Предварительный обзор Risen
Вижу, что на сайт заходит много людей за мнением о недавно вышедшей игре Risen. По-видимому, высказываний на форумах гражданам мало. Поэтому ударными темпами накатаю рецензию, пока что предварительную: только суть, никаких там художественных украшательств.
Поехали:
Risen очень похожа на вторую Готику. Возьмите город Хоринис, поместите рядом с ним лагерь разбойников из Яркендара, заполните просторы между ними лесами и горами - вот вам и карта острова, где мы играем. Играем, как обычно, за бродягу, у которого не то что профессии нет, даже имя его никто не знает. Про биографию молчу: с Луны прилетел, не иначе. Во всяком случае, наш герой не имеет представления даже о том, что есть Инквизиция, и что она борется против зла во всем мире. А знать бы стоило, ведь корабль, на котором главный герой решил прокатиться зайцем, принадлежал как раз инквизитору. И когда корабль потопило морское чудовище, оба они оказались на том самом острове, который я вам уже описал.
Инквизитор тут же взялся за дело: начал зло искать. Злом он посчитал золото, а заодно и странные храмы, из которых это золото наловчились добывать местные жители. Нужно отдать должное: храмы в самом деле подозрительные. Вылезают прямо из-под земли, да еще и монстров в них полно, хоть и не слишком опасных. Против монстров инквизиция приняла еще более непопулярные меры: заперла в городе всех окрестных жителей и выперла оттуда всех недовольных. К последним, естественно, относился и бывший хозяин острова, Дон Эстебан. Глядеть на такие дела у Дона не хватало зла, то есть золота. И он начал собирать его со всех углов острова в большую кучу в своей новой резиденции на болоте. Зачем - не ясно. Зато опытному готоману понятно, что продолжение истории можно узнать только присоединившись к инквизиции или Дону. Причем от выбраной фракции будет очень многое зависеть: отношение персонажей, ваши доспехи и оружие, задания, а во многом и сюжет.
Если же с Готикой вы не знакомы или подзабыли уже, то напомню некоторые особенности баланса, которые Piranha перенесла и в Risen. В отличие от многих других ролевых игр герой Risen очень зависим от других персонажей. Приобретенные с повышением уровня очки умений он может потратить только у учителя, а новые доспехи ему выдаются только за особые заслуги перед какой-либо фракцией. Денег в Risen всегда не хватает: чем выше вы прокачали навык, тем больше золота с вас потребуют за его тренировку. Но ведь не в деньгах счастье. Главное, что цена в очках умения постоянна, что очень приятно после незабвенных фокусов с прокачкой в "Готике 2: Ночь Ворона".
Почти не изменилось окно параметров. Те же сила для воина, ловкость - лучнику, интелект - магу. Плюс запас здоровья, который растет сам собой, и маны, нужной для колдунства. Магия поставляется в рунах и одноразовых свитках, только три атакующих заклинания встроены прямо в героя и прокачиваются за очки умений. Набор умений привычный: владение оружием (мечи, топоры, посохи, луки и арбалеты), алхимия, кузнечной дело и воровские делишки.
Подробнее рассказать стоит именно про оружие и боевую систему - за нее мы беспокоились больше всего. Не скажу, что боевка идеальна, но очень хороша. Тупое закликивание запрещено: поначалу всего лишь первые три удара складываются в непрерывную комбинацию, а дальше герою нужна пауза для замаха. И в то же время каждый следующий удар комбинации наносит все больше урона - есть мотив зарубаться. Столкновение мечей засчитывается за ничью, а блок щитом вообще незаменим. И это только начальный набор, который пополняется новыми ударами с каждым новым уровнем владения оружием. А уровней этих не три, как раньше, а десять. Впечатляет?
Вторая половина интереса в драках - это интеллект врагов. Монстры умело подбирают дистанцию и прячутся от ударов, разумные обитатели острова (а это не только люди!) чередуют атаки, оттяжки и блоки. Не так чтобы трудно драться, но победы всухую редки.
В играх студии Piranha Bytes принято обсуждать атмосферность. Что в эту атмосферу входит? Свобода действий для игрока: открытый для исследования мир, разные способы выполнения заданий, возможность подраться с любым жителем города и оставить его в живых. Еще достаточная мотивированность персонажей - тут Risen, пожалуй, даст фору абсолютно любой игре. Стремления обитателей острова сплетаются в тугой клубок, где кто-то борется за выживание семьи, другие ищут справедливость, а третьи видят только всеобщую опасность древнего зла. Каждый по-своему прав и у любого можно найти слабость или порок. Предатель-подмастерье может оказаться запуганной пешкой в чужой игре, а потом стать вашим товарищем. Пропивающий последние деньги в таверне крестьянин на поверку оказывается отчаяным авантюристом, а потом просто обнаглевшим жадиной. Облик персонажей меняется с каждым диалогом, и будьте уверены, что и ваша честь в глазах вымышленых героев не раз будет меняться в течении игры. Тем более, что всем угодить никак не удастся.
Нельзя отрицать и роль графики в создании игровой атмосферы. Картинка не первейшей свежести, она просто хорошая без всяких плюсов. Нормальные густые леса, в которых можно заблудиться, темные пещеры, лазурное море, в котором нельзя плавать. Пожалуй, одна интересная технология все же есть: движок имитирует подстройку резкости зрения. Во время диалогов резкость настроена на персонажа, который говорит, а прочие объекты размыты, не в фокусе. Размытость делает картинку более цельной, маскирует мелкие неточности, но при этом игрок не чувствует себя близоруким. Привычные скрипты "живого мира" снова в строю, и не каждый игрок заметит, в чем они стали лучше. Дело в том, что персонажи теперь сами решают, чем заняться в зависимости от обстоятельств. Хотите почитать любимую книгу алхимика - не вопрос, он пока что подметет пол. Оторвали гражданина от разговора - его собеседник не будет стоять рядом, как столб, а пойдет по другим делам. Скрипты не так строги, но и беспорядочностью в духе Oblivion тут не пахнет. К тому же на месте привычное "Убери оружие!" "Убирайся из моего дома!" и "Попробуй только тронуть мои вещи!"
Конечно, кто-то поинтересуется, нет ли нехватки в багах? Лично я ощущаю острую нехватку: ни одного выпадания за все время игры, никаких проваливаний в полигоны, застревания персонажей в углах зданий - просто ничего. Сохраняет мгновенно, загружает секунд за 6. Конечно, кто ищет, тот всегда найдет: у кого-то проблемы со шрифтами, у других почему-то весь мир окутал туман. Но любой технический F.A.Q. расскажет, как решить эти проблемы. Игра в "заплатки" нас не ждет.
Итог: Risen - это ремейк классической Готики 1-2, но усовершенствованый наработками последних лет. Это не только более современная графика. Все в игре стало чуть-чуть лучше: боевка - разнообразней, задания - естественней, персонажи стали умнее, а баланс - точнее. Безусловно, именно такую игру мы ждали от Piranha Bytes.
Напоследок: раз все так хорошо, то нужно и попривередничать. Почему мир такой маленький? Почему так много заимствовано с Готики 1-2? Почему лица у персонажей часто одинаковые? Почему анимация прыжков кривая? Почему не на все стены пожно вскарабкаться? А плавать и нырять почему нельзя?
Не расслабляйтесь, Пираньи, мы хотим больше, лучше, свежее, продуманнее.