Анонс Блицкриг

Название игры: Блицкриг
Жанр: wargame
Разработчик: Nival Interactive
Системные требования: Pentium II-366 MHz, 64 Mb RAM, 16 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card
Дата выхода: 21 марта 2003 года
Раннее утро 1 сентября 1939 года. В войсках Германского Рейха зачитали приказ фюрера о нападении на Польшу. Под прикрытием предварительно начавшейся воздушной бомбардировки войска под командованием генерала Вальтера фон Браухича вступили на польскую территорию. Немецкие силы, составляющие 62 дивизии (из них 9 — бронетанковых), наступали с севера, юга и запада. Польская армия (меньшая в полтора раза по численности и уступавшая по количеству и качеству боевой техники), несмотря на героическое сопротивление, постепенно оставляла свои позиции. Польское правительство бежало, а западные союзники отказали Польше в помощи. Так началась самая кровавая война в истории человечества...
Людям свойственно обращаться к событиям недавнего прошлого, и это вполне естественно. Любой из нас может задуматься над вопросом, а что бы он сделал, оказавшись на месте своего отца (деда, прадеда) или его начальника (командира), в той или иной ситуации. Неудивительно, что тема Второй мировой войны по-прежнему остается золотой жилой для разработчиков игр абсолютно разных жанров. Обращались к этой теме неоднократно и разработчики постсоветского происхождения. И вот, в 2001 году, было объявлено, что фирма Nival Interactive приступила к работе над собственной стратегией, посвященной последней глобальной войне. Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ребята из "Нивала" любят и умеют делать игры ("Аллоды" — 2 штуки, "Проклятые земли", "Демиурги"), но до этого они отмечались в основном в фентези-мирах. На повестке дня стоял один вопрос — будет игра хорошей или провалится. Именно это нам с вами сегодня и предстоит выяснить.
Начнем с определения того, к какому жанру можно отнести эту стратегию. Естественно, что к бесчисленному сонму безликих RTS она не относится точно. В игре нет надобности строить базу, добывать ресурсы, производить в специальных зданиях апгрейды и штамповать мощную технику десятками, а то и сотнями единиц. И это правильно, ведь построить относительно верную модель экономики даже для такой маленькой (в масштабах той войны) страны, как Финляндия, практически невозможно (хотя Hearts of Iron, обзор которой читайте в следующем номере ВР, весьма близка к идеалу). А что нас интересует в первую очередь в войне? Правильно, собственно боевые действия. И в Nival Interactive приняли решение создать игру, к которой лучше всего подойдет именно определение wargame.
Если попросить бывалого геймера назвать игры, на которые ему видится похожим "Блицкриг", он, без сомнения, сразу же назовет вам две — "Противостояние" и Panzer General. На "Противостояние" игра похожа, в первую очередь, графикой, а на Panzer General — игровой концепцией. Правда, разработчики открещиваются от всяких сравнений, утверждая, что создали абсолютно новую и неповторимую игру. Поверим им на слово и продолжим рассмотрение проекта под микроскопом.
В игре будет три кампании — по одной за Советский Союз, Германию и западных союзников (Великобританию и США). В каждой кампании — от 7 до 10 миссий, отражающих наиболее важные моменты Второй мировой войны. Казалось бы, мало, но на самом деле число миссий стремится к бесконечности. Подозреваю, что такое заявление вызовет у вас чувство легкого непонимания. Объясняю. Дело в том, что эти 7-10 штук не совсем миссии, а, скорее, главы. В каждой главе есть одна миссия, обязательная для выполнения (без ее прохождения доступа к следующей главе вы не получите). Но движок игры способен генерировать практически бесконечное число случайных необязательных миссий. А случайные миссии могут быть абсолютно разными по характеру и стилю прохождения (что выбирается самим игроком). Например, если вы больше любите секретные операции в тылу врага — нет проблем, дайте указания генератору миссий — и, вуаля, можете отправляться на задание. Аналогичные возможности получат и те, кто любит атаковать большими силами хорошо укрепившегося противника, или, наоборот, обороняться от превосходящих сил его же.
Но дополнительные миссии — это не просто средство развлечь игрока. Ведь за каждый бой, в котором ваши солдаты сумели выжить и победить, они получают опыт. Чем опытнее боец, тем лучше он сражается, а значит чем больше необязательных заданий вы выполните, тем мощнее станет ваше подразделение. Но и это еще не все. За выполнение таких заданий игрок получит еще две вещи. Первая потешит его самолюбие — это различные награды от командования ему как командиру (например, наградные часы или телеграмма с поздравлением от Верховного главнокомандующего). А вторая — вы можете получить прототипы какой-либо техники (то есть образцы, которые еще не пошли в серию) либо вообще уникальные виды войск (скажем, немецкий танк Maus). А так как такая техника сражается куда как лучше стандартной, ее стоит заполучить себе в коллекцию.
Стоит упомянуть и о разнообразных видах юнитов в игре. Таковых можно насчитать более 200. С одной стороны, казалось бы, много и можно запутаться. Но если вдуматься — в том же самом Panzer General было не меньше, но это не мешало нормальному процессу игры. А теперь — о маленьком разочаровании, которое нас ждет. Авиации у вас не будет. То есть в игре она присутствует, но под ваше непосредственное командование не поступит. Хотите бомбить позиции противника — вызывайте воздушную поддержку (а она, к сожалению для игрока, не безгранична). Не будет и флота, так что придется сосредоточиться на сухопутных боях.
Игрок получит под свое управление подразделение, численность которого будет примерно равна усиленному батальону (до 500 человек), а возможности — дивизии. То есть мы будем иметь возможность вести в бой не только банальные пехоту, танки, артиллерию, но и реактивные установки залпового огня ("Катюши"), снайперов, бронепоезда. Кстати, есть вероятность, что вам будет предоставлена и трофейная (а также ленд-лизовская) техника. Но здесь есть маленькое уточнение — подобрав на поле боя немецкий "Тигр", вы не сможете сразу посадить в него танкистов и отправить в бой. А вот командование, в одной из последующих миссий, может вас премировать таковым "Тигром" (а может — и нет). Жаль, но вполне реалистично и соответствует ситуации на фронте.
Чего настоящие стратеги ждут от игр на историческую тематику? Правильно, реализма. И в этом компоненте игра не знает себе равных. Вспомните другие игры, аналогичного жанра, физическая модель их всегда оставляла желать лучшего. Ниваловцы серьезно проработали вопрос исторической достоверности, и их игра отразит реальное положение вещей. Скажем, если пулемет не пробивал броню КВ-2, то он ее не пробьет и в игре (хоть полчаса стреляйте, если пулеметчика не убьют раньше).
А вот из противотанкового ружья, да еще и в борт — и нет больше танка. У юнитов отражаются и повреждения. Так, танкам можно отстрелить башню, погнуть ствол пушки, сорвать траки. Все это не только отразится визуально, но и повлияет на поведение боевой машины.
Многие стратеги C&C-шной закалки попытаются поступить в "Блицкриге" простым и понятным им способом — возьмут все войска, обведут их рамочкой и бросятся в атаку на врага. И будут не правы. "Блицкриг" является серьезной военной игрой, что подразумевает вдумчивые действия и использование каждого юнита для выполнения наиболее подходящей ему боевой задачи. При этом не стоит забывать и о том, что успех к вам придет только при грамотном и разумном сочетании разнообразных действий и родов войск. Танковая атака на позиции противника без поддержки пехоты быстро захлебнется. Но ведь то же самое произойдет и с пехотой без танковой поддержки. И это самый простой пример. Думать в игре придется, и думать много, что уже само по себе приятно. Для удобства игроков разработчики создали режим паузы, который позволяет остановить игру и отдать команды верным подчиненным.
Раз уж заговорили о взаимодействии родов войск, стоит несколько подробнее рассказать о возможностях, которые предоставит нам "Блицкриг". Помимо банальной атаки на позиции противника, есть и много других способов отравить ему безмятежное существование. Возьмем для примера снайпера. Эти ребята достаточно редки, но польза от них неимоверная. Снайпер плохо обнаруживается врагом и может маскироваться. У него есть бинокль, увеличивающий радиус видимости (из других пехотных юнитов бинокль наблюдается еще и у командиров). А главное — снайпер практически никогда не промахивается. Правда, после выстрела его маскировка снимается, что заставит вас отдать приказ сменить позицию (проще говоря, самому перевести юнит на новую). Но эффективность снайпера (при умелом использовании) превзойдет все ожидания.
А вот пред светлые очи командования предстает инженер. Между прочим, очень нужный и важный юнит. Требуется построить мост — без него никуда. Нужно вырыть линию окопов — инженер готов посодействовать. Хотите заминировать направление вероятного удара противника — будет сделано. Так что этих ребят придется беречь как зеницу ока. И так — практически с каждым юнитом. Конечно, пехоту вы будете использовать не по одному и не по двое, а группами (как и танки), но у каждого юнита есть свои особенности боевого применения. Пехотинцы могут спрятаться в окопах, где будет значительно труднее их поразить, или устроить засаду на лесной дороге. Танки можно окопать и временно превратить в стационарные огневые точки. Проведенная артподготовка перед боем улучшит ваши шансы на успешную атаку, а попытка пройти через минное поле без разминирования закончится гибелью отряда. В общем, реализм в лучшем его исполнении.
На действия ваших войск (равно как и войск противника) будут влиять также погодные условия. Не стоит и пытаться вызвать воздушную поддержку в метель — самолеты не поднимутся в воздух. При плохой погоде ухудшается дальность видимости ваших юнитов, и вы можете пройти мимо затаившегося совсем неподалеку противника, даже не догадываясь о его существовании.
Не менее важно учитывать рельеф и инфраструктуру местности, на которой проходят боевые действия. По дорогам войска передвигаются значительно быстрее, чем по полю. А погнав танки через болото, вы рискуете остаться без своих "железных друзей". Артиллерия стреляет дальше, находясь на возвышенности. Ну, а на многих картах будут встречаться разнообразные здания — от маленьких русских избушек до развалин огромных заводов. В таких местах очень выгодно занимать оборону. Пехотинец, расположившийся в доме, живет даже дольше, чем в окопе. А вот атака без основательной подготовки на поселение, где разместилась небольшая группа обороняющихся, провалится с вероятностью 90%. Залог успеха каждого командира — использование любой мелочи в свою пользу.
Боезапас у ваших юнитов не бесконечен. Это не значит, что, растратив все патроны, пехотинец станет пушечным мясом, а танк — грудой металла. В игре присутствуют специальные машины снабжения, разместив которые возле такого юнита, вы сможете пополнить его снарядами (патронами и т.д.). Есть также медицинские машины, которые смогут вылечить израненных солдат. Разработчики решили не углубляться в мелочи, поэтому полевой кухни мы не увидим. И это, наверное, тоже правильно — кому интересно заниматься подвозом пищи на боевые позиции, особенно, если ваши солдаты заняли столь нужную высоту, а тут им вдруг захотелось поесть (вспоминается отвратительная реализация питания в Knights & Merchants — только построил воинов в боевой порядок, а они раз — и побежали обедать).
Выше уже упоминалось о том, что ваши солдаты набираются опыта с каждой успешной миссией. Опытные снайперы лучше маскируются, артиллеристы и пулеметчики — попадают во врага, инженеры — быстрее выполняют свои обязанности. Игра приучит вас заботиться о своих солдатах, ведь потеря солдата-ветерана, на место которого явится "зеленый" новобранец, может сказаться на ходе всей кампании.
Хочется немного рассказать и о графике. Ничего сверхнавороченного класса Doom III ждать не стоит. Да оно и не нужно. Игра все же является стратегией, а для этого жанра графика стоит отнюдь не на первом месте, хотя графическая реализация сделана на уровне. Для игры используется новый движок, способный отразить практически все реальности настоящего боя. Повреждения техники отчетливо видны (модели техники сделаны в 3D), пехота, хотя и выполнена в 2D, смотрится нормально. Здания и элементы рельефа сделаны достойно и не посрамят гордого имени "Нивал".
От звука также не стоит ждать особенных красивостей. Поддержки EAX нам не обещают (по крайней мере, пока). Музыкальные темы будут соответствовать духу времени. Но стоит отметить один немаловажный момент: все воины будут разговаривать на своих родных языках. Немцы не буду кричать по-русски с ужасным немецким акцентом. Кое-что, конечно, вызывает сомнения, ведь в игре будут также поляки, финны, французы — неужели и для них будет сделана оригинальная озвучка? А ведь было бы неплохо. Звуки выстрелов и взрывов сделаны в точном соответствии с их реальным звучанием (это по утверждению разработчиков).
Будет еще некоторое количество "фишек", необходимых каждому уважающему себя варгеймеру. Так, редактор позволит создавать собственные карты, виды юнитов и зданий, а возможно, и собственные кампании. Есть игра по сети, а лучшие в сетевых боях будут заноситься в специальную рейтинговую таблицу, а также премироваться ценными призами. Так что тем, кому наскучат кампании, придут на помощь сетевые забавы.
Пришла пора подвести итоги. Наверное, пора признать, что Nival Interactive не умеет делать плохие игры. "Блицкриг" станет одной из лучших (если не самой-самой) стратегий по теме Второй мировой войны. Потрясающая реалистичность, возможность практически бесконечной генерации миссий, огромное число разнообразных юнитов, переход солдат и техники из миссии в миссию на протяжении всей кампании, достоверная модель боевого столкновения — достоинства игры можно упоминать бесконечно. Что же касается недостатков, то говорить о них, пока не видел игры, рано. Конечно, они будут, но навряд ли перевесят все плюсы "Блицкрига". А из этого остается сделать следующий вывод — всем настоящим стратегам стоит всего лишь чуть-чуть подождать (до конца марта 2003 года) — и мы получим великолепную игру, победа в которой будет зависеть не от скорости кликанья мышкой, а от стратегических способностей игрока.
Morgul Angmarsky