Battlefield: Эпоха сражений. Часть 1 | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Battlefield: Эпоха сражений. Часть 1

on октября 5, 2015 - 15:46

Бета-версия Battlefield: Hardline, в начале февраля открытая для свободного доступа на неделю, оставила у нашей редакции и фанатов неоднозначные впечатления, преимущественно негативные. Впрочем, слишком сильно волноваться по этому поводу не стоит, так как история серии показывает, что фанатично преданным своему делу разработчикам из DICE покоряются любые вершины.

Codename: Eagle (1999)

Ретроспектива BattlefieldТочкой отсчёта истории BF принято считать не первую часть серии, а игру Codename: Eagle, выпущенную студией Refraction Games, впоследствии влившейся в новорождённую DICE. Codename: Eagle получила от профильной прессы оценки в широчайшем диапазоне и отзывы в духе «невероятно любопытно и необычно, но недоработано». Действие происходило в царской России 1927-го года, предлагая новый вариант развития исторических событий, при котором революции не произошло. Геймплейная находка игры заключалась в том, что здесь к привычной механике шутера от первого лица была добавлена возможность (и необходимость!) по полной программе использовать всяческого рода боевую технику, как наземную, так и воздушную. Обеспечивалось это всё с помощью собственного движка Refractor, написанного студией на C++. Именно этот движок стал основой для будущих завоеваний. Сама по себе Codename: Eagle хитом продаж не стала, достигнув отметки в 20 000 копий, но её инновации были замечены и оценены. Во многом благодаря тому, что разработчики догадались добавить мультиплеерный режим, где прелести движка раскрывались в полной мере.

Battlefield 1942 (2002)

Ретроспектива BattlefieldИ вот, спустя 3 года, свет увидела игра, по своей значимости вставшая на одну ступень с Counter-Strike, Unreal Tournament и Quake III. Конечно, поначалу это осознали далеко не все. Журналисты выставили игре высокие оценки и отметили её большой потенциал, но склонялись к тому, что это своеобразный аркадный замес из Operation Flashpoint и Unreal Tournament. Лишь через некоторое время стало ясно, какой колосс выкатила шведская студия при поддержке Electronic Arts.

Причины первоначального недопонимания Battlefield 1942 крылись в жанровой принадлежности игры: это был полноценный, сложный, огромный сетевой шутер. В те времена большей частью мира правили понятия «локальная сеть» и «dial-up», а аббревиатура ADSL казалась чем-то магическим. У разработчиков не хватило духу отказаться от одиночной кампании, но она представляла собой довольно унылое действо, предназначенное исключительно для ознакомления с картами и для приличия оформленное как нечто связное. Как в Quake III, например. Альфой и омегой же Battlefield 1942 стал ныне культовый сетевой режим «Захват», основанный на захвате и удержании ключевых точек на карте до тех пор, пока у одной из сторон не иссякнут очки подкреплений. На самом деле, режим был придуман ещё в Unreal Tournament, но DICE отлично доработала формулу под свою игру, доведя её до совершенства. Battlefield 1942 поражала невиданными масштабами происходящего. 16 огромных карт, созданных на основе мест, где проходили важнейшие сражения Второй мировой. 12 разновидностей техники (автомобили, самолёты, катера, танки, подводные лодки и т. д.), куча разновидностей оружия, 5 сторон на выбор (СССР, США, Англия, Япония, Германия), 5 классов бойцов (медик, штурмовик, инженер, гранатомётчик, снайпер), невероятное количество вариантов развития событий на поле боя. И, что наиболее важно, BF основывалась на командной игре. Слаженно действующий отряд из бойцов разных классов не оставлял шансов одиночкам-«нагибаторам». Система «камень-ножницы-бумага» вынуждала играть на команду, так как ни один из классов не имел полного преимущества над другими. Возвращаться после этого к Counter-Strike было как-то неловко, сразу начинались приступы клаустрофобии. Уже тогда игра поддерживала до 64 игроков на одной карте, правда, увидеть такое столпотворение ещё долго было не суждено: когда количество солдат в онлайне превышало 20, игра начинала сильно лагать.

Ретроспектива BattlefieldТехнические проблемы поначалу тормозили успех Battlefield 1942. Что не удивительно, учитывая её размах. Игра получила долю критики за высокие системные требования и неидеально оптимизированный сетевой код. Всё это было ликвидировано патчами, после чего началось триумфальное шествие величественного шутера. Ревностные ценители реализма подняли шум по поводу вопиющего несоответствия некоторых видов вооружения и техники реальным образцам. К примеру, японцы тут вообще вооружены немецкими винтовками STG 44, изобретёнными только в самом конце войны. Досталось и физической модели, не дающей даже повалить дерево, но позволяющей проворачивать невероятные трюки типа катания на крыле летящего самолёта. Однако уже ничто не способно было остановить Battlefield 1942. Игра стремительно захватывала и удерживала всё новые высоты, прямо как те самые флаги. Продажи и число игроков росли как на дрожжах, оптимизация улучшалась, награды сыпались в копилку. Впрочем, званиями и цифрами не опишешь любовь фанатов. Лучше всего о ней говорит тот шквал негативных эмоций, который случился летом прошлого года. 1 июня 2014-го были отключены сервера легендарного сервиса GameSpy, в том числе и сервера с Battlefield 1942, которые, представьте себе, всё ещё работали и отнюдь не пустовали. Даже учитывая то, что EA в 2012-ом сделала игру бесплатной (что означает приток новых пользователей), это внушает уважение.

Дополнения: К BF 1942 вышло два официальных дополнения и несчётное множество любительских, созданных как целиком собственноручно, так и с помощью редактора, выпущенного через некоторое время после релиза игры. Среди последних существует несколько великолепных образцов, по достоинству оценённых разработчиками и издателем. Это Battlefield 1918, Battlefield 1941, Battlefield 40k (на основе вселенной Warhammer 40 000), Desert Combat (война в Ираке, премия за лучший мод 2003-его года, позже получил развитие в виде модов к самому себе!), Eve of Destruction (посвящено войне во Вьетнаме), Experience WWII (исправление исторических недочётов оригинальной игры), Galactic Conquest GC (основано на вселенной «Звёздных войн»). Игрокам, желающим приобщиться к BF 1942 хотя бы в одиночном режиме, мы рекомендуем вышедший в 2007-ом мод Battlefield High Definition, подгоняющий графику игры под более современные стандарты.

Battlefield: 1942: Road to Rome (2003). Первое официальное дополнение, вышедшее в мае 2003-его, содержало 6 новых карт, 2 новых фракции (Франция и Италия), несколько новых видов оружия и техники. Карты получились очень сложными и отлично проработанными, что крайне радовало. Также с аддоном поставлялся крупный свежий патч, исправляющий недочёты оптимизации и баланса. В частности, упрощающий управление самолётом – извечный камень преткновения для всех новичков серии.

Ретроспектива BattlefieldBattlefield: 1942: Secret Weapons of WWII (2003). Второе дополнение, выпущенное осенью 2003-его, является едва ли не самым интересным событием в серии. Оно оказалось посвящено любимому фетишу всех доморощенных военных историков – экспериментальным разработкам нацистов. То бишь тем самым летающим тарелкам, округлым самолётам, джетпакам. И, разумеется, местам, где это всё разрабатывалось, представленным в виде новых карт. Также появились ещё две новых фракции: британские SAS и германские элитные спецподразделения. Последующий патч добавил ещё три новые стороны конфликта со своим собственным вооружением и техникой. Увы, впечатление от дополнения было серьёзно подпорчено EA, которая на радостях от успеха игры залупила за него цену в $30, да ещё сделала это за несколько дней до релиза, до этого озвучивав цену в $20. Также многим не понравилась немного несерьёзная атмосфера дополнения и дисбаланс некоторых карт. Тем не менее, на наш взгляд, Secret Weapons of WWII остаётся очень смелым экспериментом, достойным восхищения.

Battlefield Vietnam (2004)

Итак, с момента выхода Battlefield 1942 прошло 2 года. Три миллиона (!!!) проданных копий игры не оставляли разработчикам иного выхода, кроме создания новой части, а они были только этому рады. Battlefield Vietnam не имела достаточно нововведений, чтобы стать полноценной номерной частью, но аддоном её также назвать язык не поворачивался. DICE перенесли действие во Вьетнам, много чего поменяв.

Ретроспектива BattlefieldПервым делом был серьёзно усовершенствован движок. Картинка здорово прибавила в детализации и красочности. Сетевой код остался таким же прожорливым в плане трафика, как и ранее, но стал более стабильным.  Одиночная «кампания» не изменилась: тот же забег с ботами по полям грядущих сетевых сражений. В игру включили новый режим под названием «Эволюция». Это был тот же «Захват», но состоящий из нескольких раундов. Количество фракций сократилось до двух с половиной: Вьетконг и армия США (которой помогали также южные вьетнамцы). Это позволило разработчикам намного более детально проработать внешний вид, способности и снаряжение бойцов. Стиль игры за разные фракции отличался, поскольку армия США сражалась достаточно привычными методами, а вьетнамцы делали упор на всяческие хитроумные самодельные устройства и артиллерию. Медик пропал как класс – аптечки переместились в инвентарь штурмовиков. Заметно улучшилась физика и баллистика, хотя некоторые условности остались. Была принята масса новых решений, делающих тактические возможности ещё более обширными. Например, в Battlefield Vietnam дебютировали маяки возрождения, противопехотные мины, сброс техники с воздуха, возможность задавать начальные места появления игроков на карте. Очень серьёзную работу DICE провели над приданием игре аутентичности. Большая часть из 18 карт была разработана на основе реальных мест и имела массу «пасхальных яиц», относящихся к легендарным фильмам о войне во Вьетнаме вроде «Апокалипсис сегодня». Некоторые карты были своего рода экспериментами: например, та, где все контрольные точки располагались вдоль одной линии, без широких обходных путей. Карта вынуждала команды сталкиваться лоб в лоб и пытаться задавить друг друга шквальным огнём. Эксперимент пришёлся игрокам по вкусу. По тому же принципу позже были созданы популярнейшие карты «Метро» и «Операция «Взаперти»» для Battlefield 3 и 4.

Арсенал и парк техники вплотную приблизились к реальному положению дел. Избежать неточностей не удалось, однако в сравнении с Battlefield 1942 прогресс был налицо. Огромной любовью пользовался тематический саундтрек, в котором присутствовали такие вещи, как «Полёт Валькирий» и культовая «Surfin’ Bird». Огромную работу проделали над звуком, заставив игру грохотать вживую записанными выстрелами и реветь моторами так, будто события на экране происходят на самом деле. Это был первый решительный шаг к тому технологическому фетишизму, которым славится DICE в наши дни.

Ретроспектива BattlefieldBattlefield Vietnam пришлась по вкусу игрокам, жаждущим добавки к вдоль и поперёк выжженным пламенем войны картам предыдущей части. Добавка получилась, что и говорить, на славу.

Дополнения: Несмотря на то, что Vietnam номерной игрой не являлась, она получила свою официальную модификацию. Battlefield: Vietnam World War II Mod (2004) содержал три карты, взятых из оригинальной Battlefield 1942 и переделанных под реалии обновлённого движка. Кроме того, разработчики добавили с ним ещё несколько видов оружия, самыми заметными из которых стали огнемёт и миномёт. Мод стал приятной бесплатной добавкой к основному блюду и помог перетащить в новую игру часть аудитории, не особо интересующуюся Вьетнамской войной.

Battlefield 2 (2005)

Прорыв в серии Battlefield (и, соответственно, в жанре сетевых тактических шутеров) случился в 2005-ом с выходом Battlefield 2. Полноценная вторая часть, она содержала столько нововведений, что хватило бы на несколько игр. DICE одной из первых начала закрывать тему моды на Вторую мировую, перенеся действие игры в современность. На этот раз сражения проходили между тремя фракциями: морской пехотой США, Ближневосточной коалицией и Народно-освободительной армией Китая. Каждая из сторон получила свою отлично проработанную уникальную внешность и снаряжение, и в этот раз количество неточностей стремилось к нулю. Новый движок Refractor 2 позволил улучшить графику и расширить технические возможности: физику, освещение. При этом, правда, жутко возросли системные требования – несообразно внешнему виду, который проигрывал хитам 2004-го подчистую. Оптимизацию быстро поправили патчами.

Ретроспектива BattlefieldСингл окончательно урезали, зато возможности многопользовательской игры раскрылись во всей своей многогранности. Одной из главных задач разработчиков была проработка командного взаимодействия. Они хотели заставить игроков почувствовать, что те находятся в настоящем реалистичном бою, где изображать из себя Джона Рэмбо попросту неуместно. Была введена по сей день успешно работающая система отрядов, в рамках которой бойцы получали внутренний голосовой чат, работающий по протоколу VoIP и позволяющий максимально успешно взаимодействовать в бою. Группа новичков, вооружённая внутренней связью и хорошим интернет-соединением, вполне способна была противостоять на равных даже ветеранам серии, научившимся выигрывать битвы в одиночку. Впрочем, игроки, не желающие или не имеющие возможности общаться в голосовом чате, не были забыты. Для них было добавлено дерево реплик, позволяющее попросить боеприпасы, подозвать медика и т. д. Для более комфортной игры продумали целую систему голосований, позволяющую выкидывать из битвы невменяемых, расстреливающих собственных товарищей или пользующихся читами. Также у каждой из команд появилась возможность выбирать командира, наблюдающего за битвой в тактическом режиме. Командир мог сбрасывать своим войскам припасы и технику, подсвечивать противников, вызывать огонь артиллерии, отдавать приказы отрядам. Особо ушлые игроки быстро научились сбрасывать ящики с припасами прямо на голову противникам, чтобы те раздавили их своим весом.

Всех бойцов разработчики разделили на два класса (лёгкий и тяжёлый) и семь специализаций. В тяжёлый класс вошли штурмовик, поддержка и анти-танк. К лёгким отнесли снайпера, спецназ, инженера и санитара. У каждой специализации по умолчанию наличествовало снаряжение, необходимое для выполнения конкретных задач – до универсализма Battlefield 4 здесь ещё было далеко. За успешные действия игроков начали награждать очками опыта и нашивками. Повышение уровня давало доступ к апгрейдам оружия и техники. Так в серию был введён ролевой элемент, ныне ставший обязательной частью даже самого завалящего шутера с мультиплеерным режимом.

Ретроспектива BattlefieldИзначальная версия игры поставлялась с 12-ю картами. Размер доступной для сражения области на карте варьировался в зависимости от количества игроков. Таким образом, у каждой карты было три варианта: для 16, 32 и 64 игроков. Со временем были добавлены ещё четыре. Последняя из них поставлялась в патче 1.5, который стал 13-ым (!) по счёту и вышел в сентябре 2009-го, спустя 4 года после выхода игры. Больше патчей для BF2 не было, но поддержка игры продолжается до сих пор. BF2 справедливо получила совершенно сумасшедшие баллы от игровой прессы, став революцией, определившей развитие жанра на много лет вперёд. Причём забавно, что в оригинальной версии присутствует всего-то два режима: «Захват» и «Захват в нападении». Это антирекорд для всей серии, но даже с двумя режимами игра стала королевой жанра, не обращающей внимания на потенциальных конкурентов.

Дополнения: огромная народная любовь не могла оставить игру без великого множества модификаций различного калибра, счёт которых идёт уже на тысячи. Среди них мы хотели бы выделить украинский мод Real War, повлиявший на дальнейшее развитие серии. Его создатели всего лишь ещё немного приблизили BF2 к реальности, убрав с экрана перекрестье прицела, мини-карту и прочие элементы интерфейса, кроме тех, без которых вообще нельзя обойтись. Как оказалось, многим игрокам только этого и недоставало. Real War оказался настолько успешен, что в Battlefield 3 уже сама DICE добавила «реалистичный» режим.

Сами же шведы создали для BF2 три дополнения.

Battlefield 2: Special Forces (2005)

Ретроспектива BattlefieldПервая добавка вышла всего через несколько месяцев после оригинала. Дополнение посвятили спецназу разных стран. На девяти картах сражались «морские котики» США, британские SAS, российский спецназ, а также самостоятельно придуманные DICE войска Ближневосточной коалиции: арабские террористы и некие повстанцы, списанные с чеченцев. Упор в дополнении делался на пехотные сражения, потому количество техники снизилось до минимума, а сами карты были многоуровневыми и закрытыми. В этом дополнении дебютировало знаменитое новшество – ночные карты. И не такие, как Тегеранское шоссе из BF3, на котором всё видно, но по-настоящему ночные, где сражаться без прибора ночного видения и источников света практически невозможно. Конечно, не обошлось без солидного пополнения арсенала всяческими светошумовыми и слезоточивыми делами.

Battlefield 2: Euro Forces (2006)

Ретроспектива BattlefieldВторой добавки ждать пришлось до весны 2006-го. Получилась она заметно менее масштабной, чем предыдущая, потому позиционировалась не как полноценный аддон, а как так называемый booster pack. Euro Force добавил в игру фракцию «армия Евросоюза», вооружённую аутентичными средствами и техникой. Первоначальный релиз по недосмотру был выпущен с несколькими серьёзными багами, но их быстро исправили. Карт добавилось всего три, однако все они оказались настоящими произведениями искусства для любителей эпических сражений с использованием техники. По-хорошему, на таких огромных площадях не слишком толпились бы и 128 игроков, если бы сетевой код это позволял.

Battlefield 2: Armored Fury (2006)

Ретроспектива BattlefieldТретье дополнение, также позиционируемое как booster pack, приглашало бойцов на территорию США. Здешние три карты тоже были заточены под масштабные побоища, потому обновления коснулись исключительно парка техники – особенно авиации, возможности которой серьёзно расширили. Чуть позже оба мини-дополнения вышли одним сборником, а затем были включены в последний патч.

Продолжение следует

Роман Бетеня

Ретроспектива №183
Упоминаемые игры и серии: 
Battlefield
Яндекс.Метрика