Поклонники успели потерять надежду, но подарку безумно обрадовались. К сожалению, повезло далеко не всем. Без трофеев остались The Darkness, Folklore, Heavenly Sword и другие. Награды в Valkyria Chronicles пришли только с переизданием для PlayStation 4.
Призы не заглянули на PlayStation Portable от 2004 года, хотя никто бы не отказался повыбивать награды в переиздании Persona 3. Консоли взламывались пиратами, из-за чего вся система трофеев могла попасть под удар. На PlayStation Vita награды засветились, но без каких-либо изменений, чего нельзя сказать относительно PlayStation 4. Приставка вышла в 2013 году и научилась показывать редкость трофеев, а с выходом прошивки 2.50 или Yukimura – делать снимок экрана в момент получения кубка. Бесполезно, но изредка скриншоты получаются изумительными. Также появилась возможность удаления из списка игр с 0% статистикой и прочий функционал.
Обо всем на свете
Феномен ачивментов неразрывно связан с охотниками, которым абсолютно без разницы, во что играть. В ход идут спортивные симуляторы и забавы для детей. Откровенным мусором, как Terminator: Salvation, они тоже не брезгуют. За 3–5 часов здесь выбивается платина или максимальный счет, в зависимости от платформы. Удовольствие от геймплея отходит на второй план. Главное – цифры в профиле. Порой одни и те же игры разных регионов обладают своими списками одинаковых ачивментов, на что охотники набрасываются с голодными глазами. Так, на PlayStation 3 доступны несколько платин в Demon's Souls и Catherine. Более того, в интернете можно найти «профессионалов», которые за определенную сумму выбьют награды за вас. 1000 Gamerscore на давно прикрытом ресурсе Level My 360 стоили $100.
Для тех, кому совесть не позволяет ступить на тропу «криминала», существуют тематические сайты, где народ помогает друг другу с выбиванием сложных ачивментов, в основном связанных с онлайном. Это же справедливо и для непопулярных мультиплеерных игр, где трудно найти напарника. Путеводители – отдельная тема. Люди просчитывают оптимальный путь до максимального счета и дают подсказки по выбиванию каждой награды, чтобы вы нервничали меньше. Русскоговорящая аудитория предпочитает ресурс stratege.ru, где сделан упор на PlayStation, но и раздел для Xbox имеется. Что до зарубежных сайтов, то о трофеях классно пишут на powerpyx.com, про ачивменты – на xboxachievements.com.
Доподлинно неизвестно, кто яростнее выбивает награды: обладатели систем PlayStation или Xbox – но с мобильными устройствами все очевидно. В первую очередь, это неигровые платформы, поэтому консольного фанатизма здесь не наблюдается. А что там с Nintendo? Как раньше, так и сейчас – глухо. Система наград ей не нужна, но обижаться на это не хочется. Компания за собирательство любит поощрять по-настоящему ценными бонусами вроде новых уровней.
Лидер PSN
В данный момент рекорд по количеству трофеев в PSN принадлежит Хакаму Кариму, известному как Hakoom. На его счету 1320 платин, а уровень застыл на отметке 196. Hakoom считает, что счетчик трофеев – важнейшая часть профиля, демонстрирующая профессионализм игрока. Сначала он хотел попасть в топ-10, но вскоре понял, что может претендовать на первое место. Достижения открывались быстро, что напоминало о временах, когда Hakoom зависал в MMO. Кому-то может показаться, что браться за такое огромное количество проектов – дело постыдное, но Кариму неважно, что скажут окружающие. Если в руки попадает игра, следовательно, ее нужно зачистить. Он буквально проходит все подряд, включая малоизвестные японские релизы, о которых на западе не слышали. Hakoom старается играть каждый день. При этом он успевает уделять внимание семье и ходить на работу. Бывает, что трофеи выбиваются прямо на служебном месте, а некоторые открываются, когда все спят. Зажатая турбо-кнопка на геймпаде берет на себя тяжкое бремя повторения одного и того же действия. В целом, за неделю на увлечение уходит порядка 70–120 часов. К сожалению, Sony игнорирует увлечение Hakoom. С лидером Xbox Live совсем другая история.
Лидер Xbox Live
Реймонд Кокс, известный как Stallion83, попал в книгу рекордов Гиннеса, получил уникальную именную золотую карту Xbox Live и пожизненную подписку на одноименный сервис. Microsoft позиционирует его как пример для подражания. А все почему: Stallion83 первым набрал миллион Gamerscore. Сначала было 100 000 очков, затем 200 000, после чего он прикинул, насколько далеко все может зайти. Сейчас в профиле Stallion83 красуется цифра 1 621 929. После зачистки Call of Duty 2 он буквально влюбился в систему ачивментов и старался, чтобы Gamerscore был настолько высоким, насколько возможно. Заработать 100 000 очков было потрясающим чувством, но по сравнению с миллионом это всего лишь цифра. Одним из самых сложных ачивментов в карьере Stallion83 был «Seriously...» из Gears of War, требующий убить 10 000 врагов в рейтинговых матчах. На него ушло несколько месяцев, которые можно было потратить на другие игры и тем самым заработать больше очков. Но Кокс ни о чем не жалеет. Однажды за выходные ему удалось разблокировать 17 000 Gamerscore, что как раз произошло перед заветным миллионом. Из-за ачивментов Stallion83 не стал меньше наслаждаться играми. Если бы не система поощрения, он никогда бы не ознакомился с серией LEGO, а ведь в ней много замечательных проектов.
Из необычного
В мире есть тонны простецких ачивментов, один другого смешнее, но издевка в Shadows of the Damned ощущается по-особенному. Награда «You Go To Hell» всплывает после того, как вы заходите в меню. Больше ничего не нужно делать. Разве что пристегнуться: все-таки в ад отправляетесь. Стоит отметить, что данный проект обладает признаком дурного тона. Обычно, проходя игру на максимальном уровне сложности, открываются награды за легкий и средний, но только не в Shadows of the Damned. Ее нужно одолеть три раза, и плевать она хотела, что вам надоели непропускаемые ролики.
В Resonance of Fate нет каких-то трофеев на грани, но есть кое-что другое. Помимо наград со скучным значком, существуют те, что складываются в картинку. Это может быть и башня, и герои. Зачем оно надо? После 100 часов беготни на душе должно быть вдвойне приятно.
NieR: Automata странная во всех отношениях. После третьего прохождения в лагере сопротивления у одной женщины появляется новая строчка диалога. Вы ей говорите: «Эй, мне кое-что нужно, и ты знаешь, о чем я», – а вам в ответ: «Конечно», – и открывается магазин трофеев. Ценники штормит от 50 до 200 тысяч. Правда, сюжетные покупать нельзя, зато 20 разновидностей рыб ловить не придется. Если ресурсов не хватает, есть и обходной путь. Копируете сохранения в облако или на флешку, закупаете одно, используете старый сэйв, берете другое, и так до победного. О ваших махинациях никто не узнает.
Если вы хотите купить один диск и выбивать ачивменты несколько месяцев, забыв про семью и друзей, вам определенно нужен сборник Halo: The Master Chief Collection. В нем 600 достижений на сумму 6 тысяч очков. Для 100% требуется пройти пять частей Halo, если учесть DLC в виде Halo 3: ODST, на легендарном уровне сложности, что, черт возьми, кажется нереальным. Плюс сетевые баталии – и вот оно определение хардкору.
***
На полке стоит Infamous: Second Son, в котором до платины осталось взять на себя роль злодея. Shadows of the Damned нужно пробежать на максимальном уровне сложности, и я получу 100% статистику. Приняв альтернативные решения в Quantum Break, все ачивменты будут моими. Повторюсь: я всегда могу остановиться! Просто не хочу. Играйте с умом, выбирайте лучшее.
Александр Демидов
Комментарии
Спасибо за отличный материал
_____________________
http://recenzent.com.ua/
Очень классная статья. Я помню свою первую платину, будто это было вчера
Praise the sun!