Castlevania: Анимационная «Игра престолов», или Дракула тоже плачет

on августа 17, 2021 - 01:04

Недавно на Netflix после четвёртого сезона закончился сериал Уоррена Эллиса Castlevania, основанный на культовой видеоигровой серии от Konami. В честь этого мы оглядываемся назад, чтобы рассказать обо всех сезонах шоу и о сериале в целом.

Истоки

Изначально шоураннер сериала Уоррен Эллис (автор культового комикса «Трансметрополитен») с 2007 года работал над сценарием фильма. Но как это часто бывает среди игровых экранизаций, проект очутился в производственном аду. И лишь в 2015 году под крылом Netflix Castlevania превратилась в анимационный сериал, а Эллис стал ведущим автором проекта. Учитывая то, что изначально сценарист планировал эпичную историю, которая покроет сразу три фильма, можно сказать, что увеличенный хронометраж пошёл проекту на пользу.

История Castlevania

Но то, что изначально сценарий писался для фильма, выдаёт уже тот факт, что в первом сезоне всего четыре серии общим хронометражем в полтора часа. Очевидно, что дебютный сезон задумывался как проба пера. Это скорее длинная экспозиция, призванная познакомить зрителя с миром, героями и наметить конфликт.

В сериале адаптируется история третьей части игровой серии, Dracula’s Curse, но часто здесь можно встретить отсылки и фрагменты сюжета других игр, например, культовой Symphony of the Night. Главным героем выступает потомственный охотник на вампиров Тревор Бельмонт, порой безрассудный и самоуверенный, но превосходно владеющий мастерством истребления всякой нечисти. Тревор скрывает свои переживания за ехидными шуточками и выпивкой, предпочитая производить впечатление загадочного и умелого воина. Позже к нему присоединятся магичка Сайфа и сын Дракулы Алукард. На их решении объединить силы, для того чтобы дать бой Дракуле, объявившему войну всему человечеству, и обрывается первый сезон, оставляя зрителя в недоумении. Всё-таки за первые четыре серии авторы лишь пунктиром намечают характеры основных действующих лиц, обрисовывают глобальную цель героев и отправляют их в приключение. Да, здесь нашлось место нескольким ярким экшен-сценам, вдохновлённым оригинальными играми, и хорошей работе с образом главного антагониста – Дракулы. Но всё это не помогает отделаться от ощущения, что посмотрел лишь пилот эпической истории.

История Castlevania

Убить Дракулу

Собственно, так оно и было. Во втором сезоне количество эпизодов увеличилось вдвое, до восьми серии. Выросли и размах истории, и количество действующих лиц, и глубина работы с характерами главных героев. Второй сезон успешно развивает весь потенциал, заложенный в историю в первых сериях. Это и троица интересных, но непохожих героев, объединённых общей целью, и трагическая фигура антагониста, тоскующего по любимой женщине под гнётом вечной жизни, и сеттинг, вдохновленный Румынией XIV века, где вся власть находится в руках церкви, и существуют кланы вампиров, враждующие с людьми и себе подобными.

Динамика в партии главных героев достигается за счёт того, что в ней состоит взбалмошный охотник на вампиров и вампир-полукровка с наклонностями аристократа. Между ними регулярно возникают споры, которые приходится разрешать волшебнице Сайфе – ее сделали куда более значимым персонажем, чем в оригинальных играх. Это не самый оригинальный подход, но Эллис мастерки одаривает своих героев дополнительными штрихами и нюансами, благодаря чему их взаимодействие всегда остаётся интересным. Но лучше всех получился всё-таки Алукард. Сын Дракулы прекрасно понимает чувства своего отца и по-прежнему его любит, несмотря на сложные отношения. Но он не может позволить ему совершить геноцид человечества – рода, к которому принадлежала его мать.

История Castlevania

Сцены с Дракулой способны вызвать такие же чувства и у зрителя. Нам показывают, что когда-то главному вампиру были не чужды сострадание, любовь и страсть к науке и философии. Но теперь его пожирает боль от утраты той, ради кого он стремился стать лучше. Смерть жены пробуждает в Дракуле самые страшные и потаённые стороны его души, заставившие его развязать войну против целого народа. Как и все лучшие злодеи, он способен вызывать у зрителя одновременно сочувствие и ужас, трепет и отвращение.

Не забывают авторы и расширять мифологию своего мира. Во втором сезоне появляются несколько кланов вампиров, которые Дракула стремится объединить. А также два генерала Дракулы, Гектор и Айзек. Они простые люди, которых тоже питает ненависть ко всему человечеству. Благодаря этому в сезоне находится место политическим интригам и серой морали. Здесь нельзя назвать кого-то однозначно хорошим или плохим. У всех главных действующих лиц есть сложносочинённые мотивы, что не позволяет выбрать кого-то, за кого хочется «болеть» на протяжении истории. Но и интерес, чем все эти конфликты разноплановых героев закончатся, не позволяет отпустить сезон до финальных титров последнего эпизода. Тем более предпоследняя серия целиком посвящена крайне напряжённой и изобретательно поставленной битве.

История Castlevania

Последствия

Для любого, кто краем уха слышал о серии Castlevania, не будет сюрпризом, что герои одолеют Дракулу. И кажется, что это будет точкой в истории мультсериала. Но на самом деле, здесь самое интересное только начинается. Смерть самого могущественного существа подрывает как устройство этого мира, так и душевное состояние одного из героев. Благодаря этому решению Эллис смог снизить темп истории, дать истории «подышать» и развить ещё более интересные конфликты.

Алукард, который после победы над своим отцом остается наедине с собой в его огромном замке, медленно начинает съедать себя изнутри из-за чувства одиночества и вины. Тревор и Сайфа становятся странствующими охотниками за монстрами, которым предстоит столкнуться с тем, что очень многие хотят вернуть Дракулу к жизни. И в это же время вампирские кланы и последователи Дракулы плетут свои политические интриги.

История Castlevania

В этот раз акцент несколько смещается с главных героев. Честно говоря, ветки главных героев даже можно назвать второстепенными. В основном фокусе внимания сценаристов находятся попытки союза вампирский сестёр распространить своё влияние на весь континент и история одного из генералов Дракулы, Айзека, который собирает демоническое войско, чтобы отомстить за своего господина, а если повезёт – и вернуть его в мир живых. Кто-то может посчитать такой подход к сезону (который, кстати, разросся до 10 эпизодов) филлерным. Но здесь столько важной информации о мире и героях, неторопливых задушевных бесед и философских размышлений, яркого экшена и новых локаций, что сказать, мол, время зрителя тратят впустую, никак нельзя.

Можно сказать, что несколько раз за сезон здесь проседает темп, а некоторые сцены можно было бы и сократить. Но во всех этих сценах чувствуется любовь создателей к своим героям, их одержимость этой историей и миром, поэтому и винить их как-то не выходит, ведь эта страсть передаётся через экран, и даже затянутые диалоги не чувствуются утомительными. А для самых нетерпеливых этот недостаток сполна искупит экшен. Он всё ещё крайне насыщенный и разнообразный.

История Castlevania

Гранд-финал

Неизвестно, задумывался ли четвёртый сезон финальным изначально, или это последствия обвинения Уоррена Эллиса в сексуальных домогательствах. В любом случае во время просмотра чувства скомканности или торопливости ни разу не возникает. История развивается в стиле и темпе третьего сезона: в десяти получасовых эпизодах найдётся место и долгим философским беседам, и поискам героями своего места в это мире, и безумному экшену, который здесь, кажется, наконец достигает апогея, и даже появлению новых героев.

Все сюжетные линии, заложенные в предыдущем сезоне, сходятся, чтобы во второй половине сезона накрыть зрителя крещендо из мощнейших сцен. Возможно, именно поэтому сам финал несколько разочаровывает. Всё-таки ему не хватает бескомпромиссности и жёсткости, которые были свойственны шоу всю дорогу. Можно списать это на желание оставить у зрителя ощущение удовлетворённости от долгой истории. Но уж слишком типичной и сладостной ощущается концовка. Можно предположить, что изначально она была другой и предполагала возможные продолжения. Но уже анонсирован спин-офф, так что прощаться с этим миром нам пока не приходится. Вот только будет ли он столь же качественным без участия Уоррена Эллиса, ещё предстоит выяснить.

История Castlevania

***

Четыре сезона Castlevania можно назвать во многом переломным как для экранизаций видеоигр, так и для подхода Netflix к анимации.

В данный момент это самая успешная попытка экранизировать популярную серию игр в кинематографическом формате. Кажется, секрет авторов был прост: взять культовую игру лишь за основу, обогатив её глубиной характеров героев и прописанной мифологией, не забывая радовать фанатов оригинала может и незначительными, но приятными кивками и отсылками. И именно после успеха этого сериала Netlix, HBO, Amazon Prime и Showtime запустили в разработку ряд телевизионных адаптаций игр. Нам ещё предстоит увидеть, оправдается ли их ставка, но уже сейчас кажется, что многосерийный формат — лучший способ адаптаций культовых серий.

История Castlevania

К тому же Castlevania была первой в череде проектов, которые в классификации Netflix проходят как аниме, хоть по факту ими не являются, так как рисуются за пределами Японии. Уже на сервисе вышли небезынтересные подобные проекты по «Тихоокеанскому рубежу», Dragon’s Dogma, Dota и греческой мифологии под названием «Кровь Зевса». Поэтому мультипликационную Castlevania можно считать прародителем нового анимационного направления.

Проект Уоррена Эллиса уже вписал себя в историю, удостоившись признания и геймеров, и поклонников взрослой анимации, и тех, кому просто нравятся эпические фэнтезийные истории. Вряд ли кто-то мог помыслить о таком успехе изначально крайне нишевого шоу, у которого сейчас есть шансы стать предвестником ренессанса игровых адаптаций.

Павел Тютюнник

Ретроспектива №254
Упоминаемые игры и серии: 

Яндекс.Метрика