Анонс Shogun 2: Total War

В эту ночь решили самураи перейти границу у реки
Жанр: глобальная стратегия
Платформа: РС
Разработчик: The Creative Assembly
Издатель: SEGA
Издатель в СНГ: 1С-СофтКлаб
Похожие игры: серия Total War, King Arthur: The Role-Playing Wargame
Дата выхода: 2011 год
Британцы как нация всегда отличались полным отсутствием желания менять свои привычки и устои, даже в угоду необратимой глобализации. В наши дни на принадлежащих им островах со скверным климатом продолжают превозносить королеву, водить авто по левой стороне дороги и разрабатывать отличные глобальные стратегии для ПК. В студии The Creative Assembly трудятся истинные сыны Англии — владычицы морей. В непростые для жанра времена они плюют с высокой колокольни на казуальную поросль, толкающиеся локтями консоли и всемирный финансовый кризис впридачу. И легионы поклонников их творчества исправно получают новые цифровые откровения из серии Total War.
За десять лет существования бренда разработчики показали нам войны кланов в феодальной Японии, беспокойную средневековую Европу, взлет и падение Римской империи, масштабные конфликты XVIII-XIX веков. Шлифовались элементы игрового процесса, совершенствовалась графика, добавлялись недостающие детали — морские баталии, к примеру. Серия уверенно и успешно развивалась.
К 2010-му в рядах любителей тактики и стратегий накалились нешуточные страсти. Всю первую половину года оставалось неизвестно, что же готовят светлые головы из The Creative Assembly. Разгоряченное воображение рисовало бронетанковые колонны и оружие массового поражения. На форуме Gamespot один геймер, судя по всему, из США, скромно обмолвился: «Хотелось бы, чтобы следующую Total War перенесли в современность. Я бы возглавил Америку и завоевал весь мир». В более смелых фантазиях гномы-оккупанты загоняли в резервации эльфов, а на Марсе дымили трубами теплоэлектростанции. Официальный анонс одновременно и расстроил, и порадовал. Нам предложили вернуться на Японские острова, с которых все и начиналось. В негатив — уже было, в позитив — разработчики, судя по всему, поднимаются на новый уровень качества. Да и стоит признать, что Япония пятивековой давности является самым ярким, колоритным и экзотическим сеттингом из всех, до которых дотянулись руки английской команды. Если вы провели длительное время в плену у инопланетян или по какой-либо иной причине не знакомы с упомянутыми великолепными стратегиями, вкратце напомню. Total War представляет собой микс военного, экономического и культурного развития отдельно взятой фракции или государства, администрирования территорий, дипломатии, тактических сражений и еще десятка элементов меньшей значимости, таких как шпионаж и саботаж. Сложносоставной механизм исправно работал, удивляя к тому же невиданной ранее особенностью: военнослужащие в определенных ситуациях могли отказаться выполнять приказ, что здорово оживляло и придавало реализма происходящему. Так, брошенные в атаку пехотинцы, получив отпор и растеряв боевой дух, прекращали коллективную сдачу крови, разворачивались и шустро наступали в направлении, противоположном расположению противника. При этом щелкать по беглецам курсором не имело смысла: солдаты старательно спасали электронные жизни, игнорируя игрока.
На выставке Е3’2010 разработчики представили рабочую версию Shogun 2: Total War и рассказали много интересного. Несмотря на возвращение к корням, невооруженным взглядом виден кропотливый труд авторов по внедрению новых идей, а также огромного количества изменений и дополнений. Время и место действия обусловили сильнейшее отличие Shogun 2 от предыдущих игр сериала. Японские острова — это вам не континентальный простор. Размах происходящего значительно уменьшился. Но не стоит посыпать голову пеплом и устремляться в ближайшую секту. Потеряв в масштабе, проект значительно прибавил в деталях. Так, было обещано всего около 30 видов войск, но все они кардинально отличаются характеристиками и назначением, никакого лишнего балласта не будет. Регионы, доступные для экспансии, также будут насыщены различными особенностями, тщательно проработаны и по численности сравнятся с Empire: Total War.
Вы начнете игру как дайме, лидер одного из девяти крупнейших кланов. Действо стартует в 1545 году — в реальной истории вскоре после этой даты на политическую арену вышел легендарный военачальник Ода Нобунага, написавший дальнейшую историю страны крепкой самурайской рукой. The Creative Assembly предлагает нам альтернативный вариант и возможность вершить судьбу Японии лично. Страна восходящего солнца в обозначенный период представляет собой плачевную картину: феодальная раздробленность оборачивается бесконечной резней, власть Императора слаба, уровень жизни низок, социальных гарантий для населения не предусмотрено. Продюсер проекта Киран Бренделл рассказал, что для восхождения на вершины власти игроку предстоит реализовать серию хитрейших интриг и комбинаций. Ведь японские традиции — дело тонкое, и миновать их не получится. Император, как известно, сын Небес, он персона неприкосновенная и даже слегка священная. Необходимо создать такую ситуацию, в которой божественному ставленнику просто не останется выбора, кроме как назначить вас своим протектором и сегуном всея Японии в придачу. Острова, меж тем, длительное время остаются изолированными от большой земли морем и неприветливостью местных жителей. Но со временем из Португалии и Голландии прибывает все больше пучеглазых гайдзинов. Одни будут распространять свою религию, понижая боеспособность армии и подрывая трудовую дисциплину на предприятиях. Другие поделятся технологиями или же поступят на службу в качестве наемных ружей.
От европейских войн японские отличаются так же сильно, как и общая политическая ситуация, что является еще одним несомненным плюсом игры. Всегда стоит приветствовать возможность получить, как говорят на Западе, новый опыт. Так, к примеру, японские замки — это вам не монументальные каменные глыбы какой-нибудь Шотландии. Самурайские резиденции напоминают изящные лабиринты с несколькими уровнями защиты. Отсюда и особенности их обороны. Иногда имеет смысл сдать штурмующим первую линию укреплений, чтобы заманить их в смертельную ловушку. Будут в Shogun 2 и морские сражения. Здесь также будут бесполезны навыки, полученные в Empire и Napoleon. Дело в том, что японские корабли и суда тех времен не предназначались для покорения океанов и открытия новых земель — их стихией были прибрежные воды. Значительная часть доступного игроку ВМФ приводится в движение веслами, обходясь без парусов, что также влияет на тактическую картину. Да и внешне японский боевой корабль похож на крутобокую испанскую каравеллу так же, как Иосиф Кобзон — на Жанну Фриске.
Еще одна интереснейшая особенность проекта — заявленные создателями гибридные бои на суше и на море, то есть мы поведем в бой одновременно и армию, и флот. По словам разработчиков, можно будет, к примеру, тихо подплыть под покровом ночи к лагерю противника и обрушить на него лавину стрел. Или, что еще интереснее, устроить засаду из лучников и меченосцев в тех местах, где рифы, скалы и островки образуют так называемое «горлышко бутылки», а затем удивить проходящие мимо корабли врага неожиданной атакой и даже захватить неудачливую эскадру. Впрочем, есть одно «но». Ребята из The Creative Assembly показывали игру на пре-альфа стадии работы. И, смущенно отводя глаза, шептали, что гибридные бои могут и не попасть в финальную версию из-за высокой сложности реализации. Будем надеяться, что вытянут.
О графической части невозможно говорить, не срываясь на восторженные вопли: она чудо как хороша. Используя сухой язык цифр, разработчики все равно рискуют повредить неустойчивую психику некоторых геймеров. Так, на модели выделяется не менее 1000 полигонов на штуку. Поддерживаются DirectX 9, 10 и 11. Одновременно сражаются до 56 тысяч бойцов — в Napoleon, напомню, лимитом было 10 тысяч. В оцифрованном скелете каждого солдата насчитывается 52 кости, разделенные на 8 активных зон. В ночной битве можно будет увидеть до трехсот источников динамического освещения одновременно — отряды с факелами и горящие постройки обрушат на зрителя мрачную красоту хаоса и разрушения.
Маниакальная страсть к деталям — еще одно достоинство команды The Creative Assembly. На этот раз она планирует превзойти сама себя. Штатные художники длительное время изучали традиционную японскую живопись только для того, чтобы — внимание! — нарисовать статичные заставки с сообщениями о победе или поражении, картинки интерфейса и иконки отрядов. Ландшафт изменяется в разные сезоны года, что серьезно сказывается на ведении боевых действий. Для захвата движений были приглашены мастера из Британской Ассоциации Кендо (ждем на мониторах форменный «Последний самурай» и приближаем камеру в надежде рассмотреть бледнокожего Тома Круза). Вернутся воодушевляющие речи полководцев перед битвой, формироваться они будут динамически под влиянием внешних факторов, и чуть ли не каждая станет оригинальной и неповторимой. Деревья, не самый, в общем-то, важный элемент окружения, будут представлены восемью десятками разновидностей! Верим. Не тот случай, чтобы сомневаться.
А еще английских разработчиков стоит похвалить за редкое в наше время качество — умение признавать ошибки. В настоящее время они, засучив рукава, трудятся над улучшением искусственного интеллекта, который, по словам самих разработчиков, в прошлых играх ни разу не блистал. Комментарии, думаю, излишни.
Итак, пока на землях Туманного Альбиона существует компания The Creative Assembly, любители глубоких и многогранных компьютерных игр будут получать продукцию высшего качества. Уже десять лет нас удивляют. Радуют. Интригуют. Shogun 2: Total War выходит в следующем году. У каждого уважающего себя дайме есть время, чтобы проверить остроту катаны и вакидзаси, отложить с зарплаты или стипендии деньги на оплату услуг ниндзя и провести строевой смотр асигари.