30 имен, которые потрясли игровой мир! Начало | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

30 имен, которые потрясли игровой мир! Начало

on ноября 30, 2000 - 00:00

Стремление к иконизации личности, присущее кинобизнесу и звукозаписывающей отрасли, давно стало отличительным признаком и игровой индустрии... Синеманы и аудиофилы преклоняются перед творчеством Федерико Феллини и Дюка Эллингтона, у геймеров есть свои идеалы - например, Сигерю Миямото и Ю Судзуки. Ведь за каждой игрой стоят живые люди. Образованные, талантливые, целеустремленные. Составляя данный список, я постарался сделать так, чтобы читатель смог лучше понять этих людей и то, чем они живут и для чего трудятся.

Текст, который вы сейчас прочтете, полон и пояснений, он способен дать вполне четкое впечатление о развитии всего игрового мира за последние три десятка лет. И кто знает, может быть, этот материал послужит той искрой, что зажжет пламя в сердцах наших читателей, чувствоваших, что могут пойти по тернистой, но увлекательной стезе создания игр, но не знали, какой первый шаг им стоит предпринять.

Сразу же оговорюсь, что наш список ни в коем случае нельзя считать рейтингом, все персоны в нем занимают случайные позиции. Также просим не обижаться поклонников Роберты Уильямс, Джона Ромеро или Лорда Бритиша: при составлении материала учитывались только деятели индустрии видеоигр; безусловно, что при включении сюда личностей, прославившихся на поприще создания игр исключительно для компьютеров, список бы выглядел иначе.

1. Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell)
Родился в штате Юта (США) в 1943 году. Человек, считающийся отцом индустрии: им разработана Computer Space, первая коммерческая видеоигра. В 1972 году Бушнеллом была основана Atari Corporation, вплотную занявшаяся электронными развлечениями. Автор знаменитых хитов Pong и Breakout, на которых выросло нынешнее поколение игровых разработчиков, Бушнелл стоит и за выпуском первой домашней игровой приставки, Atari 2600. Однако в 1976 он неожиданно продал свое детище, фирму Atari, конгломерату Warner Communications и покинул основанную им отрасль развлечений. Известно, что Бушнелл - настоящий профессионал в китайской настольной игре го, развивающей стратегические навыки и чувство баланса. Сейчас он ищет способ создать сетевую игру, в которой одновременно могли бы участвовать, не отягощая себя чтением длинного списка правил, сотни и тысячи человек.

2. Хироси Ямаути (Hiroshi Yamauchi)
Правнук Фусадзиро Ямаути, основавшего в 1889 году фирму Nintendo, Хироси Ямаути в возрасте двадцати лет унаследовал семейное дело. Тогда, в начале семидесятых, Nintendo была крупнейшей производительницей игральных карт в Японии. Через несколько лет стало понятно, что карточный бизнес теряет прибыльность, и Ямаути бросился во все тяжкие: рассматривались проекты производства быстроприготовляемого риса, бейсбольных бит, даже спортивных лазерных пистолетов. Но только электронная игрушка Ultra Hand, спроектированная молодым инженером по имени Гумпей Екой, снискала потребительский успех: за несколько дней было продано 1.2 миллиона этих простеньких манипуляторов. Вскоре последовали игры для аркадных автоматов и серия электронных игр Game & Watch (1980), пиратским способом выпущенная в Советском Союзе как "Ну, погоди!", "Тайны океана" и "Веселый повар". Ямаути прочно развернул Nintendo в сторону электронных развлечений, лишним доказательством этого стала приставка Famicom, появившаяся в 1984.

Затем мир увидел Gameboy (1989) и Super Famicom (SNES). Успех нинтендовской приставки Nintendo 64, успех при всех ее недостатках - во многом заслуга хорошего руководителя, которым безусловно является Хироси Ямаути. И хотя он признает, что мало знает о техническом аспекте дела, его деловой нюх безупречен, он прекрасно чувствует любые изменения рынка и всегда знает, как на них отреагировать. Ямаути-сенсэй говорит, что освободит свой пост в 2000 году (ему исполнится 73), уступая руководство Nintendo молодой и талантливой смене, которой предстоит продвигать на рынок Game Cube, Game Boy Advance и последующие за ними игровые системы.

3. Сигерю Миямото (Shigeru Miyamoto)
Миямото сделал для видеоигр столько же, сколько Дисней - для мировой анимации. Этот эксцентричный игрок на банджо с "битловской" прической в 1977 году нанялся на работу в Nintendo. После полного фиаско первых трех нинтендовских аркадных игр в США, Хироси Ямаути потребовал от новичка Миямото создать что-то концептуально свежее и необычное. Тут же родилась на свет история о яростной горилле, похитившей девушку своего хозяина. Вскоре Donkey Kong (а именно о ней идет речь) получила приз как вторая по популярности аркадная игра 1981 года. За последующие восемнадцать лет под руководством Миямото было разработано настоящее созвездие шедевров, среди которых The Legend of Zelda, Adventures of Link, Star Fox, Yoshi's Island и Super Mario 64. Почти 13 процентов из более чем миллиарда картриджей, проданных Нинтендо за всю ее историю - игры, созданные Миямото и его командой R&D4 (при этом не считаются вещи вроде Super Mario Cart и Mario Paint, над которыми трудились другие люди). Последняя на данный момент изданная работа мастера, The Legend of Zelda: Mask of Majora (N64), уже получила статус игрового бестселлера.

4. Гумпей Екой (Gumpei Yokoi)
Бывший глава подразделения R&D1 компании Nintendo, куда Екой пришел еще в 1969 году. Быстро продвигался по службе, изобрел первую прибыльную нинтендовскую игрушку, Ultra Hand, разработал первую в мире портативную видеоприставку, работающую на сменных картриджах, Game Boy (1989). Он принимал участие в создании линии товаров Game & Watch, работал над восьмибитной серией игр Metroid. После ошеломительного провала придуманной им портативной системы Virtual Boy (3D+объемная стереоскопическая графика), Екой в 1996 году завершил свою 27-летнюю карьеру в Nintendo. Уволившись, он продолжал исследования в области создания портативных приставок, участвовал в создании WonderSwan от Bandai. Трагедией для всего игрового мира стало известие о том, что Екой-сан погиб в автомобильной аварии 4 октября 1997 года. Вклад этого человека в индустрию огромен, равно как и оставленное нам наследие - ведь Game Boy и сейчас, через десять лет после своего появления, лидирует как самая популярная портативная игровая система!

5. Ю Судзуки (Yu Suzuki)
Глава команды AM R&D#2, сеговский профессионал ранга Миямото, гениальный программист, Судзуки приложил руку практически ко всем более-менее известным аркадным проектам Sega, начиная еще с такой классики, как Hang On, Space Harrier, Out Run и G-Loc. Под его руководством были разработаны этапные, первые в своем роде 3D-сериалы: Virtua Racing, Virtua Racing, Virtua Cop. Эти игры задали направление, по которому сейчас развивается индустрия в целом. Недавно Судзуки выпустил свой самый масштабный проект, экшн-RPG Shen Mue для Dreamcast, и трудится над его продолжениями.

6. Арни Кац (Arnie Katz)
Первопроходец в области игровой журналистики. Кац и его друг Билл "Игровой доктор" Кункель в 1978 году стали первыми, кто на регулярной основе публиковал отзывы об играх в общегосударственном издании, журнале Video. В 1981 он стал со-издателем первого американского журнала, целиком посвященного видеоиграм, оригинально названного Video Games. К 1990 году Кац ушел из бизнеса, лишь пару лет назад предприняв достаточно жалкую попытку запустить журнал Electronic Games. Но EG, продукт восьмидесятых, вся редколлегия которого состояла из людей за сорок, не нашел отклика у геймеров девяностых, после чего "эволюционировал" в равной степени плохой журнал Fusion, и был вскоре поглощен Intelligent Gamer. Так свет увидело, как подметил щедрый на эпитеты Зак Местон, "самое глупое и неактуальное игровое издание десятилетия", Intelligent Gamer Fusion.

7. Трип Хокинс (Trip Hokins)
Еще будучи простым сотрудником Apple Com-puter, Трип уговорил Джоэля Биллингса писать свои игры не под Northstar (который вскоре не выдержал конкуренции), а под Apple II. У Хокинса определенно было чутье. Основав Electronic Arts, компанию нового типа, он правильно предположил, что игровая индустрия будет развиваться сродни звукозаписывающей, только звездами станут не исполнители, а программисты и художники. Он был прав, говоря об исключительных качествах Commodore Amiga как игровой машины, но все-таки ошибся, рассчитывая ее место на рынке. Он снова был прав, предсказывая светлое будущее формату CD-ROM, но опередил время, выпуская свою приставку 3DO - по тем временам слишком дорогостоящее ($700) удовольствие для большинства геймеров. Хокинса часто называют самым известным пророком игрового мира, ведь его главному предсказанию - о том, что компьютерная развлекательная индустрия станет вторым Голливудом - похоже, суждено сбыться.

8. Кэндзи Эно (Kenji Eno)
Поистине уникальная фигура: игровой дизайнер, умудрившийся создать из себя самого настоящего поп-идола. Хотя список работ Эно и возглавляемой им небольшой студии WARP не так уж велик (он состоит из двух знаменитых триллеров: D и Enemy Zero), этот длинноволосый великан с завидной регулярностью появляется в эфирах японского телевидения и радио, рекламируя, среди всего прочего, свои способности пиониста. Где бы Эно ни появлялся, его мгновенно начинают штурмовать толпы восторженных фэнов, готовых идти на все, лишь бы пообщаться со своим кумиром. Другое дело, что слава Эно заслуженная, ведь не каждый в наше время может удачно совмещать способности художника, программиcта, композитора, и при этом выпускать неплохие игры.

9. Алексей Пажитнов
Московский математик всегда интересовался настольными играми и ребусами. Основой для созданного Пажитновым в 1984 году Тетриса послужила игра пентомино, ставившая задачей правильно расположить в коробке геометрические фигуры. Коробка превратилась в стакан, игра перенеслась на экран, остальное - достояние истории. Хотя Тетрис разошелся тиражом в 40 миллионов копий, его изобретатель в свое время не получил за это ни копейки: советское законодательство не поощряло подобного рода заработки. Впоследствии издателем таких творений Пажитнова, как Faces, Welltris, Knight Moves и Hatris, стала компания Spectrum Holobyte. Некоторое время назад Алексей Пажитнов создал набор головоломок Puzzle Collection по заказу Microsoft.

10. Нобуо Уемацу (Nobuo Uematsu)
Пятнадцать лет назад молодой парень, освоивший пианино в возрасте 12-ти и мечтавший стать новым Элтоном Джоном, зарабатывал на жизнь, сочиняя музыку для телереклам и нанимаясь временным клавишником в малоизвестные "гаражные" группы. Теперь Нобуо Уемацу один из самых известных игровых композиторов, работающий в самой Squaresoft. Именно он - бессменный автор музыки к сериалам Final Fantasy и Romancing Saga. Вместе с Ясунори Мицудой он создал потрясающий саундтрек к одной из лучших SNES-овских ролевых игр, Chrono Trigger. Мелодии, написанные Уемацу, изданы отдельными альбомами, существует множество их версий - от симфонических обработок до танцевальных ремиксов. Музыка из Final Fantasy VII стала первым и последним игровым саундтреком, попавшим в общеяпонский музыкальный хит-парад за всю его историю, и продержавшаяся там больше месяца.

11. Масаюки Уемура (Masayuki Uemura)
С детства будучи на "ты" с разнообразным электронным оборудованием, этот исполнительный японец в середине семидесятых легко получил работу в Sharp, а затем перешел в Nintendo. Именно он разработал восьмибитную приставку Famicon (NES в США и Европе). До Famicom игровые пристаки проектировались инженерами-создателями офисной техники, и результаты обычно были далекими от потрясающих. Уемура, понимая, что стандартный процессор 6502 CPU не сможет хорошо работать с графикой, добавил еще один чип, PPU (Picture Processing Unit). Завершенная Famicom смогла воспроизводить больше цветов и обладала намного большим объемом оперативной памяти, чем другие приставки на рынке (Atari 7800, Intellivision). Это, плюс сотни качественных игр, сделали Famicom (NES) самой удачной приставкой в истории. Но Масаюки Уемура не остановился на достигнутом, и в 1991 публика увидела его новую разработку, 16-битную Super Famicom (Super Nintendo), работа над которой велась еще до выпуска "Сегой" в 1989 году Megadrive. Самым заметным отличием SNES от MD стал режим Mode 7, позволяющий вращать и масштабировать объекты. "16-битная война" завершилась в пользу SNES, на которой вышли Chrono Trigger и Donkey Kong Country, в то время как "Сега" не могла предложить почти ничего стоящего. В разработке Nintendo 64 Уемура участия не принимал.

Продолжение следует
Валерий Корнеев

Ретроспектива № 11
Яндекс.Метрика