Бесчестие на улицах Дануолла

Нужны перья – пожертвуй своей подушкой!
Из записок Dishonored.
«Что нам делать с пьяным китобоем рано поутру?» Эта строчка из песни сидит у меня в голове с 2012-ого, когда на прилавки упала Dishonored – одна из лучших игр того года. Духовный наследник Thief мгновенно снискал народную любовь. По иронии судьбы перезапуск «Вора» от 2014 года превратился в блеклую тень культовой серии и запомнился ограничениями, когда должен был поощрять неординарный подход к выполнению задач. Продажи Dishonored превзошли ожидания издателя. Сиквел был вопросом времени. Пока Александр Максюта изучает каждый уголок Dishonored 2 и пишет обзор, я копаюсь в архивах первой игры. Для начала предлагаю вспомнить ее сюжет.
Завязка
События Dishonored разворачиваются в Дануолле – столице Островной Империи, где после открытия энергетических свойств ворвани произошел технологический скачок. Ворвань, или переработанный китовый жир, добывается из гигантских морских существ, называемых Левиафанами. Топливо питает всю Империю, и процветать бы ей сотни лет, если бы не вспыхнула эпидемия чумы. Императрица Джессамина Колдуин посылает своего телохранителя Корво Аттано на соседние острова с целью найти помощь в борьбе с напастью. Корво выступает главным героем Dishonored и в первые минуты игры плывет к императрице со скверными новостями. Эпидемия не затронула соседей. Чем лечиться – непонятно. После доклада Корво становится свидетелем убийства Джессамины Колдуин и похищения ее дочери Эмили Колдуин, наследницы престола. Ловкие убийцы стремительно покидают место преступления, оставляя героя с телом на руках. Приговор: виновен.
Спустя шесть месяцев, за день до казни, Корво сбегает из тюрьмы и знакомится с лоялистами во главе с адмиралом Фарли Хевлоком. Группа шифруется в пабе «Песья яма», что находится в заброшенной части Дануолла. Цели лоялистов, спасших Корво от неминуемой смерти, благородны. Они хотят свергнуть лорда-регента Хайрема Берроуза, того еще диктатора, под шумок захватившего власть, и вернуть на престол Эмили Колдуин. Герой инициативу одобряет, идет спать и ловит приход Чужого – потустороннего существа Бездны, чьи мотивы покрыты туманом. Чужой дарует Корво сверхспособности, оставляет на его руке знак и исчезает. Намек ясен: разбирайтесь сами.
Ключевые события
С этого момента приключения Корво только начинаются. Герой устраняет верховного надзирателя Таддеуса Кэмпбелла. Находит Эмили Колдуин. Нейтрализует членов парламента, братьев Моргана и Кастиса Пендлтонов. Похищает ученого Антона Соколова, который за бутылку бренди выдает сведения о Леди Бойл, любовнице Хайрема Берроуза. Убирает ее со сцены. Наконец, идет разбираться с самим лордом-регентом и выясняет страшную правду. Чума – дело рук Хайрема Берроуза, желавшего избавиться от бедняков. Все пошло не по плану. Зараза не брезговала представителями высших классов, а императрица начала задавать вопросы. Диктатор испугался, что о его плане «чистки» узнают, вышел на связь с наемны киллером Даудом, главарем банды «Китобоев», и попросил того разобраться в ситуации. Именно Дауд ответственен за убийство Джессамины и похищение Эмили. Удивленный откровениями Корво спешит праздновать победу в «Песью яму», но довольствуется стаканчиком яда. Предатели-лоялисты наблюдают за агонией героя. В их планы входит управление Империей из тени.
Среди бывших друзей находится адекватная персона – лодочник Самуэль Бичворт, возивший Корво на задания. Ему-то и выпадает четь отравить героя. Самуэль подмешивает лишь половину дозы яда и отправляет Корво на лодке в плавание. Тот приходит в себя, попадает в плен к Дауду и мстит убийце за содеянное. Следующие по списку – лоялисты. Добравшись до Фарли Хевлока, герой обнаруживает, что лидер группы убрал своих подельников, но счастья, как водится, не обрел. Финал закономерен: Хевлок мертв, Эмили занимает трон, чума отступает.
Не только о выборе
Видимо, Arkane Studios не рассчитывала на успех Dishonored, поскольку в хорошей концовке спустя много лет Корво хоронят рядом с могилой Джессамины Колдуин. История закончена, и намеков на сиквел нет, что теперь выглядит странно, так как Dishonored 2 в продаже, а по сюжету до смерти герою далеко. Да и каждая вторая газета на улице кричит, что Эмили – так себе императрица. С другой стороны, это лучше, нежели получить открытый финал и не дождаться продолжения.
Об основном сюжете Dishonored нужно знать еще несколько вещей. Во-первых, Корво – отец Эмили. Во-вторых, о Чужом вы действительно ничего толкового не выясните. Ему поклоняются как божеству, что в мире Dishonored запрещает Аббатство Обывателей, (анти)религиозный орден – все детали. В-третьих, в игре есть выбор, и все может пойти не так, как в примере выше.
Основные цели можно устранить изощренным способом, не беря греха на душу. Варианты для пацифиста следующие. Верховный надзиратель Таддеус Кэмпбелл будет морально уничтожен, если выжечь на его лице клеймо еретика. Предварительно обритые и лишенные языков братья Пендлтоны отправятся пахать в свою шахту. Лорд Бризби, страдающий от безответной любви к Леди Бойл, получит женщину в собственность. Признание о злодеяниях Хайрема Берроуза прозвучат на всю Империю, а самого лорда-регента возьмут под стражу. Также игрок волен пощадить Дауда и Фарли Хевлока. Финал зависит от уровня хаоса. Больше мертвых тел – больше крыс и плакальщиков, местных зомби, следовательно, перспектив у Империи никаких. В плохой концовке Эмили обречена править в тяжелые времена, но Корво не забывает. Существует и более печальный исход, где юная императрица погибает.

Герой выходит на Делайлу Копперспун – предводительницу Бригморских Ведьм. Это ведьминская община, где состоят женщины с внешностью Ядовитого Плюща из Бэтмана и чародейскими навыками. Ближе к финалу второго дополнения Дауд выясняет цель Делайлы. Внезапного поворота не получилось. Ведьма задумала провести ритуал и вселиться в Эмили, чтобы править Империей. Жажда власти – основной мотиватор всех злодеев Dishonored. Безусловно, выскочку следует остановить. Есть два варианта: клинок в рот или телепортация в Бездну. Именно из нее Делайла вернется в Дануолл и заявит свои права на престол, положив начало событиям Dishonored 2. К слову, в русской версии Делайлу переименовали в Далилу. Здравый смысл где-то рядом.
Что до самого Дауда, то искупление искуплением, а Корво о благородной миссии ничего не знает. При высоком уровне хаоса убийца принимает смерть от бывшего лорда-защитника и получает скромные похороны. В другом финале Дауда щадят, он отдает дань уважения погибшей императрице, собирает вещи и отправляется на родину тихо доживать отпущенные годы.
Успех Arkane Studios
Французская компания Arkane Studios была основана в 1999-ом в городе Лион. Ее первым проектом стала ролевка Arx Fatalis, вышедшая в 2002 году на PC и Xbox. Из-за проблем с покупкой лицензии игре не удалось превратиться в Ultima Underworld III, что не помешало ей продолжить традиции великой серии RPG. В Arx Fatalis присутствует мрачная средневековая атмосфера, магическая система, основанная на рунах, и высокая интерактивность. Разве что на диалоги влиять нельзя. Тепло принятая игроками и критиками Arx Fatalis достойно смотрелась на фоне The Elder Scrolls III: Morrowind и Neverwinter Nights, что было серьезным заявлением со стороны тогда еще неизвестного разработчика.
В 2006-ом на PC вышла Dark Messiah of Might and Magic, а спустя два года RPG добралась до Xbox 360 с мелкими добавками и улучшениями. Ubisoft приобрела права на вселенную Might and Magic и предложила Arkane Studios встряхнуть серию. Так на свет появилась RPG, близкая к Arx Fatalis как по духу, так и в плане геймплея. Работает Dark Messiah of Might and Magic на движке Source и предлагает в меру длинное, но насыщенное приключение, связанное в плане истории с «Героями 5». Отрезать конечности монстрам холодным оружием, использовать магию с выдумкой и прятаться по углам одно удовольствие благодаря ощущению героя. В Dark Messiah он очень живой, чего не хватает многим новинкам. В том же 2006 году компания открыла офис в Остине.
В 2010-ом Arkane Studios была выкуплена ZeniMax Media, владеющей Bethesda Softworks и id Software. В 2012-ом вышел приключенческий стелс-экшен Dishonored для PC, PlayStation 3 и Xbox 360, который в 2015 году был портирован на PlayStation 4 и Xbox One. Игра погружает в себя на манер Deus Ex и BioShock и обладает высокой вариативностью геймплея. Сиквел приземлился на PC, PlayStation 4 и Xbox One через четыре года.
Arkane Studios на серии Dishonored на зацикливается. В цехах компании идет работа над очередным перезапуском Prey, который выглядит потрясающе. Мир не будет разделен на уровни, отчего погружение должно стать в разы сильнее.
Неудачи Arkane Studios
Сейчас Arkane Studios преследует успех, но так было не всегда. После релиза Dark Messiah of Might and Magic сразу три игры компании закончили на компьютерном кладбище. Талант, силы, время летели в пустоту. Остатки расходовались на помощь с мультиплеером Call of Duty: World at War и дизайном BioShock 2.
Шутер The Crossing, действие которого должно было происходить в альтернативной вселенной со своим Парижем и живыми Тамплиерами, замахнулся на скрещивание одиночного режима с мультиплеером. Проходя одиночную кампанию, игроки могли встретить живых людей вместо ИИ-болванчиков. Для них действо походило на Team Deathmatch. Система получила название кроссплеер, но ей не суждено было воплотиться в реальность.
В разработке LMNO принимал участие Стивен Спилберг. Затея разбавить приключение ролевыми элементами, создать эмоциональную связь между героями и украсить результат паркуром от первого лица не тронула EA. Mirror’s Edge в количестве двух штук – перебор для издателя. С переделкой LMNO под «Uncharted во вселенной Спилберга» тоже не задалось, после чего игра скончалась.
Планы Valve по развитию Half-Life 2 были серьезными. Настолько, что за третьим эпизодом уже маячил четвертый от Arkane Studios. Return to Ravenholm должен был вернуть игроков в самое ужасное место Half-Life 2 – заброшенный шахтерский город Рейвенхольм, где бродят толпы зомби. Действие должно было происходить до второго эпизода. Valve посчитала, что идея тухлая, как сам Рэйвенхольм, и лавочку прикрыла.
Виктор Антонов – облик Dishonored
Дануолл покрыт холодным гладким металлом. Улицы патрулируют толлбои. Из громкоговорителей доносится пропаганда. Город настолько безрадостный, насколько возможно. Такой дизайн ни с чем не спутать. Виновник безысходной картины – Виктор Антонов, превративший Дануолл в одно из самых необычных виртуальных мест, куда может занести игрока.
Виктор Антонов родился в 1972 году в Софии, столице Болгарии. Получил степень по транспортному дизайну в Art Center College of Design, что в Пасадине. В 1996-ом присоединился к Xatrix Entertainment, где занимался Quake 2 Mission Pack: The Reckoning, Kingpin: Life of Crime и другими проектами. Затем ушел к Valve и корпел над Half-Life 2. Сити 17, как и технологии Комбайнов, были созданы на основе его концепт-артов. За работу над Half-Life 2 Виктор получил награды от Visual Effects Society и BAFTA.
В 2005-м Антонов покинул Valve, объяснив поступок желанием создать дизайн-студию The Building Studios, что произошло в 2006 году, больше времени уделять писательству и тем, что Париж лучше Сиэтла. Виктор помогал Arkane Studios с Dark Messiah of Might and Magic и отмененной The Crossing. В 2009-ом получил звонок от художественного руководителя компании. Ему предложили создать сильную личность для проекта по новой интеллектуальной собственности, которого толком не существовало. Мощная концепция могла заинтересовать издателя Bethesda. Было решено не упускать шанс, выпадающий раз в жизни, и начать действовать.
Помимо Антонова, над Dishonored трудился Харви Смит, дизайнер Deus Ex и Thief: Deadly Shadows, и ворох других, не менее замечательных людей, включая основателя Arkane Studios Рафаэля Колэнтонио. Прообразом Дануолла послужили Лондон и Эдинбург середины 1800 – 1930 годов. Мрачная история первого и архитектурное богатство второго смешались в футуристический мир, который часто причисляют к стимпанку, что немного ошибочно. Ведь здесь нет фундаментальной для жанра вещи – пара. При рисовании персонажей разработчики вдохновлялись иллюстрациями из романов про пиратов вроде «Капитана Блада».
Дизайнеры изо всех сил защищали художественную часть проекта. Важен был каждый рисунок. Глядя на результат можно смело утверждать, что сборник концепт-артов Антонова должен быть настольной книгой любого игрового художника, задумавшего творить искусство. По мнению Виктора, Дануолл получился качественнее Сити 17. Трудно поверить, что в планах была Dishonored в декорациях средневековой Японии.
Виктор Антонов также занимался фильмами Renaissance и The Prodigies и опубликовал роман The Colony. В 2014-ом стало известно, что дизайнер работает над free-to-play экшеном Battlecry, в последствии замороженном на неопределенный срок. К Dishonored 2 Антонов был привлечен в качестве консультанта. Его наследие осталось, однако солнечная Карнака, основное место действия сиквела и по совместительству родина Корво и Дауда, пронизана отличным от Дануолла настроением.
Музыка: Дэниел Лихт и тот самый китобой
Неповторимую дорожку Dishonored подарил Дэниел Лихт, родившийся в Детройте в 1957 году. Музыкант закончил колледж Гемпшира в Массачусетсе, путешествовал, писал музыку для рекламы и сочинил ту самую Blood Theme к сериалу Декстер про убийцу-семьянина и его беспросветно тупых коллег-полицейских. В портфолио Дэниела значатся десятки фильмов. В игровой индустрии Лихт дебютировал в 2012-ом с Silent Hill: Downpour, за что его можно уважать до последнего дня вселенной. Silent Hill – это Акира Ямаока, неотъемлемая часть серии. Выдать саундтрек, не уступающий работе японского мастера, дорогого стоит. Он другой, но кажется родным. Дэниел здорово попал в настроение.
Позже Лихт затонировал тяжелой скрипкой Dishonored. Эмбиент вызывает чувство дискомфорта. Прямой угрозы нет, но проникнувшись, трудно понять, как жители Дануолла до сих пор не попрыгали с крыш домов. В качестве награды за грязь, что переживает игрок, в титрах Dishonored звучит Honor for All, написанная Дэниелем и его племянником Джоном. Последний также отвечает за вокал. На фоне основной дорожки заключительный трек разгружает голову.
Финальный штрих Dishonored – тема The Drunken Whaler (Пьяный китобой) от музыкального коллектива Copilot Strategic Sound + Music. В ее основе лежит старая песня шанти Drunken Sailor (Пьяный моряк). Подобные песни были распространены среди моряков и имели практическую пользу: их ритм помогал синхронизировать совместную работу на судне и расслаблял уставших трудяг. Шанти построены по принципу «вопрос-ответ». В случае с The Drunken Whaler «отдадим его на ужин крысам» и другие строки выкрикивают профессиональные юные актеры, взрослые, которые могут изобразить детский голос, и, собственно, дети разработчиков. Для композиции скрипки и гитары были специально расстроены, а топот моряков сымитирован командой через прыжки по доскам. Все во благо атмосфере. The Drunken Whaler входит в официальный саундтрек. Также знакомый мотив насвистывают персонажи в Dishonored.
Кроме Downpour, Дэниел Лихт оформил Silent Hill: Book of Memories от 2012 года. Правда, никакая музыка не спасла бы хоррор от смертельного hack and slash эксперимента. В 2016-ом композитор вернулся с саундтреком к Dishonored 2, где авторский стиль узнается с первых секунд, проведенных в меню.
Великий ученый, художник, изобретатель и лекарь Антон Соколов неимоверно жаждал встречи с Чужим. Ритуалы не помогли. Светлейший ум Империи был не интересен жителю Бездны, у которого весьма специфичные критерии отбора людей, достойных носить его метку. Надеюсь, в Dishonored 2 будут даны ответы хотя бы на половину скопившихся вопросов. Играйте с умом, выбирайте лучшее.
Александр Демидов