Обзор Age of Conan: Hyborian Adventures
Жанр: MMORPG.
Разработчик: Funcom.
Издатель: Eidos Interactive.
Издатель в СНГ: 1C.
Количество дисков: 2 двухслойных DVD.
Похожие игры: World of Warcraft, Lineage 2, Guild Wars.
Минимальные системные требования: 3Ghz Intel Pentium 4, 1GB RAM, NVIDIA Geforce 6600 или ATI Radeon 9800, 32GB места на жестком диске, Microsoft Windows XP или Windows Vista.
Рекомендуемые системные требования: 2.4Ghz Intel Core 2 Duo E6600, 2GB RAM, NVIDIA Geforce 7900GTX, 32GB места на жестком диске, Microsoft Windows XP или Windows Vista.
Мультиплеер: Internet и без него никак.
- Это отвратительно! Это зверство, садизм, извращение! Там кровь как настоящая, там текстуры женского тела, там!.. Как наши дети будут в это играть!?
Прошу прощения, к нам случайно прорвался в эфир представитель ESRB. Дело в том, что игра, о которой пойдет речь, достойна возрастного рейтинга 70+. Но нам так надоело кричать «Вау!», глядя на мультяшный Tier 6 из World of Warcraft или вертексный S-grade LineAage 2. Новые миры давно зовут, современное железо ржавеет без дела, а кругом одни клоны да треш на пару недель. Не вешать нос! Сегодня – никаких трешаков, речь пойдет о реально впечатляющей игре.
Да прольется кровь!
Давайте без вопросов, что такое MMORPG. У этой штуки свои законы, а для тех, кто в ее отношении девственно чист, я не расскажу ничего интересного. Начнем сразу с того, что есть новый виртуальный мир, который можно изучать, покорять, а также вполне пригодный для ролевого маскарада и киберспортивной раздачи тумаков. Местами этот мир сильно напоминает Хайборею, родину здоровяка Конана, но фанаты Роберта Говарда ни за что не поставят между ними знак «=». Даже не смотря на наличие самого короля Конана, с которым можно повстречаться на высоких уровнях. Но это на высоких уровнях, а для начала нам приготовлены рабские кандалы и пиратский остров с вулканом в середине в качестве детской песочницы. Никаких «ты всегда тут жил, а теперь повзрослел». Встретят в лучших традициях Gothic, ударом по голове, а первым оружием будет кусок весла. Романтика!
Теперь, внимательно присмотритесь к скриншотам. Графика-то просто восхитительная! Вода как настоящая, тени на месте, текстуры четкие, полигонов тьма, дальность обзора – караул! Что, не главное это в MMORPG? А вы побегайте в этом мире минут 15, почувствуйте разницу между 2004 и 2008 годом, и вернуться в LA2 и WoW будет совсем нелегко. Удар номер два – все диалоги озвучены. Подумаешь, полвинчестера на них ушло, зато вникать в суть заданий не лень. Мы ведь как привыкли: «Короче, Склифосовский, кого убить и сколько?», - а тут даже атмосферой проникаться начинаешь. Оказывается, повсюду заговоры, шпионы, работорговцы, колдуны, дикари, причем не всем нужно сразу дать веслом по голове. С некоторыми хорошо бы договориться, другим аккуратно подпортить жизнь, а от третьих лучше держаться подальше.
В противовес сговорчивости NPC прольется кровь других игроков. Виртуальная, конечно, а все же детей за игру не сажайте. Отрубание голов, fatality пудовым молотом, удары мечом, от которых монитор покрывается кровавыми пятнами и прочие зверства не обойдут вас стороной даже в самом мирном квесте. Разработчики всего лишь легализовали PvP и сделали поменьше монстров в локациях, а получился настоящий deathmatch. Увидели квестового босса, а он на 10 уровней сильнее вас – не беда. Ждем в невидимости, пока его начнет бить другой игрок, и в последний момент убиваем и игрока, и босса. Только примерились собрать лут – стрела в спину, воскресившийся конкурент наглость не простил. И вот мы уже собираем группу, объединяемся в гильдии, находим друзей и врагов.
Прокачка, тем не менее, идет очень и очень бодро. Опыт дают и за охоту на монстров, и за убийство игроков, и за квесты. Последних разработчики насочиняли просто огромное количество. Мгновенно набираем 5-10 штук, идем в нужную локацию и выполняем все одним махом. Силы растут, как на стероидах, экипировка постоянно обновляется.
Кроме того, на низких уровнях (на время написания статьи – до 20-го) всегда есть возможность скрыться от шумной и опасной PvP-игры под покровом ночи. Ночь на низких уровнях никак не связана с реальным временем суток. Солнце садится по нашему желанию. И тогда начинается встроенная одиночная кампания с сюжетом и типично сингловыми заданиями. Прокрасться, подслушать или быстро-быстро сбежать с извергающегося вулкана – ничуть не лишнее разнообразие. Но разумеется, все время играть одному не получится: время от времени NPC будут отправлять на повышение квалификации в дневную прокачку.
Итак, качаемся легко и бодро – а скоро ли потолок? Не скоро, аж на 80-ом уровне. Но и затем игра предложит массу развлечений. Как насчет того, чтобы построть для своей гильдии город, обнести его стенами и укрепить башнями? Лень строить – можно разрушать и захватывать, конечная цель та же - захватить весь мир. Для команд поменьше придуманы блиц-игры «Захват черепа» и «Ликвидация команды». Победа в PvP дает не только доминирование на локации, она продвигает вас по десяти PvP –рангам, открывая уникальные предметы у торговцев. Для пацифистов придуманы мирные ремесла вроде алхимии и кузнечества. Набрали ингридиентов, повозились полчаса в рюкзаке и в результате пополнили аукцион первоклассными вещами, а свой карман - золотом. Создатели игры много поработали, чтобы вы не скоро сказали «Я достиг всего и крут непомерно». Но давайте поговорим о другой стороне игры.
О мире и его жителях
Глядя на мир Age of Conan с другой стороны, можно увидеть не кровавость, а атмосферность и эпичность. Нас познакомят с тремя божествами: бесжалостным Кромом, справедливым Митрой и жестоким Сетом – а также со многими их последователями. Мы увидим разные страны и народы, совершенно разных по роду занятий людей: наемников в простой кожаной одежде, жутковатых шаманов, просветленных жрецов, рыцарей на конях, носорогах и даже мамонтах. Кем будем в этом мире мы, зависит только от нашего выбора. Только поумерьте амбиции, до бога дослужиться не получится. Орки и эльфы тоже здесь не водятся, есть только три народа людей: Аквилонцы, Кимерийцы и Стигийцы. От расы зависит набор доступных классов (к примеру, маги - это только Стигийцы) и внешность, которую, впрочем, все равно можно менять в широких пределах. Дальше выбираем архетип, от которого зависит доступное оружие, доспехи, а также "ночные" квесты, и наконец, класс героя, определяющий все остальное.
Архетипов четыре и в каждом по три класса. К солдатам относятся хранители, завоеватели и темные храмовники. Солдата можно узнать по тяжелой броне, а также по двуручному или парному оружию. Это профессионалы ближнего боя, ломающие врагам кости с помощью комбо-ударов. Маги Хайбореи – это демонологии, некроманты и вестники Ксотли. Их одежда почти не дает защиту, а немногое доступное оружие они используют крайне неумело. Зато армия призванных существ и убойные заклинания полностью компенсируют эти слабости. Роль лекарей и бафферов исполняют жрецы: шаманы-медведи, священники Митры и слуги Сета. В отличие от многих MMORPG, в Age of Conan жрецы далеко не всегда вынуждены быть «второй скрипкой», они не так обделены оружием и броней, как маги, да и арсенал боевых умений совсем не беден. Последний архетип – разбойник, и к нему относятся варвары, головорезы и бродяги (ranger). Объединяет разбойников умение неожиданно нападать и наносить большой урон, а также неумение носить хорошие доспехи, в результате чего жизнь разбойников часто обрывается (хотя правильнее сказать «прерывается»).
Прокачка в Age of Conan не слишком сложная, но и простор для экспериментов оставляет. Скиллы (типа «Калечащий выстрел» или «Мощный удар») даются автоматически по мере повышения уровней. Не нужно даже идти к тренеру и платить деньги. Также сами собой растут статы (это всем знакомые сила, ловкость, выносливость, мудрость и интеллект). Большинство особенностей класса заключено в талантах, похожих на таковые в World of Warcraft: три дерева, в которые нужно вкидывать очки, чтобы открыть доступ к более мощным талантам. Также для раскачки доступен десяток малополезных умений, вроде быстрого бегания, высокого лазания и скоростного отдыхания.
Наши решения при прокачке служат каркасом всей игры, что очень характерно для RPG. Поэтому достаточно внимательно почитать подсказки, чтобы разобраться в геймплее. Однако на одной стороне игрового процесса мне бы хотелось остановиться подробнее. Age of Conan удивила боевкой, далеко ушедшей от классического автобоя. Уже на первом уровне мы можем комбинировать три удара, стараясь попасть по самой беззащитной части тела, а по возможности атаковать сразу несколько целей. Одновременно стараемся уйти от удара кувырками или заблокировать щитом. Когда же появляются спецприемы, становится вообще весело, главное не забывать после выбора скилла указывать направление приема. Удачный спецприем хоть и отнимает выносливость и долговато применяется, зато нередко выбивает из монстра больше половины здоровья.
Клиент в заплатах
Настал час критики, и самой уязвимой ее целью будет бета-тестирование. Отведенный под него срок ушел на исправление технических багов, всяких вылетов, провалов сквозь стены и западания скиллов. Такими болезнями игра почти не страдает. А вот балансу геймплея перепало значительно меньше внимания. Игроки разных уровней сходятся на мнении, что лучнику-страннику никак не положено носить средние доспехи, особенно в то время, как варвар обходится легкими. Маг, благоразумно укрывшись в сторонке, оравой прислужников слишком уж легко и быстро убивает монстров на локациях. А вот убийца оказался в неудачниках: его ножи, почему-то, медленнее бьют, чем тяжелые мечи завоевателя. Уравнять в силах 12 классов – не шутка, за месяц-другой эту проблему не решишь.
Кроме проблем с балансом бросаются в глаза недоработки интерфейса. Бросаются в виде дурацких сообщений поперек экрана: «Вы подняли Ржавый меч», «Убито 3/30 пиктов» и прочая чушь. Пять таких сообщений, и вы не видите ничего вокруг. Но и в обычном режиме огромные окна, иконки и шрифты занимают слишком много места перед глазами и не обеспечивают нужной функциональности. Их стоило бы уменьшить раза в два: и слотов в панелях стало бы больше, и экран был бы не таким захламленным. Есть и другие недочеты интерфейса, но здравый смысл подсказывает мне написать о них не в статью, а разработчикам.
Funcom оперативными темпами латает баланс и прочие дыры в геймплее, выпуская апдейт за апдейтом. Однако весят заплатки столько, что без анлимитного интернет-канала скачать их нереально (автору пришлось выкачать более 2 Гб). Но и на этом проблема не исчерпывается. Игра хорошо продается, а значит, все больше клиентов единовременно скачивают обновления. Сервера не справляются с такой нагрузкой, и в результате пользователям приходится либо ждать поздней ночи, либо терпеть частые дисконнекты.
Будь Age of Conan оффлайновой игрой, наверняка утонула бы в жалобах игроков, но у онлайна другие законы, и отсутствием глюков не может похвастаться ни одна MMORPG. К такой жизни опытные геймеры давно приспособились. Одни срубают на багах легкие деньги и халявную экспу, потому что для них возможность стать самым-самым на международном сервере важнее стабильной игры. Другие играют в свое удовольствие, не обращая внимания на карьеристов. А прочие невозмутимо ждут, пока схлынет первая волна патчей. Кстати, есть важная причина присоединиться к этой компании: к концу года 1С обещает выпустить полностью локализованную версию игры. Даже если переведут только текст, все равно играть будет намного удобнее.
Радости:
- Современная графика всем RPG на зависть.
- Зрелищная для глаз и открытая тактическому уму боевая система.
- Просто огромное количество заданий, многие из которых явно выше среднего для MMORPG уровня.
- Все условия для конкуренции между игроками.
- Возможность значительно изменять игровой мир, строя и разрушая города.
- Доступны мирные профессии.
- Куча классов, горы предметов, разнообразные монстры.
- А в придачу несколько прыжков выше головы с кувырком: одиночная кампания с сюжетом, озвученные диалоги и много чего еще.
Гадости:
- Громоздкий интерфейс.
- Несбалансированность классов по силе.
- Необходимость постоянно скачивать большие.
Оценка 9.
Вывод:
Age of Conan – далеко не варвар среди MMORPG, а как раз наоборот – несет свет современности погрязшему в архаизмах онлайновому миру. За этой игрой будущее. Уже сейчас по продажам Age of Conan обгоняет World of Warcraft. В ней есть то, чего никогда не пробовали на вкус онлайновые ролевики: брутальный взрослый мир, современная графика, полноценный экшн и быстрая прокачка, которая, тем не менее, способна долго не упираться в потолок. Must have вне сомнений, причем оффлайновые RPG благодарят богов, что Age of Conan не будет среди их конкурентов в номинации «RPG года».