Обзор Inscryption
Жанры: ККИ, roguelike, escape the room.
Разработчик: Daniel Mullins Games.
Издатель: Devolver Digital.
Платформа: ПК.
Минимальные системные требования: Win 7, Core i5-760 2,8 ГГц или Athlon II X4 645 AM3 3,1 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 550Ti с 3 ГБ или Radeon HD 6850 с 1 ГБ, 3 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10, Core i5-3470 3,2 ГГц или AMD FX-4350 4,2 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1050 с 2 ГБ или Radeon RX 460 с 4 ГБ.
Возрастной рейтинг: 16+.
Предупреждение. Перед чтением обзора мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с последствиями, которые могут наступить после игры в Inscryption. А именно: потерей интереса к таким жанрам, как ККИ, escape the room и roguelike; спорадическим поискам «второго» (и далее энного) дна в играх в принципе; наконец, вероятным развитием игрофобии по причине навязчивого ощущения того, что это игра играет в вас, а не вы в нее. Поэтому будьте осторожны.
Вновь послали к Лешему
Начинается же все в странной хижине, где существо, скрытое тьмой в углу, называет вас искателем и предлагает с ним сыграть в настольную карточную игру. Правила просты: есть расходные карты-белки, которые ничего не умеют, но которых можно принести в жертву, чтобы выложить на поле карты помощнее. У тех разные показатели здоровья и урона, а часто еще и уникальная дополнительная способность: возвращаться в колоду после гибели, автоматически атаковать в ответ, бить по диагоналям, перелетать через карты противника, ослаблять те, если такая напротив, — интересные и разнообразные, в общем, способности. Конечная цель, как думается, — через ряд сражений и победу над тремя боссами разобраться с самим Лешим.
По пути, между сражениями, карты можно улучшать. Жертвовать одной ради того, чтобы другая обрела дополнительное свойство карты, которой пожертвовали. Или группа «людей» у костра, которые голодны: им на свой страх и риск подкладываешь карту, чтобы увеличить показатель ее атаки, но здесь главное карту вовремя забрать, не то ее съедят. Иногда вам просто предлагают на выбор одну из трех новых карт. На алтаре же грибы-мутанты занимаются скрещиванием двух одинаковых карт в такую же, но двойную, особо мощную.
Путь, а часто и тип сражений выбираете сами: обычные или с использованием противником особого тотема. По пути возможно разжиться и всякими полезностями непосредственно на игровой стол: склянка с изображением белки, например, заменит реальную карту белки, и это полезно, ведь за ход вы берете только одну карту. А клещами можете вырвать себе зубы, которые и кинуть на чашу весов, чтобы противника перевесить и так победить. И да, нам все это показывают, как будто игра — какой-нибудь хоррор-трэш. К тому моменту, впрочем, понимаешь, что это далеко не главная странность Inscryption.
Леший (это же его глаза в темноте?) постоянно меняет маски, как будто дурит нас. Бывает, ни с того ни с сего сдается в очередном раунде. А еще с нами говорит карта горностая из нашей же собственной колоды: советует, что нам нужно найти какой-то код, что «волка» следует освободить. Где найти? В доме, понятно, к тому же и сам Леший время от времени просит нас что-то принести, фигурку какую.
Осматривая хижину, замечаем, что она полна загадок. Нож нельзя взять, не запустив особый механизм. На часах требуется выставить определенное время. Нет ключа, который откроет подозрительный шкафчик. Так вот, не разгадав ряда загадок жилища, вы через некоторое время игру рискуете забросить. Ведь если Лешего просто победить, он всего-навсего предложит вам… тарелку с дерьмом и новую партию в карты. Если же вы не доберетесь до финиша, то он… сфотографирует вас, и это станет одной из карт вашей колоды в следующем забеге (характеристики карты выберете сами, с реальных же карт текущей колоды). Сверхцель, короче, как-то и где-то в хижине раздобыть спрятанную пленку, чтобы, Лешего обыграв (это само собой), сфотографировать уже его. И тогда можно выходить в меню, где с чувством выполненного долга запускать новую игру. А после — приготовиться к крутым изменениям.
Мир восьми бит победив
Для начал вам расскажут о четырех переписчиках, которые пришли в этот фэнтезийный восьмибитный мир создавать новые карты: волшбы, технологий, зверей и некромантии. Вот и получается, что объегорить Лешего было условием начала игры настоящей, ведь его хижина всего лишь часть этого мира. И мы будем носиться по миру, посещая локации всех четырех переписчиков, попутно пополнять персональную колоду карт случайными картами всех четырех типов, участвовать в карточных дуэлях, чтобы в конце концов бросить вызов каждому боссу-переписчику.
Для этого также решаем разнообразные задачи, без чего до босса не добраться. Например, победив в очередном карточном сражении скелета, необходимо на нужном надгробии выставить верные сведения о нем: имя, причину смерти, почему не спасли. А у технократа, чтобы разобрать рядового робота на запчасти (сам технократ об этом же и просит), придется еще до этого робота добраться — решив задачку плана математического. В башне волшебника сперва необходимо поочередно отыскать несколько его учеников, используя магический рубин. А в хижине Лешего прежде решительной аудиенции с ним нужно подсобить боссам из «игры-пролога»: рыбаку с рыбой и тому подобное.
Чем больше изучаем мир, тем обширнее наша колода, и это помогает избирать в сражениях разную тактику. Скажем, многие карты технологические, объединенные на поле в ряд, образуют усиленную энергоцепь. С картами зверей мы к тому времени уже знакомы. А так каждая из четырех типов карт требует для своего использования разного ресурса. Кости для карт некромантских (в хижине Лешего, к слову, некоторые звери разыгрывались за них же), энергия для технологических, магические кристаллы для волшебных. Принципы «рогалика» же в мире восьми бит отменяются: проиграли сражение — бросайте вызов еще и еще. Но вообще баланс в Inscryption очень выверенный: босса, не увидев того в деле, конечно, вряд ли победите с первого же раза, но наверняка на каком-то конкретном надолго не застрянете. Но что случится после того, как будут одолены все четыре переписчика? А случится то, что вы станете голограммой в собственно голограмме.
Технологии — наше [не] всё
Значит же это, что вы окажитесь в трехмерном рабочем кабинете того самого технократа Поза, который в качестве компьютера предложит сыграть с ним на доске, в точности копирующей мир 8 бит, но уже в виде голограммы. Картами, понятно, станем сражаться технологическими, включая ботов-технозверей и резервуары для накопления энергии; сохраняться — исключительно в особых точках, на весах будем меряться количеством болтов, а карты-дискеты улучшать — в сканерах-принтерах.
В целом эта часть Inscryption геймплейно схожа с частью первой, только в хижине Лешего было жутковато, а здесь даже весело.
Технократ тоже время от времени дает поручения: принести дополнительный экран, батарею питания. В помещениях также размещены секреты. Теперь они скорее факультативные: например, разгадав тайну часов или тотема, окажемся опять в мире восьми бит, где узнаем, что случилось с некоторыми его обитателями. При этом отдельные сражения стали совсем фановыми: вот, скажем, соперник просит нас взять с собственного ПК какой-нибудь файл и «загрузить» его на дуэльные весы. Или определить ему особые характеристики на битву, а заодно — нарисовать лицо. Технократ тоже учит нас создавать уникальные карты для колоды. В один из моментов, чтобы попасть в соседнее помещение, придется проходить что-то вроде теста на ассоциации. А еще — подтверждать, что вы не робот. Но это уже в самом конце главы, когда «четвертую стену» начинают ломать образом самым бесстыжим (и это сказано не в осуждение).
И код обратился в ничто
Если коротко, трое других переписчиков оказываются в сговоре против Поза, и вроде как в их интересах стереть игру, в которой они существуют, но ведь с игрой исчезнут и они. Вот и предлагают они сыграть в карты с ними по очереди напоследок, и выглядит это нарочно как клоунада: подставляемся, проигрываем, все равно ничего уже не изменить, уничтожение файлов запущено и идет полным ходом. В свете этого по-другому смотришь на те сюжетные видео (снятые на камеру), в которых реальный человек Люк Кардер рассказывает, как к нему попала странная программа, и что с ней явно не все в порядке. Нет, конечно, создатель игры Даниель Маллинс и раньше вытворял разные фокусы, но в этот раз он точно задал себе такую планку, какую еще сам превзойди. Хотя поживем — увидим.
Я же опасаюсь задать сам себе вопрос: а может, эта игра тайком что-то удалила с моего компьютера? Или, наоборот, установила что-то зловещее? Может, по ночам или в мое отсутствие она играет сама с собой?
Радости:
- Карты и их дизайн
- Разноплановые особые свойства карт
- Механики улучшения карт
- Баланс у противников
- Заигрывание с жанрами, переходящее в их ре(де)конструкцию
- Фрагментарная история, которая ломает «четвертую стену»
Гадости:
- После Inscryption обычные рядовые представители отдельных жанров могут показаться пресными
Оценка: 10,0
Вывод:
Тут одновременно и руки следует заломить, и руками всплеснуть. Inscryption — вещь просто отвязная. Она издевательски убаюкивает игрока, а затем обманывает его ожидания, но обижаться на нее за это совсем не хочется. И здесь не жонглирование жанрами, а нечто принципиально глубже. Та же вторая There Is No Game просто пародировала игры, беря в качестве объекта свойственные тому или иному жанру особенности. Inscryption же работает тоньше — давя на стереотипы. Это никак не игра года — игры года должны быть вменяемее. Но это и не «инди года». Игра-оторва года? Возможно. Рискните ознакомиться.
U$D