«Цитадель смерти»: советский киберпанк
В конце 90-х годов XX века, с выходом на экраны знаменитой «Матрицы» мир всколыхнула новая мода на киберпанк. Жанр триумфально вернулся в кинематограф, причем на сей раз киберпанк показал себя гораздо успешнее, чем в кинематографе 80-х, после релиза «Бегущего по лезвию». Однако история могла бы пойти совершенно по другому пути. Немногие знают, что почти за 10 лет до выхода на экраны «Матрицы» советские и американские кинематографисты задумали снять «Цитадель смерти» – масштабную и мрачную картину, которая бы продолжала оригинальные идеи о мрачном и антиутопичном мире, заложенные в «Бегущем по лезвию». И кто знает, в какую сторону повернула бы история киберпанка в кинематографе, если бы тогда, в начале 90-х, «Цитадель смерти» все же увидела бы свет…
Свободный город под свободным небом
«Цитадель смерти» создавалась после успеха «Иглы» и была ее прямым сиквелом. В «Игле» главную роль исполнял Виктор Цой, его же пригласили и в «Цитадель смерти». Только на этот раз история получилась бы полностью футуристической. Идея режиссера Рашида Нугманова, кстати, снимавшего и «Иглу», состояла в том, чтобы показать футуристический СССР в стиле киберпанка. Это было бы настоящее «темное будущее». Первый и второй фильм должны были показывать вселенную киносерии примерно так же, как показывали свою вселенную первая и вторая части «Безумного Макса» Джорджа Миллера, с той разницей, что в «Максе» вместо киберпанка был постапокалипсис, тоже мрачный и пессимистичный. Первый фильм – еще более-менее цивилизованное общество, уже сильно гниющее, второй – полный развал и война всех против всех. Планировался еще и третий фильм, «Дети солнца», вдохновленный сюжетом «Семи самураев», в котором действие должно было разворачиваться на улицах и в окрестностях большого города, где наемники сражались бы с бандой байкеров. Впоследствии «Детей солнца» Нугманов все-таки выпустил в черновом варианте, картина получила окончательное название «Дикий Восток» и сменила жанр на постапокалипсис – но все же она вышла. А вот «Цитадели смерти» не так повезло.
«Цитадель смерти» должна была показать СССР, охваченный гражданской войной. В полуразрушенной стране еще остается один свободный город – Ленинград, живущий только по своим собственным законам. Здесь же функционирует аэропорт, из которого можно улететь за границу. Именно поэтому сюда пробирается знакомый по «Игле» Моро (Виктор Цой) – ему просто хочется убраться подальше от СССР. Здесь Моро спасает девочку Алису и невольно оказывается втянут в новое опасное приключение, связанное с планами одного грозного диктатора по захвату власти в Ленинграде. При этом в самом городе действуют различные враждующие между собой банды байкеров, с которыми Моро также приходится иметь дело…
В фильме планировалось много экшена – большие битвы между многочисленными враждующими группировками, рукопашная схватка Моро с одним из главных антагонистов, казачьим атаманом, в самом финале картины, обезвреживание за секунды до взрыва атомной бомбы, которая должна была, по замыслу злодеев, уничтожить Ленинград. В самом деле, можно допустить, что выйди картина в свет, она стала бы культовой для жанра киберпанк.
Паук-робот
Сам мир свободного города Ленинграда выглядел бы по-настоящему сюрреалистично. Кругом разруха и бедность, но телевизоры и радиоприемники вещают об изобилии и хорошей жизни. С экранов своих подданных воодушевляет на новые свершения Доктор Друг – лидер свободного города, вдохновленный Безумным Шляпником из «Алисы в стране чудес». Доктор Друг был бы главным злодеем фильма, причем его предполагалось представить в виде шоумена. В общем, Ленинград в «Цитадели смерти» планировался сумасшедшим и нереальным. А вот Моро в исполнении Виктора Цоя должен был выглядеть точно так же, как в «Игле» – то есть Цой оставался бы практически собой.
Элементы киберпанка выражались в новом фильме не так ярко, как в последовавшей через почти десять лет «Матрице». Но с другой стороны, в сценарии точно существовал огромный металлический паук Борис (отсылка к Борису Ельцину), лазающий по большим зданиям, вооруженный атомной бомбой. Доктор Друг полагался бы на Бориса и на отряды оболваненных казаков с пустыми глазами, с кавалерийскими шашками в руках и с большими наушниками на головах, в которые транслировались специально сделанные для них записи. Наверняка были и другие киберпанковские элементы – ведь скриптом картины занимался основатель всего жанра киберпанк.
Виктор Цой и Рашид Нугманов
На самом деле, основу сценария сделал еще сам Нугманов, причем делалась она сразу на русском и английском языке – к тому времени у режиссера уже было достаточно много предложений от западных кинематографистов. 18 января 1990 года Рашид Нугманов и Виктор Цой приехали с основой сценария «Цитадели смерти» на кинофестиваль «Санденс», где начали искать партнеров для создания фильма. Все шло очень хорошо, картиной заинтересовалась американская New Line Cinema, продюсеры которой даже организовали встречу Нугманова с Уильямом Гибсоном, «отцом» киберпанка, который должен был подготовить полноценный сценарий «Цитадели смерти» на основе идеи Нугманова.
Гибсон ранее ничего не знал ни о Викторе Цое и группе «Кино», ни о Рашиде Нугманове, однако идея «Цитадели смерти» ему очень понравилась. Уильям работал довольно быстро, и к апрелю 90-го года у него уже был основной вариант сценария фильма. Имея сценарий, продюсеры New Line Cinema уже могли приступить к подбору актеров на главные роли в грядущей картине.
Большое кино
Как вспоминает Рашид Нугманов, у американцев был очень большой интерес к «Цитадели смерти», в которой они видели полноценный фантастический блокбастер с бюджетом начиная от $10 млн. и выше в зависимости от того, насколько большим будет размах картины. На одну из ролей в фильме претендовал Брюс Уиллис – большой поклонник творчества Уильяма Гибсона. Роль Доктора Друга планировалось отдать Дэвиду Бирну, лидеру группы Talking Heads. За саундтрек должны были отвечать группы «Кино» и The Who. Основной задачей съемочной команды, в том числе и в том, что касалось саундтрека фильма, было показать дикую, безумную смесь социализма и капитализма, царящую на улицах Ленинграда.
К сожалению, все планы на «Цитадель смерти» перечеркнула смерть Виктора Цоя в 1991 году. После этого трагического события Нугманов уже больше не занимался фильмом всерьез и лишь недавно начал интересоваться возможностью возрождения киберпанка о свободном городе Ленинграде. К настоящему времени от «Цитадели смерти» сохранился полностью готовый сценарий Уильяма Гибсона, а также большой архив творческой и юридической переписки и творческих комментариев.
Сейчас Нугманов ищет финансирование для современной версии «Цитадели смерти», в которой главную роль будет исполнять сын Виктора Цоя, Александр. Рашид признается, что продюсеров пугает и отталкивает именно сюрреалистичный мир фильма. Даже несмотря на то, что действие происходит в альтернативной реальности, большие компании не рискуют вкладывать деньги в фильм с киберпанковским Ленинградом, по которому ползает огромный стальной паук и на улицах которого казаки с шашками дерутся с байкерами на мотоциклах. Если с фильмом так ничего и не получится, Рашид Нугманов, возможно, выпустит «Цитадель смерти» в виде комикса.
В любом воплощении нам будет очень интересно увидеть советско-американский киберпанковский мир, пускай он и значительно трансформируется за тридцать лет после рождения первых идей о нем. К сожалению, пока никаких позитивных новостей нет, но сценарий Гибсона для «Чужого 3» уже увидел свет в виде комикса – а значит, есть надежда, что когда-нибудь настанет черед и «Цитадели смерти».
AlexS