Обзор No More Heroes 2: Desperate Struggle
Винегрет с мясом
Жанр: TPA
Платформа: Wii
Разработчик: Grasshopper Manufacture
Издатель: Ubisoft Entertainment
Похожие игры: No More Heroes
Официальный сайт игры: nomoreheroesgame.us.ubi.com
Как там у Родригеса в «Отчаянном», когда герой Тарантино приходит в бар? Садится, пробует пиво и выдает свой культовый монолог. Жаль, что цензура не пропустит его в первозданном виде — Квентин рассказал отличный анекдот. Ну, тот, где парень заключает пари с барменом, что помочится в стакан с добрых трех метров и не прольет ни капли. В итоге он обмочил весь бар вместе с барменом, чему был безмерно рад, несмотря на то, что проспорил триста долларов. Как выяснилось, до этого он заключил пари с двумя другими посетителями, что помочится на барную стойку, на стулья, на пол и на самого бармена — а тот не только не разозлится, а будет просто счастлив. Desperate Struggle почему-то напоминает эту хохму.
Постепенное возвращение к истокам? Нет, не совсем так. Просто то, что было раньше, пусть даже в совершенно другой ипостаси, сейчас становится своеобразной музой, основой стилизации.
Сработанное по старым правилам, но с новым голосом режиссера да с некоторым укором или вздохом о тех самых старых временах. Создать ретро — не тот путь, а вот винтаж — уже другое дело. Эд Вуд неповторим по умолчанию, также неповторим и ранний Джон Ву. Квентин Тарантино и Роберт Родригес снимают тот самый грайнд-хаус в новой обертке, а Такеши Китано привносит в него немного японского безумия. Сугубо нишевые проекты для тех, кто не представляет себе жизни без рек крови, поданной со смаком жестокости, и ярких, язвительных диалогов. Эстетизация насилия для маргиналов, что уж тут.
И хорошо, что в кинематографе в этом направлении работает не так уж мало людей и грайнд-проекты посещают киноафиши пусть редко, но зато регулярно. Ну а литературу мы благоразумно опустим во имя экономии места, отделавшись приветом «знавшим Керуака» и любителям «оранжевой обложки». А игры — жанр куда более молодой, правила которого хоть и обыграны, но неустанно меняются прямо пропорционально количеству людей, дорвавшихся до создания авторских проектов. И необязательно это indie. И если у свежего Downfall, обзор которого таится где-то рядом, уши растут именно из независимости разработки, то даже изначально все было при поддержке сильных мира сего. Но в основном не так уж успешно. И закиданный тоннами тухлых томатов со штампом «Берегите наших детей!» чрезмерно — смех в зале — жестокий Manhunt тому наглядный пример. И не плевать было жалким тысячам на антиутопичность игровой реальности с единственным выходом — убивать. Или что-нибудь посвежее. Например, недооцененный как критиками, так и массовой аудиторией грайнд-хаус-экшен Wet, сработанный полностью по тарантиновским правилам, но почему-то обозванный «унылым Max Payne». Если увидите еще одну рецензию, где слово «Wet» стоит рядом с фамилией Тарантино, то напишите мне — любопытно будет взглянуть на братьев по разуму в игровой журналистике.
Но отрадно, что с источниками вдохновения у разработчиков дела обстоят много лучше, чем с художественным образованием и арт-чутьем у «игрожуров» — контркультура множится вместе с ростом геймерского комьюнити и неуклонным взрослением среднестатистического любителя компьютерных и видеоигр. Причем самый явный эффект влияния стиля приятной для взора жестокости, как это ни парадоксально, наблюдается на самой детской и самой казуальной платформе — Nintendo Wii. Хотя тут свои факторы — острый недостаток действительно кровавых игр и, собственно, юная аудитория, имеющая, в свою очередь, уже зрелых родителей, которые еще помнят, какое удовольствие может приносить беспощадное и почти бессмысленное, но такое стильное, простите, мочилово. Кроме No More Heroes, давайте-ка вспомним безумный Red Steel и кроваво-черно-белый MadWorld.
Но это не кино, а видеоигры. А значит, одним влиянием «Криминального чтива» и «Банзай, режиссер!» тут не отделаться. Какими игры были раньше? Вспомним Doom или что еще раньше, например, Contra — спинномозговой боевик, возведенный в абсолют. Почти все для галочки, за исключением драйва и стиля. А сейчас век постановки и кинематографичности, лихо закрученных сюжетов и проработанных миров. И никто не говорит что это — плохо. Время, мода, вкусы, прибыли — все идет своим чередом. Но, черт возьми, дай мне в Wolfenstein образца прошлого года тот самый классический шутер, где начинаешь с ножом в руке и один выкашиваешь толпы гротескных врагов — и я бы даже прослезился. То, что выходит много вышколенных блокбастеров, это не плохо. Плохо то, что своеобразных приветов из прошлого практически нет.
А когда это все вместе. Стильное кровопролитие из мира кинематографа сплетается с игровой ретроградностью, да еще изрядно приправлено авторскими красками. Культовый статус первой части No More Heroes был обеспечен. И только за факт существования этой игры уже можно благодарить разработчиков и, что немаловажно, издателей. Но в первую очередь широко известного в узких кругах игрового режиссера Гоичи Суда, более известного по псевдониму Suda51. И пусть у него в портфолио имеется ряд проектов для PSOne, предназначенных для японского рынка, статус культовой персоны он получил после создания легендарного killer7 для PlayStation 2. Совершенно гротескный и тонкий мир проекта да под слоем нестандартной визуальной части — и не успех, но статус.
Вторая часть No More Heroes — это не то чтобы продолжение первой. Это просто первая часть, но изрядно переработанная. И поэтому все, что будет сказано по сюжету оригинала, будет актуально и для Desperate Struggle.
Santa Destroy — типичный город вседозволенности, где свобода граничит с развратом, а независимость тут с душком. Содом или Гоморра, Третий Рим, Sin City — называйте как знаете. Бейсбол по понятным причинам как основной вид спорта, порнофильмы в прокате, а по улицам разъезжают криминального вида ребята на байках и пышногрудые блондинки в лимузинах. Аллюзии, думается, понятны. Трэвис Тачдаун — типичный бездельник и лоботряс. И даже хуже: он — остервенелый гик и отаку. Не толстый прыщавый нерд, а просто свернутый на видеоиграх, аниме-сериалах и всем, что с этим связано. Но однажды он заказывает на интернет-аукционе световую — а-ля «Звездные войны» — катану. Это — первый шаг. Второй — Трэвис вступает в UAA — ассоциацию наемных убийц, которые не просто легализованы в этом городе, но даже имеют свою систему достижений и соревнуются между собой. А дальше по Фрейду, и ради ночи с менеджером этой организации — Сильвией Кристел — наш антигерой поднимается на вершину рейтинга киллеров. Как? Устраняя всех конкурентов, разъезжая по городу на футуристическом мотоцикле и даже собирая кокосовые орехи. С тех пор прошло несколько лет, Трэвис отвлекся от убийств и принялся вновь смотреть аниме и играть в видеоигры. Но однажды все возвращается на круги своя — убивают старого друга, и ведомый местью и падением в рейтинге Тачдаун вновь берется за световую катану. Банзай!
А дальше нам предстоит резать врагов на куски, кромсать их на запчасти, облегчать работу патологоанатому. Размахивать контроллером до боли в суставах, раз за разом, противник за противником. И да, пусть так кажется, что однообразно. Даже не кажется, а действительно однообразием сквозит, но с этим придется мириться. Благо есть ради чего. Во-первых, эстетически кровопролитно. Кровь брызжет литрами из каждого пореза, руки-ноги идеально отделяются от тел и — внимание! — брызжет кровь, головы слетают с плеч и скачут по земле, а из шеи — не угадаете! — брызжет кровь. А Трэвис выделывает совершенно невероятные кульбиты, иногда переходя в режим замедления времени или обращаясь тигром. Безумно? Да. Отвратительно? Нет. На умиление стильно и на удивление не агрессивно — нарочито гротескно и специально нереалистично. Словом, так, как надо. Во-вторых, враги. Враги разнообразные и самых причудливых внешних данных. Нет, не монстры, а, скорее, пришедшие прямиком из фантасмагорий комичные злодеи, которых до этого не было нигде в среде развлечений, будь то игры или комиксы. А своеобразно комичный визуальный стиль никогда не даст усомниться в том, что это — игра. Вроде бы просто стилизованная под графические новеллы, но обладающая при этом каким-то странным европейско-японским визуальным шармом. Интерфейс и часть спецэффектов вылепили из осколков славной восьмибитной эпохи. И забавное позвякивание а-ля игровые автоматы в качестве звукового сопровождения выглядит как нельзя лучше.
Но не мясорубкой единой. Для разнообразия — не самые удачные, но все-таки привносящие легкое разнообразие миссии за пассию Трэвиса, по своей сути напоминающие платформер. И еще один приятный подарок от Гоичи Суда — множество встроенных мини-игр. Выполняющих вроде как роль дополнительных заданий, что выполняются для утяжеления карманов звонкой монетой, но по своей сути являющихся данью времени зарождения интерактивных развлечений. Они — это разномастный набор первобытных игрушек вроде примитивных аркад вроде Mario, который буквально выдавливает слезы умиления и приятные воспоминания у тех, кто помнит когда-то нежно любимые «Денди».
И вывод диалогом из того же фильма:
- И еще: пиво в вашем баре на вкус как моча!
- Мы знаем! Это потому, что мы в него мочимся!
Радости:
Колоритный главный герой
Кровавая феерия
Множество мини-игр
Безумный визуальный стиль
Гадости:
Однозначно «слитый» сюжет
Все равно однообразно
Оценка: 7.8
Вывод:
Специфический экшен для Wii. Нельзя такое рекомендовать всем и каждому. А вот симпатизирующим эстетике жесткости и прошлому видеоигр — в самый раз. Играть и грезить о No More Heroes: Paradise для «старшего» поколения консолей.