Обзор Mind Scanners
Жанр: симулятор, мини-игры.
Разработчик: The Outer Zone.
Издатель: Brave At Night.
Платформа: ПК.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5, 2 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 550, 500 МБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10, 3 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 760.
Глупейшее, что можно сделать с Mind Scanners, — это нарочно сравнивать ее с «Papers, Please». Пусть основания на то как будто бы имеются. Снова — антиутопия, снова — стилизованная, и несколько спорным образом, пиксельная графика; снова — игра как набор мини-игр. Наконец, снова игрок вживается в роль винтика Системы — винтика, у которого выбор невелик, а иногда и того нету. Все это так, вот только при подробном сравнении неизбежны оценки не в пользу Mind Scanners, а как раз такой предвзятости хотелось бы избежать. Поэтому забудьте на время о «Papers, Please», пожалуйста. Тем паче что на дворе век победившего киберпанка, и отсылать к динозаврам бумажного бюрократического ада как-то не с руки.
В Mind Scanners вы — сканер. Буквально залезаете в мозги человека, по умолчанию подозреваемого в отклонении от психологической нормы, и «исправляете» их. Не стоит думать, что сканеры в мире игры — какая-то элита. Наоборот, сканерами в городе, он же Структура, становятся больше от безысходности — чтобы не оказаться за городской Стеной, в компании всяких отбросов, не подошедших Структуре. Таков замысел Конструктора. Ваш случай сложнее по двум причинам. Главное – вашу дочь забрали в Институт, где проводятся секретные эксперименты. Единственная возможность найти ее – продвинуться по иерархии Структуры, работая сканером. Кроме того, активизировалась группировка «Восход Луны», и цель у нее — перестроить Структуру так, чтобы людям прекратили промывать мозги. Поскольку же перекодировкой сознания занимаются именно сканеры, то деструкторы, официозным языком Структуры говоря, сразу выходят на вас, предлагая по-хорошему поменять сторону.
Что ж, Mind Scanners отлично позволяет прочувствовать ситуацию, известную как «это не я, это мне приказали». Другое дело, что для этого используются хардкорные игровые средства, когда даже при безупречной работе на благо Структуры каждый игровой день рискует стать последним. Присмотримся же к «дивному новому миру» с этой стороны.
Для начала, в конце каждого дня сканер платит за сервисы Структуры семь «капок» местной валюты. Единственный же источник дохода — «излеченные» пациенты, за каждого такого капает пятнадцать «капок». Вправлять мозги — процесс трудоемкий: каждое психологическое отклонение (безумие) снимается по отдельности, а безумий таких может быть и десять, и двадцать. Не факт, что даже одного пациента за день успеете обработать. Усложняет всё и то, что за каждое тип безумия отвечает особый девайс, ведь стандартный универсальный не сработает, если на шкале безумия имеются красные участки нестабильности. Сам сканер под прессом времени: оно тратится и чтоб попасть к пациенту, и за неверные ответы при первичном его опросе, и на само лечение. Кстати, некоторые девайсы очень медленно работают. Другие — требуют тщательной настройки, например, экрана, на котором мелькают символы. И это не всё: девайсы придется приобретать самостоятельно, на что тратится и время, и «капок». Причем для каждого устройства нужен определенный уровень науки – ее очки даются за успешные снятия безумств. Так что, готовы идти по пути «Восхода Луны»? Тогда вы воистину героический борец с Системой.
Без преувеличений, у игры высокий порог вхождения, а разбираться во всем приходится самому. Скажем, на первичном опросе пациент несет то ли бред, то ли чушь, и мы должны угадать, что это было, из трех вариантов. Поначалу ошибаешься часто. Потом как-то улавливаешь внутреннюю логику, принцип, по которому даются верные определения, и ошибки становятся скорее исключением. Технически, успешный опрос состоит из трех верных ответов подряд. Неправильный ответ отнимает десять единиц времени (всего на сутки выделяется двести единиц) и аннулирует галочку за предыдущий верный ответ. Еще важно: логика логикой, но среди пациентов попадаются и уникумы, верно истолковать высказывания которых все равно проблематично. И не следует забывать, что часть людей вполне здорова, поэтому перед сканером часто маячит выбор в отсутствии выбора: залечить ради денег и продолжить играть или проявить принципиальность и… попытаться заново.
Сами пациенты очень разные. Один вообразил, что он в биологическом симбиозе с воображаемым маленьким другом, другой — что он чародей из волшебной страны, третья уверена в том, что ее будущий ребенок — робот. Или случай посложнее: человек вроде и мухи не обидит, но только потому, что все и вся для него сделались вещами, и еще неизвестно, чем обернется подобное видение мира при развитии болезни. Характерно, что в диагнозах часто подчеркивается косвенная виновность всего устройства Структуры в безумствах людей. Однако и выбор между служением Структуре и тайной помощью «Восходу» имеет свою практическую сторону. Допустим, отпустили явно больного, а он на следующий же день взял кучу народа в заложники. Вы крайний, вам неслабый штраф. С другой стороны, пролечили, скорее всего ради «капок», кого-нибудь явно неопасного или вовсе нормального, и теперь он пустая оболочка без прежней личности, о чем анонимные родственники не забудут сообщить. Вы снова крайний, вы не в своей тарелке. И так с некоторого времени каждый день — вплоть до последнего, сорок третьего.
К слову, в центре сюжета – создание и доведение до ума некоего гаджета «абсолютного счастья» — здесь очевидная параллель с «Мы» Замятина.
Что до технической работы сканера как мозгоправа, то она сводится к десятку мини-игр, и здесь каждый девайс предлагает что-то свое. Плавно поворачивать ручку по часовой стрелке до упора, пока пациент издает нарастающий горловой звук, — главное не перестараться, не то последует срыв и придется начинать сначала. Подсчитать на экране число определенных символов среди символов других — причем экран перекрыт полосами помех. Их возможно сдвигать для удобства обзора, но и сами символы при этом сдвигаются. Ручками трех тумблеров добиться того, чтобы три «язычка» максимально вибрировали. В хаосе букв настраиваться, посредством «ползунков», на слова — если те выражают нечто негативное, стираем их из сознания. Девайсы способны устранять до трех безумий зараз, но только если те идут друг за другом в ряд. Опытным путем определяешь, какой из подходящих девайсов быстрее и проще в использовании. Задействуешь в первую очередь его — чтобы выбить безумие-помеху и создать ряд из тех безумий, которые пролечить сложнее. Есть еще и особые девайсы — например, снимать у пациента стресс. Но по факту они бесполезны, тем более с учетом траты ресурсов на их приобретение. Примерно с середины игры появляются таблетки: полезно купить пару-тройку тех, что снимают одно любое безумие, и иметь их про запас на экстренный случай. Скажем времени лечить пациента девайсом нет, а безумие у него осталось только одно.
И еще претензия к разработчикам – в игре нет нормальных пояснений. Вот эта бюрократическая писанина по использованию девайсов — это что, гайд? То-то я заметил, что добрые люди самоорганизовались и оперативно выложили толковые инструкции в Steam. Хотя за безоговорочное право не просто переиграть неудачный день, но и по желанию начать с любого игрового дня своей текущей кампании — большое человеческое спасибо. Как-то без этого совсем грустно было бы (не) добраться до финала. Одного из многих, к слову, ведь концовок в игре с десяток. Другое дело, что стимулов играть еще раз, по большому счету, никаких.
Радости:
- Ощущается атмосфера тоталитаризма
- Изобретательный подход к мини-играм (девайсам)
- Колоритные (ненормальные) персонажи
- Игру можно неограниченно отмотать назад
Гадости:
- Сложность неоправданно завышена
- Нет толкового гайда по девайсам
- Слабая реиграбельность
Оценка: 7,0
Вывод:
Mind Scanners — игра оригинальная, но очень специфическая. Мой совет: сперва посмотрите видео, в котором показывают, как пользоваться всеми этими лечащими устройствами из игры. Вы в недоумении или чувствуете, что со стороны посмотреть забавно, но не более? Тогда Mind Scanners точно не для вас. Если же в свое время вы отметили для себя «Papers, Please» — играйте смело, пусть эти проекты и совершенно разные.
U$D