Обзор The Vanishing of Ethan Carter
Жанр: адвенчура
Платформы: PC, PlayStation 4
Разработчик: The Astronauts
Издатель: The Astronauts
Похожие игры: The Lost Vikings, Maniac Mansion
Минимальные системные требования: Core 2 Duo E4300 1,8 ГГц, 2 Гб ОЗУ, GeForce 7800 GTX или Radeon X1800 XT, 9 Гб на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Core 2 Duo E7600 3,06 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce GTS 250 или Radeon HD 6670.
Официальный сайт игры
Есть разработчики, которые могут придумать сюжет, но не могут геймплей. Таких случаев полно, и не так уж много людей находит в себе силы дойти до неожиданной развязки. Есть разработчики, которые могут создать графику, но не могут ничего остального, и в итоге получается красивая пустышка. Чтобы какая-то команда более-менее одинаково умела все — это большая редкость. Вот, например, авторы The Vanishing of Ethan Carter к ним тоже не относятся.
Если говорить об ассоциациях, то их много: отчасти недавний нишевый детектив Murdered, немного исследовательская адвенчура Ether One, Alan Wake, роман «Сияние» Стивена Кинга и, конечно, Dear Esther. Главный герой — классический харизматичный детектив из нуара, говорящий много, мрачно и немного пафосно. Он прибывает в пустое поселение, отозвавшись, по его словам, на письмо мальчика Итана Картера, который, как известно, пропал. Разгадывание загадки начинается задолго до подхода к населенному пункту: когда сыщик тут и там встречает хитроумные ловушки, расставленные по лесу, а затем натыкается на расчлененный труп, оставленный на заброшенном железнодорожном пути.
Дальше — больше. Саспенса очень много. Не сказать, что это хоррор — в традиционном понимании пугающих моментов тут очень мало. Но стойкая атмосфера загадочности, неправильности, мистичности присутствует до самого конца. Многое автоматически будет дорисовываться, додумываться в голове, и насколько вам будет не по себе, зависит исключительно от вашей вовлеченности в игру и собственной впечатлительности. Единственный по-настоящему пробирающий момент связан с… зомби. Как и всё в игре, они выглядят неуместными в той североамериканской глуши, куда отправляется герой. Пускай находит он их не среди лесов, а в шахтах, глубоко-глубоко, в мрачных лабиринтах. Там же, между прочим, игра из адвенчуры про расследования превращается в стелс-экшен: приходится бегать от мертвецов, с которыми невозможно воевать, и потом искать путь к выходу, используя расставленные подсказки.
Но стелс сам по себе такой, поверхностный. Даже если зомби вас заметил, от него можно убежать сломя голову. Собственно, самое слабое место в Vanishing of Ethan Carter — это геймплей. Он весь поверхностный, непродуманный, а потому спорный. В нём много интересных идей, которых хватило бы сразу на несколько игр или на один длинный блокбастер. Но, во-первых, они представлены в сыром виде, а во-вторых, игра длится часа три-четыре, и этого в принципе не достаточно, чтобы раскрыть подобные фишки.
Кроме того, несмотря на то, что разработчики постарались сделать геймплей простым, интуитивным, даже казуальным, они забыли, что любые нестандартные правила в играх сначала нужно объяснять. Да, если вы делаете шутер, то всем всегда понятно, как бежать, стрелять и тому подобное. Если делаете квест, то знаете, что есть инвентарь, нужно будет искать вещи, комбинировать их, применять и так далее. Но Ethan Carter — нестандартен. А объяснить, как всё работает, никто не удосужился. Так что вы постоянно будете ловить себя на том, что долгое время валяли дурака. Возможно, будете бить себя по лбу, когда окажется, что решение было перед самыми глазами. Просто потому, что каждый раз правила игры немного меняются.
Чтобы узнать правду о том, что произошло с Итаном Картером, необходимо провести несколько мелких расследований. Их придется проводить, даже если вы найдете самого Картера. Учитывая, что этот факт долгое время неизвестен, то наверняка вы будете возвращаться в другие уголки огромнейшей игровой локации, чтобы решить пропущенные головоломки. Впрочем, в целом их немного. В основе — привычный пиксель-хантинг. В одном случае нужно просто искать ловушки в лесу: как только найдутся все, можно будет узнать маленькую историю про старика и древесный сок. Финал у нее, как у всех других историй, неожиданный, очень жестокий и с чувством чёрного юмора.
В другом случае — нужно найти потайную комнату, проходя через огромное множество порталов в одном заброшенном доме. Фактически герой перемещается между комнатами, коридорами и чердаками сразу нескольких зданий.
Есть несколько случаев, когда нужно восстанавливать ход событий. Например, попадается труп. Сначала рассматриваем его. В воздухе витают догадки, пока герой не останавливается на одной мысли. Тогда на экране начинает двоиться какое-то слово, и нужно сделать его чётким, чтобы открылась какая-то новая деталь в расследовании. Так нужно исследовать место произошедшего: разгадывая загадки и вертя головой. Возможно, понадобиться найти и поднять несколько предметов: например, ножницы или топор. И потом поместить их туда, где они находились до происшествия. После этого возникнут некоторые сцены, которые придется пометить в хронологическом порядке, чтобы увидеть скриптовую сцену и понять случившееся.
Только почему-то сцены изначально расставлены в нужной последовательности, и чувствуешь себя идиотом, когда приходится отмечать очевидное, чтобы пройти дальше. То ли разработчики перестарались, то ли наоборот — сделали лишь бы как. Опять же, возникает много вопросов по части предметов. Например, странное дело с ножницами. Мы находим их в метрах тридцати от места самоубийства, в то время как персонаж именно с помощью них себя и убил. Как они переместились обратно? Что это за чертовщина?
Но самое ужасное — это финал истории. Хотя некоторые назовут его достоинством игры, это далеко не так. В нём очень мало логики. Ради крутого сюжетного хода и дешевого драматизма разработчики практически обесценили всё, что происходило с героем до этого. Мало того, они обесценили и самого детектива. Когда отходишь от излишне эмоциональной концовки, начинаешь подмечать очень и очень много противоречий. Хороший, многообещающий мистический детектив обернулся сопливой морализаторской семейной драмой. Ощущение примерно как от прохождения Gone Home, когда точно такой же детектив, сильно завёрнутый на саспенсе, оказался маленькой историей про любовь школьниц-лесбиянок. А какая была интрига!
Зато красиво. Как уже говорилось, Vanishing of Ethan Carter крайне атмосферна. Во многом благодаря хорошей музыке, тонкой, пронзительной, иногда сентиментальной, иногда — жуткой и тревожной. И, разумеется, благодаря графике и дизайну. Безусловно, это одна из самых красивых игр на Unreal Engine 3. В этом году по живописности и стилю с ней может посоревноваться только Transistor. Да и то возможны споры: всё-таки в одном случае — изометрия, а в другом — полностью трехмерная адвенчура от первого лица.
Радости:
- Шикарная графика
- Шикарный саундтрек
- Хорошие саспенс и атмосфера
Гадости:
- Непродуманный сценарий
- Непродуманный геймплей
Оценка: 7
Вывод:
Поклонникам Dear Esther должно в той или иной мере понравиться. В этой игре приятно блуждать, исследовать, наслаждаться невероятной картинкой. Этакая прогулка по североамериканским красотам. Жаль, когда доходит дело до какой-то игры и сюжета, великолепие Vanishing of Ethan Carter начинает тускнеть.
Леонид Сиропов