Обзор Tom Clancy’s EndWar

Posted by Outcast on апреля 20, 2009 - 00:00
If you are reading this, the end has begun…

Жанр: RTS

 Разработчик: Ubisoft Shanghai

Издатель: Ubisoft

Издатель в СНГ: GFI / «Руссобит-М»

Похожие игры: World in Conflict

Платформы: Xbox 360, PlayStation 3, PSP, Nintendo DS, PC

Минимальные системные требования: Windows XP, Pentium IV 1.5 ГГц, RAM 512 Mb, GeForce FX или Radeon 9600

Рекомендуемые системные требования: Windows Vista, Core Duo 2 ГГц, RAM 2 Gb, GeForce 8800 или Radeon X1950

If you are reading this, the end has begun…

EndWar — проект во многом уникальный. Это первая RTS, изначально ориентированная на консоли. В связи с тем, что играть в стратегии на геймпаде не слишком удобно, создатели решили изменить систему управления вашими подчиненными. Кажется, как еще можно руководить юнитами, кроме как стандартной «рамкой»? Разработчики из Ubisoft Shanghai подошли к решению проблемы творчески и даже совершили небольшую (а может, и большую: это станет ясно со временем) революцию в жанре. Теперь вы ведете армию в бой не руками, а… голосом. Голосовая отдача приказов подчиненным — это главная «фишка» EndWar, выделяющая ее среди множества других стратегий в режиме реального времени. Красивой графикой, разрушаемостью окружения и неплохим AI сегодня уже никого особо не удивишь: видели — знаем. Но часто ли вам доводилось общаться с отрядом пехоты по микрофону, чтобы заставить солдат захватить опорный пункт? Позволим предположить, что ни разу. По крайней мере, в стратегиях.

Tom Clancy’s EndWar

Прежде чем начать подробный рассказ об особенностях голосового управления, хотелось бы предупредить тебя, дорогой читатель: EndWar требует знания английского языка хотя бы на среднем уровне. Локализацию от «Руссобит-М» предстоит ждать еще достаточно долго, и, хотя издатель обещает, что голосовое управление будет адаптировано под говорящую по-русски аудиторию, а все команды будут переведены на соответствующий язык, неизвестно, насколько хорошо тайтл воспримет великий и могучий. Так что если слова «hostile» и «retreat» вы читаете как «хостиле» и «ретреат», а не как «хостайл» и «ритрит» соответственно, то лучше немного подучить английский, прежде чем садиться играть. В противном случае программа распознавания голоса просто вас не поймет — и придется играть при помощи геймпада или мышки. А в этом случае игра теряет половину — если не больше — своей привлекательности.

Любая команда в EndWar четко структурирована. Сначала необходимо назвать того, кому отдается приказ. Все подразделения игрока пронумерованы, а список постоянно находится внизу экрана, так что на этом этапе проблем не возникает. Например, произнесли «unit one» — выбрались танки, сказали «task group two» — выделилась ранее сформированная группа из нескольких подразделений и так далее. Вторая часть приказа — действие, которое необходимо выполнить. Вариантов довольно много: от банального «move» до различных спецспособностей юнитов. Третья часть голосовой команды — это объект, на который направлено действие: враг, ключевая точка на карте, позиция курсора… И при помощи такой нехитрой схемы можно практически полностью контролировать ситуацию на поле боя голосом! Надо захватить позицию «B»? Элементарно: «unit three secure Bravo». Создать ударную группу и разгромить врага? Пожалуйста: «unit one and unit four and unit six create task group», а затем — «active group attack hostile two». Голосом можно выполнять практически все необходимые действия, разве что вращать камеру надо по старинке, т.е. ручками.

 

Кстати, о камере. Она в EndWar тоже не совсем обычная и напоминает оную в шутерах от первого лица. Вы не можете свободно витать над полем боя: взгляд все время прикован к выбранному подразделению. Это весьма спорное решение, так как при подобном подходе уменьшается угол обзора и, как следствие, хуже виден общий ход битвы. Карты в EndWar немаленькие — и необходимость все время переключаться между подчиненными в разгар столкновения с противником, чтобы оценить, насколько серьезно «вляпались» инженеры, или посмотреть, кто покушается на «вертушки», немного сбивает с толку. А следить за этим надо, потому как пока сам не посмотришь — не узнаешь, кто такой «hostile one»: ПВО или танки. И если по вертолетам пытаются попасть неповоротливые танки, то все нормально, но если это — счетверенные крупнокалиберные пулеметы транспортеров, то лучше дать команду отступить. Правда, возможность получить привычный вид поля боя сверху все же есть: для этого необходимо заказать специальную командную машину. Но этот юнит представляет собой очень специфическую и не слишком мощную боевую единицу, так что зачастую целесообразнее заказать вместо него лишний отряд артиллерии. Но, с другой стороны, в EndWar отсутствует туман войны, поэтому вы видите то же, что могут видеть ваши подразделения. Так что вертолеты становятся вдвойне полезными, поскольку именно их камеры обеспечат вам панорамный обзор солидного куска карты.

Tom Clancy’s EndWar

Броня крепка и танки наши быстры!

Раз уж речь пошла о различной технике, то стоит подробнее рассказать о юнитах. А их в игре совсем немного: всего лишь семь видов. Пехоту представляют стрелки и инженеры. Стрелки нужны для захвата и улучшения контрольных точек, а также для истребления инженеров. Инженеры умеют ставить мины, неплохо «обрабатывают» ракетами технику, но в открытом столкновении проигрывают практически любому виду войск, поэтому предпочтительнее прятать пехоту за укрытиями. В таком случае солдаты не только дольше проживут, но, может быть, даже успеют уничтожить какой- нибудь отряд противника. Но незащищенные крепкой броней человечки все равно чаще всего представляют собой простое пушечное мясо. Наземной техники в EndWar аж четыре наименования: танки, бронетранспортеры, артиллерия и машина командования. Танки, как им и положено, толсты броней, сильны калибром, но медлительны и неповоротливы. В открытом столкновении они «уделывают» любой наземный юнит, но практически беспомощны перед вертолетами. Артиллерия представляет собой очень грозное оружие, поскольку стреляет далеко и очень больно. Если не подпускать к ней подразделения врага, то даже один артиллерийский юнит может натворить дел — но в ближнем бою эти забавные машинки с длинными стволами обречены, поскольку двигаются со скоростью черепахи, не могут стрелять по расположенным слишком близко целям, да и броня у них, честно говоря, «картонная». Бронетранспортеры, вопреки своему названию, нужны отнюдь не для транспортировки пехоты. Это они, конечно, тоже делать умеют, но главная ценность БТРа — установленный на крыше крупнокалиберный пулемет для борьбы с авиацией. Видели бы вы, с какой скоростью эти монстры «перемалывают» вертолеты! Последний из наземных юнитов — машину командования — можно иметь только в одном экземпляре. Она обладает сразу несколькими бесполезными свойствами и нужна, по сути, лишь для одного — обеспечить вас полноценной картинкой поля боя с высоты птичьего полета. И, наконец, авиационные войска представлены в EndWar вертолетами. «Вертушки» быстрые, мобильные, идеально подходят для разведки и уничтожения танков или артиллерии, но панически боятся транспортных машин или засевших в укрытии инженеров.

Все вышеперечисленные юниты у трех враждующих сторон на словах отличаются показателями скорости и толщины брони: у Европейского Альянса подразделения быстрые, у Российского Спецназа — крепкие, а войска США представляют собой промежуточный вариант. На деле же эти различия почти не заметны. Ну и, конечно же, модельки отрядов у каждой из сторон свои.

 

Помимо различного рода юнитов, инструментарий полководца включает в себя еще парочку средств борьбы с противниками. Знаете, например, что такое WMD? О, это волшебная аббревиатура! Вы только прислушайтесь: «ДаблЮЭмДи». Weapon of Mass Destruction! По сравнению с этой штукой все другие виды оружия кажутся детскими игрушками — поэтому воспользоваться оружием массового уничтожения позволяют только в тот момент, когда вы начинаете проигрывать или когда его уже применил враг. WMD в игре представлено тактическими лазерами европейцев, кинетическими зарядами американцев и вакуумной бомбой русских. Применение любого из названных средств в правильном месте и в правильное время не только порадует вас красивыми спецэффектами, но и действительно может изменить ход сражения. Эти штуки в самом деле уничтожают массово, так что, когда окидываешь взглядом регион, который подвергся бомбардировке кинетическими снарядами, иногда становится не по себе.

Ненатуральная война

Увлекшись описанием прелестей голосового управления и особенностей различных родов войск, автор этих строк оставил без внимания один немаловажный вопрос: а из-за чего, собственно, война? Учитывая, что сюжет написан Томом Клэнси, ничего оригинального ждать не приходится: парочка терактов, а также борьба сверхдержав за господство в космосе и ресурсы таки выливаются в Третью мировую. События, приведшие к такому печальному результату, представляют собой коротенькую тренировочную кампанию, после чего нам предлагают определиться с выбором стороны и привести ее к победе. Об этом, собственно, вторая — большая и нелинейная — кампания. На глобальной карте выбирается одна из нескольких доступных миссий, играется эта миссия, потом выбирается следующая — и так до победного конца. Все возможные операции разбиты на 4 вида (даже три с половиной): завоевание, нападение, рейд и осада. В завоевании оппоненты пытаются захватить и удержать половину контрольных точек на карте. Нападение — примитивное истребление всех подразделений противника. Рейд и осада — режимы-близнецы: необходимо защитить или захватить Очень Важную Точку. Осада — это тот же рейд, только на карте Вашингтона, Парижа или Москвы. Чтобы выиграть войну, необходимо захватить 28 регионов или три столицы. Между делом, можно апгрейдить свои войска, добавляя им новые способности и улучшая параметры атаки, защиты и скорости. Все просто и незатейливо. Во время миссий все очень красиво, бодро и зрелищно, но абсолютно неправдоподобно. Причем нарекания вызывает не внешний вид боя (тут все классно: отличная анимация и детализация солдат и техники, разрушаемые здания, красивые взрывы и т.д.), а его схематичность. Все как-то стерильно, что ли. Вот ключевые точки, за которые мы деремся. Вот ровненькая танковая колонна, которая при любых обстоятельствах остается ровненькой танковой колонной и держит строй. Пехота все время действует отделениями и ни за что не бросится врассыпную. Да и лимит в дюжину отрядов, с одной стороны, является вполне достаточным для реализации многих тактических задумок, но с другой — не позволяет почувствовать масштабность битвы. Даже взятие Вашингтона с применением авиации и вакуумных бомб кажется местечковой операцией — яркой, напряженной и затяжной, но все-таки локальной разборкой. Возможно, так бы оно в реальности и было, но воображение, рисовавшее картины массивной высадки десанта и целые танковые армии у Белого дома, отчаянно не хочет в это верить.

Tom Clancy’s EndWar

Неоднозначное удовольствие

Главным минусом EndWar является то, что в нее не получается подолгу играть. Начинаешь понимать, почему генералы в большинстве своем — седые, суровые и грубые дядьки. После нескольких миссий подряд накатывает чувство усталости. Устаете вы — устает и ваш голос: команды звучат уже не так бодро и даже вяло, в результате чего игра все чаще начинает понимать вас не так, как надо. Спустя два с половиной часа вы начнете кричать своим отрядам что-то вроде «Юнит, твою налево, уан, куда ты прешь, родненький! Альфа, я сказал, а не Чарли!» Если поиграть еще немного, то пытаешься заговорить со своими отрядами без микрофона, а говорить с телевизором — плохая примета. Игра должна не напрягать, а доставлять удовольствие. Так что EndWar необходимо принимать дозированно, чтобы не возникло преждевременного перенасыщения и отторжения. Ведь, даже несмотря на некоторые минусы, перед нами уникальный и интересный проект! Первая стратегия в режиме реального времени, в которую удобно — вы только подумайте! — играть на консолях. Тайтл, в котором можно разбомбить к чертовой матери Эйфелеву башню и дать приказ вашим солдатам штурмовать Лувр. Игра, которая дарит не до конца понятные, но абсолютно новые ощущения.

Оценка: 71\100

Вывод:

Революция, но не хит на все времена. EndWar закладывает новые идеи, которые вполне могут получить развитие в дальнейшем, но ей самой не хватает чего-то, чтоб окончательно и бесповоротно завоевать сердце игрока. Возможно, она слишком схематична. Может быть, ей не хватает разнообразия. Вроде бы все хорошо, но что-то отсутствует — и это факт. Тем не менее, EndWar стоит порекомендовать для ознакомления почти всем — всем тем, кто ищет что-то новое. Вряд ли EndWar станет для вас игрой года, но свою порцию удовольствия — причем довольно большую — вы от нее получите.

RTS Обзор №110 Tom Clancy
Яндекс.Метрика