Beyond Divinity Ролевая система

Posted by Anuriel on октября 30, 2004 - 00:00

Ролевая система в такой проработанной игре, как Beyond Divinity, просто не могла быть плохой. И она таковой не является. Шесть основных характеристик, несколько вторичных и масса навыков. К сожалению, число навыков очень велико, поэтому некоторые игроки забросили игру из-за сложности. Но ничего сверхсложного в игре нет. Да, на уровень дается всего одно очко (каждый пятый уровень — два), которое можно потратить на приобретение новых навыков или апгрейд уже существующих. Соответственно возникает дилемма: куда же деть с таким трудом заработанные очки? Стоит ли их тратить сейчас или немного подождать: вдруг потом пригодятся? Именно этот вопрос автор, по мере сил своих, и попытается помочь вам разрешить с помощью рассказа о системе игры и всех ее составляющих.

Первичные характеристики
Первичные характеристики — основа и фундамент, на котором вы будете строить своего персонажа. На их повышение каждый уровень вы получаете пять очков, но их катастрофически не хватает. И все же игра продумана настолько, что при более-менее верном распределении вы получите вполне жизнеспособного персонажа. Итак, какие характеристики игра предлагает нам в качестве первичных?

Сила (Strength). Именно от Силы зависит максимальный вес, переносимый персонажем, урон в ближнем бою и виды снаряжения, которые герой сможет надеть. У некоторого оружия очень высокие требования по Силе, так что воин-контактник просто обязан озаботиться ее ростом. Да и урон она поднимает неслабо. А вот качать Силу только ради переносимого веса не стоит, параллельные миры легко снимают напряг с продажей вещей. В общем, воинам — качать обязательно, остальным — по желанию.

Ловкость (Agility). Ловкость влияет на точность ударов героя, его способность уклоняться от атак противника и наносимый урон. Ловкость очень важна для стрелков. Во-первых, многие луки и арбалеты имеют высокие требования по Ловкости. Во-вторых, она влияет на стрелковое оружие сильнее, нежели на контактное. Так что, мои дорогие лучники и арбалетчики, качать вам Ловкость не перекачать. Да и ворам без этой характеристики никуда.

Телосложение (Constitution). От него зависит запас очков здоровья и выносливости героя. В принципе, можно практически не поднимать эту характеристику, потратив драгоценные очки на что-либо другое. Разве что изредка прокачивайте Телосложение, когда вас начинают слишком часто убивать. Кстати, от Телосложения напрямую зависит сопротивление ядам.

Интеллект (Intelligence). Влияет на количество очков магической энергии, а также на повреждение оружием, бьющим магией духа. От Интеллекта еще зависит и сопротивление магии духа. Данная характеристика — первейшая для магов. Маг без маны — это как пулемет без патронов. А маг с большим показателем Интеллекта — ходячая смерть для всех врагов.

Выживание (Survival). Одна из важнейших характеристик игры почти для всех персонажей. От нее зависят удача, инициатива, регенерация, меткость и сопротивление стихийной магии (огню, воздуху, земле и воде). Так что прокачивайте по возможности. Разве что маги могут уклониться от улучшения выживания, хотя и им не особо рекомендуется этого делать.

Скорость (Speed). Со Скоростью связана способность уклоняться от ударов врага и инициатива.

Вторичные характеристики
Вторичные характеристики напрямую поднимать нельзя: их рост зависит от роста первичных характеристик, а также от носимого на себе снаряжения. Ко вторичным характеристикам относятся следующие:
Инициатива (Initiative). Определяет, кто кого первым ударит: вы врага или наоборот.

Удача (Luck). Чем выше Удача, тем выше шансы найти хороший предмет. Также она очень пригодится в некоторых местах при прохождении игры.

Регенерация (Regeneration). Определяет скорость восстановления очков здоровья и очков магической энергии героя.

Меткость (Accuracy). От Меткости зависит точность ударов по врагу.

Уклонение (Evasion). Отражает умение героя уворачиваться от атак противников.

Урон (Damage). Урон — он и в Африке Урон. Это то, с какой силой вы "звезданете" врага, если сумеете по нему попасть.

Броня (Armor). Отражает сопротивление героя повреждениям. Зависит только от надетого снаряжения, посему герой быстро обойдет по этому показателю своего темного собрата. Сюда же относится сопротивление трем типам повреждений — от колющих, дробящих и рубящих ударов.

Другое
Есть в игре и другие параметры, показывающие "крутость" героев:
Очки Здоровья отражают жизненную силу героя, очки магии — его запас магической энергии, выносливость — то, как долго персонаж может бегать без остановки, а вес — вес переносимого героем снаряжения. Есть еще сопротивляемость девяти видам магических повреждений — магии воздуха, огня, земли, воды, яда, духа, эфира, костей и теней. Не считая очков опыта (что это такое — догадайтесь сами), мы перечислили все характеристики и параметры.

Навыки
Навыки в игре поделены на четыре ветви. Первые три отражают три возможных варианта развития персонажа — Мага, Воина или Вора. Четвертая отвечает за владение магическими куклами. Как и в предыдущей игре (Divine Divinity), вам никто не запрещает воспитывать персонажа-универсала, беря понемногу от всего. Но такой герой не сможет превзойти по эффективности узкого специалиста. Посему рекомендую взять несколько боевых и полезных для жизни умений и вот их уже раскачивать "до упора". А всем остальным сумеете обзавестись позже. Правда, иногда имеет смысл вложить в какое-нибудь умение всего одно очко, чтобы просто получить к нему доступ. Сама система расположения навыков — древовидная. Например, Wizard — Elemental Attacks — Focussed — Missile. Пройдя по этой ветке (не самой длинной), мы придем к окончательному умению.

Но и это еще не все. У многих умений есть свои подумения. Освоив главный навык, вы сможете, не занимая места, разучивать в дальнейшем все подчиненные ему умения. Например, приобретя один из поднавыков упомянутого ранее умения Focussed, мы получим доступ и к остальным подчиненным ему навыкам.
Всего будет 20 клеточек для развития умений. Если вы приобрели какой-нибудь навык, а потом он показался ненужным, его можно удалить из прокачанного. Другое дело, что стоит такая операция дорого (чем выше уровень, тем дороже) и злоупотреблять ею не стоит. И еще: иногда вы будете пытаться поднять навык, а игра не даст вам этого сделать. Чаще всего загвоздка в том, что вы еще не нашли учителя, который показал бы вам должный уровень развития этого навыка. Не бойтесь, учителя есть для всех умений, и они обязательно найдутся, просто надо немного потерпеть.
Что ж, теперь перейдем к рассмотрению навыков по группам. Для удобства будем пользоваться английской системой обозначений.

МАГ

Elemental Attacks
Данная группа умений отвечает за поражение врагов магией стихий (огнем, водой, воздухом и землей). Она делится на подгруппы Focussed, Spread и Circle. Focussed — это атаки по прямой, Spread — в конусе (поражающие несколько врагов сразу), а Circle — атаки по кругу вокруг персонажа. В каждой подгруппе есть два вида навыков — Missile и Instant. Выбирая первый из них, вы получаете возможность бить сильнее, но враг может успеть уклониться за время полета стрелы. Во втором же случае атака пройдет мгновенно, но и урон будет меньше. Во всех случаях есть также поднавыки, отвечающие за повреждения каждой конкретной стихией. А у Spread и Circle есть еще поднавыки, определяющие угол распространения атаки и дальность круговой атаки соответственно. В общем, достаточно полезные навыки, вот только многие враги имеют неплохую защиту от стихийных атак. На мой взгляд, лучше использовать моментальные (Instant) атаки. Пусть даже урон будет меньше, зато уж враг точно никуда не уйдет.

Elemental Defence
Выбрав навыки этой группы умений, вы получите защиту от стихийной магии. К сожалению, она является активным навыком, то есть требует применения перед боем. Следовательно, на нее надо тратить ману. Группа делится на две подгруппы: Individual и Party. Первая защищает только вас самих, вторая действует еще и на Рыцаря Смерти. В обоих случаях есть навыки Resistance и Reflective. Resistance — это обыкновенное повышение защиты персонажей. А вот Reflective — отражение удара врага на него самого. Правда, отражение стоит гораздо дороже, нежели простая защита, так что может возникнуть вполне резонный вопрос: "А оно нам надо?".
Во всех навыках группы есть поднавыки, отвечающие за защиту от всех четырех стихий, а также поднавык, влияющий на длительность действия заклинания. Практика игры показала, что это не такие уж и нужные заклинания. Их вполне можно заменить сумкой для кристаллов и большим количеством кристаллов с защитой. С другой стороны, даже одно очко в заклинание этой сферы действует лучше большинства кристаллов, так что иногда полезное применение таким заклинаниям найти все же можно. Оставляю это на ваше усмотрение и перехожу к следующей ветке.

Elemental Curse
Эта группа отвечает за снижение сопротивления врага к определенным видам магических повреждений. Делится на четыре навыка: Defensive, Focussed, Spread и Circle. С последними тремя все понятно — повторяется ситуация группы стихийных атак. То есть Focussed бьет по одной цели, Spread — в определенном секторе, а Circle — вокруг героя. А навык Defensive отвечает за поражение врага, атаковавшего вас. В каждом навыке существует пять поднавыков, отвечающих за снижение сопротивления врага к каждой из четырех стихий, а также за длительность действия заклинания. По степени полезности навыки этой группы стоят не очень высоко. Рекомендую забыть о них и потратить очки навыков на что-нибудь другое.

Body Magic
Группа делится на две подгруппы: Offensive и Defensive. Каждая из этих двух подгрупп состоит из двух веток — Focussed и Cloud. Как обычно, первая бьет по одной цели, вторая — по площади.
В каждой из веток двух веток подгруппы Offensive есть следующие навыки (не обладающие разделением на поднавыки): Disease — отравляет врагов, Slow — замедляет их, Polymorph — превращает в другого врага (причем можно получить из "крутого" парня слабака и наоборот), Paralyze — парализует противника на некоторое время, Blind — ослепляет, Pacify — приводит его в миролюбивое состояние, ну а Extra Duration — увеличивает время действия заклинаний этой подгруппы. Из подгруппы атакующих навыков мне больше всего нравятся парализация и ослепление. Все остальное используется гораздо реже, хотя всегда может пригодиться в игре (кроме, пожалуй, Pacify).
В группе Defensive (также делящейся на две ветки) есть следующие навыки: Healing, Cure Poison, Remove Curse и Cure Disease. Healing — стандартная "лечилка", поможет и спасет в любой ситуации (хватило б маны). Cure Poison и Cure Disease — лечат от яда и болезней соответственно. Remove Curse — снимает проклятие, наложенное на игрока (а проклятия снижают сопротивления и характеристики). В целом, полезные заклинания. Тот же Healing не раз спасет вам жизнь, а лечение яда весьма и весьма пригодится в сражениях с существами, любящими этот вид атак. Исследуем их во вторую очередь (первую все равно займут ударные навыки).

Shaman Magic
Шаманская магия делится на три подгруппы: Weather Magic, Nature Magic и Ethereal Magic.
В первой подгруппе есть следующие заклинания — Acid Rain, Meteor Shower, Lightning Storm, Wind of Furies и Extra Duration. Первые четыре предназначены для нанесения повреждений врагу, заходящему в район карты, поражают искусственно созданной вами непогодой. Последний навык, как обычно, отвечает за увеличение времени действия заклинания.
В Nature Magic всего четыре навыка (зато каких!) — Insect Swarm, Spikes, Earthquake и Hammer. Все они разными способами наносят большой урон противникам. Insect Swarm вызывает рой насекомых, которые слабо (зато долго) кусают врагов. Spikes заставляет вырасти под ногами врага шипы. Earthquake обрушит на ваших противников мощь настоящего землетрясения. Ну а Hammer наносит удар молотом, повреждающим врагов в определенном радиусе магией костей.
Наконец, Ethereal Magic делится на Flash (телепортация вас по карте), Swap Places (перемена местами вас и врага), Elder Fire (бьет по противникам "огнем предков"), Age Objects (старит вооружение и доспехи врагов, заставляя предметы быстрее ломаться) и Fireball (пояснений не требуется).
Рассматривая шаманскую магию в целом, можно сделать вывод об общей полезности этой ветки. Помимо отличных атакующих заклинаний (лично мне очень нравятся Wind of Furies и Hammer), здесь есть и неплохие вспомогательные навыки (например, Flash). Совершенно бесполезных заклинаний в шаманской магии всего два — Age Objects и Swap Places.

ВОИН

Melee Specialities
Данная ветка отвечает за использование вашим героем оружия ближнего боя. Она делится на следующие подгруппы: One-handed (одноручное оружие), Two-handed (двуручное оружие) и With Shield (бой с использованием щита). Каждая их этих веток подразделяется на навыки, отвечающие за пять классов оружия — Slashing (рубящее), Piercing (колющее), Crushing (дробящее), Shadow (оружие, бьющее магией костей) и Bone (теневое оружие). В каждом из этих навыков есть пять поднавыков — Accuracy, Damage, Weapon Durability, Critical Hits и Deathblow. Accuracy самым прямым образом влияет на точность удара данным оружием. Damage — увеличивает наносимый ущерб. Weapon Durability увеличивает время, в течение которого оружие не будет ломаться, Critical Hits — вероятность и сила критических ударов, а Deathblow — то же, но для смертельных ударов. Последние бывают очень редко, зато наносят действительно серьезные повреждения.
В целом, за исключением Weapon Durability (выучите на единичку-другую кузнечное дело, и не надо с этим заморачиваться), очень полезные навыки. Другое дело, что не стоит увлекаться созданием бойца-универсала: достаточно одной (в крайнем случае — двух) навыков этой группы для успешных сражений. Что касается разницы между критическими и смертельными ударами — это дело вкуса. Вам выбирать, что выгоднее — бить практически всегда критическими ударами с увеличенным повреждением или же поставить на смертельные удары с серьезным увеличением Damage, но происходящие значительно реже. И еще: навыки ветки With Shield влияют не на владение щитом (!), а на умение пользоваться оружием при наличии во второй руке щита. Так что при двуручном оружии эта подгруппа совершенно не нужна (!). Запомните это, и все у вас получится.

Ranged Specialities
Делится на три навыка: Bow, Crossbow и Arrow Proficiency. Bow отвечает за владение луками, Crossbow — арбалетами, а Arrow Proficiency — за владение (и его улучшение) стрелами (в игре для луков и арбалетов используются одни и те же стрелы). В Bow и Crossbow существуют следующие поднавыки: Accuracy, Reload Times, Point Blank, Piercing и Critical Hits. Accuracy отвечает за точность попадания из данного вида стрелкового оружия, Reload Times влияет на сокращение времени перезарядки, Point Blank увеличивает ущерб при стрельбе во врага в упор (на близком расстоянии без этого навыка лучники и арбалетчики теряют свою эффективность), Piercing добавляет к урону, наносимому вашим стрелковым оружием, дополнительные колющие повреждения (особенно эффективно, когда ваше оружие бьет не обычными колющими стрелами, а стрелами другого вида). Наконец, Critical Hits отвечает за шанс и величину урона критического попадания. Что же касается навыка Arrow Proficiency, то он повышает урон при использовании "продвинутых" стрел выбранного типа. А таких типов целых 12 — Fire, Water, Air, Earth, Poison, Shadow, Bone, Spiritual, Ethereal, Explosive, Splitting и Power. Останавливаться на каждом типе смысла нет. Скажу только, что стоит выбрать один тип (или на всякий случай два, если вы не качаете Piercing).
Относительно же всей группы навыков, по-моему, лучник (арбалетчик) — сильнейший персонаж в игре (и наилучший выбор для Рыцаря Смерти из-за его низкой брони). Так что развивайте стрелковые атаки и не сомневайтесь: это станет правильным выбором.

Defensive Specialities
Здесь четыре навыка: Shield Blocking, Evading, Armor Usage и Armor Durability. Первый из них полезен бойцам с одноручным оружием и щитами, так как позволяет блокировать удары щитом. Второй — любящим двуручники, ибо разрешает уклоняться от атак врагов (правда, действует похуже Shield Blocking). Третий дает броне шанс на поглощение ударов (но портит броню), а четвертый увеличивает прочность брони. Последние два навыка применяются редко из-за их малой полезности (по сравнению с первыми двумя).

Craftsmanship
Это чисто "жизненные" навыки, помогающие в областях, связанных с боевыми искусствами. Сюда относится Repair (ремонт оружия и брони), Sharpen (заточка оружия, увеличивающая его урон), Convert Arrow (превращающий обыкновенные стрелы в улучшенные), Recover Arrow (помогающий собрать стрелы после боя) и Identify (поможет определять предметы и существ).
Что можно сказать об этой группе навыков? Хотя бы единичка в ремонте нужна всем, иначе замучаетесь бегать к кузнецам. В опознание предметов также не забудьте вложить несколько очков (чтобы не требовалось "тусоваться" у торговцев после нахождения очередной "вкусной" вещицы). Стрелкам обязательно качать Convert Arrow, а вот без Recover Arrow вполне можно обойтись. Ну а Sharpen использовать по вкусу. Оружие получается лучше, но ведь такое можно и найти, без траты очков навыков.

Warrior Talents
Символизирует всевозможные воинские умения. Сюда входят Feign Death, Berserk, Discourage, Bait, Ranger Sight и Whirlwind. Самое полезное из этой группы — Whirlwind. Герой наносит круговой удар всем противникам вокруг. У этого навыка есть три поднавыка, которые отвечают за ущерб, шанс на оглушение врага и потерю выносливости за применение навыка. Воинам-контактникам настоятельно рекомендуется. О Feign Death стоит забыть сразу — вам незачем прикидываться мертвым, пусть этим занимаются враги (да-да, некоторые из них умеют это делать). Discourage и Bait также бесполезны, заставляя врага бежать от вас или к вам. Berserk увеличивает на время характеристики героя (средней полезности навык). Ну а Ranger Sight стоит обзавестись. Особенно если ваше alter ego — стрелок. Увеличение дальности зрения еще никогда не мешало стреляющим персонажам.

ВОР
Thieving Skills

В так называемые воровские умения входят навыки Pickpocket, Lockpick, Sneak и Poison. Pickpocket поможет решить проблемы с деньгами как в начале игры, так и на более поздних стадиях (хорошие предметы и руны стоят очень дорого). Lockpick уже не так критичен: для большинства дверей и замков легко найти ключи (жаль, в Divine Divinity без этого навыка было трудновато). Sneak позволяет красться мимо врагов. Если вы отыгрываете "чистого" вора, берите обязательно. Всем прочим не так уж и нужен (разве что магам в сложных ситуациях). Poison влияет на увеличение ущерба ядом от вашего оружия и на длительность действия этого яда (есть два поднавыка — Weapon Damage и Extra Duration). В целом, навыки этой группы более чем полезны для вора и имеют относительную полезность для всех остальных.

Alchemy
Делится на два навыка — Extract и Combine. Первый дает возможность делать зелья из натуральных ингредиентов, а второй разрешает комбинировать имеющиеся зелья между собой с целью получения нового, более мощного состава. Оба навыка очень полезны, так как при должной прокачке вы сможете делать зелья постоянного действия (работающие до конца игры). Но помните, что для таких зелий требуется Святая вода (а стоит она просто бешеных денег). И помните: алхимию не стоит развивать более чем одному герою.

Survivor Talents
Сюда входит шесть навыков — Backstab, Trading, Luck, Wisdom, Embelish Equipment и Tracking. Backstab позволит нанести увеличенные повреждения врагам, если вы сумеете подкрасться к ним с тыла (комбинируйте со Sneak — и все будет в ажуре). Ворам брать безоговорочно. Trading поможет общаться с торговцами, улучшая цены на товары (в вашу пользу). С деньгами в игре проблемы могут быть, но не так уж и часто, так что не увлекайтесь раскачкой Trading (лучше взять Pickpocket). По той же причине нам не нужно Embellish Equipment (оно всего лишь снижает цены на снаряжение). Luck повысит одноименную вторичную характеристику. Очень полезно, если не сказать больше, — берите, не задумываясь, и качайте хотя бы пару уровней (а лучше — пяток). Wisdom увеличивает количество опыта, получаемого персонажем. Стало значительно слабее, нежели в игре-предшественнице, посему не столь важно. Ну а Tracking покажет врагов на карте раньше, чем в поле зрения. Лучше использовать вместо этого навыка Ranger Sight.

Traps
Сюда идут четыре навыка — Convert Traps, Turn Traps, Trap Detection и Trap Disarming. Первый навык отвечает за установку ловушек различных типов. Их много — Scorpion, Explosive, Trailbombs, Elemental Trap, Spikes и Paralyzing Trap. Но все виды ловушек преследуют одну и ту же цель — объяснить врагам, что тут ходить не стоит. И еще: всегда помните, что для успешной установки ловушки требуется иметь для нее компоненты, так что особо разогнаться в этом деле нам не дадут. Turn Traps перенастраивает ловушки врагов для использования их против бывших хозяев (самый бесполезный навык группы). Trap Detection позволяет определить местонахождение ловушек — полезно, а в некоторых местах просто необходимо. Для определения ловушек высокого уровня навык надо прокачивать, не забывайте об этом. Напоследок, Trap Disarming — это обезвреживание ловушек, и оно также пригодится в сложных ситуациях. И еще: все навыки этой группы не стоит давать обоим персонажам. Одного специалиста по ловушкам достаточно.

Summoning Dolls
Магические куклы — это предметы, позволяющие вызывать существ, сражающихся на вашей стороне. Чаще всего эти существа изначально не слишком сильны, и умения этого раздела позволят вам привести их в соответствие с уровнем партии героев.

Upgrades
Два навыка — Level Upgrade и Resistance Upgrade. Первый повышает уровни ваших существ, вызываемых с помощью магических кукол. Второй повышает сопротивления кукол к повреждениям, наносимым магией земли, огня, воды, воздуха, яда, костей и теней. И то, и другое очень полезно, если вы решили пользоваться куклами, и совершенно не нужно в другом случае.

Specials
Сюда относятся три навыка — Extra Skill Slot, Respawn Duration и Extra Radius.
Extra Skill Slot позволит вам передать часть очков навыка персонажа существу, вызываемому куклой. Respawn Duration уменьшит срок, который проходит между двумя использованиями куклы. Extra Radius увеличит радиус, в котором смогут действовать ваши кукольные существа. Первое умение, наверное, не слишком важно, а вот два других для "марионеточников" пригодятся.

Заключение
Помните, что в Beyond Divinity у вас два персонажа, а не один. И есть возможность не просто создания одного универсала, а комбинации двух отличных специалистов. Не бойтесь экспериментировать. Неправильно "прокачали скиллы"? Отстегните денег из бюджета и переделайте команду по своему вкусу. Пробуйте разные варианты — и удача обязательно придет.

Beyond Divinity   Beyond Divinity
Типичная ветка одного из навыков.    Огненная атакующая магическая стрела.
Beyond Divinity   Beyond Divinity
Применение скрытности.                 Рыцарь Смерти, я и демон, вызванный с помощью куклы.

Morgul Angmarsky

Подробности № 58
Упоминаемые игры и серии: 
Divinity
Яндекс.Метрика