Серия игр «Метро»: Путешествие от Metro 2033 до Metro Exodus
Серия игр «Метро» — это культовые шутеры от первого лица, которые переносят игроков в мрачный мир постапокалиптической Москвы, разрушенной ядерной войной. Игрокам предстоит исследовать полуразрушенные станции московского метрополитена и опасную поверхность, населенную мутантами и каннибалами. Основой для игр стали романы Дмитрия Глуховского, и на протяжении всей серии игроки ведут борьбу за выживание в условиях постоянной угрозы. Прямая трансляция ти уже везде, а мы - вспоминаем лучшую серию игр.
История и создание серии
Первая игра серии, «Metro 2033», была создана по одноимённому роману Дмитрия Глуховского, изданному в 2005 году. Глуховский выбрал украинскую студию «4A Games» для создания игры, так как хотел, чтобы проектом занималась молодая студия с творческим подходом. Писатель предоставил разработчикам значительную свободу, что позволило перенести атмосферу книг в игру, не копируя сюжет дословно.
Серия включает четыре основные части: «Metro 2033» (2010), «Metro: Last Light» (2013), «Metro Redux» (2014) и «Metro Exodus» (2019). Игры получили множество наград и стали культовыми среди геймеров, особенно на постсоветском пространстве.
Metro 2033 (2010)
«Metro 2033» — первая часть серии, в которой игроки погружаются в атмосферу постапокалиптической Москвы. Действие происходит в 2033 году, спустя двадцать лет после ядерной войны, заставившей выживших обосноваться в московском метрополитене. Игрок берёт на себя роль Артёма, молодого жителя станции ВДНХ, который вынужден покинуть свою родину из-за нападений мутантов, известных как «Чёрные».
Игра следует сюжету книги, но вносит собственные изменения и расширения. Артём отправляется в «Полис», чтобы предупредить о надвигающейся угрозе и попросить помощи. На пути его ждут встречи с мутантами, бандитами, враждебными фракциями и тайнами подземного мира. Игра отличается проработанной атмосферой, которая погружает в мир «Метро» и передаёт всю тяжесть жизни под землёй.
Одной из особенностей игры стала система выбора концовок: хорошая и плохая. Плохая концовка, где Чёрные погибают, считается каноничной и является отправной точкой для следующей части — «Metro: Last Light». В игре представлены разнообразные виды оружия, возможность его улучшения, а также элементы стелса, что добавляет глубины геймплею.
Metro: Last Light (2013)
«Metro: Last Light» продолжает историю Артёма после событий первой игры, основанных на плохой концовке. Сюжет игры создавался по оригинальному сценарию Дмитрия Глуховского и вдохновлён рассказом «Евангелие от Артёма». Игра показывает, как разногласия между фракциями метрополитена приводят к внутренним конфликтам, а политическая напряжённость нарастает.
В этой части увеличилось количество вылазок на поверхность, что позволило исследовать разрушенные улицы Москвы. Улучшенная графика, расширенный арсенал и новые механики, такие как более проработанный стелс и усовершенствованная система вооружения, сделали геймплей более динамичным. Система выбора концовок зависит не только от действий в бою, но и от решений, принимаемых в сюжетных моментах.
«Metro: Last Light» получила высокие оценки за атмосферу, сюжет и визуальное исполнение. Разработчики сумели сохранить напряжённость и чувство опасности, добавив элементы, которые углубляют опыт выживания и борьбы за жизнь в условиях постапокалипсиса.
Metro Redux (2014)
В 2014 году вышло переиздание первых двух частей серии под названием «Metro Redux». Это ремастеринг, который обновил графику, улучшил анимацию, внедрил новый движок и переработал искусственный интеллект противников. В игре добавились два новых режима — «Выживание» и «Спартанец», что позволило разнообразить игровой опыт.
«Metro Redux» собрал в себе лучшие элементы оригинальных игр, усовершенствованные визуальные эффекты и обновлённый геймплей, что сделало прохождение ещё более захватывающим. Переиздание позволило новым игрокам познакомиться с серией в её наиболее актуальном виде, а старым фанатам — пережить знакомые приключения в улучшенном качестве.
Metro Exodus (2019)
«Metro Exodus» представляет собой радикальное изменение формулы серии. Впервые действие происходит не только в метро, но и на поверхности, где игрокам предстоит исследовать открытые пространства разрушенной России. Артём с командой выживших покидает Москву на поезде «Аврора», отправляясь на поиски нового места для жизни.
Игра стала самой масштабной в серии, с разнообразными локациями, динамичной сменой погодных условий и времён года. «Metro Exodus» предлагает исследовать постапокалиптические пейзажи, встречаться с новыми союзниками и врагами, а также принимать решения, которые влияют на судьбы персонажей и финал игры.
Геймплей сочетает элементы шутера, стелса и выживания. Игроки могут крафтить предметы, улучшать оружие и выбирать стратегию прохождения. Впечатляющая графика, проработанные персонажи и насыщенный сюжет делают «Metro Exodus» одной из лучших игр в серии. У игры есть два крупных дополнения: «Два полковника» и «История Сэма», которые добавляют новые сюжетные линии и расширяют мир игры.
Дополнительный контент и DLC
Важной частью опыта игр серии «Метро» стали дополнения, которые расширяют сюжет и предлагают игрокам новые истории. Для «Metro Exodus» вышли два крупных DLC — «Два полковника» и «История Сэма».
- «Два полковника»: это линейное дополнение, фокусирующееся на событиях в новосибирском метро за год до прибытия Артёма и его команды. Дополнение показывает борьбу за выживание в условиях дефицита антирадиационной сыворотки, что приводит к гражданской войне. Линейный сюжет и камерное повествование подчёркивают личные драмы персонажей и усиливают эмоциональный отклик от происходящего.
- «История Сэма»: в этом дополнении игроки берут на себя роль американца Сэма, одного из членов группы Артёма, который после основной кампании решает вернуться домой, в Сан-Диего. Сюжет разворачивается во Владивостоке, где Сэм находит уцелевшую подводную лодку и сталкивается с новыми вызовами, включая необходимость найти топливо для подлодки. «История Сэма» выделяется открытым миром и множеством дополнительных квестов, а также смесью драмы и комедии.
Оба дополнения не только расширяют сюжетную линию основной игры, но и позволяют игрокам исследовать новые аспекты вселенной «Метро», внося разнообразие в геймплей.
Связь с книжной вселенной
Все игры серии «Метро» тесно связаны с литературными произведениями Дмитрия Глуховского, но не являются прямыми адаптациями. Первая игра, «Metro 2033», следует основному сюжету книги, но вносит некоторые изменения и добавляет вариативность концовок. «Metro: Last Light» создана по оригинальному сценарию, но вдохновлена рассказами и событиями, происходящими между книгами «Метро 2033» и «Метро 2034».
Третья книга цикла, «Метро 2035», учитывает события игр, что отражает идею создания мультимедийного проекта, сочетающего книги и игры. «Metro Exodus» переосмысливает и продолжает сюжет «Метро 2035», хотя делает это скорее идейно, нежели хронологически. Таким образом, книги и игры серии «Метро» дополняют друг друга, создавая цельную и многослойную вселенную.
Атмосфера и геймплей: Что делает серию «Метро» уникальной?
Одной из ключевых особенностей игр серии «Метро» является их уникальная атмосфера. Постапокалиптическая Москва с разрушенными станциями метро, заброшенными туннелями и опустевшими улицами города создаёт неповторимый фон для всех событий. Глубокая погруженность в мир «Метро» достигается за счёт продуманного дизайна локаций, звукового сопровождения и внимания к деталям, начиная от старых вывесок на стенах станций и заканчивая аутентичными звуками шагов по затопленным туннелям.
Каждая игра предлагает уникальный опыт выживания, где нужно не только сражаться с мутантами и враждебными фракциями, но и следить за ограниченными ресурсами, такими как патроны и фильтры для противогаза. Постоянная нехватка боеприпасов заставляет игроков экономить каждый выстрел, а необходимость следить за временем до смены фильтра придаёт геймплею дополнительную напряжённость. Эти элементы усиливают чувство постоянной опасности и борьбы за выживание.
Развитие персонажей и моральные дилеммы
Серия «Метро» не ограничивается только боевыми действиями и исследованием опасных локаций. Одной из её сильных сторон является глубокая проработка персонажей и моральные дилеммы, с которыми они сталкиваются. Главный герой Артём — не просто безликий солдат, а личность с собственной историей, переживаниями и мотивацией. По мере прохождения игр игроки видят, как Артём меняется, как его решения влияют на окружающих и на него самого.
Особое внимание уделено взаимодействию Артёма с различными персонажами, которые становятся его союзниками или врагами. Каждое решение может иметь серьёзные последствия: спасти или оставить погибать, пощадить врага или убить его. Эти выборы определяют не только концовку игры, но и отношения с персонажами, которые могут изменить судьбу Артёма и его товарищей.
Будущее серии и ожидания
После успеха «Metro Exodus» стало известно, что студия 4A Games работает над следующей игрой серии. Хотя подробностей о сюжете и сеттинге пока мало, известно, что новая часть будет поддерживать мультиплеер, что станет новым направлением для серии. Дмитрий Глуховский снова участвует в разработке сюжета, а это значит, что продолжение будет глубоко погружено в мир «Метро».
Также интересно то, что в будущей игре главный герой, вероятно, впервые заговорит. Это изменение предполагает более глубокое развитие персонажей и, возможно, новые способы взаимодействия с миром. Игроки ожидают, что новая часть «Метро» будет ещё более амбициозной, расширяя границы вселенной и предлагая новые приключения.
Заключение
Серия игр «Метро» не просто рассказывает историю о выживании в постапокалиптическом мире — она позволяет каждому игроку стать частью этой истории, переживая вместе с героями их страхи, победы и поражения. «Метро» продолжает вдохновлять на размышления о том, какова может быть жизнь после катастрофы, каковы моральные границы в борьбе за выживание и что значит сохранять человечность, когда вокруг царит хаос.
С каждым новым выпуском серия поднимает планку качества, оставаясь одной из лучших и наиболее узнаваемых франшиз в жанре постапокалиптических игр. Впереди игроков ждут новые истории, новые персонажи и новые горизонты — и, возможно, именно это сделает «Метро» по-настоящему вечной серией в мире видеоигр.