Обзор Freedom Fighters
Оригинальное название: Freedom Fighters
Жанр игры: экшен с видом от третьего лица (TPS)
Разработчик игры: IO Interactive (http://www2.ioi.dk)
Издатель игры: Electronic Arts (http://www.eagames.com)
Количество CD в оригинале: 1 CD. Дата релиза: 01.10.03
Минимальные требования: P-III/Athlon CPU (733 Mhz),
128 MB RAM, 32 MB videocard, 1.1 GB места на HDD
Похожие игры: не припоминаю
Сайт игры: http://www.eagames.com/official/freedom/freedomfighters/us/home.jsp
"Товарищи! Каждый день мы слышим тысячи и тысячи голосов, молящих нас о помощи и восстановлении справедливости! Да, они доносятся из мирового оплота темных сил — Соединенных Штатов Америки! Пора помочь американцам сменить их прогнивший насквозь капиталистический строй! Мы не можем оставаться безучастными, глядя на то, как страдает американский пролетариат и мирное население, не можем оставаться глухими к их мольбам! Мы выступаем!!! Мы выступаем сегодня!!! И мы принесем мир и справедливость в эту несчастную страну! Наше дело правое, мы — победим! Ура, товарищи!!!"
(из напутственной речи генерала
Советской Армии Татарина)
Альтернативная история нынче в моде. "А что было бы, если..." — задают себе вопрос разработчики, и с радостью сами же на него отвечают. Так получается сюжет. Ребята из датской IO Interactive (Hitman 1-2) при разработке концепции своего нового экшена, очевидно, отвечали на вопрос: "А что было бы, если бы Советский Союз после Второй Мировой захватил всю Европу?". Понятное дело: после этого СССР разместил бы тактическое ядерное оружие на Кубе, фактически подчинил бы себе Южную Америку, а затем перебрался бы в Северную. Верно? Ага, вот и сценаристы IO cо мной согласны;). Итак, действие разворачивается в Нью-Йорке, в наше время, но в альтернативной истории. Советские войска оккупируют американскую территорию, а противостоят им современные партизаны, "борцы за свободу". По воле случая, одним из лидеров движения сопротивления становится Кристофер Стоун, простой американский водопроводчик. Да, именно в его шкуре нам придется побывать.
Меня немного удивил тот факт, что эту типично американскую игру (вернее, "проамериканскую") соорудили именно в Европе. Хотя "родители" лысого киллера Hitman-а во многом переборщили с пафосом, сюжет игры производит, в целом, неплохое впечатление: злые русские напали на Америку, а простые американские парни, настоящие патриоты, с оружием в руках выходят на защиту своей державы... Логично, просто и понятно. Только за братьев-славян обидно: вечно их (и нас в том числе) злодеями да бандитами выставляют;(.
Осень в Нью-Йорке
Погожим осенним днем Крис с братом едут по вызову к некой дамочке. Как оказывается позже, не простой домохозяйке, а одной из ключевых фигур сопротивления. По прибытии братья не застают мисс дома, зато их застают врасплох советские солдаты. Кристоферу удается бежать, а брат остается в руках "красных негодяев". Так-то. Переполох на улицах, одиночные выстрелы, танки и вертолеты со звездами на бортах: русские в городе. Вторжением (освобождением) руководят генералы Бульба и Татарин (здорово напоминающий Росомаху из Х-Men), освещением событий занимается милая стервочка Татьяна Кемпински (типично русская фамилия, не правда ли?;). Избежавший пленения Крис попадает в канализационную систему Манхэттена, где расположен штаб сопротивления. Товарищ полон решимости задать русским жару...
Такова завязка. Перед подробным разговором о геймплее сделаю небольшое лирическое отступление о технических параметрах и производительности. Freedom Fighters поставляется на одном диске. К сожалению, мне на обозрение попалась русифицированная версия с гордой надписью "2 в 1: русская + английская версия". Разумеется, полностью английской, оригинальной версии на диске не нашлось. Там окопалась смешанная версия: переведенными в ней (на крепкую троечку) оказались лишь тексты, а звук, хвала Аллаху, остался нетронут. В итоге мы действительно получаем "русско-английскую" версию, "2 в 1":). Так или иначе, непосредственно к игре это не относится, поэтому вопросы пиратских локализаций оставим.
Теперь о производительности: бегает игрушка довольно шустро. На моей машине (Duron1300/512MB/ GF4Ti4200) в 1024x768 со всеми установками по максимуму тормозов почти не наблюдалось (30 FPS в среднем по Fraps). На машинах послабее, судя по отзывам, также все ОК. Только вот памяти (оперативной) игре желательно поболе — локации ведь тоже большие. В итоге, производительность Freedom Fighters можно назвать хорошей (FF вполне играбельна на "бюджетных" конфигурациях и быстра/красива на более мощных машинах). А все дело в движке Glacier, который, хоть уже далеко не первой свежести, благодаря прямым и умелым рукам программистов из IO выглядит вполне современно и работает весьма шустро. Несмотря на то, что игра была выпущена одновременно сразу для четырех платформ (PC, Playstation 2, Xbox и GameCube), консольности не заметно: текстуры и модели качественные, система сейвов специфичная, но грамотная и т.д. Молодцы, IO, не схалтурили.
Нелегкие будни борцов за свободу
Итак, канализация. Выбрав пушку по душе и по миссии, наш героический водопроводчик отправляется прямиком в одну из горячих точек района. Выползает из люка, и начинается веселье: знай стреляй себе. Минимум раздумий, максимум действия. Настоящий экшен. Уух! Ориентируемся по карте. Методично зачищаем местность, не забывая сохраняться в люках (да, save в FF организован в строго определенных местах — канализационных люках). Добираемся до вторичной цели (взорвать что-нибудь/кого-нибудь спасти), выполняем ее, снова ищем люк, сохраняемся. Опять зачищаем местность, добираемся до главного здания, водружаем над ним полосатый грязный флаг вместо красивого ярко-красного. Mission complete. Снова канализация.
В уничтожении вражеских человекоединиц нам помогают другие "борцы за свободу", ребята из сопротивления. Просто так подчиняться какому-то Крису, будь он хоть трижды водопроводчик и герой соцтруда, эти товарищи не имеют ни малейшего желания. А вот если он совершил n-ое количество добрых дел, то это уже совсем другой вопрос! Каждое "сюжетное" действие (а также "подкорм" аптечками раненых гражданских) повышает уровень харизмы героя. А чем больше у Криса харизмы, тем большим количеством (до 12-ти) сопротивленцев вы можете управлять. "Управлять", конечно, громко сказано: дозволяется лишь приказать союзникам следовать за вами, атаковать врага/разведывать или "окопаться" в указанной точке. Остальное они сделают самостоятельно. Стоит отметить, что AI ваших братьев по оружию очень даже неплох. Они эффективно используют препятствия, не испытывают проблем с ориентированием на местности, да и вообще ведут себя подозрительно разумно. Хоть русские выглядят страшно и со зверскими рожами кричат "Умри, гаденыш!", "Тревога, тревога! Боевики!" и прочие ужасные вещи с забавным акцентом, они на удивление милосердны — никогда на добивают ваших раненых сотоварищей. Получил свою долю свинца — упал, над телом загорелся значок с красным крестом, дождался ГлавГероя с аптечкой — и снова на ногах. К сожалению, Криса подопечные вылечить не могут — его всегда "убивают насмерть" и игроку предоставляется выбор: Load/Restart/Quit.
Оружия не много. Но и не мало. Его достаточно, судите сами: орудие пролетариата (разводной ключ), пистолет, револьвер, автомат, пистолет-пулемет, дробовик, снайперская винтовка, пулемет, базука — вот, пожалуй, и весь арсенал. Ах да, еще C4, гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Используются, правда, эти штуки нечасто (хитрый враг не ждет, пока граната разорвется под ногами, а предпочитает удалиться от игрушки на безопасное расстояние), но почти всегда — к месту. От взрывов тряпичные куклы моделек очень красиво разлетаются во все стороны). Наличествуют и стационарные пулеметы — их очередь весьма ощутима как для шкурки Криса, так и для советских солдат. Но самая неприятная штука — это пулеметы вертолета Ми-24, нагло кружащего над районом в некоторых миссиях, так и норовящего нашпиговать свинцом зазевавшегося игрока. Кроме вертолета, смертельно опасны ничем не вооруженные бронемашины, осуществляющие регулярный подвоз живой силы на позиции советских войск: стоит машине задеть Криса, как он тотчас же отправляется в лучший мир, а вам приходится со злостью нажимать кнопку "Загрузки". Мелочь, а неприятно.
Уровни получились отменные. Несмотря на некоторую однообразность действа (вернее, его целей), по планировке и реализации игровые локации оставляют лишь благоприятное впечатление. Бабье лето, поздняя осень, лютая зима — погодные условия реализованы по высшему классу. А эффектные перестрелки "дюжина на дюжину" — чистый Голливуд! Красиво и весело. Дабы мы не дай бог не заскучали, между миссиями Танюша Кемпински рассказывает о нехороших деяниях сопротивления, а бегущая строка информации внизу радует качественным стебом. Правда, в заключительной части игры "пропаганда" сменяется исключительно качественными роликами на движке.
Качественный полупартизанский экшен в городских условиях — вот что такое геймплей Freedom Fighters.
Графика. Звук
Хотя графика в FF сильно не дотягивает до близкого к фотореалистичности визуального оформления Max Payne 2, она выполнена на очень достойном уровне. Великолепные городские пейзажи, симпатичная фигурка главного героя ("пушечное мясо" обеих сторон выглядит менее симпатично и низкополигонально), проработанные интерьеры зданий, великолепная анимация... Графическое оформление FF тянет на "хорошо". Так и запишем.
Звук? Ух, хорош! Дело даже не в забавных почти русских выкриках — дело в том, что все в игре звучит адекватно. Эффект окружения звуком, эхо в канализации, отдельные смачные звуки выстрелов каждого оружия, взрывы, крики... "Прэлесно, прэлесно!!!". Отдельного упоминания добрым словом заслуживает музыка — композитор Jesper Kyd превзошел сам себя, и его композиции с участием хора венгерской телерадиокомпании звучит завораживающе. Мрачные напевы резко превращаются в агрессивное техно, и наоборот. Мысли отключить музыкальное сопровождение не возникает — оно играет значительную роль в создании игровой атмосферы.
О чем упоминать не хотелось бы, но надо
Как обычно случается в моих обзорах, перед подведением итогов расскажу о негативных моментах. Игра, вы будете смеяться, как и в случае с Homeworld, слишком коротка. Пара-тройка вечеров — и приключения Криса закончатся (судя по какому-то неопределенному финалу, продолжение себя ждать не заставит). Нет, конечно, мы в курсе, что хорошего должно быть понемногу, но все же хочется больше! Будем ждать адд-она, что ж поделаешь. Еще один недостаточно "блестящий" момент — графика. Она могла быть посовременней, факт. Огромными пачками народу (под дюжину к концу игры) сложновато управлять. Да и действуют они иногда бестолково, глупо подставляясь под огонь неприятеля. Невозможность записи первое время сильно раздражает. Отсутствие какого-либо мультиплеера также трудно записать в плюсы. Все, больше минусов я не заметил. Хотя всматривался изо всех сил;).
"Сухой остаток"
Браво IO! Отличная стрелялка. Такого плана качественных экшенов, да еще и с "тактической составляющей", я даже и не припоминаю. Игра проходится на одном дыхании и оставляет самые приятные впечатления. Всячески рекомендую всем-всем-всем, кому не чуждо бесшабашное, захватывающее, "кинематографичное" действие. Его в Freedom Fighters с избытком.
ОЦЕНКА 8
Отличная стрелялка, чтобы отдохнуть после тяжелых трудовых будней.
Николай "Nickky" Щетько