Гоити Суда
Суда 51. Много странного в этих знаках. Вы наверняка их видели. Этот никнейм на слуху. С каждым годом он становится громче. Как и игры, скрывающиеся под названиями Killer7, No More Heroes, Shadows of the Damned и другими. Гоити Суда – знаменитый геймдизайнер. Заслуги перед индустрией у него, может, и не такие масштабные, как, например, у Кодзимы, но и сравнивать их довольно тяжело. Суда говорил: «Я одинаково близок и далек от Кодзимы». Да и работы у них совершенно разного толка. Что их объединяет? Любовь к делу, прорывные для своего времени вещи, талант и вагоны идей, которые они еще и умудряются воплотить в жизнь.
На календаре июнь. За окном жара. На страницах «Виртуальных радостей» кровь, разврат, наркотики. Чувствуете, на что мы намекаем? Да здравствует трэш. Снова.
Гробовщик
А тайна-то плевая, на самом деле. С японского языка Гоити (Goichi) можно разобрать на две части. Первая Go – означает 5. Вторая ichi – означает 1. Та-дам. Суда разобрал себя на цифры – вот и весь секрет. Началось же все с цветов и похорон. Так, стоп! Началось все с рождения.
Японец Гоити Суда родился в 1968 году в Нагано. И еще одно уточнение, которые мы все благополучно забудем – 2 января. Сказать, что Суда станет геймдизайнером, не мог даже он сам. Ведь работал он гробовщиком. В цветочном магазине подготавливал букеты для похорон. Но игры любил всей душой. Поэтому в один прекрасный день (всегда бывает такой день) Суда взял и изменил свою судьбу.
В то время студия под названием Human Entertainment набирала людей в штат. Компания была основана в 1987 году и как раз продюсировала Fire Pro Wrestling (на тот момент одна из самых популярных линеек реслинг игр). Суда верил, что знания о профессиональном реслинге помогут ему в работе. Он послал Human Entertainment резюме, но ответа все не было. Шли недели, руки опускались. Однако свой звонок Суда таки получил. После множества дней ожидания его наняли. Он тут же стал писать сценарий к Super Fire Pro Wrestling 3 Final Bout (Super Nintendo). Знания не подвели. Следующей работой стала Super Fire Pro Wrestling Special (также Super Nintendo). Шокирующая концовка произвела большое впечатление на публику. В финале герой игры убивает себя, осознав, что дрался только из-за того, чтобы избавиться от депрессии. Гоити умудрился в реслинге сделать неожиданный финал. Его запомнили навсегда. Тогда люди стали понимать – в этом парне что-то есть.
Крылатые
Суда продолжал работать в Human Entertainment. В частности, над серией Syndrome – хоррор адвенчуры для первой PlayStation. Писал сценарий и контролировал творческий процесс. В 1998 Суда решил, что ему надо двигаться дальше, и покинул компанию. Вскоре та расформировалась. Суда основал Grasshopper Manufacture. Именно здесь ему и его друзьям не преграждают дорогу какие-либо границы. Здесь нет рамок. Здесь начинается все.
Через год после основания Grasshopper Manufacture на свет появилась The Silver Case (она же Silver Jiken) для PS One. Игра является детективным приключением с множеством диалогов (жанр обязывает). Сюжет повествует о специальном подразделении полицейского департамента, расследующем серию убийств. Действо разделено на две части. Первая, написанная самим Судой, проливает свет на расследование дела со стороны полиции, вторая – со стороны журналиста. Наряду с таинственной историей здесь находится и фирменный стиль компании. Он будет использоваться во многих играх Grasshopper Manufacture на протяжении долгого времени. Сюда относится хаотично прыгающий текст на экране, стильные шрифты, «манипуляции с окнами» (в одном персонаж, в другом игровая сцена, в третьем текст). Другими словами, все это смахивает на видеопленку. Создается впечатление, будто каждый момент сделан вручную.
Любители приключений и уж тем более детективных приключений игру оценили довольно высоко. Чего нельзя сказать о самой индустрии. Мирового признания получить не удалось. Но работа все кипела. В 2001 году вышла Flower, Sun, and Rain для PlayStation 2. В 2008 году свет увидело переиздание для Nintendo DS.
Еще одно приключение, но необычное до боли. Главного героя, не совсем детектива, но и не совсем обычного человека, нанимают для обеспечения безопасности на острове, потерявшем свое прошлое, и на его центральной точке – отеле Flower, Sun, and Rain («Цветы, солнце и дождь»). Герою сообщают, что на остров планируется атака террористов, а в аэропорту в одном из самолетов его ждет бомба. И рванет она буквально вот-вот. Нужно обезвреживать...
Тут начинаются странности.
Протагониста задерживают по мелочам. Он решает чужие проблемы, всячески отвлекается и до аэропорта никак добраться не может. В итоге опаздывает, самолет почему-то взлетает, взрывается, падает. Истощенный герой возвращается в отель, ложится спать. Проснувшись, он узнает, что на остров планируется атака террористов, а в аэропорту в одном из самолетов его ждет бомба. И рванет она буквально вот-вот. Нужно обезвреживать…
Это день сами знаете какого зверька. Длится все 18 суток. Финал у истории не менее «взрывной».
Flower, Sun, and Rain – еще одна ступень к раскрытию полного потенциала как Суды, так и его компании. Следующая игра стала особенной. Или, точнее, более особенной, чем другие. Первый релиз за пределами Японии. Громкий издатель. Проект вне принципов.
Killer7
Сколько бы времени ни прошло, Killer7 всегда будет поистине уникальным представителем игровой индустрии. Очень дерзким. Вызывающим самые разные эмоции: от недопонимания и тошноты до безумной привязанности и сильной любви. Killer7 – это и адвенчура с видом от третьего лица, и шутер, и головоломка. При этом все поставлено на рельсы. Шаг влево, шаг вправо – не смерть, а отсутствие возможности. Графика – сэл-шейдинг, делающий из игры подобие мультфильма. Очень жестокого мультфильма. Психоделические картины всплывают перед зрителем и непосредственным участником событий. Звук и музыка пропитаны какой-то паранойей. Текут реки крови, начищенные пистолеты выпускают такие же начищенные пули и дырявят головы как мужчин, так и женщин. Разработчики редко забывают про насилие, словно это неотъемлемый ингредиент любой игры. Здесь и прокачка осуществляется за кровь. Ее тут два вида. Что-то вроде «фонтана» и «ручейка». Так что вопрос «а не пролить ли нам еще пару багровых» вообще не стоит. Более того, весь это адский цирк держится на истории. Дичайшей.
Гарман Смит страдает раздвоением личности. Точнее, нет! Личностей внутри него семь. Как это называется, мы не в курсе. Коллапс полный. Каждой личности он может придать физическую форму (не ищите здесь логику). Они – группа профессиональных убийц. Все до одного Смиты, только имена носят разные (и здесь тоже логику искать не следует). К семерке киллеров обращается американское правительство в лице Кристофера Миллса. Выясняется, что существует некая террористическая организация, которая жизни спокойной миру не дает. Надо с ней что-то делать. У синдиката появляется работа (а тут все логично!). Начинается длинный путь, где мы встречаем больных, психически неуравновешенных людей и просто дураков. Попутно стараемся сами не сойти с ума. При всем безумии сюжет можно разложить по полочкам и прийти к выводу, что он полон аллюзий на реальный мир и пестрит «серьезной политикой». Насколько это приемлемо в данном контексте.
Killer7 вышла в 2005 году для GameCube и PlayStation 2. Над игрой трудились сразу три мастера своего дела: Синдзи Миками (отец Resident Evil) помогал со сценарием, Хироюки Кобаяши (Resident Evil, Dino Crisis) выступил продюсером, а сам Гоити Суда контролировал, решал и делал из простой игры совершенно непростую. Издателем выступила CAPCOM. Killer7 обладает завидным саундтреком на два диска. Подавляющее большинство дорожек написал Масафуми Такада (Vanquish, будущий The Evil Within). Состав у проекта звездный, это очевидно. И только в мастерской таких людей мог получиться феномен Killer7. Народная любовь, скандалы, смешанные оценки и в итоге культовый статус. Награды, дебаты по поводу картин насилия и секса в видеоиграх, размышления на тему являются эти самые видеоигры искусством. Разнос в пух и прах стиля, геймплея и истории, и, закрывая глаза на вышесказанное, вознесение до небес стиля, геймплея и истории. Резонанс на весь мир. Привлечение внимания американской аудитории к Grasshopper Manufacture. Это Killer7. И это только начало.
Следующая глава в истории началась в 2007 году. Трэш вырвался на свободу. Теперь ему ничто не мешало.
No More Heroes
Протагонист No More Heroes Трэвис – игровой гик и анимешник. Коллекционирует диски и фигурки (прям как мы), фанатеет от боевых искусств. Сидит в мотеле, сутками зависает перед телевизором, смотря мультики или нагибая очередного виртуального негодяя. Часто заходит в видеопрокат. Как вы понимаете, Трэвис – настоящий мужик.
Однажды Трэвис выиграл на аукционе световой меч. Причем настоящий. Рубит как в кино. И кровь фонтанирует по правилам фонтанирования. Световой меч – штука не из дешевых. Денег на игры стало не хватать. Трэвис начинает убивать. Его цель – попасть на первое место в рейтинге объединенной ассоциации убийц. В аморальном городе, есть аморальная ассоциация убийц и в ней находятся не менее аморальные, хм, убийцы. И единственный мотиватор для наших бесчинств – отрубания конечностей и других важных и не очень частей тела – это нехватка денег на геймерский мерчендайз и желание быть первым, во что бы то ни стало. Продано! Следующий.
Абсурдный сюжет отлично обволакивает геймплей. No More Heroes – игра в открытом мире с покатушками на мотоцикле от точки А до Б. Работает здесь все следующим образом. Сначала герой копит деньги, чтобы получить сюжетную миссию. Копить деньги можно всяко: убивать (удивили!), стричь газон и заниматься миллиардом похожих бесполезных дел. После этого нам предлагают километровый коридор с однотипными врагами. Затем на сцену выходит босс – то, чем No More Heroes и многие последующие игры Суды 51 запомнились навсегда.
Боссы – психи, отсаженные на всю голову. Поющий ковбой, актер-супергерой, бабушка со стволом длиною в несколько метров, пуляющим лазером на космические расстояния. Каждый босс – испытание на прочность. Прямо как в Dark Souls. Во-первых, сложно, во-вторых, победа ощущается как ваша личная Победа. Каждый босс имеет уникальный метод устранения. В кои-то веки это не пустые слова. Любой поединок обставлен как фееричное шоу, удары противника приходится заучивать наизусть, стильность происходящего держится на отметке максимальной крутости.
No More Heroes – пародия. Она высмеивает все, до чего только может дотянуться. Уже сам факт того, что вы носитесь со световым мечом а-ля джедай из «Звездных войн», кричит: трэш! Правда, юмор этот настолько дикий, что его довольно трудно и понять, и принять. Он часто скатывается до сортирного. В буквальном смысле слова. Титанический трехдисковый саундтрек за авторством Масафуми Такада и Джун Фукуда подчеркивает безумство затеи.
No More Heroes была тепло принята всеми прослойками игровой общины. Критики особо не критиковали, фанаты как всегда фанатели. Изначально игра вышла для Nintendo Wii. В 2010 году появились улучшенные версии для PlayStation 3 и Xbox 360, обладающие техническими шероховатостями.
В том же 2010 году вышел сиквел – No More Heroes 2: Desperate Struggle. Здесь нам показывают старого доброго Трэвиса. В рейтинге объединенной ассоциации убийц его позиции пошатнулись, и он снова берется за дело. За пределы Nintendo Wii No More Heroes 2 так и не вырвалась. По крайней мере, пока. А оценки хоть и были высокими, но индустрию в экстазе не штормило.
Демоны и школьницы
В 2011 году на платформах PlayStation 3 и Xbox 360 вышел Shadows of the Damned. Суда уже успел поработать в компании Синдзи Миками, но в этот раз у Синдзи была несколько иная роль: он отвечал за геймплей. При запуске игры это становится очевидным. Вид от плеча, неповоротливость, кинематографичность. Композитором выступил Акира Ямаока – звезда, засиявшая на полную мощность благодаря серии Silent Hill. С тех пор Ямаока пишет музыку для проектов Grasshopper Manufacture по сей день. Об игре мы неоднократно рассказывали. Повторим лишь, что это один из лучших грайндхаусов современности. Насилие, психодел, юмор на грани, атмосфера помутнения рассудка, отсылки к культовым братьям по жанру – настоящая чернь для ценителей.
Через год Grasshopper Manufacture разжилась еще одним издевательством для здоровой психики – Lollipop Chainsaw. Платформы остались прежними. Что касается всего остального, то… все очень сложно. Джульет – героиня. Джульет – девочка из группы поддержки. Джульет – охотница на зомби. Джульет – круглая дура, глупая до невообразимости. Каждый член семьи Джульет – тоже охотник на зомби. Парень Джульет – голова на ее попе, кричащая: «Убейте меня». И, наконец, в мире Джульет происходит зомби-апокалипсис. Она расчехляет бензопилу, достает леденец и начинает выбивать розовые сердечки из ходячих мертвецов. Знаете, пожалуй, сюжет No More Heroes не такой уж дикий.
Суда дал жару. Если раньше его что-то сдерживало, то теперь все пути открыты. Он высмеивает школу, блондинок, парней альфа-самцов, панков, рокеров, металлистов и так далее, и тому подобное, и е-мае. Но делает это странно. В Shadows of the Damned юмор предназначен для определенного круга людей, да хотя бы гиков 90-ых годов, которые смотрели фильмы ужасов на видеокассетах. Для какого круга людей предназначен юмор Lollipop Chainsaw, нам понять сложно. Он не смешной. От пустой, как сама Джульет. Может, в этом и есть шарм?
Чтобы там ни было с юмором, приемы, используемые Судой в Lollipop Chainsaw, узнаваемы и любимы тысячами игроков. Как и в No More Heroes, здесь каждый босс – представление. Пусть несложное, зато яркое. Среднестатистическая сцена: панк, первый босс, сквернословит, его ругательства обретают физическую форму. Обидные слова материализуются у вас под носом и сбивают с ног. И все это под ураганную музыку. Приятная феерия.
Неизвестная глава из жизни
В послужном списке Суды огромное количество работ. Между известными на весь мир проектами затесались и менее популярные. В 2004 году для PlayStation 2 вышла Michigan: Report From Hell – хоррор и по совместительству симулятор оператора. В 2006 на той же платформе засветилась Samurai Champloo: Sidetracked – бит’эм’ап про самураев, основанный на аниме Samurai Champloo. Чуть раньше на PlayStation 2 стартовала Blood+: One Night Kiss – экшен забава, спин-офф к аниме Blood+. Суда успел поработать с компанией Tecmo. В 2008 для Nintendo Wii пожаловал Fatal Frame IV (Zero: Tsukihami no Kamen) – продолжение культовой хоррор серии, где беззащитные герои фотографируют призраков. А в 2012 на Nintendo 3DS в составе сборника Guild01 заглянул Liberation Maiden – шутер про борьбу за энергию. Были игры для цифровых сервисов Sony и Microsoft. Из того, что на слуху, вспоминается Sine Mora – яркий сайдскроллер с громадными вычурными боссами. Из неизвестного есть платформер Black Knight Sword и экшен Diabolical Pitch. Сказать, что они представляют из себя нечто особенное, можно лишь с большой натяжкой. Роль Суды в разработке этих игр варьировалась. Где-то он выступал продюсером, где-то – сценаристом, где-то – директором. Последняя вышедшая игра от Grasshopper Manufacture на данный момент – Killer Is Dead. Что она из себя представляет вы найдете на соседних страницах в этом номере. Благо актуальность таких вещей не уменьшается, какую пору года ни возьми.
51
Виденье Суды даже для Японии вульгарно и не всеми принимается на ура, что уж говорить о наших широтах. Его можно любить и ненавидеть. Одно сделать не удастся – игнорировать. Гоити считает, что наивысшая форма искусства – существование видеоигр. Он всю жизнь придерживается этой точки зрения. Через свои игры Суда общается с аудиторией. Как и любой талантливый разработчик, Гоити дарит нам авторские проекты, не похожие ни на что другое. На дворе 2014 год, а он продолжает экспериментировать. В океане вставки и копирования он все еще ищет себя и пытается сделать что-то по-настоящему новое.
Суда до глубины души уважает Синдзи Миками, Хидэо Кодзиму и Эрика Шайи. Они сформировали его. Теперь Суда готов встать в один ряд с этими именами. Трудно представить, что еще способно выйти из под пера и кисточки японского геймдизайнера. Проект для нового поколения консолей не за горами. Ждем с нетерпением.
Играйте в авторское, выбирайте только лучшее. До новых психоделичных встреч.
Александр Демидов