Анонс Disciples Liberation
Разработчик: Frima Studio.
Издатель: Kalypso Media.
Жанр: ролевая игра с тактическими боями.
Дата выхода: 21 октября 2021.
Пошаговая стратегия Disciples 2 удачно состарилась, а если подумать, то стала только лучше с момента выхода в 2002 году. Изначально она находилась в тени серии Heroes, на которую была в целом похожа, но с более простыми правилами. С тех пор «Герои» погибли в казематах Ubisoft, жанр как-то увял, так что Disciples 2 сегодня – эталон атмосферной игры и темного фэнтези с лаконичным самобытным геймплеем.
Disciples 3 пыталась перейти на трехмерный движок, попутно расширив игровые механики. Но банкротство Strategy First помешало проекту взлететь, и третья часть серии осталась негативным опытом, который нынешний правообладатель не хочет повторять. Духу времени более подходит ремастер Disciples 2 в 3d (или хотя бы HD), но Kalypso Media выбрала другой путь. Disciples: Liberation берется сохранить полюбившуюся атмосферу, но внутри это будет ролевая игра наподобие King’s Bounty.
Если раньше мы управляли целой расой с героями и городами, то теперь игра вертится вокруг одной главной героини по имени Авиенна. Ее называют «дитя двух миров», что предполагает сверхъестественные способности, но вообще о сюжете мы знаем мало. Авиенна начнет как наемница, потом возглавит собственную армию и, наконец, как-то повлияет на весь мир Невендаар – обещают целых пять концовок.
По карте героиня перемещается свободно, без всяких там ходов, а противники просто преграждают ей дорогу в отдельные области. Есть и мирные персонажи, которым судьба – рассказывать сюжет и выдавать квесты. Диалоги, кстати, обещают озвучить, что намекает на сносный бюджет.
В отличие от King’s Bounty, у Авиенны есть рудиментарный замок. Правда, он один, называется Иллиан, и застраивать его можно зданиями любой из четырех доступных рас. А именно: люди, эльфы, нежить и демоны. Как они будут уживаться в общем городе и в одной армии, в деталях пока неясно. В силу каких-то качеств Авиенны – прокачки или решений по сюжету – юниты одних рас будут эффективнее для нее, чем других.
Под здания определены семь слотов, и мы выбираем, что там построить: монастырь, адский котел или чудесное дерево. Далее здание можно улучшить, как и положено в Disciples. Ресурсов для строительства три: золото, дерево и железо. Кроме того, нужны чертежи – их Авиенна будет находить по сюжету.
Битвы происходят в пошаговом режиме между отрядом Авиенны и группой противника. Движение по клеткам разрешено, и расчерченное на гексы поле довольно просторное. От Disciples 3 сохранились модификаторы отдельных гексов: проходя через них, существа могут лечиться, получать урон или повышать свои характеристики. В некоторых боях будут дополнительные события, вроде ударов молнии по случайным клеткам после каждого хода.
Отличие от Disciples 3 – что у каждого существа есть очки действия. Синие тратятся на движение, красные – на атаку, золотые – по желанию игрока. Причем у кого-то может быть синий и красный поинт, а у другого два золотых – тогда этот юнит может два раза переместиться, а может два раза атаковать.
Главная героиня сама участвует в боях. С другой стороны, любое существо можно поставить в стороне от битвы, чтобы оно давало только пассивные бонусы – такой вот реверанс «Героям».
Магию можно применять прямо в битве, но арсенал очень ограничен – всего восемь заклинаний. Другое дело – колдовство на карте мира. Тут у Авиенны целых 80 колдунств из четырех школ: сумеречной, божественной, природной и проклятой. За каждой из школ закреплен собственный вид маны. Как именно будет мана поступать и расходоваться, раз движение по миру происходит в реальном времени, пока неясно. Возможно, мы будем подбирать ману на карте и тратить на изучение новых заклинаний.
Прокачка главной героини вполне соответствует жанру RPG. На старте обещают четыре класса: наемница, сумеречная ведьма, военачальница и еще один неизвестен. Независимо от класса доступно три дерева навыков: бой, магия и нефилим. Что значит последний – трудно сказать, но похоже, что именно здесь даются бонусы подконтрольным существам, в то время как ветка «бой» усиливает саму леди.
Навыки, а также надетые вещи влияют на боевые характеристики героини, и здесь нет ничего особенного: дальность хода, инициатива, здоровье. Примечательно, что исключен шанс неудачной атаки – вечный бич серии Disciples. Чтобы добавить рандома, будет шанс критического удара.
Помимо пяти слотов для брони и одного для оружия, у Авиенны есть слот под «эмоциональный осколок». Осколки дают неплохие бонусы, например, отравляют цель или запрещают ей воскрешаться. Самое главное, что слот под осколок есть не только у Авиенны, но у всех ее существ. Так что мы отчасти сами выбираем, какими способностями наделить свои войска.
Юниты, как и прежде, имеют свою полоску опыта и принадлежат к разным рангам (tier). Примечательно, что чем выше ранг существа, тем больше оно требует лидерства от героя. Вероятно, нас могут поставить перед выбором: вложиться в силу главной героини и проходить игру чуть ли не в одиночестве или раскачать армию – и целиком от нее зависеть.
Кроме рядовых юнитов, у Авиенны есть спутники. Они отличаются уже тем, что имеют слот под оружие. Но главное, конечно, что спутники участвуют в диалогах и реагируют на наши решения по сюжету.
Развилки сюжета и сложные выборы в Disciples: Liberation нам обещают в полной мере – и это подтверждают участники теста. Правда, по меркам ролевой игры всё довольно условно. Реплики заведомо разделены на «добрые», «злые» и «дикие» – гадать о последствиях своих слов особо не придется. А все же это нелинейность. И если принять во внимание, что сюжетная кампания рассчитана на 80 часов и включает 270 квестов, то возможность повторного прохождения делает игру просто огромной.
При всем уважении к художнику Anry, в визуальном стиле Disciples 3 чувствовалась скованность на фоне предыдущих частей серии. Юниты Disciples 2 вели себя нескромно: то разваливались на всю арену битвы, то отворачивались, стояли сгорбившись, могли быть толстыми, старыми, неотесанными и отчасти даже нелепыми – но оттого еще более уникальными, похожими на самих себя. Каждый новый юнит – это было шоу, он заявлял о себе не хуже рок-звезды.
Disciples: Liberation до такой свободы далеко, но все же гайки несколько подраскрутили. Мы снова увидим спецэффекты на весь экран, а показанных боссов оценила бы, наверное, даже FromSoftware. С другой стороны – полно худосочных фигурок, человечков в разной одежке с едва различимыми посохами-кинжалами – на поле боя это смотрится мелко и невыразительно. На крупном плане видим довольно безвкусные куклы, будто из MOBA для смартфонов. Рисковать в художественном стиле Frima Studio боятся, так что затмить Disciples 2 им не дано.
Но хоть мы и привыкли встречать Disciples по одежке, решит судьбу Liberation техническое исполнение. Kalypso Media выпускает игры Б-класса, и у нее есть жемчужины, вроде Dungeons 3 или Tropico 4. Но недоделанность, баги, запутанный интерфейс остаются главными убийцами игр второго эшелона. Вдобавок, на карме Disciples висит грех третьей части.
Если же Liberation пройдет тест на простую играбельность, то как минимум у нас будет альтернативный сиквел King’s Bounty. Из двух фэнтезийных бродилок с пошаговыми боями, будем надеяться, хоть одна нас в этом году не разочарует.
Anuriel