Обзор Machinarium | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Machinarium

on декабря 30, 2009 - 00:00

Жанр: квест
Платформа: PC
Разработчик: Amanita Design
Издатель: Amanita Design
Издатель в СНГ: 1С, Snowball Studios
Название локализованной версии: Машинариум
Похожие игры: серия Samorost
Минимальные системные требования: процессор с частотой 1,8 ГГц; 512 Мб ОЗУ; видеокарта со 128Мб ОЗУ; 500 Мб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 2,4 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта с 256Мб ОЗУ; 500 Мб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.machinarium.com

MachinariumСкажите, а вы бывали когда-нибудь в Праге? Если нет, обязательно восполните этот пробел. Не откладывая на дальнюю полку. Упакуйте в чемодан самое важное — сменное белье и томик Чапека, купите билет — обязательно на поезд — и отправляйтесь в путь, ведь только так вы сможете прикоснуться к неповторимой атмосфере этого города. Двигайтесь туда осенью, когда из каждого бара не льется русская речь. Оставьте в гостинице путеводители и просто гуляйте. Обойдите Пражский Град, прогуляйтесь по Малой Стране, посетите Старый город, загляните в город Новый, пройдитесь по Карлову Мосту, полюбуйтесь на «Танцующий дом», неторопливо прошествуйте по Златой Улочке, но только после 18.00, мимо дома под номером 22, где когда-то творил Кафка. Затем испробуйте настоящего чешского пива и обязательно прокатитесь на трамвае, который так напоминает «нашего» доброго пенсионера из Риги. Вы почувствуете, что попали в какой-то иной мир, в удивительно атмосферный и душевный город, место контрастов и чудес.

Когда будете в Праге, обязательно найдите человека, которого зовут Якуб Дворски. Вызовите его из Карловых Вар с просьбой показать вам необыкновенный и волшебный город — Машинариум. После пинты темного пива, гуляя вдали от основных туристических маршрутов, он откроет вам вход в город внутри города. В его Машинариум. В ваш Машинариум. Путеводителей по этому городу не существует — просто гуляйте. Шагайте неторопливой походкой, смотрите по сторонам, отмечайте про себя местные фантасмагории, гротески, авангарды, символизмы, сюрреализмы. Удивляйтесь. Чувствуйте прекрасное. Погружайтесь в красоту, в чудо, в сказку. Скажите, а вы бывали в Машинариуме?

«Я обожаю это вступление» © Карел Чапек

MachinariumЕсть игры, которые создаются бизнесменами и настоящими профессионалами своего дела. Специалисты из самых разных областей корпят над ними годами, работая единым механизмом. Бюджеты таких проектов исчисляются миллионами евро, которые обязательно должны вернуться с «наваром». Идеально отлаженные, созданные по последнему слову техники, зрелищные и потрясающие, сногсшибательные и лощеные, эти продукты заставляют челюсть отправляться к коленям, а глаза выскакивать из орбит и принимать круглую форму. Они — игры миллионов. Они — блокбастеры. Да только, как ни крути, все одно приходишь к мысли, что во всем этом отлаженном и откалиброванном механизме чего-то не хватает. Того, что сопроводит игру прямиком в сердце, что навсегда врежет ее в память, что будет заставлять возвращаться к ней раз за разом. Философы бы сказали, что в них нет души.

А есть игры, которые создаются художниками и настоящими творцами тонких материй. Люди искусства делают их такими, какими хотят видеть, не задумываясь о финансовой выгоде, не высчитывая на калькуляторе разницу между затратами и ожидаемой прибылью. Игры, которые не зазорно назвать искусством. Игры, которые трогают что-то в глубине существа, вдохновляя и очаровывая, даря атмосферу чуда, втягивая в свой внутренний мир цепкими лапками сказочных существ и нереальных героев. Игры, в основе которых лежит идея. Игры, созданные ради того, чтобы они просто были. Философы бы сказали, что в них есть та самая аморфная и неуловимая искорка души.

Мы не хотим сейчас говорить о первых, мы будем говорить о вторых. О таких как дилогия Samorost, таких как Machinarium, волшебных и потрясающих, преисполненных едва уловимыми частичками волшебства.

Когда-то мы уже писали о личности Якуба Дворски и его компании Amanita Design, так стоит ли повторяться? Затронем только основные моменты из истории этих инди-разработчиков. Путь Якуба как игродела начался с дипломной работы в Пражской Академии искусств, которой стала первая часть Samorost. Весьма скептически оцененная экзаменаторами, эта игра взяла несколько весомых наград на фестивалях, проводимых среди независимых разработчиков. Немного погодя, уже основав Amanita Design, пан Дворски выпускает в свет Samorost 2, который произвел небольшой фурор в игровой индустрии, но все-таки прошел мимо широкой общественности. Но свое дело эти проекты сделали — довольно внушительное число игровых журналистов и простых геймеров начали внимательнее присматриваться к творчеству молодой чешской студии. Это, в свою очередь, вылилось в полное надежд ожидание первого, если можно так выразиться, коммерческого проекта компании — Machinarium. Его пришествия ждали, и вот он уже на экранах наших мониторов. Каков он? Не будем тянуть кота за хвост — Machinarium чудесен.

Игра начинается на свалке, куда по запчастям выброшен наш протагонист — очаровательный маленький робот по имени Йозеф; так его назвали в честь брата Карела Чапека, который и придумал слово «робот». Первая задача состоит в том, что нашего подопечного следует собрать в единое целое из разбросанных тут и там кусков металлолома. И хоть эта задача первая — она отнюдь не элементарна. Machinarium с первых минут намекает на то, что соображалку следует активировать по максимуму. Методом проб и ошибок, местами искренне улыбаясь, мы наконец-то возвращаем Йозефу его первозданный вид.

Далее следует попасть в сам город, вход в который охраняется забавного вида полицейскими. Для этого придется поместить в инвентарь первые вещички — Йозеф довольно смешно проглотит их, отправляя в свое железное нутро. Но предметов для маскировки будет недостаточно — придется задействовать «телескопические» способности нашего маленького героя. По первому приказу Йозеф вытягивает торс, становясь ощутимо выше, и в таком виде без помех следует в город. Ну а дальше — по накатанной: на каждой локации приходится решать множество загадок, которые простотой отнюдь не отличаются, но в то же время очень логичны. Задача усложняется и тем, что взаимодействовать наш герой может только с предметами, которые находятся в непосредственной близости от него, до некоторых из них можно дотянуться лишь удлинив руки или ноги робота. Достижение поставленных целей требует от игрока не только логического мышления, но и изрядной доли фантазии. Некоторые из квестов сначала и вовсе кажутся невыполнимыми, но стоит только их решить — тут же удивляешься их простоте. Кроме миссий на воображение и соображение, в Machinarium имеется и приличное количество мини-игр, которые активируют спинной мозг и даже музыкальный слух. Если все-таки какая-то из задачек ну никак не поддается решению, можно обратиться к солюшену, выполненному в виде забавного комикса, но, чтобы его открыть, придется проверить себя на реакцию и ловкость рук.

MachinariumОчень хороша и сюжетная линия игры. Следуя по интересно написанному сценарию, Йозефу доведется освободить из цепких лап роботеррористов свою робоподружку, а также остановить заговор, который неминуемо принес бы хаос на улицы Машинариума. Но рассказывать обо всех вкусностях простого, но чрезвычайно сказочного и бесконечно увлекательного сюжета мы вам не будем — его лучше всего изучать самостоятельно. Однако мы не можем обойти стороной весьма стильную манеру повествования. Время от времени над головой Йозефа появляется облачко воспоминаний, через которое вам и расскажут о прошлых и настоящих событиях в Машинариуме.

Machinarium начинает затягивать с первых же минут и не отпускает до самого конца. Добрая, душевная, домашняя атмосфера этой игры окутывает теплым пледом, поит горячим шоколадом и греет огнем камина. Machinarium пленит, очаровывает, вдохновляет. Игра сама по себе не пестрит «пасхалками» — откровенных отсылок к другим объектам культуры в ней нет, но влияние иных элементов искусства вполне ощутимо. Что-то в проекте есть от «нашего» мультфильма «Ежик в тумане», который является любимым анимационным продуктом Якуба Дворски. Здорово отдает от игры и творчеством Карела Чапека, немного Доминика Гашека, еще чуть-чуть Франца Кафки. Веет от него мелодиями многих исполнителей интеллектуальной музыки. А сама архитектура Машинариума местами вызывает прямые ассоциации с Прагой. Проект не станет менее притягательным, если со всем вышеперечисленным вы знакомы лишь понаслышке, но после изучения множества «муз» проект заиграет новыми красками, откроется с совершенно другой стороны. А что уж говорить о том, что простая и забавная жизнь роботов одушевляет их, делает их личностями, злыми и добрыми, сердитыми и веселыми, различающимися даже по вероисповеданию, и они настолько сильно напоминают людей, что в происходящее на экране начинаешь натурально верить.

Визуальная сторона Machinarium не поддается никаким оценкам. Это картины, полотна настоящих художников. Скриншоты так и хочется заиметь в масле, дабы вставить в рамку и повесить на стену. Сложно представить, какую титаническую работу проделали Якуб Дворски и Адольф Лакман, когда вырисовывали каждую локацию, не забывая о мельчайших деталях. Картинка фантасмагорична, волшебна и незабываема и чем-то напоминает советскую мультипликацию или иллюстрации к книге сказок. Она очаровывает даже тогда, когда неподвижна, а стоит увидеть изображение в динамике происходящего — и хочется стоя аплодировать вышеназванным художникам и в особенности аниматору Яромиру Плаши, который и вдохнул в роботов жизнь. Все движения размерены, плавны и аккуратны. И, что одновременно удивительно и как-то особенно, Machinarium целиком и полностью создан только посредством Macromedia Flash. Великолепной игре вовсе не нужен CryEngine для того, чтобы быть великолепной.

Саундтрек, написанный музыкантом с большой буквы Томашем Двораком, и вовсе заслуживает отдельной рецензии. Он и сам по себе великолепен, преисполнен какой-то внутренней энергией, глубок и обворожителен. Композиции, представленные в Machinarium, можно смело слушать в любое время дня и ночи — когда соответствует настроение, конечно. Даже в отрыве от игры мелодии потрясающи, а когда они звучат в унисон с происходящим на экране действом, от этого чарующего сплита по спине начинают бегать тысячи мурашек. Друзья, это просто надо видеть своими собственными глазами, слышать своими собственными ушами и чувствовать своим собственным существом.

Machinarium великолепен. А мы, собственно, иного и не ожидали, хоть в глубине души и опасались. Это шедевр. Яркая звезда на небосклоне. Ожившая сказка. Без лишних слов, волшебная и чудесная игра.

Скажите, а вы бывали в Машинариуме? Если нет, то обязательно восполните этот пробел. Не откладывая путешествие на следующий уикэнд. Отправляйтесь прямо сейчас. Жалеть вам уж точно не придется.

Радости:
Лаконичный, но очень интересный сюжет
Колоритные персонажи
Логичные, но не простые квесты
Множество мини-игр
Незабываемая атмосфера
Потрясающий визуальный стиль
Завораживающая анимация
Великолепное музыкальное сопровождение

Гадости:
Найти их не удалось

Оценка: 10.0

Вывод:

Machinarium получает высший балл не только за то, что у него нет минусов. Не только за то, что в нем нашлось место невообразимому количеству достоинств. Не только за то, что он априори является лучшим квестом этого года. Но и за то, что, как и в случае с World of Goo, этот проект станет стимулом для огромного количества независимых разработчиков, и те обязательно порадуют нас великолепными играми, которых не было бы без Машинариума. А в Сети тем временем уже ходят слухи о Machinarium 2...

квест Обзор №120 Machinarium
Яндекс.Метрика